Мусульманская молитва - намаз

Мусульманская молитва - намаз

Хвала Аллаху Господу миров!

Мусульмане часто привязывают принадлежность человека к Исламу совершением или не совершением им намаза. Также, очень часто, многие мусульмане ведут отчет вхождения в Ислам со дня совершения им первой молитвы.

Но насколько обязателен намаз для мусульман? И в чем польза от совершения молитвы?

Общеизвестно, что намаз является одним из столпов Ислама и его своевременное совершение – обязанность каждого мусульманина.

О важности молитвы говорит тот факт, что первым, за что будет спрошен человек в День Суда – это молитва. «Поистине, в День воскресения расчет с рабом Аллаха прежде всего будет произведен за его молитвы, и если они будут хороши, он преуспеет и добьется желаемого, а если окажутся негодными, то он потерпит неудачу и понесет убыток…»

Оставление молитвы является большим грехом. Один из таби'инов (последователей) по имени Шакик бин Абдуллах передал, что сподвижники Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, не считали проявлением неверия отказ ни от какого дела, кроме молитвы.

Говоря же о пользе молитв достаточно привести слова Всевышнего Аллаха в Коране: «Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (Коран. 29:45).

Но тут может возникнуть справедливый вопрос: сегодня количество совершающих намаз велико, но почему же в обществе не уменьшается зло? Более того, почему мы видим людей, чья молитва не удерживает их от совершения больших и малых грехов?

Но, прежде чем отвечать на этот вопрос, давайте зададимся следующим вопросом: как часто мы задумываемся, и задумываемся ли вообще, в слова молитв, которые произносим в намазе? Предлагаю нам вместе рассмотреть этот вопрос.

Каждый из тех, кто совершает молитву, становится лицом в сторону Каабы, очищает свое сознание от посторонних мыслей, и, вознамерившись совершить определенную молитву, возвеличивая своего Господа, произносит «Аллаху акбар» поднимая руки до уровня плеч.

После этого многие читаю молитву «ваджахту», обращаясь к своему создателю со следующими словами: «Ваджахту ваджхия лиллязии фатарас-самааваати валь-ард, ханифам-муслима, ва маа ана миналь мушрикиин… / Уверовав в Единого Аллаха, я обращаю свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю. И я не являюсь многобожником…/

В этой строчке мусульманин подтверждает свою веру в Единого Аллаха, Творца, указывая, что все принадлежит только лишь Единому Богу, у Которого нет сотоварищей.

Инна ссаляятии ва нусукии ва махъяя ва мамаатии лилляяхи раббиль 'аалямиин, ля шариика ляхь, ва би зааликя умирту ва ана миналь-муслимиин». / Поистине, моя молитва, мое жертвоприношение (благочестие), моя жизнь и моя смерть – ради Аллаха, Господа миров, у Которого нет сотоварищей. Именно это мне было велено, и я один из покорных Богу»/.

В этих же словах мусульманин заявляет, что вся его жизнь и смерть, от первого и до последнего вздоха, все его поклонение, все дела, абсолютно все – ради Аллаха, Господа миров. Ведь таково веление Аллаха. И свидетельствуя это, мусульманин заявляет, что он из числа покорившихся Ему…

После этой молитвы, мы прибегаем к помощи Аллаха от наущений шайтана и начинаем читать суру «аль-Фатиха» - являющуюся общением с Господом миров.

От Абу-Хурайры передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, передал слова Всевышнего Аллаха: «Я разделил намаз между Мной и Моим рабом на две части, и Мой раб получит то, что просит». Когда раб говорит: «Хвала Аллаху Господу миров», - Аллах говорит: «Мой раб воздал Мне хвалу». Когда он говорит: «Милостивому, Милосердному», - Аллах говорит: «Мой раб восхвалил Меня». Когда он говорит: «Властелину Дня Судного», - Аллах говорит: «Мой раб восславил Меня». Когда раб говорит: «Тебе Одному мы поклоняемся и Тебя Одного молим о помощи», - Аллах говорит: «Это будет поделено между Мной и Моим рабом, и раб Мой получит то, что попросит». Когда же он говорит: «Наставь нас на прямой путь, путь тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших», - Аллах говорит: «Это – для раба Моего, и раб Мой получит то, что просит».

Эта молитва – Мать Писания, беседа с Богом, в которой мусульманин излагает свои просьбы и чаяния и, по сути, он просит только одного: не дать сбиться с прямого пути, ведущего к довольству Аллаха…

Завершив чтение «аль-Фатихи» мы произносим «Аминь» - да будет так, о Господь миров.

После этого, молящийся читает какую-нибудь суру или аят Корана. Это могут быть аяты восхваляющие Аллаха, или аяты говорящие о Судном Дне, о Рае, Аде, аяты о знамениях Аллаха во всем, что нас окружает, аяты, рассказывающие о прежних народах, о прежних пророках. Но чтобы мы ни прочитали из Корана, все это будет говорить: «О Аллах! Поистине, Ты – наш Господь, а мы – Твои рабы».

После этого, мусульманин совершает поясной поклон, выпрямляется, совершает земные поклоны и во всех этих положениях он восхваляет Своего Создателя и просит у Него помощи и прощения.

Также читается «ташахуд» - молитва, в которой свидетельствуется Единственность Бога и пророчество Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.

После этого, у Аллаха просится благословение на Мухаммада и на его семью, также читаются молитвы-дуа, которым нас научил Посланник Аллаха.

Завершается же молитва «салямом», желая мира и милости Аллаха ангелам и людям.

Таков примерный смысл слов и действий, совершаемых в намазе, по сути являющегося общением человека со своим Господом, как об этом сказал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

Полагаю, что молитва, совершенная именно с таким пониманием приводит к тому, о чем сказал Аллах: «Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (Коран. 29:45). Более того, мусульманин, совершая такую молитву пять раз в день, периодически обновляет свой завет с Богом. Такая молитва дает человеку понимание того, пред кем он предстает и в его сердце не останется места грехам: «…и если они (молитвы) будут хороши, он преуспеет и добьется желаемого…».

Если же молитва совершается небрежно, то она не дает должного эффекта. Таким людям Аллах делает грозное предупреждение: «Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам» (Коран. 107:4-5).

Такие люди должны знать, что молитва, не удерживающая от греховного, не приближает к Богу, а только отдаляет от Него, а в другом хадисе говорится, что у такого человека нет никакой молитвы: «…а если (молитвы) окажутся негодными, то он потерпит неудачу и понесет убыток…».