Запретный месяц аль-Мухаррам 1444х.

Запретный месяц аль-Мухаррам 1444х.

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Хвала Всевышнему Аллаху! Завершился последний, двенадцатый, месяц лунного мусульманского календаря Зуль-Хиджа 1443 года по хиджре, начался первый месяц 1444 года, называемый «аль-Мухаррам».


Мусульманское летоисчисление начинает свой отсчёт с великого события – переселения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) со своими сподвижниками из Мекки в Медину, что по-арабски называется «хиджра». С этого момента началось стремительное распространение Ислама не только в пределах Аравийского полуострова, но и по всему миру. Решение о введении нового календаря принял халиф Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), посоветовавшись с другими сподвижниками. Поэтому мусульманский календарь называется «Хиджри». Как было сказано выше, мусульманский календарь является лунным, поэтому в одни годы он бывает короче солнечного на десять, в другие – на одиннадцать дней, постепенно смещаясь по отношению к солнечному летоисчислению. Количество месяцев так же, как и в солнечном календаре, двенадцать. Вот их названия по порядку:

1. Аль-Мухаррам — араб. المحرم

2. Сафар صفـر

3. Рабии’у ль-авваль ربـيع الأول

4. Рабии’у с-саании ربـيع الـثاني

5. Джумаада ль-ууля جمادى الأولى

6. Джумаада ль-аахыра  جمادى الآخرة

7. Раджаб  رجـب

8. Шаабан شعـبا ن

9. Рамадан رمضا ن

10. Шавваль شوّ ال

11. Зуль-Ка’да  ذو الـقـعـدة

12. Зуль-Хиджа  ذو الحجة

Почему этот месяц назван аль-Мухаррам?

По поводу причины названия месяца аль-Мухаррам (что в переводе с арабского означает «запретный») существует ряд мнений:

1. Месяц назван «аль-Мухаррам»по той причине, что считалось запретным вести вооруженные военные действия в его дни, за исключением обороны от нападения врагов. Это наиболее предпочтительное и правильное мнение.

2. По причине того, что в этот месяц рай стал запретным для Иблиса (сатаны).

3. По причине того, что запрет на совершение грехов в этот месяц становится строже, подобно другим запретным месяцам.

Таким образом, кроме того, что аль-Мухаррам– это первый месяц в году, он также является одним из запретных месяцев, имеющих ряд достоинств, на которые указывают аяты Священного Корана и Пречистая Сунна.

Особая значимость этого месяца:

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, число месяцев у Аллаха двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (Коран, сура 9 «ат-Тауба», 36).

Автор комментариев к Корану имам Аль-Куртуби (да одарит его Аллах своей милостью) по поводу этих аятов сказал: «Всевышний Аллах особо выделил четыре заповедных месяца, запретив проявлять в них несправедливость (хотя несправедливость запрещена в любое время), что указывает на их особую значимость».

Сообщается от Абу Бакры[1] (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Год состоит из двенадцати месяцев, из них четыре являются запретными.Три из них следуют друг за другом: Зуль-Ка’да, Зуль-Хиджа и аль-Мухаррам, а также месяц Раджаб (Мудар), который следует после Джумада и до Шаабана» (аль-Бухари, 4662; Муслим, 1679).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучший пост после Рамадана – это пост в месяце Аллаха аль-Мухаррам»(Муслим, 1163). В этом хадисе аль-Мухаррам назван «месяцем Аллаха», и это указывает на его достоинство.

Также упоминается, что аль-Мухаррам называется «месяцем Аллаха», дабы указать на то, что запрет установлен самим Всевышним, и никто не может и не имеет права изменить это. Во времена джахилии (доисламского периода невежества) язычники самовольно объявили запретным месяц Сафар, а аль-Мухаррам сделали разрешённым. Назвав аль-Мухаррам «месяцем Аллаха», Всевышний указал на то, что только Он один обладает исключительным правом запрещать или разрешать.

По поводу предыдущего хадиса Ибн Касим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «В этом хадисе указывается, что после Рамадана наилучшим месяцем, предназначенным для соблюдения добровольного поста, следует считать месяц аль-Мухаррам. Действительно, добровольные посты в некоторые дни года могут быть лучше отдельных дней месяца аль-Мухаррам, как, например, день Арафат, первые десять дней месяца Зуль-Хиджа. Но добровольный пост в течение всего или большей части месяца аль-Мухаррамявляется лучшим после Рамадана…».

Имам ан-Навави (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Если кто-нибудь задаст вопрос: «Если в хадисе указывается на то, что лучшим постом после Рамадана является пост в месяц аль-Мухаррам, как же тогда объяснить, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) больше всего постился в месяц Шаабан, а не в месяц аль-Мухаррам?» Ответ таков: «Возможно, о достоинстве поста валь-Мухаррам посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было открыто поздно (в последние годы его жизни), и поэтому он не успел много поститься в этот месяц. Или же в жизни пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) возникали различные обстоятельства (поездки, болезнь и т.д.), препятствовавшие ему много поститься в аль-Мухаррам».

Ибн Раджаб (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Существует разногласие среди богословов по поводу того, какой из запретных месяцев является наилучшим. Аль-Хасан аль-Басри и другие ранние ученые сказали, что лучшим из запретных месяцев является аль-Мухаррам. Ряд учёных, живших позднее, также предпочли это мнение. Приводится, что аль-Хасан сказал: «Поистине, Аллах начал год с запретного месяца (аль-Мухаррам) и завершил его также запретным месяцем (Зуль-Хиджа). И после Рамадана нет такого великого месяца в году, как аль-Мухаррам».

Из-за строгой запретности этого месяца раньше он назывался месяцем Аллаха аль-Асамм (в переводе с арабского языка – «глухой» или «закупоренный»). Имам ан-Насаи привел хадис от Абу Зарра (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Я спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Какая часть ночи является наилучшей? И какой месяц является наилучшим?» Посланник Аллаха ответил: «Наилучшей частью ночи является её середина, а наилучшим месяцем – месяц Аллаха, который вы называете аль-Мухаррам».

Из особенностей месяца аль-Мухаррам– то, что в нем присутствует день Ашура, а в соответствии с Сунной этот день рекомендуется проводить в посте. Ашура является десятым днем этого месяца.

Приведём некоторые хадисы, указывающие на достоинство этого дня:

1. Ар-Рубайа бинт Муаввиза (да будет доволен ею Аллах) сказала: «В середине дня Ашура Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправил человека к селениям ансаров со словами: «Кто сегодня не постится, пусть воздерживается от еды и питья до конца дня, а кто постится с утра, пусть продолжает пост». После этого мы постились и велели поститься нашим детям. Мы делали им игрушки из крашеной шерсти, и если кто-то начинал плакать, желая покушать, мы давали ему эту игрушку до тех пор, пока не наступит время разговения» (Аль-Бухари, 1960).

2. Сообщается, что Ибн Аббас сказал:«Пророк прибыл в Медину, и увидел, что иудеи постятся в день Ашура. Он спросил их:«Что это?»Они ответили: «Это великий день! Именно в нем Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и Муса стал поститься в этот день». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я более близок к Мусе, чем вы!»Затем он постился и велел соблюдать этот пост» (Аль-Бухари, 2004).

3. Сообщается, что Ибн Аббаса спросили о посте в день Ашура, на что он ответил:«Мне неизвестно, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в какой-либо день из-за его превосходства над другими днями, кроме этого дня, или в какой-либо месяц из-за его превосходства над другими месяцами, кроме Рамадана» (Муслим, 2718).

4. Сообщается, что Абу Катада (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Кто постится три дня в каждом месяце и в течение Рамадана, тот словно постоянно бывает в посте. За пост в день Арафата я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года и будущего, а за пост в день Ашура я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года» (Муслим, 2803).

Просим Аллаха простить наши грехи, совершённые в прошлом, и просим у Него помощи и содействия в совершении благих дел в будущем.

Подготовлено редакцией сайта «Почему Ислам?»

[1] — Нуфаи ибн аль-Харис. Абу Бакра-это его кунья. Уважаемый читатель! Не путайте его с самым известным и лучшим сподвижником Пророка, صلى الله عليه وسلم, Абу Бакром.

Хвала Аллаху, Господу миров. Он сказал в свой Книге: إِنَّا لَنَنصُرُ رُسُلَنَا وَالَّذِينَ آمَنُوا فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَيَوْمَ يَقُومُ الْأَشْهَادُ

«Воистину, Мы окажем помощь Нашим посланникам и верующим в мирской жизни и в тот день, когда предстанут свидетели» (Коран, 40: 51).

Свидетельствуем, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха, нет у Него сотоварищей, а также свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и Его посланник, которого Он отправил, чтобы он стал милостью для народов и доводом истины для всего человечества. Мир ему и благословение Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.

Дорогие братья и сёстры, будьте богобоязненны и размышляйте над историями, о которых Аллах поведал в своей ясной Книге, о пророках и их сподвижниках, о том, как Он даровал им победу и утвердил их на земле, а врагов их поверг, ниспослав им суровое возмездие.

لَقَدْ كَانَ فِي قَصَصِهِمْ عِبْرَةٌ لِّأُوْلِي الأَلْبَابِ مَا كَانَ حَدِيثًا يُفْتَرَى وَلَكِن تَصْدِيقَ الَّذِي بَيْنَ يَدَيْهِ وَتَفْصِيلَ كُلَّ شَيْءٍ وَهُدًى وَرَحْمَةً لِّقَوْمٍ يُؤْمِنُونَ

«В повествовании о них содержится назидание для обладающих разумом. Это – не вымышленный рассказ, а подтверждение тому, что было до него, разъяснение всякой вещи, верное руководство и милость для верующих людей» (Коран, 12: 111).

Одна из историй, повествование которой мы видим в Книге Аллаха, это история о пророке Мусе (мир ему) и фараоне. Эта история рассказывает нам о том, как истина победила ложь, она затрагивает сердце верующего, побуждая его быть стойким перед лицом врага, каким бы сильным он ни казался, ведь силы лжи никогда не смогут конкурировать с силой истины, ибо истина стоит на прочном фундаменте, а ложь – на зыбкой основе.

أَفَمَنْ أَسَّسَ بُنْيَانَهُ عَلَى تَقْوَى مِنَ اللّهِ وَرِضْوَانٍ خَيْرٌ أَم مَّنْ أَسَّسَ بُنْيَانَهُ عَلَىَ شَفَا جُرُفٍ هَارٍ فَانْهَارَ بِهِ فِي نَارِ جَهَنَّمَ وَاللّهُ لاَ يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ

«Тот ли, кто заложил основание своего строения на страхе перед Аллахом и стремлении к Его довольству, лучше или же тот, кто заложил основание своего строения на самом краю обрыва, готового обвалиться, так что он обвалится вместе с ним в адскую бездну? Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» (Коран, 9: 109).

Несмотря на огромную власть и могущество, которым обладал фараон, он опасался, что истина проявит себя через его оппонентов, коими являлись для него сыны Исраиля. Он делал всё возможное, чтобы ослабить их, убивал мальчиков, оставляя в живых только девочек, боясь рождения Мусы (мир ему), о котором фараон узнал от своих оракулов. Но желание Аллаха остановить невозможно, Его сила непобедима, и Он захотел, чтобы Муса родился в среде сынов Исраиля, спасся от смерти и вырос во дворце самого фараона. Аллах хранил Мусу, окружив его Своей чуткой заботой и божественной силой, пока тот не вырос. Когда Муса возмужал, случилось так, что он убил человека из народа фараона, и, опасаясь мести, бежал в город Мадиан. Там он провёл много лет, там же и женился. Затем Муса вернулся в Египет, и когда он находился в пути, Аллах заговорил с ним, ниспослал ему своё Откровение и поручил ему отправиться к фараону с пророческой миссией. Аллах (Велик Он и Славен) дал Мусе ясные знамения, подтверждающие его правдивость, но фараон проявил упрямство и высокомерно отказался внять призыву пророка. «Он (Муса) показал ему (фараону) величайшее знамение, но тот счел его ложью и ослушался, а потом отвернулся и принялся усердствовать. Он собрал толпу и громко воззвал, и сказал: «Я – ваш Всевышний Господь!»

Фараон утверждал, что Муса волшебник и все его знамения это обыкновенное колдовство, которое он сможет развеять и, тем самым доказать свою правоту. Он созвал всех колдунов своего царства, и в назначенный день колдуны показали своё колдовство, а Муса явил знамения данные ему Аллахом. «Истина подтвердилась, и тщетным оказалось то, что они совершали. Они были повержены там, и вернулись бесславными. И тогда колдуны пали на землю, склонившись. Они сказали: «Мы уверовали в Господа миров, Господа Мусы (Моисея) и Харуна (Аарона)» (Коран, 9: 118-122).

После этого фараон решил действовать путём силы и устрашения, он начал запугивать верующих жестокой расправой. Аллах велел Мусе вместе с верующими покинуть землю Египта и повести их в другую землю. Узнав об этом, фараон собрал свою армию и бросился в погоню за сынами Исраиля, желая уничтожить их всех до единого. Пока фараон был в пути, Муса со своим народом успел подойти к морю. Когда сыны Исраиля стояли на берегу, армия египетского деспота уже приблизилась к ним совсем близко. В тот момент страх обуял последователями Мусы, что же им было делать? Перед их глазами расстилалась морская бездна, а уже совсем рядом подступала армия, встреча с которыми не предвещала ничего хорошего. «Когда две группы людей увидели друг друга, сподвижники Мусы (Моисея) сказали: «Нас непременно настигнут». Он сказал: «О нет! Со мной – мой Господь, и Он укажет мне прямой путь» (Коран, 26: 61-62).

Аллах велел Мусе ударить посохом по воде волнующегося моря, и когда он сделал это, морская пучина разверзлась, образовав сухие проходы, достаточные для того, чтобы весь народ смог без затруднений идти по ним. Муса со своим народом пошли по дну моря без страха и опасений, а вслед за ними в морские проходы вошли воины фараона во главе с ним самим. На тот момент, когда последний из беглецов вышел на сушу, все воины фараона вошли на морское дно, и по велению Аллаха морская бездна сомкнулась над ними, и все они утонули. Так истина одержала победу над ложью. Аллах выполнил своё обещание, оказав помощь своим сторонникам, так сбылось предсказание пророка Мусы (мир ему), которое он открыл своему народу в Египте. «Он сказал: «Быть может, ваш Господь погубит вашего врага и сделает вас их преемниками на земле, а затем посмотрит, как вы будете поступать»(Коран, 7: 129). Так свершилась воля Аллаха:«Мы пожелали оказать милость тем, кто был унижен на земле, сделать их предводителями и наследниками, даровать им власть на земле и показать Фараону, Хаману и их воинам то, чего они остерегались» (Коран, 28: 5-6).

Это великое событие произошло 10-го числа месяца Мухаррам, этот день получил название Ашура. Это особый день, он с древних времён окружён почётом и славой, в этот день пророк Муса (мир ему) соблюдал пост, вознося благодарность Аллаху (Велик Он и Славен) за чудесное избавление. В этот день постился наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) и велел соблюдать пост в день Ашура своим сподвижникам, а также велел поститься ещё один день до или после Ашуры. В сборниках аль-Бухари и Муслима приводится хадис, который передаётся со слов Абдуллы ибн Аббаса (да будет им доволен Аллах), что, прибыв в Медину, Пророк увидел, что иудеи постятся в день Ашура. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Почему вы поститесь в этот день?» Они сказали: «Это знаменательный день. В этот день Аллах спас Мусу и его народ и потопил фараона вместе с его народом, поэтому Муса постился в этот день, выражая свою благодарность». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мы более достойны и ближе к Мусе». Он стал поститься в этот день и велел своим сподвижникам следовать его примеру.

В сборнике хадисов имама Муслима сообщается со слов Абу Катады, что один человек спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха) про пост в день Ашура, на что он сказал: «Я надеюсь, что Аллах простит [человеку за это] грехи всего прошлого года». В начале Пророк (мир ему и благословение Аллаха) соблюдал пост только один день, но в последнем году своей жизни намеревался прибавить к Ашуре ещё один день поста, дабы не уподобляться обладателям Писания. Сообщается, что Абдулла ибн Аббас сказал: «Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) стал поститься в день Ашура и побуждать людей к соблюдению этого поста, сподвижники сказали: «Посланник Аллаха, этот день отмечают иудеи и христиане!» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если настанет следующий год, то, если пожелает Аллах, будем поститься и девятый день (месяца Мухаррам)». Ибн Аббас сказал: «Но Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) умер до наступления следующего года».

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также говорил: «Поститесь в день Ашура и поступайте наперекор иудеям; поститесь также один день до или после Ашуры».

Поэтому является желательным для мусульманина соблюдать пост в день Ашуры и добавить к нему один день поста до или после него, следуя примеру пророков Аллаха, и стремясь получить награду от Него.

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.

Автор: Шейх Салих ибн Фаузан ибн Абдулла Аль-Фаузан «аль-Хутаб аль-минбарийя фи аль-мунасабат аль-асрийя».

Перевод: Абу Ясин Руслан Маликов; Корректор текста: Тамки́н Р.Г.; Каноническая редакция: М. Каримов

whyislam

Мусульманский календарь, которые не все знают

Мы с вами живем в такую эпоху, что парой некоторые Исламские Мусульманские ценности мы перестали замечать. Все мы знаем какое сегодня число, год. месяц. Допустим, сегодня 29 июля 2022 года, мы это знаем. А знаете ли вы, какое сегодня число по лунному календарю?

По лунному календарю, сегодня 30 число месяца Зуль Хиджа 1443 года по хиджре. Ведь, если вы это не знаете - как вы определяете дни Мусульманских праздников?

Конечно в эпоху цивилизация можно узнать из интернета. Я считаю, что и вам надо об этом знать и что не мало важно вы передали это вашим детям.

Пусть Аллаh принесет нам пользу от того, что мы сегодня узнали. Ведь у нас с вами у Мусульман, есть свой календарь. Точкой отсчета календаря мусульман считает Хиджра

Хиджра – в переводе это переселение (переселение) нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословения Аллаха) из Мекки в Ясриб (Медину), которое состоялось в 622 году.

Исламский календарь является лунным, то есть исчисление ведется от фаз луны. Исламский календарь состоит из 12 месяцев. Месяцы состоят из 29 или 30 дней в зависимости от фазы луны. Лунный месяц длится от появления одного молодого месяца до следующего, то есть 29 дней 12 часов 44 минуты 3,8 секунды, поэтому в одних месяцах 29 дней, а в других – 30. Это мы надеюсь поняли. Но вам надо сейчас обратно перемотать назад и послушать еще раз, для закрепления материала. Не всегда понятно с первого раза!

Возвращаясь к первому месяцу Мухаррам - это наш мусульманский новый год. Но у нас не принято его отмечать не коем образом. Из этого вы узнали, сколько месяцев в Исламском календаре и когда у мусульман начинается новый год.

zen.yandex