Мьянма, китайское "ДНР" и Рохинджа

Мьянма, китайское

На войне, как на войне

В Мьянме война то вспыхивает, то затихает вот уже 60 лет. Мелкая партизанская борьба не прекращается же вообще. Вроде как на данный момент наблюдается хлипкий мир, за исключением ситуации с рохинджа. Но этот мир обманчив и обстановка относительно нестабильная.

Нестабильная она по нашим меркам. В Мьянме это обычная бытовуха. Воевать там только местные могут. На не местных природа действует крайне угнетающе. Биологическая опасность окружающей среды — 100%. Подцепить можно все. Оспа, желтая лихорадка, малярия в порядке вещей. Перед сном надо осматривать постель и одежду на наличие змей, скорпионов, пауков и злобных насекомых. В лес лучше не ходить, воду не пить, местную кухню не пробовать, не справлять нужду на природе. Даже местные, которые знают как там выживать дохнут как мухи. Поэтому туда пришлые и не лезут.

На территории страны есть рудники и шахты, где добываются драгоценные каменья и всякие полезные металлы. Рудники и шахты принадлежат зачастую белым господам, на которых пашут местные управляющие. В белых господ там без крайней нужды не стреляют (англичане за убийство одного своего выжигали целые деревни).

Социальная дифференциация сильная — кто на гелендвагенах ездит, кто насекомых на обед ловит. Едят там все что шевелится. Сказывается голодное прошлое, не до выбора блюд. Разводят крокодилов на убой, сушат как таранку, употребляют в пищу. Говорят, на вкус как гусь. Можно верить (лягушки, ящерицы и змеи вполне съедобные, если грамотно их приготовить).

Полстраны — коммунисты или социалисты. Естественно с местными особенностями в виде племенного национализма и местами с уклоном в буддизм. Штат Ракхайн, где компактно проживают рохинджа, раньше также был оплотом коммунистов. Регулярные перевороты правительств норма, что не мешает оставаться у власти военным. Сейчас административная власть у гражданских, но военные огромную роль в жизни Мьянмы играют. Спецслужбы работают крайне жёстко, зачастую жестоко. О правах человека там и не слыхивали. На периферии в каждом доме маленький арсенал, наследие постоянных войн. Служит для защиты ото всех — от разбойников, от других сел, от солдат.

Армия там довольно приличная, гражданская война шла более 60-ти лет, авиация, тяжёлая артиллерия в наличии (не зря там долго военная хунта рулила). Те, кто против, ходят лесом. Местным приходится отбиваться ото всех своими силами. У всех в деревнях есть оружие. Группировок хватает — это хунта, красные кхмеры, жёлтые повязки, племенные организации каренов, шанов, качинов, рохинджа. Одни просто воюют, другие сепаратисты, эти за коммунизм, те демократы, а ещё шахтеры рудокопы. Они просто любят пострелять.

«Золотой треугольник» и буддист против буддиста

О законах, в любом нашем понимании, там за пределами городов и не слыхивали. Во внутриплеменные разборки на периферии страны и в лесах полиция и армия старается не лезть, да и возможности в этом плане у правительства ограничены. По границам и лесам там десятилетиями орудуют банды по несколько сотен человек, ставящие мины, ловушки, отстреливающие всех, кто им не нравится, а заодно торгующие наркотой и всем, чем только можно. Мьянма по производству наркоты на втором месте в мире после Афганистана и является частью «Золотого треугольника». Сейчас производство наркотиков уменьшилось, но денег всё ещё хватает как на содержание полукриминальных повстанческих групп, так и на взятки чиновникам за «решение вопросов».

На дорогах могут обстреливать лесные разбойники, но там все значимые люди передвигаются на бронекрузерах, а незначимых никто толком не считает. Стычки в лесу идут постоянно, иногда происходят масштабные вспышки насилия. Буддисты там запросто мочат буддистов из других племен, а также каренов, большинство из которых христиане. Карены отвечали им тем же, но сейчас вроде шаткое перемирие.

На севере, в районе компактного проживания мандариноязычного населения, Китай намутил своё ДНР. Армия их регулярно бомбит и обстреливает, иногда попадая на территорию собственно Китая. Но Пекин на это особо не реагирует. Дело в том, что в Мьянме есть углеводороды (особенно газ), в которых так нуждается экономика Китая и есть труба, исправно поставляющая всё необходимое в КНР. Также Мьянма является частью морского шёлкового пути. Поэтому используется ДНР, как средство давления на центральное правительство. Нельзя сказать, что там сидит китайский наместник и всё определяет, потому что даже со своими у Китая на бирманской границе не всё просто. Сепаратистские настроения уже по отношению к Китаю. Люди как таковые там ничего не решают.

Какое-то массовое переселение туда с территории Кавказа (например) для оказания помощи рохинджа едва ли возможно в принципе. Именно из-за особенностей климата. Англичане ранее завоевывали Бирму, но завоевали её они руками сипаев — индийских наёмников. Англичан там никогда много не было, несколько тысяч на всю страну, и жили они почти исключительно в городах. Из Бангладеш, Малайзии, Индонезии — вот откуда может поступить им помощь. Вряд ли поступит.

«Мировое сообщество» манипулирует общественным мнением

Моё мнение, возможно неправильное, что под громогласные вопли о геноциде рохинджа Америка и её сателлиты решают свои дела в Сирии и Ираке. Почему-то про разбомбленную Ракку их СМИ умалчивают. И это наводит на мысли, что рохинджа, чьи беды на самом деле велики, просто используются для банального отвлечения внимания общественности от преступлений самого Запада. А заодно поторговаться лишний раз с Китаем за газовую трубу и торговый путь.

Не верю в эту внезапную вспышку гуманизма Запада по отношению к мусульманам где-то на краю юго-восточной Азии. Потом, когда рохинджа станут не нужны, освещение их в СМИ прекратится также внезапно, как оно и появилось. Пока они снова не понадобятся.

Что-то сейчас про рохинджа ничего не слышно, как будто их и не было никогда. Что и следовало доказать. Захотели владельцы — СМИ переключили внимания на одно (и отвлекли от другого), захотели выключили эту повестку и — перешли на третье. Так и делают людей зависимыми активистами, которые реагируют на какую-то информацию как по щелчку пальцев.

Так действительно ли в Бирме целенаправленно убивают мусульман за их религию или же это массовые убийства какого то конкретного племени или же за какие-то территории?

Рохинджа страдают за всё вместе. И за земли, и за иное происхождение, и за религию. Образ внутреннего врага из них слепили, обвинили во всех бедах. Хотя сами рохинджа вроде как суфисты-деобандцы и асабийя среди них самих процветает. А вообще буддисты сами себя напугали якобы имеющейся мусульманской угрозой (на самом деле, большинство местных мусульман почти не отличаются образом жизни от буддистов). Это привело к радикализации буддистов. Их идеолог Ашин Виратху даже разработал что-то вроде буддистского принципа дружбы и непричастности по отношению к мусульманам.

И в целом, радикальные буддисты хотят изгнать Ислам (даже в таком конформистском виде) с территории Бирмы. У них не получится, конечно, но цель такая. Сами по себе рохинджа сепаратисты, скорее, в большинстве. Во всяком случае, они делали ребрендинг как названия своей организации (с Харакат аль Якин «Движение Веры» на АСРА — «Армию спасения рохинджа Аракайна»), так и ее целей. «Джихадистские» устремления были заменены на националистические, так как к национально-освободительным движениям «мировое сообщество» относится лучше, чем к мусульманским.

Карим Солдатов

poistine