Намаз джамаатом обязателен для тех кто живет близко к мечети, но не для тех кто живет далеко...

Намаз джамаатом обязателен для тех кто живет близко к мечети, но не для тех кто живет далеко...

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем: Всевышний Аллах сказал:

Сунна описывает живущих близко к мечети, как тех кто может услышать призыв к намазу через азан. Имеется ввиду, те, кто слышит призыв муаззина (без усилителя) к намазу из мечети, когда нет ветра или звуков мешающих услышать его.

Муслим (653) передал, что Абу Хурайра сказал: «Слепой мужчина пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «О Посланник Аллаха, у меня нет никого чтобы проводить меня в мечеть» и попросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) дать разрешение молится дома и он дал ему это разрешение. Затем, пророк подозвал его обратно и спросил: «Слышишь ли ты азан?» Он ответил: «Да» «Тогда ответь на него».

Ибн Маджа (793) передал от ибн Аббаса, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто услышит призыв к намазу и не ответит на него, то нет у него намаза (т.е. намаз не действителен), кроме тех у кого есть прощение». Оценен как сахих шейхом Албании в Saheeh al-Jaami’, 637.

Ан-Навави сказал в al-Majmoo’, 4/353: Имеется ввиду, призыв муаззина, которые стоит на вершине города и нет звуков и человек слушает. Если человек услышит его, то он обязан (принять участие в намазе), а если он не слышит то не обязан.

Постоянный Комитет спросили: «Если я слышу муазина на расстоянии восьмиста метров, следует ли мне молиться там где я нахожусь или пойти в мечеть?

Они ответили: «Вам следует пойти в мечеть и молиться там, или в другую мечеть в которую вам легче, если можете».

Комитет также был спрошен о мужчине, который живет на восьмом этаже и мечеть находится на расстоянии 500 метров от него. Разрешено ли ему совершить общую молитву вместе с семьей дома?

Они ответили: «Общая молитва в мечети обязательна, поэтому вам следует отправиться в мечеть и молиться там вместе с мусульманами. У вас нет права оставаться дома, если мечеть находиться на таком расстоянии». Fataawa al-Lajnah al-Daa’imah, 8/59.

Шейха ибн Усеймина спросил: «Есть ли определение дистанции между домом и мечетью?»

Он ответил: «В шариате не определена определенная дистанция, и она зависит от урфа или дистанции на которой можно услышать азан без микрофона». As’ilah al-Baab al-Maftooh, question no. 700.

Шейх ибн Баз сказал: «Тот кто может услышать призыв к намазу, совершенные обычным голосом, без усилителя обязан ответить и совершить намаз в мечети из которой был дан азан».

Но для тех кто живет далеко от мечети и не может услышать азан, кроме как посредством микрофона, не обязан приходить в мечеть. Они и те кто с ними могут молиться в отдельном джамаате. Если же они совершат намаз в джамаате в той мечети, призыв из которой они не могут услышать иначе как с микрофоном, то они получать большую награду». Majmoo’ Fataawa al-Shaykh Ibn Baaz , 12/58.

Аллаху известно лучше.

Намаз с женой джамаатом дома

Виду того, что в последнее время, как в социальных сетях, так и в жизни бурно обсуждается вопрос предпочтительности совершения коллективного намаза с женой перед коллективным намазом в мечети, возникла необходимость разъяснить этот момент, чтоб ни у кого не осталось недопонимании этого вопроса

Так как из-за непонимания вопроса люди зачастую склоняются к одной из двух крайностей: ифрат (чрезмерность ) и тафрит (халатность). В шафиитском мазхабе основное мнение в вопросах фикха представляют две книги: «Нихаяту аль-Мухтадж» и «Тухфатуль Мухтадж». Автором первой книги является имам Рамли, второй - имам Ибн Хаджар аль-Хайтами. Поэтому мы будем ссылаться на этих двух имамов. 

Для того, чтоб читателю было удобно и понятно, мы не станем переводить тексты этих книг дословно, но напишем общий смысл. Для этого вопроса есть два ответа: 

1. Если с уходом мужа в мечеть жена остается без коллективного намаза, то есть если дома нет другого человека из числа близких и махрам, который совершил бы с ней намаз коллективно, то в этом случае мужу желательно остаться дома. Предпочтение в этом случае отдается коллективному намазу дома, так как это является помощью в богоугодном деле, в котором муж становится причиной того, что жена получит вознаграждение за коллективный намаз. И вознаграждение за этот намаз приравнивается к совершению его в мечети, и даже больше. 

2. В примечаниях на «Тухфат» Ибн Хаджара имам Ибн Касим аль-Убади пишет, что лучше этого и предпочтительнее пойти сперва в мечеть на коллективный намаз, а затем вернуться домой и совершить намаз с женой коллективно еще раз. И это, как он пишет, лучше чем совершение его или в мечети или дома с женой. 

Тут надо добавить, что если дома у человека находится его сестра и жена, жена и сын, жена и мать, две или несколько жен, то ему лучше научить их совершить намаз коллективно (так как ничего трудного в этого нет), а самому пойти в мечеть. Таково решение шариата в этом вопросе, и просим всех понять и принять этот момент таким, как оно есть. 

И не стоит, имея возможность пойти в мечеть на коллективный намаз, оставаться дома, оправдываясь этим. Решение шариата необходимо принимать, как решение шариата, а не как оправдание для своей лени. Если человек перестанет ходить в мечеть, оправдываясь этим, то вскоре он может вообще перестать совершать намаз дома коллективно, так как его намерение было неправильным. 

Наши праведные предки, ученые выбирали для себя второй метод, так как он является самым безопасным. 

Обязательно ли джамаатом молиться в семье?

Шейх Ибн Баз (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Можно иногда совершать добровольные намазы, такие, как ночное стояние, Духа-намаз, иногда можно совершать сунан-рауатиб (сунны которые после или до обязательных намазов) с джамаатом (в коллективе) со своими домочадцами, детьми, женой и т.д., как это делал Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Он совершил намаз в доме Анаса, с Анасом, и сиротой позади него, и Умм Сулейм, которая стояла позади них. Также он (мир ему и благословение Аллаха) совершил Духа-намаз коллективно (джамаатом) в доме ‘Утбан, когда он посетил его. Можно и так делать.

Однако, если ты пропустил обязательную молитву, т.е. не совершил её джамаатом в мечети, по причине болезни, или по какой-либо другой причине, и вернулся домой, то можешь совершить намаз со своей семьёй, детьми джамаатом. Но при этом необходимо знать, что нельзя оставлять намаз джамаатом в мечети. Ты и твой дети, вы все должны в обязательном порядке совершать намаз в мечети джамаатом. Так как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто услышал призыв на молитву, и не пришёл (совершить её), то не будет для такого намаза, если только у него есть причина…» (Из сайта шейха Ибн База).

Из этой фетвы становится ясно, что мужчины должны совершать обязательную молитву в мечетях с джамаатом. Также, шейх говорит, что человек может совершить намаз, как обязательный, если пропустил его по причине и не совершил в мечети, так и добровольный дома со своими домочадцами джамаатом. Однако, остаётся вопрос, получит ли человек за этот намаз, совершённый дома с домочадцами, дополнительную награду, или нет?

Сообщается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Общая молитва превосходит молитву (человека, совершаемую) им у себя дома или на рынке, в двадцать пять раз, ибо, поистине, если кто-нибудь из вас совершит омовение должным образом, а затем явится в мечеть с единственной целью совершить молитву, то за каждый сделанный им шаг Аллах обязательно станет возвышать его на одну степень и снимать с него одно прегрешение до тех пор, пока он не войдёт в мечеть. А когда (человек) войдёт туда, (будет считаться, что) он занят молитвой всё то время, пока он станет ожидать её начала, и ангелы будут продолжать молить Аллаха помиловать его всё то время, пока он будет оставаться на месте совершения своей молитвы, говоря: “О Аллах, прости его, о Аллах, оказывай ему милость Свою, пока он не осквернится!”». (Аль-Бухари, 477, Муслим и другие). Среди учёных существует разногласие по поводу намаза, не совершаемой в мечети. Так, некоторые сказали, что имеется в виду намаз, совершённый в одиночестве, без джамаата. Другие сказали, что это намаз, совершённый вне мечети с джамаатом или в одиночестве.

Предпочтительным мнением в этом вопросе является первое мнение, а именно, что имеется в виду намаз, совершённый в одиночестве. Поэтому, тот, кто совершит намаз дома джамаатом со своими домочадцами, или гостями, он заслуживает награду джамаата. Однако, это вознаграждение не равно, награде намаза, совершённого джамаатом в мечети.Таким образом, намаз за пределами мечети, совершённый джамаатом, лучше, чем намаз, совершённый в одиночестве.

Так имам Ан-Навави (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Под словами пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Общая молитва превосходит молитву (человека, совершаемую) им у себя дома или на рынке» имеется в виду намаз, совершаемый дома или на рынке в одиночестве. Это и является правильным мнением». («Шарх Сахих Муслим», Ан-Навави). Ведь, в большинстве случаев, человек, не совершивший намаз в мечети, совершает её дома уже один, т.к. остальные должны были уже совершить его джамаатотм.Таким образом, намаз, совершаемый дома с домочадцами джамаатом лучше нежели намаз, совершаемый в одиночестве.

И Аллах более Сведущ!

Расстояние до мечети чтобы джума стало обязательным

Спросили шейха Ибн База: «Является ли обязательным совершение пятничной молитвы, если мы находимся от мечети на расстоянии 35 км., но у нас есть машина?»

Шейх ответил: «Это место далекое, вы не обязаны этим, но если вытерпите трудность и поедете на джуму’а, то заслужите награду. Это далекое место, в котором не слышно призыва, даже если бы призыв был при помощи микрофона. Даже при его помощи не услышали бы. Однако суть (обязательности джуму’а) в призыве обычном голосом.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто услышал призыв и не явился на него, то нет у него молитвы, если только у него не было причины». Поэтому если человек слышит призыв в месте, где азан дается обычным голосом без микрофона, когда утихли голоса и нет препятствий, то он обязан пойти в мечеть. А если он далеко и не слышит азан, даже если и нет микрофонов, то он не обязан идти по причине дальности. Но если, несмотря на трудность передвижения на верховом животном или машине он явится, то это будет лучше».

binbaz

‘Усман ибн Мухаммад передал, что он послал к Са’иду ибн аль-Мусайябу спросить его: «Для кого является обязательным джуму’а?» Он ответил: “Для того, кто слышит азан”. См. ‘Абдур-Раззакъ 3/163.

Дауд ибн Къайс рассказывал, что слышал, как ‘Амра ибн Шу’айба спросили: «С какого места следует являться на джуму’а?» Он ответил: “С расстояния донесения голоса (азана)”. См. ‘Абдур-Раззакъ 3/162.

Сказал ‘Абдуллах, сын имама Ахмада: «Я спросил своего отца: "Для кого обязательна пятничная молитва?"» Он ответил: “Для того, до кого доходит голос (азан)”. И сказал: “А азан доходит на расстоянии фарсаха (три мили)”. См. “аль-Масаиль” 434. (1 миля этот примерно 1750 метров).

“Если люди в городе, жители которой собираются для джуму'а, то она становится обязательной для тех, кто слышит призыв из числа живущих там или находящихся близко к ним”. См. имам Шафии “аль-Умм” 2/381.

Аль-Къуртуби в толковании аята: «Когда призывают на молитву в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха» (аль-Джуму’а 62: 9), сказал: “Эти слова Всевышнего Аллаха конкретизируют обязанностью посещения джуму’а тем, кто находится по близости и слышит призыв.

А что касается того, чей дом находится далеко и не слышит азана, то к нему не относится это обращение (в аяте). И было разногласие относительно того, кто должен являться на пятничную молитву из числа близ находящихся и далеких.

Ибн Умар, Абу Хурайра и Анас говорили, что джуму’а обязательна для того, кто находится в городе на расстоянии шести миль. Раби’а сказал: «Четыре мили». Малик и аль-Лейс сказали: «Три мили». Сказал аш-Шафи’и: «Следует брать в расчет слышание азана»”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 20/470.

Имам Ибн ‘Атыйя сказал в своем тафсире: “Разошлись ученые в отношении расстояния, при котором посещение джуму’а будет обязательным.

Малик сказал: «Это три мили». Сказал Къады Абу Мухаммад (т.е. сам Ибн ‘Атыйя): Т.е. от дома до места азана. Другая группа сказала: «От дома идущего до границ города, в котором есть призыв (к джуму’а)».

Сказали ханафиты: «Обязаны все жители города устремляться к призыву из тех, кто слышит азан или не слышит, даже если расстояние выше трех миль»”. См. “аль-Мухарра аль-уаджиз” 5/308.

Имам Ибн ‘Адиль аль-Ханбали в своем тафсире: “Обязательность устремления на пятничную молитву связана с находящимся по близости и слышащим азан. А что касается того, кто находится далеко и не слышит призыв, то нет на нем обязанности отправляться на джуму’а”. После чего он упомянул различные мнения саляфов, среди которых: “Ибн ‘Амар, Абу Хурайра и Анас говорили: «Джуму’а обязательна для того, кто находится в городе на расстоянии шести миль… Также сообщается от Раби’а, что джуму’а обязательна для того, кто услышав азан и выйдя из дома пешком, застанет молитву”. См. “аль-Любаб фи ‘улюм аль-Китаб” 19/87.

Ибн аль-Мунзира в своей книге "аль-Аусат" назвал главу следующим образом: "Упоминание того, кому является обязательным посещать джуму’а из числа жителей города", после чего сказал: “Обладатели знания разногласили в вопросе того, кому является обязательным посещать джуму’а из числа жителей города и тех, кто за пределами города, кто слышит азан и тех, кто не слышит его”, после чего привел семь мнений саляфов, среди которых: “Группа ученых сказала, что не уаджиб джуму’а, кроме как если человек слышал азан. Это мнение передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, Са’ид ибн аль-Мусайяба, и это говорил Ахмад и Исхакъ”.

После этого он привел те же слова аш-Шафи’и, и сказал: “Но он так же говорил, когда был в Ираке: «Джуму’а обязательна для того, кто слышит призыв, когда его дом расположен так, что он слышит азан»”.

Затем он в седьмом мнении сказал: “Передается, что Раби’а сказал: «Джуму’а обязательна для того, кто услышав азан и выйдя из дома пешком, застанет молитву»”. См. “аль-Аусат” 34-37. То же самое имам Ибн аль-Мунзир говорил и в другой своей книге «аль-Ишраф» 2/90.

Бадруддин аль-‘Айни сказал: “Ибн аль-‘Араби сказал: «Обязательность (джуму’а) для того, кто слышит призыв, это мнение аш-Шафи’и». И сказал: «Связывание устремления к ней с слышанием призыва снимает обязанность с того, кто находится в большом городе, не слыша азана»”. См. “Умдатуль-Къари” 6/286.

Мнение ханафитов о том, что джуму’а обязательной для всех жителей города, независимо от того, слышат они азан или нет, не является однозначным. Этот же известный ханафитский имам - Бадруддин аль-‘Айни сказал, передавая мнение своего мазхаба по данному вопросу: “Абу Юсуф сказал: «Она обязательна для всех жителей местности, включая границы города, поскольку они жители одного города». Мухаммад (ибн Хасан аш-Шайбани) поставил следующее условие: «Слышать призыв для того, чтобы она была обязательной для них (т.е. жителей одного города). И тот, кто слышит азан на джуму’а, тому она становится обязательной». И это то, о чем говорили аш-Шафи’и и Ахмад”. См. “Шарх Сунан Аби Дауд” 6/376.

Говоря о том, что для путника джуму’а не является обязательным, в качестве причины шейх Сыддыкъ Хасан Хан сказал: “Зачастую путник не слышит призыва на джуму'а, а сообщается, что джуму’а обязательна для того, кто слышит призыв, как сказано об этом в хадисе Ибн ‘Амра, приводимого Абу Даудом”. См. “ар-Раудату-ннадия” 1/362.

В многих версиях хадисов, устрашающих тех, кто пренебрегает пятничной молитвой, также идет конкретизация на слышание азана:

От ‘АбдуЛлаха ибн Аби Ауфа (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто слышал призыв на пятничную молитву, но не отвечал на него трижды, его сердце будет запечатано и оно станет сердцем лицемера!» ат-Табарани в “аль-Кабир”. Хафиз аль-‘Иракъи и хафиз Ибн аль-Муляккъин подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Бадр аль-мунир” 4/588, “Найлюль-аутар” 6/221.

От Яхьи ибн Ас’ада ибн Зурары аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто слышал призыв на пятничную молитву, но не отвечал на него трижды, будет записан из числа лицемеров!» Абу Я’ля 7167. Хафиз аль-Бусыри и хафиз Ибн Раджаб подтвердили достоверность хадиса. См. “Фатхуль-Бари” 5/458.

От Ка’ба ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Либо люди, которые слышат призыв (азан) в пятничный день и не идут на молитву прекратят, либо Аллах запечатает сердца их, после чего они непременно окажутся из числа рассеянных!» ат-Табарани в “аль-Кабир”. Хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Маджма’у-ззауаид” 2/194, “Сахих ат-таргъиб” 730.

Шейха ибн Усеймина спросил: «Есть ли определение дистанции между домом и мечетью?»

Он ответил: «В шариате не определена определенная дистанция, и она зависит от урфа или дистанции, на которой можно услышать азан без микрофона». As’ilah al-Baab al-Maftooh, question no. 700. (Тут речь даже не о джума а о коллективном намазе).

Шейх ибн Баз сказал: «Тот, кто может услышать призыв к молитве, совершенные обычным голосом, без усиления обязан ответить и совершить молитву в мечети, из которой был дан призыв».

Но для тех, кто живет далеко от мечети и не может услышать призыв, кроме как посредством микрофона, не обязан приходить в мечеть. Они и те кто с ними могут молиться в отдельном джамаате. Если же они совершат молитву в собрании в той мечети, призыв из которой они не могут услышать иначе как с микрофоном, то они получать большую награду». Majmoo’ Fataawa al-Shaykh Ibn Baaz , 12/58. (Тут речь даже не о джума а о коллективном намазе).

Сказал шейх - мухаддис Мухаммад ибн Али ибн Адам аль-Асьюби, который приведя множество мнений ученых относительно расстояния, на котором становится пятничная молитва обязательной, заключил:

“То, что мне видится сильным мнением – это мнение, что джумуа становится обязательной для того, кто слышит призыв или в состоянии услышать его по причине того, что он внутри города. И на это указывает общие слова Всевышнего Аллаха: «Когда призывают на молитву в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха» (аль-Джуму’а 62: 9).

Также и хадис от Абу Хурайры, который приводят Муслим и др., в котором сказано: «Пришел однажды к пророку (мир ему и благословение Аллаха) слепой и сказал: «О посланник Аллаха, у меня нет поводыря, который водил бы меня к мечети», прося тем самым разрешение молиться дома. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разрешил ему, но когда тот стал уходить, он обратился к нему и спросил: «А ты слышишь призыв к молитве?» Тот ответил: «Да». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тогда отвечай на этот призыв!» Такой же хадис передает и Абу Дауд от Ибн Умм Мактума с хорошим иснадом.

Сказал хафиз аль-‘Иракъи: «Если это было сказано про общие коллективные молитвы, то конкретизировать это пятничной молитвой можно тем более». Что же касается того, кто не слышит призыв из-за большого расстояния или потому что он находится за пределами города, то нет на них обязанности являться на джумуа, потому что они не слышат азана. Напротив, им обязательно совершать пятничную молитву у себя, потому что они из тех, кому является обязательным совершение пятничной молитвы”. См. “Шарх Сунан Насаи” 16/65

Сказал аш-Ширази: “Не является обязательным совершение пятничной молитвы для того, кто проживает в таком месте, где не слышно азана из города или деревни, где проводится пятничная молитва.

И на это указывает то, что передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пятничная молитва обязательна для каждого, кто слышит призыв (азан)».

А слышимость азана принимается в расчет тогда, когда муаззин встанет на краю города, когда голоса будут тихими и ветер спокойным, и станет призывать. И тот, кто слышит его, тому обязательно явиться на пятничную молитву, а кто не слышит, то нет”. См. “аль-Мухаззаб” 1/205.

Поэтому он и поставил условием слышимости, чтобы муаззин был на краю города, так как это касается живущих за его пределами, а не его жителей, тогда муаззин должен был бы быть в центре города или в мечети а не на краю.

Сказал Ан-Навави в аль-Маджму в объяснении вышеприведенного места из книги Аш-Ширази аль-Мухаззаб: "Сказал аш-Шафии и ученые его мазхаба, что если в городе имеются сорок человек в ком есть все условия обязательности джума, джума становится обязательным на всех кто в городе, даже если черты города будет длинной несколько фарсахов, и не зависимо слышат ли они азан или нет. Это является единогласным мнением (вполне возможно, что Ан-Навави имеет ввиду единогласие в мазхабе).

Аш-Шаукани сказал, что автор книги "аль-Бахр" заявил про иджма’, что слышание азана не берется в расчет, а потом сказал, процитировав его: “Да, если этот иджма’ достоверный, то он является доводом на то, что не берется в счет слышание азана тем, кто пребывает в месте, где совершается пятничная молитва”. См. “Найлюль-аутар” 6/235.

Шейх Ибн Усеймин сказал так в аш-Шарх аль-Мумти' (т.5, стр.15): "... Не является обязательным на человеке молитва джума', который живет дальше, чем фарсах от города. И это если он живет за городом, а если он живет в этом же городе, то джума' ему обязательна, даже если между ним и мечетью не один фарсах".

Сказал аш-Шафии: "Не является ясным для меня, что получает грех за оставление джума кто-то, кроме слышащего азан, и более близким является то, что жители города получают грех за оставление джума, даже если город большой". (ат-Тамхид Ибн АбдульБарра т.10, стр. 287, далее в этой книге, там Ибн АбдульБарр привел мнения ранних ученых по этому поводу).

Сказал Ибн Хубейра в аль-Ифсах с.111 в начале главы о молитве джума: "И они единогласны в обязательности молитвы джума на жителях городов. А затем разошлись во мнениях о том, кто живет за городом и слышит азан".

Как известно этот имам приводит в своей книге мнение только четырех имамов.

Сказал Ибн Рушд в Бидаятуль Муджтахид (т.1 стр. 142) разъясняя положение общей молитвы (джамаа): "...Посещение молитвы джума является обязательным для того, кто живет в городе, даже если он не слышал азан, и я не знаю в этом разногласий". И он приводит в своей книге мнения ученых не только четырех мазхабов как это известно. А также он разъяснил вопрос разногласия ученых в обязательности джума на том, кто живет за городом на стр. 165 и привел там мнения Малика о трех милях и другие. То есть он отнес все это не к жителю города.

Привел Аль-Бухари в своем Сахихе: "Глава откуда приходят на джума? И на ком она обязательна? (потом привел аят). Сказал Ата: - Если ты находишься в деревне, где читают джума, и был дан азан на джума, то твоей обязанностью (хакк) является пойти на нее, слышал ты азан или нет..."

Сказал Ибн Раджаб в Фатх аль-Бари: "В этой главе есть два вопроса:

Первый: Что тот, кто находится в деревне, где читают джума и был дан азан на джума, является его обязанностью устремиться на нее и присутствовать на ней, независимо от того слышал он азан или нет, и аль-Бухари привел это от Ата.

И этот человек, который находится в деревне и является из ее жителей, постоянно проживающих в ней, нету разногласия в обязательности идти на джума на нем, независимо от того слышал он азан или нет, и сказал об этом аш-Шафии и Ахмад, и некоторые привели единогласие (иттифак) на это". (т.8, стр.156).

Второй вопрос: - Тот, кто находится за деревней или городом, где проводится джума, является ли обязательным на нем джума с жителями деревни или города или нет? Это вопрос, в котором ученые разногласили. (т.8, стр.157).

Затем он привел все мнения по этому вопросу, также привел слова и мнения ученых, которые приводил Ибн АбдульБарр в ат-Тамхиде в том месте, на которое указано выше.

Ибн Джузий сказал: “Ученые разошлись в отношении места, при котором будет обязательно пойти на джуму’а. Было сказано: «Три мили», и это мнение Малика. Было сказано: «Шесть миль». Было сказано: «Обязательно для всех, кто внутри города». Было сказано: «Для тех, кто слышит азан». Было сказано: «Для того, кто успеет вернуться к семье ночью»”. См. “ат-Тасхиль” 2/446.

Булуг аль-Марам (Шарх Мухаммада ибн Хизама). Глава 12 О пятничном намазе:

Является ли обязательным посещение пятничного намаза всеми, кто находится в местности?

Краткий ответ: Если человек домашний, то обязан, даже если не слышит азан. Если путник: 

1) Если остановился на привал, то должен присоединиться к коллективу города и совершить пятничный намаз. (из-за общих доводов обязательности пятничного намаза).

2) Если собирается вотвот уезжать, то не обязан этого делать. (потому что у него есть уважительная причина)

3) Если остановился (или взял намерение остановиться) в городе более чем

на 4 дня, то идти на пятничный намаз для него обязательно. (потому что он считается домашним в этой местности).

Обязательно ли посещение пятничного намаза тому, кто живет за пределами местности?

Краткий ответ: Если слышит азан, то да.

Довод – Слова Аллаха: «О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали». (62: 9).

Краткие выводы из выше сказанного:

1. Если человек слышит азан из мечети, то он обязан явится на джума (пятничный намаз).

2. Если человек житель города или села или аула, в общим населенного пункта, и он большой, и там есть мечеть в которой проводится джума, но азан не все жители слышат, то тут ученые разногласят одни сказали если он житель этой местности то даже если не слышит азан то должен явится в мечеть на джума, а другие сказали не обязан... Условно говоря если человек живет в Махачкале на окраине города, и не слышит с мечети азан не слышит, то по мнению одних ученых он обязан все равно явится на джума, а по мнению других не обязан.

Правда есть проблема, а что сказать про огромные города, есть город длинной 120 километров как например Волгоград, и допустим мечеть там на одном краю города а человек на другой краю города живет, и естественно не слышит азан если взять мнение первых то он все равно обязан пойти в мечеть на джума так как он житель этого города где проводится джума! Однако 120 километров! Когда многие ученые называют путешествием путь более 80 километров, очевидно тут это слово ученых уже не работает.

3. Если человек живет в населенном пункте, где нет мечети или не проводят джума, а в соседнем населенном пункте проводят джума, но он не слышит азан, то не обязан идти на джума. А если слышит азан, то обязан посетить джума.

4. По расстояниям самое большей из озвученных выше это 6 миль, одна миля это: 1750 метров, то есть = 10 километров.

Из сообщения имама Ахмада понимается что расстояние взято исходя из того на каком расстоянии можно услышать чтение азана:

Сказал ‘Абдуллах, сын имама Ахмада: «Я спросил своего отца: "Для кого обязательна пятничная молитва?"» Он ответил: “Для того, до кого доходит голос (азан)”. И сказал: “А азан доходит на расстоянии фарсаха (три мили)”. См. “аль-Масаиль” 434.

Возможно, другие ученые считали, что на 6 миль (10 км) тоже можно услышать азан в тихую погоду, когда нет шума постороннего.

Тут я верного мнения вам сказать не могу, одно скажу если человек слышит - азан то обязан посетить мечеть для джума.

Под слышанием азана имеется ввиду не азан с микрофоном, а когда человек громким голосом в тихую погоду, где нет шума кричит азан, о чем говорил Ширази, слова его выше приводились.

Так же если вы живете в городе, где есть мечеть, в которой проводят джума но вы живете от нее далеко, так что не слышите азан, но у вас не составит проблем добраться до мечети то чтобы выйти из разногласий ученых лучше посетите джума.

Здесь разбирается вопрос когда и кому обязательно идти на джума, а так если есть возможность, то не нужно упускать пятничный намаз, ибо вы получите за посещение мечети в джума великую награду, и так же не упустите этот великий обряд Ислама.

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “По пятницам люди постоянно приходили на молитву из своих жилищ, а также из ‘ауали (предместья Медины). Они добирались до мечети по пыли, покрывавшей их вместе с потом, и пот выступал на них. Один из них пришел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда он находился у меня, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы только вы купались в этот ваш день!»” аль-Бухари 902.

Пользы и благие плоды совершения намаза в мечети... Но..!

Шейх Мухаммад ибн Салих аль-`Усеймин, да помилует его Аллах:

Взаимная любовь между людьми. Потому что, встреча людей друг с другом и объединение за одним имамом, при выполнении одного поклонения, находясь в одном месте, приводит к сближению сердец и любви.

Знакомство друг с другом. Поэтому мы находим то, что люди, когда видят незнакомого человека в мечети, начинают расспрашивать о нем: «Кто это?», «Кто с нами читал молитву?». Таким образом, и происходит знакомство. В этом есть еще одна польза: ведь тот (незнакомый) человек может оказаться твоим родственником, следовательно, ты должен поддерживать с ним связь по мере своих возможностей; или же он чужестранец или еще кто-то, тогда ты должен выполнить его права.

Явное исповедание одного из обрядов Ислама, даже самого великого обряда, а это – молитва (солят). Ведь если бы люди оставались бы в своих домах, никто бы и не знал что есть такая вещь, как намаз.

Проявление величия мусульман, когда они заходят группами в мечеть все вместе и выходят из нее.

Обучение невежды. Поистине, многие люди узнают о том, что узаконено выполнять во время молитвы, посредством группового намаза. То есть, повторяет за тем, кто стоит рядом или следует за имамом и так далее.

Приучать исламскую общину единению и отсутствию разделения меж собой. Так как это объединение является моделью единства уммы в общем. Потому что, вся община в целом объединилась и собралась вокруг своего правителя и предводителя, подчиняясь ему, для того, чтобы не вступать в разногласия и не разделяться. Этот же совместный намаз, является малым управлением. Все следуют за одним имамом полным следованием, что схоже с общим исламским образцом.

Самоконтроль. Если человек привыкнет следовать за имамом точно и четко: имам сделал такбир и он делает такбир, не опережает имама и не отстает на много, и не (выполняет действа намаза) вместе с ним, а лишь следует за ним, то он приучает себя к самоконтролю и аккуратности.

Напоминание молящимся рядов ангелов, когда они стоят перед Господом, Велик Он и Возвышен. Это добавит им еще большего возвеличивания к Аллаху и любви по отношении к ангелам.

Осознание мусульманами их равенства в поклонении Аллаху. Потому что, в этой мечети собираются самый богатый человек рядом с самым бедным, правитель с рядом с подчиненным, судья рядом с подсудимым, младший рядом со старшим и так далее. И люди понимают, что они равны в поклонении Аллаху. Из-за этого пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал выравнивать ряды, сказав: «Не разъединяйтесь, иначе Аллах разъединит ваши сердца! » (Бухари, Муслим).

Осведомленность о положении бедняков, больных и тех, кто беспечно относится к молитве. Если человек покажется среди людей, а на нем будет ветхая, изношенная одежда и видно будет что он голоден, народ смилостивится над ним и пожалеет его. Потом будут давать ему пожертвования. Точно также, если он перестанет посещать групповой намаз, люди поймут, что он, к примеру, заболел или еще что-то и будут узнавать о нем. Также, если они узнают, что кто-то не ходит на молитву без уважительной причины, свяжутся с ним и сделают наставление.

Основа основ – поклонение Аллаху этим единством и сбором.

Из книги шейха Мухаммада ибн Салиха аль-`Усеймина «Шарх аль-мумти`» 135-137

***

Но! Если в мечети распространена ересь и нововведения. Имам не придерживается сунны и пути праведных предшественников. Ритуалы не угодные Аллаху, а радующие шайтана, то нужно искать другой джамаат или совершать намаз дома с семьёй...

Аллах знающий, да упасёт Он нас от заблуждений и искажений религии!