Мусульманская Умма осталась без брата Гейдара хазрата

Ушел из жизни известный мусульманский интеллектуал Гейдар Джемаль. ИА IslamNews попросило знавших его общественных и религиозных деятелей дать краткую оценку об этом человеке.
Писатель, главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов:
Гейдар был мой друг. Мы с ним встречались раза три-четыре в год. Раньше немножко чаще. Потом реже. Я видел и вижу в нем такого гения, философа с космическим охватом, мистика, который умел оторваться от сегодняшней реальности, такой сложной, такой мучительной, наполненной войнами, противоречиями туда, в лазурь, в те высшие божественные сферы, которые питали его дух. Гейдар был революционером, но это был не революционер баррикад, не революционер заговоров, он был революционером мирозданий.
Он верил, что над миром пронесется очистительная волна, которая будет сметать всю эту чудовищную ростовщическую систему, банковскую реальность, в которой существуют мздоимцы, сребролюбцы, не понимающие законов божественной справедливости. Он чаял революцию, он верил, что народная масса, наполненная религиозными откровениями сметет всю эту мировую бюрократию, которая подобно страшной опухоли уничтожает нашу цивилизацию.
Он был одним из крупнейших личностей сегодняшней России и его уход – моя личная потеря и потеря его друзей. Это потеря России в целом и того сложного, но неизбежного светоносного мировоззрения, которое в России вызревает.
Председатель Духовного правления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов:
Он был известен не только в России, но и практически во всех арабо-мусульманских странах. Я думаю, что он был одним из видных исламских интеллектуалов и его уход – это большая потеря, ведь интеллектуалов сегодня очень мало. Он был одной из ярких звезд интеллектуального ислама, которых так не хватает мусульманам. Им и теперь не будет хватать людей просвещенных, которые разбираются в политике, могут анализировать те или иные события.
Гейдар Джамаль был для нас не просто другом, но и учителем.
Он учил нас размышлять, анализировать, предвидеть некоторые вещи, исходя из тех событий, которые происходят сегодня. Он был наделен особой интуицией и у него это получалось.
Гейдар Джемаль своим примером пробуждал политическую мысль, призывал к единству Уммы. Он неоднократно поднимал палестинскую проблему, давал разные рекомендации по решению этого ключевого для нее вопроса. В частности он предлагал создать единое государство для арабов и евреев, чтобы они жили вместе, как это было до колонизации Палестины англичанами. Ведь без урегулирования палестинской проблемы невозможно решить и другие проблемы исламского мира.Для исламской уммы России это большая потеря.
Президент Центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир» Шамиль Султанов:
Ушел из этой жизни фи сабиль Аллах (с.т.) Гейдар Джемаль – ярчайший мусульманский мыслитель, легендарный российский символ «огненного Ислама угнетенных», бескомпромиссный боец с тотальным социально-культурным и политическим угнетением, пошлым либерализмом, многочисленными капканами материального мира, явными и скрытыми врагами Ислама.
Гейдар Джемаль был одним из редких представителей действительного «Ислама разума» не только в России, но и во всем мире. Его глубочайший интеллектуализм проявлялся не только в его книгах и статьях, но и в его выступлениях, дискуссиях и спорах. Свои принципы и нравственные ценности он отстаивал, не сдаваясь, всю свою сложную, драматическую, но предельно интересную жизнь.
Земной путь Гейдара Джахидовича Джемаля – беспрерывный большой джихад, каждодневная духовная борьба за справедливость, за права угнетенных и униженных, за гордое звание мусульманской личности, борьба против тотальной тирании современного, деградирующего мира условностей и иллюзий.
У Гейдара Джемаля было много врагов – открытых, а еще больше скрытых, в официальных, полуофициальных и оппозиционных структурах. Ну, что ж — величие жизни неординарной личности определяется, в том числе, и многочисленностью и качеством его врагов. Его боялись и ненавидели, писали на него доносы, стремились использовать все, чтобы его уничтожить.
Клокочущая ярость к врагам Ислама сочеталась в Гейдаре Джемале с глубинным, внутренним спокойствием просветленного мастера.
Он не сдавался врагам, потому что не хотел и не мог предать себя, свои исламские идеалы на пути к Аллаху (с.т.)!
Российская умма, весь Исламский мир лишились своего выдающегося мастера, учителя и лидера.
Прощай, брат! Пусть твой путь света продолжается в лучшем мире!
Председатель Ассоциации общественных объединений «Собрание» Мухамед Саляхетдинов:
Гейдар Джемаль – неординарная и неоднозначная личность, с которой мне довелось взаимодействовать еще в далекие 80-ые годы прошлого столетия. Вместе с ним мы участвовали в создании Исламской партии Возрождения СССР, в реализации различных просветительских проектов, а также многократно выезжали на различные международные конференции.
Русскоязычная умма потеряла одного из немногочисленных своих интеллектуалов. Джемаль был генератором многочисленных идей, хотя многие из них выглядели фантастически. У него было много критиков, в том числе публичных, которые порождали острую дискуссию в широких кругах по исламской проблематике.
Его приглашали на первые каналы российских СМИ, где он блистал своей эрудицией и вызывал интерес к исламу у российской интеллигенции. В 1993 году мне довелось помогать ему в организации цикла передач «Ныне» на «Первом канале», где выходили высокоинтеллектуальные репортажи, вызывавшие неподдельный интерес у широкой общественности к исламу. Своим дискурсом он привлек очень многих представителей российской интеллигенции к исламу.
После смерти о человеке положено вспоминать хорошее, что я попытался сделать. Пусть Всевышний простит его ошибки и прегрешения и облагодетельствует раем.
Поистине, все мы принадлежим Аллаху и к Нему возвращение.
Близкий друг председателя Исламского комитета России рассказал подробности о кончине учителя
Сегодня на 70-м году жизни скончался известный общественный деятель, политик и председатель Исламского комитета Гейдар Джемаль. Похороны пройдут в Алма-Ате. Корреспондент «Реального времени» связался с находящимся в Казахстане политологом Русланом Айсиным — близким другом, соратником Джемаля. Наш собеседник рассказал о последней воле выдающегося политика, об интеллектуальной элите из «Южинского кружка» и давлении советской власти.
— Руслан, расскажите для начала, что все-таки произошло с Гейдаром Джахидовичем? Из-за чего он скончался?
— Он долгое время болел. Это было связано с онкологией. В Алма-Ату он приехал на лечение и здесь умер.
— И похороны состоятся там же?
— Он скончался в Алма-Ате. Заранее он решил быть похороненным здесь. Такая была его предсмертная воля. Он долгое время болел, активно скрывал свою болезнь, никому не говорил, не показывал. Но земной срок подошел к концу. Только самые близкие знали об этом. С такой болезнью долго не живут, потому старались найти выходы, лечиться.
— Действительно ли он был для вас учителем?
— Да, я был у него учеником, заместителем во многих делах, в том числе и по Исламскому комитету. Долго время находился рядом с ним, прошел с ним долгий путь своего духовного и интеллектуального становления. Это был человек фундаментальный, большой во всех смыслах, знаком качества и паролем для многих людей разных политических и идеологических взглядов, мусульман, христиан. У него была мощная харизма, он притягивал людей. Человеком был очень принципиальным и честным.
— Правда ли, что его «прессовали» при советской власти?
— Да, в советское время он находился в оппозиции к правящему режиму, был участником так называемого интеллектуального андеграунда — «Южинского кружка». Из него вышла настоящая интеллектуальная элита в 60-70 годы. Затем в 1980-х годах он ушел в политику, начал заниматься общественно-политической деятельностью, издательской деятельностью. Он занимался разными вопросами — международной повесткой дня, внутренней повесткой, вел передачи на Первом канале, было у него много проектов. Этот человек был многогранен.
— Когда будут похороны?
— Завтра в 11 часов.
— Планируется какая-нибудь панихида, прощание с Джемалем?
— Будет мусульманский обряд — джаназа-намаз. Будут местные люди, кто-то прилетает. В Москве планируется провести вечер памяти. Все друзья, знакомые, кто не сможет проститься здесь, смогут принять участие в вечере памяти. Поскольку смерть случилась сегодня, то пока организационный момент (по траурному вечеру в Москве, — прим. ред.) еще не прорабатывался.
— Кто-нибудь из России изъявил желание приехать в Казахстан, чтобы попрощаться с мархумом?
— Родственники, близкие друзья. Пока люди едут, трудно сказать…
— Скажем, Максим Шевченко, который очень уважал Джемаля, приедет?
— К сожалению, он не сможет приехать. У него определенные трудности, семейные обстоятельства, хотя очень хотел. Звонят, выражают соболезнования. Например, муфтий Равиль Гайнутдин и другие люди, которые его знают. Здесь чисто техническая проблема: у нас в Казахстане другие номера телефонов, не все могут дозвониться. Кто может — дозванивается, пишет.
— Почему он пожелал, чтобы похоронили в Алма-Ате?
— Эта была его воля, связанная с тем, что он долгие годы в 1980-х провел в горах в Таджикистане. Он очень любил горы и хотел, чтобы его похоронили рядом. Он не хотел связывать себя с местами, которые, на его взгляд, не соответствовали его пониманию. Он будет похоронен в предгорьях Тянь-Шаня.
Надежда Кеворкова журналистка, специализирующаяся на вопросах Ближнего Востока:
— Это человек, который впервые на русском языке заговорил о… (плачет). Он заставил слышать и уважать ислам. Он сделал так, что мусульмане научились говорить по-русски, научились бороться за свою веру. Он был человеком, конечно, который внушил надежду, и он оставил такое количество трудов, такое количество своих высказываний бесценных, которые позволяют мусульманам дышать…
Расул Тавридяков исламский блогер:
В конце лета мы с ребятами навещали его. Он находился у себя дома в центре Москвы — до того, как совсем не слег. Мне сказали, что он болел, попросили долго его не задерживать, но это было незаметно: он держался бодро, давал наставления. Мы привезли ему плов, фрукты, посидели с ним два часа.
Знаком с ним достаточно долго — с конца 1990—начала 2000-х. Тогда я обучался в Москве. В то время был Исламский комитет и другие организации, где он принимал участие как организатор или приглашенный гость. Он был активным, везде передвигался, везде выступал, его всегда было интересно слушать. На одном из мероприятий — Курбан-байраме или Ураза-байраме — ведущий Мухаммад Карачай его представил так: «Исламская тяжелая артиллерия города Москвы». И он действительно был таким.
Он был человеком очень идейным, аскетом. У него весь дом заставлен книгами, там не увидишь какой-то техники. Я очень этому удивился и спросил: «Неужели вы все это перечитали?» Он скромно ответил, что по возможности читает, повторяет, обращается к книгам. Не многая мусульманская молодежь могла понять глубину его мысли. Он порой говорил довольно сложными для восприятия терминами, поскольку его интеллектуальный уровень во многом превосходил уровень слушателей.
Его идеи ушли на много лет вперед, обогнали ту мысль, которая зарождается в сегодняшние дни. Он опередил свое поколение. К его мыслям мы придем через некоторое время. К сожалению, его многие не понимали, неоднозначно к нему относились. Просто наш уровень не дошел до той степени, которой достиг наш великий учитель.
Тимур Рахматуллин, Лина Саримова
Равшан Темуров: Умма потеряла любимого брата и наставника
С Гейдаром Джемалем мы были почётными гостями на съезде ПИВТ в Душанбе в сентябре 2011 г.
Мусульмане Таджикистана с воодушевлением слушали выступления Гейдара-хазрата. Его речи производят на людей мощный импульс и зажигают своей логикой, и правдивостью.
Прогуливаясь по улочкам Душанбе многие прохожие останавливались узнав Гейдара Джемаля и выражали слова благодарности за его выступления в СМИ. Группа высших российских офицеров пограничных войск ФСБ, расквартированных в Таджикистане, узнав о приезде Гейдара Джемаля попросила пообщаться и сфотографироваться.
В Москве мы вместе с Гейдаром Джемалем участвовали в митингах и съездах. Во время месяца Рамадан разговлялись на ифтарах.
Пусть Аллах простит ему грехи и даст достойное место в Ахирате.