Наблюдение за полумесяцем в месяце Ша’бан для начала Рамадана...

Наблюдение за полумесяцем в  месяце Ша’бан для начала Рамадана...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Почему нельзя начинать соблюдать уразу в облачный день? 

Потому что запрещено держать сомнительный пост. Подтверждение этому пришло в хадисе ‘Аммара бин Ясира у Абу Дауда и ат-Тирмизи, что посланник Аллаhа сказал: «Кто держал пост в сомневающемся дне, тот ослушался Абу аль-Къасима», т.е. 

Сказал шейх Ибн баз, да помилует его Аллаh:

أما الحساب فلا يعتمد ولا يجوز التعويل عليه وقد نبهنا على هذا غير مرة وكتبنا في هذا مرات كثيرة، وذكر أبو العباس ابن تيمية شيخ الإسلام رحمه الله أن العلماء أجمعوا على أن الحساب لا يعتمد في إثبات الأهلة، وإنما العمدة هو رؤية الهلال أو إكمال العدة

А что касается астрологических расчетов, то нельзя полагаться на них. Мы уже указывали на это много раз, мы много писали об этом. Шейхуль-Ислям Абу аль-‘Аббас Ибн Теймийя, да помилует его Аллаh, упоминал, что ученые единогласны в том, что для обнаружения полумесяца нельзя опираться на них ( т.е. на астрологические расчеты), но надо полагаться на видение полумесяца (на прямую) или же дополнить количество (тридцать дней Шаабана).

Полуму’тазилит Ибн ‘Абидин аль-ханафи тоже сказал:

وقد صرحت أئمة المذاهب الأربعة بأن الصحيح أنه لا عبرة برؤية الهلال نهاراً، وإنما العبرة برؤيته ليلاً وأنه لا عبرة بقول المنجمين

«Все четыре мазhаба сказали открыто, что нет пользы в обнаружении полумесяца днем, надо увидеть его ночью, а также, что нельзя в вопросе установления полумесяца полагаться на звездочетов (астрологов)».

Тоже самое сказал маликитские имамы как Халиль аль-Малики, Ибн Хаджиб аль-Малики и другие. Шафииты говорят тоже самое.

Хафиз ан-Науауи, да помилуете его Аллаh, у в «аль-Маджму» сказал:

فالصواب ما قاله الجمهور، وما سواه فاسد مردود بصريح الأحاديث السابقة

И более правильно то, что сказали большинство ученых. А остальное (противоположное этому) мнению недействительно и отвергнуто очевидными, ранее упомянутыми хадисами.

Сказал къубурит джахмит Ибн Хаджар аль-Хайтами в шархе «Минhадж»:

لا قول منجم أي لا يجب الصوم بقول المنجم وهو من يعتمد منازل القمر وتقدير سيره

Нельзя брать слова звездочета, т.е. не обязательно поститься согласно расчету звездочета. Это тот, кто определяет положение луны и его путь. Тоже самое говорили ханбалитские ученые, как Ибн Къудама, Ибн Теймийя и другие.

Сказал шейхуль-ислям Ибн Теймийя, да помилуете его Аллаh:

ولا ريب أنه ثبت بالسنة الصحيحة واتفاق الصحابة أنه لا يجوز الاعتماد على حساب النجوم

«Нет сомнений в том, что в достоверной сунной и единогласием сподвижников установлено, что нельзя опираться на астрономические расчеты».

Обязательно всем следовать одной стране?

Согласно мазhабу большинства ученых, в том числе Абу Ханифа, Малик и Ахмад, если одна из стран увидела полумесяц, то остальные должны начать/закончить пост Рамадан. Доказательством у них служит вышеприведенный хадис: Если увидели его (полумесяц), то поститесь, если увидели его (на 29 день), разговляйтесь. Они говорят, что текст хадиса общий и охватывает всех мусульман.

Согласно шафиитскому мазhабу не достаточно свидетельство другой страны, так как хадис не является обобщенным, он относиться индивидуально к каждой стране. Имам ан-Навави сказал:

ذا رئي هلال رمضان في بلد، ولم ير في الآخر، فإن تقارب البلدان، فحكمها حكم البلد الواحد، وإن تباعدا، فوجهان. أصحهما: لا يجب الصوم على أهل البلد الآخر

Если в одной стране увидели луну а в другой нет, и эти страны расположены близко (т.е. соседи), то они подобны одной стране (и разговляются или берут пост все). А если они далеки друг от друга, то здесь два мнения, и более правильное: жители другой страны не обязаны поститься (т.е. следовать за другой страной). См. «Рауд» 384/2.

Имам Муслим передал то, что Курейб сообщил Ибн ‘Аббасу о том, что они в Шаме видели полумесяц в пятницу, а Ибн ‘Аббас сказал, что видел в ночь на субботу. Затем Курейб сказал ему: «Разве тебе не достаточно того, что Му’авия видел луну?» Ибн ‘Аббас ответил: «Нет. Так велел нам поступать посланник Аллаhа ﷺ»

Достаточно того, чтоб видел один человек, или обязательно двое?

Здесь тоже два мнения у ученых:

Первое: Достаточно одного заслуживающего доверия. На этом ‘Умар, ‘Али, Ибн ‘Умар, да будет доволен ими Аллаh.

Из имамов на этом мнении Ахмад, Ибн аль-Мубарак и аш-Шафии по более достоверному сообщению от него. Доводом у них служит хадис, переданный имамом Абу Даудом, ат-Тирмизи и ан-Насаи от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллаh, сказавшего (перевод не мой): «Пришел один бедуин к пророку ﷺ и сказал: «Я видел полумесяц». Он ﷺ сказал: «Свидетельствуешь ли ты, что нет никого достойного для поклонения кроме Аллаhа?» тот сказал: «Да». Тогда он ﷺ сказал: «О Биляль! Объяви людям, чтоб завтра начинали молитву».

Абу Дауд передал, что Ибн ‘Умар: Люди увидели луну, затем я сообщил пророку ﷺ о том, что я видел луну, тогда он взял пост и повелел остальным тоже держать пост.

Второе: Обязательно надо два. На этом Малик, аль-Ауза’и и Аль-Лейс бин Са’д. Их довод в том, что ‘Абду-Рахман бин Зейд сказал: Мне сподвижники пророка ﷺ сообщили, что пророк ﷺ сказал: «Держите пост когда увидите полумесяц и разговляйтесь когда уведите его. Если небо облачное, то заверите тридцать дней. Если два заслуживающих доверия засвидетельствовали (о видении полумесяца) то поститесь и разговляйтесь»».

Сказал ‘Усман: «Только от двоих принимается свидетельство». Ибн ‘Умар сказал: Посланник Аллаh ﷺ принимал свидетельство одного на видение полумесяца (в начале Рамадана), а для ифтара (т.е. окончания Рамадана) принимал свидетельство только от двоих.

Хвала Аллаhу Господу миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними.