На российском Кавказе ингуши взбунтовались в защиту своей земли

На российском Кавказе ингуши взбунтовались в защиту своей земли

Соглашение о размежевании границ с соседней Чечней породило небывалое протестное движение в Ингушетии и стало угрожать стабильности региона, пишет спецкор французской Le Monde в Магасе Изабель Мандро.

За уличной молитвой в пятницу 19 октября в Магасе, столице Ингушетии, на российском Кавказе, последовало неслыханное движение. Впервые после прихода к власти Владимира Путина в 2000 году сотни мужчин и женщин оказали сопротивление властям, устроив лагерь на улице и дежуря там днем и ночью, с палатками, столовыми и импровизированными биотуалетами, описывает автор статьи.

Самая маленькая из "республик" Российской Федерации (менее 500 тыс. жителей) пришла в возбуждение 4 октября, когда в местном парламенте глава этого региона с мусульманским большинством Юнус-Бек Евкуров, находящийся на этой должности уже десять лет, объявил о том, что будет утверждено соглашение о новом разграничении границ с соседней Чечней, говорится в статье.

"Мы теряем в точности 38341 гектар, если быть точными", - говорит Изабелла Евлоева. Эта 36-летняя мать семейства с четырьмя детьми, журналистка "Алиф ТВ", мусульманского русскоязычного телеканала, стала пресс-секретарем движения.

"С самого начала наш глава [Евкуров] нас обманывал, - утверждает она, - и это объединило всех ингушей, независимо от их разногласий".

"Эти беспрецедентные митинги объединяют всех граждан, элиты и порой даже силы безопасности. Нет ни одного примера такого рода в России при Путине", - подтверждает Екатерина Сокирянская, директор проекта программы Европы и Азии Международной кризисной группы, эксперт по Северному Кавказу, прибывшая на место.

Редчайший факт: местные полицейские действительно встали на сторону митингующих, мешая бойцам Росгвардии вытеснять их из общественного пространства, отмечает журналистка.

После вступления в силу 16 октября, несмотря ни на что, спорного соглашения, собрания людей приостановились. Но уже возник новый призыв прийти и занять то же пространство 31 октября, под окнами равнодушного местного телевидения. Было объявлено также о съезде ингушей при поддержке диаспоры, и организаторы фронды выражают свою волю обратиться в Европейский суд по правам человека или во Всемирную исламскую лигу, если жалоба, поданная в ингушский Конституционный суд, ни к чему не приведет, отмечает автор статьи.

"4 октября в парламенте было много нарушений, - обвиняет 70-летний Закри Мамилов, независимый депутат. - У нас даже не было времени ознакомиться с документом. Нам его представили в последний момент, на одной странице, в то время как все подробности были в приложениях. Я сам и трое моих коллег проголосовали против, и только 7 или 8 депутатов проголосовали за, но по официальным подсчетам, было 17 голосов за, 3 против и 4 воздержались".

Многие ингуши выступают против претензий Рамзана Кадырова, сурового главы Чечни, который на своих землях заставил оппозицию умолкнуть, говорится в статье. "У него амбиции, как у Наполеона", - сказал Барах Чемурзиев, член оргкомитета протестного движения. "Кадыров намерен создать большую Чечню, он хочет навязать свою волю всему Кавказу", - утверждает историк Нурдин Кодзоев.

"Мы не имеем ничего против наших чеченских братьев, но не хотим жить в мире Кадырова!" - воскликнула Хадижа, преподаватель русского языка на пенсии.

В конце концов Рамзан Кадыров в пятницу вечером после молитвы сам перешел "границу" в военной форме и во главе внушительного кортежа отправился в ингушское село Сурхахи к одному из старейшин. Взбудораженные соцсетями молодые люди устремились на место событий. Напряженное собрание завершилось примирительными словами с одной и другой стороны. Однако тревога не угасла. Сразу же после этого снова стал распространяться призыв на 31 октября, резюмирует Мандро.

Изабель Мандро 

Le Monde

Как Ингуши сохраняют единство

Прошедшие в Пятигорске переговоры между федеральной властью и ингушской делегацией запомнились не только хамством со стороны первой.

Для начала напомним, что переговоры прошли, с одной стороны, между наместником на Кавказе Александром Матовниковым (официальное название должности - полномочный представитель президента в СКФО) и представителем Администрации президента, ответственным за внутреннюю политику Андреем Яриным, с другой стороны, делегацией ингушей, представляющих оргкомитет митинга.

Редакции ГИ стали известны подробности этих переговоров.

Разговор попроще

Как сообщают наши источники, поначалу полпред и гости из Москвы пытались в очередной раз надавить на гостей из Ингушетии. Генеральская манера разговора Матовникова с "дикими туземцами" сразу же не понравилась ингушам, которые сделали замечание полпреду, попросив перестать говорить приказным угрожающим тоном и вести разговор попроще. В противном случае делегаты пригрозили незадерживаться в Пятигорске.

Поняв посыл ингушей, Матовников сменил тон разговора и от угроз перешёл к забалтыванию темы встречи.

Больше дотаций, больше инвестпроектов, борьба с коррупцией - в ход пошли различные популистские обещания и укоры в адрес ингушей, которые вместо наведения порядка и борьбы с коррупцией, майданят из-за государевой земли.

Обратил внимание Матовников и на массовую молитву ингушей по пятницам в Магасе, заявив, что исчезнувшие (на самом деле, украденные) деньги на строительство мечети будут возмещены Москвой, а изъятая городской администрацией земля будет возвращена Муфтияту республики. Тем самым полпред фактически сознался, что в споре между муфтием Ингушетии Исой Хамхоевым и Юнус-беком Евкуровым, в котором обе стороны обвиняли друг друга в хищении средств на строительство джума-мечети в Магасе, грабителем садака для строящейся мечети оказался глава Ингушетии.

Другим пробросом со стороны имперского наместника стала исламская тема. Оказалось, Александра Матовникова беспокоят не только мусульманские неофиты, но и мирное сосуществование ашаритов и приверженцев тариката с представителями салафизма.

Одна из проблем Ингушетии, по мнению смотрящего по Кавказу, это салафитская община Ингушетии, в подавлении которой Матовников предложил свою помощь ингушским делегатам. Это смотрелось особенно комично, если учесть, что в составе оргкомитета есть мусульмане салафитского толка.

Далее Матовников продолжил односторонний торг на религиозную тему, обещая восстановить вещание муфтиятовского радио "Ангушт" и вернуть Муфтияту исключительные права на организацию хаджа для ингушских паломников.

По-видимому, кто-то проинструктировал полпреда о внутренних противоречиях в ингушском обществе (возможно коллеги из Чечни), на которых он и попытался сыграть. Раскол между ингушами на ашаритско-салафитскую тему был бы лучшим подарком для властей. Тем не менее, делегаты вскоре одёрнули полпреда, напомнив ему, что они приехали не за торгом о развитии Ингушетии, а за решением вопроса отмены соглашения Кадырова-Евкурова.

После второго за встречу замечания от ингушской делегации Матовников всё же вернулся к основной теме переговоров, но был уже немногословен. В своей речи Матовников признал, что соглашение было подписано с нарушениями и добавил, что власть со своей стороны вмешиваться в конфликт не будет, порекомендовав решать спор в судебном порядке.

Поняв дальнейшую бесперспективность диалога, ингушская делегация покинула полпредство и вернулась в Ингушетию. На следующий же день, на последние сутки согласованного митинга, оргкомитет заявил о временной приостановке митинга, объявив о проведении нового митинга с 31 октября по 2 ноября включительно. За день до возобновления митинга, на 30 октября запланирован Всемирный съезд ингушского народа, где также будет обсуждаться сложившийся конфликт властей с ингушским народом.

Резюмируя эту встречу, можно сказать, что Центр провёл типичный политический ход: одних стравить, других подкупить, третьих добить. Похоже, в этот раз у них ничего не вышло и дай Аллах, чтобы ряды наших братьев ингушей оказались крепкими.

Выбор муфтия

Очевидно, что сделанные Матовниковым предложения, в первую очередь касаются муфтия Ингушетии Исы Хамхоева. Этот религиозный деятель, имеющий интересную биографию, по-прежнему находится в конфликте с главой Ингушетии Юнус-беком Евкуровым. После начавшегося протеста против утверждения соглашения, муфтий со своими мюридами примкнул к протестующим. Однако даже в такой исключительной ситуации личность муфтия была слишком одиозной в глазах части ингушей.

На третий день протеста, один из старейших и уважаемых представителей ингушского народа, в частности среди ингушских мюридов Кадирийского тариката Ахмед Барахоев попросил своего коллегу Ису Хамхоеву покинуть место митинга, дабы не отворачивать от протеста значительную часть ингушей салафитского толка и просто неравнодушных. Просьбу старейшины муфтий учёл и уже 7 октября муфтий на митинге больше не появлялся.

Многим было понятно, что муфтий присоединился к митингу из-за личных неприязненных отношений к главе Ингушетии и из-за борьбы за власть. Сама мысль, что муфтий может иметь отношение к оргкомитету дискредитировала идею протеста, т.к. означала бы, что нынешний протест - это борьба за власть, а не за отстаивание земель. По этой же причине из повестки митинга вскоре был исключён пункт отставки главы Ингушетии, чтобы не оставлять почву для спекуляций.

Теперь же муфтий Ингушетии похоже выжидает, от него нет заявлений ни в поддержку протестующих, ни в поддержку власти. С одной стороны - Евкуров, с другой - свой же народ, но уже в единстве ашаритов и салафитов.

Примечательно и обращение на чеченском языке муфтия Чечни Салах-хаджиМежиева, опубликованное 18 октября, где помимо отстаивания чести и доброго имени семьи Рамзана Кадырова в ответ на критику из Ингушетии, муфтий вспомнил и о своём коллеге. В своём обращении Межиев отметил, что муфтий Ингушетии Хамхоев проигнорировал его приглашение встретиться (конечно же в Чечне), с которым он хотел обсудить ситуацию в Ингушетии.

Справедливости ради, Хамхоев оказался умнее своего коллеги и некоторых ингушских блогеров. Если бы муфтий Ингушетии, которого в самой республике считали пятой колонной Кадырова, поехал бы в дни протеста в Грозный, он бы окончательно дискредитировал себя в глаза ингушей. Этим игнором и изначальной поддержкой протестующих Хамхоев скорее доказал, что он не зависит от клана Кадырова.

Касаемо салафитской темы, во время митинга случился знаковый случай. Упомянутый выше представитель оргкомитета Ахмед Барахоев известен ранее жёсткой позицией в отношении салафитов. Об этом ему анонимно кто-то напомнил на митинге, передав через посредников записку. Анонимка содержала приблизительно следующее: Если ты не прекратишь выступать, я всем скажу, что ты говорил о ваххабистах.

Данную записку Барахоев зачитал публично, после чего заявил, что раньше действительно в его лексиконе "ваххабист" было ругательным словом и он был худшего мнения о своих соплеменниках салафитского толка.

"Но теперь я вижу, что те, кого я ругал, стоят здесь со мной. Они любят свой народ будучи молодыми, тогда как я полюбил свой народ лишь к старости. Я говорю всем вам, что я отказываюсь от своих слов про них (ваххабистов/салафитов), потому что теперь я вижу, что между нами нет той разницы, о которой я думал" - пересказали в переводе ингушскую речь Хамхоева наши источники.

Показательным был случай и в салафитской среде. Известный ингушский проповедник салафитского толка Хамзат Чумаков выступил в поддержку протеста единожды на второй день митинга, после чего перешёл к риторике "митинги в Исламе запрещены" и что ингушам незачем ссориться с чеченцами из-за земли (на самом деле протестующие и в частности оргкомитет неоднократно на митинге подчёркивали, что чеченцы по-прежнему остаются для них братским народом и их претензии адресованы только к властям - прим. ГИ). Тем более странно это выглядит со стороны человека, который ранее неоднократно критиковал власти своей и соседней республики за проводимую политику.

И если протест в Магасе сделал Юнус-бека Евкурова политическим трупом, то занятая позиция Чумакова похоже лишила его статуса лидера общественного мнения ингушей.

Митинг, начатый 4 октября, действительно можно назвать днём единства ингушского народа. Этот протест стёр то разделение, в которое все эти годы верили сами ингуши. Оказалось, что силовики, работники гос. учреждений, суфии и салафиты, независимо от тейпа, вирда и социального статуса, имеют одну общую ингушскую, мусульманскую идентичность.

Молитвы и дуа полицейских вместе с протестующими показали России и миру кто такие ингуши, а занятая позиция местных силовиков показала, насколько может оказаться бессильной власть, если силовики перестают быть ходячими дубинками против народа.

Проведённый общенациональный джума-намаз 12 октября показал то уникальное единение, о котором не знали даже сами ингуши. Джума, собравшая десятки тысяч молящихся на улицах Магаса (по разным оценкам от 30 до 60 тысяч) проводилась при хутбе муфтиятовского имама Ахмеда Барахоева и при намазе за имамом-салафитом.

АВТОР: ТЕЙМУР ГАДЖИЕВ