Мы подтверждаем и отрицаем только то, что подтверждают и отрицают Коран и Сунна

Мы подтверждаем и отрицаем только то, что подтверждают и отрицают Коран и Сунна

Приходит в книге " Аль-Иктисаду филь-И'тикад" от имама ‘Абд уль-Гани ибн ‘Абд иль-Уахид аль-Джамма’или:

Сунна велит нам молчать в тех вопросах, что не упомянуты в контекстах Корана и Сунны, и на что не имеется единогласия учёных общины. Утверждения в подобных вопросах не подлежат ни подтверждению, ни отрицанию. Подобно тому, как ничего из этих вопросов не утверждается, кроме как на основании священных контекстов, также ничего из этого и не отрицается, кроме как на основании этих контекстов.

Правило, озвученное автором здесь, является чрезвычайно важным и касается слов и терминов, которые не упоминаются в священных контекстах, не утверждаются в них, но и не отрицаются. В качестве примера на это правило можно привести термин «направление» (джиха), который активно используют нововведенцы против приверженцев Сунны. Когда кто-либо из людей Истины заявляет о том, что Всевышний возвышен над творениями и находится над ними, нововведенцы тут же заявляют: «Вы хотите сказать, что Аллах находится в определенном направлении?» 

Ответом на этот их вопрос является то, что термин «направление» не упоминается ни в Коране, ни в Сунне, не утверждается в них и не отрицается. Что же касается приверженцев Сунны, то они, следуя за священными контекстами и подчиняясь им, также не утверждают этот термин в отношении Всевышнего Аллаха и не отрицают его, но прежде всего задают ответный вопрос: «Что вы подразумеваете под «направлением»?» Этот ответный вопрос необходим потому, что под «направлением» могут подразумеваться два разных смысла. Если под «направлением» подразумевается что-то созданное, как, например, небеса или Трон, то такое «направление», безусловно, отрицается, и Всевышний не находится в таком «направлении». Это потому, что Всевышний отделен от Своих творений, нет в них ничего из сущности Аллаха, и ничто из творений не входит в сущность Аллаха, - одно не перемешивается с другим. Но если под «направлением» подразумевается что-либо несозданное, то, что находится выше созданного бытия, то, безусловно и несомненно, Всевышний Аллах находится над этим миром и отделен от него. 

Поэтому, если под «направлением» подразумевается именно это, то этот смысл, безусловно, утверждается в отношении Всевышнего Аллаха. Это правило является чрезвычайно важным, потому что если приверженец Сунны станет необдуманно отрицать «направление», то нововведенцы могут использовать это против него и заявить, что тот отрицает возвышенность Всевышнего Аллаха. А если приверженец Сунны станет необдуманно утверждать «направление», то нововведенцы, опять-таки, используют это против него и заявят, что он носит идеологию смешения Всевышнего Аллаха с бытием, того, что Всевышний окружён Своими творения и находится в «сотворённом направлении».

Это же правило применяется и относительно многих других слов и терминов, не упоминающихся в священных контекстах, но активно используемых нововведенцами для внесения смуты и вражды в ряды приверженцев Истины.