Мусульмане Болливуда

Мусульмане Болливуда

Мусульмане в Индии составляют заметную часть населения страны. Неудивительно, что и в индийской «Фабрике грез», которую еще называют Болливудом, они оставили свой заметный след.

Болливуд как студия национального кинематографа сформировался в 30-х годах прошлого века и нес на себе отпечаток господствовавшей тогда в индийском обществе идеологии Индийского национального конгресса, боровшегося за независимость страны от англичан и собиравшего под свои знамена всех уроженцев континента независимо от их национальной и религиозной принадлежности.

Одним из отцов-основателей индийского национального кинематографа стал Ходжа Ахмад Аббас, продюсер, сценарист и кинорежиссер, чьи фильмы «Семь индийцев», «Тысяча людей на ложе из камня» стали классикой жанра. По его сценариям сняты такие классические индийские фильмы как «Бродяга», номинированный на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля и «Господин 420».

Среди режиссеров 40-60-х годов также выделяются выходцы из мусульман, такие как Карим Асиф, снявший историческую сагу «Мугал-и-Азам», или Камал Амрохи, снявший кинохит 70-х «Пакеза» и историческую драму «Разия Султан». В числе актеров тех лет следует отметить рекордсмена и долгожителя индийского кино Мухаммада Юсуф Хана, выступавшего под сценическим псевдонимом Дилип Кумар, актрис Наргиз, Мину Кумари (Махжабин Банно), Мадхубалу (Мумтаз Бегум Джехан Беглави), Вахиду Рехман.

В 1952 году Парламент Индии специальным указом запретил «демонстрацию сцен сексуального насилия, больных проказой и половой распущенности» и вся кинопродукция стала проходить обязательную сертификацию. С 70-х годов самым распространенным жанром в индийском кино становится так называемая «масала» – смесь боевика, кинокомедии и мелодрамы, по которому до сих пор и узнают кинопродукцию Болливуда.

Однако и в данной стилистике находилось место высоким материям. Например, в фильме «Амар, Акбар и Энтони», явившимся своеобразной вехой индийского кино 80-х годов прошлого века, показаны взаимоотношения трех братьев, один из которых в результате семейной трагедии стал индуистом, второй – мусульманином, а третий – христианином. Братья, разлученные в детстве, встречаются при драматических обстоятельствах, чтобы сдать кровь для своей матери и таким образом это символизирует идею о национальном единстве страны.

И сейчас среди актеров-выходцев из мусульманской среды насчитывается немало звезд Болливуда. Среди них актеры Шахрух Хан, Салман Хан, Амир Хан, режиссеры – Мансур Хан, Каран Джохар, снявший знаменитый фильм «Меня зовут Кхан» о том, как изменилась жизнь американских мусульман после терактов 11 сентября 2001 года. Джохар был удостоен Filmfare Awards – главной ежегодной кинопремии Индии за достижения в съемке фильмов на языке хинди в трех номинациях и премии Международной академией индийского кино ( International Indian Film Academy Awards или IIFA Awards) – ежегодной награды, вручаемой за художественные и технические профессиональные достижения кинематографистов в фильмах на языке хинди в пяти номинациях.

Говоря о мусульманах в индийском кино, можно упомянуть и тех индийских звезд Болливуда, которые приняли ислам, и таких не мало. Одним из самых заметных является случай с Дхармендрой (Дхарам Сингх Деолом), который стал мусульманином и женился на другой звезде Болливуда – Хеме Малини. Самое интересное, что Малини является последовательницей вайшнавизма, а первая жена Дхармендры - индуистка по вероисповеданию. Сам актер принял ислам, заключил второй брак и официально стал главой двух семей. Индуизм как религия ему этого не позволял.

Мусульманкой под именем Айша Бегум стала и мать актера Сайф Али Хана, актриса Шармила Тагор, вышедшая замуж за Мансура Али Хана. Известная индийская кинозвезда 90-х годов Мамта Кулкарни стала мусульманкой после того как ее муж – Вики Госвами стал мусульманином.

И в наши дни индийское кино обращается к теме жизни приверженцев ислама в Индии, и актеры-мусульмане принимают в этом непосредственное участие. Стоит упомянуть Заиру Васим в роли Инсии Малик в фильме «Тайная суперзвезда», а также Шабану Хан в фильме «Наам Шабана».

Примечательно, что индийское кино, несмотря на общемировые тренды, продолжает придерживаться системы культурных табу и не касается темы межобщинной вражды, стараясь оставаться в рамках «проекта Неру», то есть изображения Индии как общего дома для всех граждан, независимо от их религиозной принадлежности.

Автор: Хасан Насретдинов

ИА IslamNews

Индийские мусульмане глазами Болливуда

В прежние времена Болливуд был более либеральным, способным принимать разнообразие, поэтому многие мусульманские актеры смогли добиться большой славы. Однако в последнее время изображение мусульман в индийском кино стало совершенно стереотипным.

Так болливудский кинорежиссер Абхишек Капур снял фильм «Кедарнатх», историю любви между индуисткой Мукку и Мансуром, мусульманским Питту (носильщик), который перевозит паломников в исторический храм Кедарнатх, расположенный в горах Уттаракханд. Он создал сюжет о красоте и гармонии, которая формирует сущность Индии. Однако лидером правой политической партии это было расценено как средство продвижения «любовного джихада». Политик добивался запрета на фильм, и лента была запрещена в Уттаракханде.

В свою очередь актёра Амира Хана поглотил его следующий большой проект – серия о Махабхарате – масштабном индийском эпосе. Актёр должен сыграть самого Кришну. Этого было достаточно для «правых троллей», чтобы начать действовать в социальных сетях и, не стесняясь, задавать вопрос: «Почему мусульманин должен играть такую значимую роль в древнем эпосе?»

Индийская "Матильда": болливудский блокбастер оскорбил одновременно индусов и мусульман.

Как отмечают индийские журналисты, если бы кинематографисты прошлых лет поддались хаосу раздора, у Болливуда не было бы Юсуфа Хана, чьё экранное имя звучит по-индусски Дилип Кумар. Он сыграл знаковых индуистских персонажей. Не было бы и Мины Кумари в роли «идеальной» Баху индийского экрана, и не позволили бы ей спеть знаменитую песню «Джйоти калаш чалке». И не увидел бы зритель Наргис в роли матери Индии, а ведь эту работу актрисы называют «незабываемой».

Индийское кино было прежде очень органичным, и мусульманские фильмы процветали – как фильмы об эпохе Великих Моголов, так и социальные ленты («Aarzoo», «Gazal», «Yahudi», «Pakeezah»).

А теперь неприятие мусульманского Питту в «Кедарнатх» – это доказательство того, насколько глубоко укоренились антиисламское предубеждение.

Индийские журналисты предлагают с одной стороны, взглянуть на последних мусульманских героев и фильмы на экранах страны и, с другой, выделяют стереотипы в современном кино.

Мусульманин-националист

Индийский мусульманин демонстрирует свой индийский национализм через таких персонажей, как Сехмат Хан (Алия Бхатт в «Раази», 2018), тайный агент, которая даже выйдет замуж за врага, пакистанца, чтобы быть полезным для нации. Мурад Али Мохаммад (Риши Капур в «Мульк», 2018) вынужден доказывать свою невиновность, когда член его семьи примыкает к террористам.

Кто может забыть тренера женского хоккея Кабир Хана (Шах Рух Хан в «Чак де Индия», 2007)? Обвиняемый в сдаче игры вражескому государству Пакистану, бывший тренер по хоккею очищает свое имя, когда приводит свою женскую хоккейную команду к международной славе.

Угнетённый мусульманин

Ярким примером здесь выступает Заира Васим в роли Инсии Малик в фильме «Тайная суперзвезда» (2017). Её героиня стремится к певческой карьере и загружает свои вокальные работы в интернет, скрывая лицо под мусульманским покрывалом – никаб.

Лента «Помада под моей буркой» (2017), посвящённая женской сексуальности, где бурка и помада становятся символами угнетения и бунта соответственно.

А персонаж Таапси Панну в исполнении Шабаны Хан в фильме «Naam Shabana» (2017) преодолевает оскорбительное прошлое и становится способным секретным агентом.

Современный мусульманин

Если Шахид (Радж Куммар в «Шахиде», 2013) может преодолеть путь от экстремиста до адвоката по правам человека, то Ризван Хан (в исполнении Шахрукха Хана в «Меня зовут Хан», 2010), страдающий синдромом Аспергера, идёт по всему миру, распространяя сообщение – «Меня зовут Хан, и я не террорист» после 9/11.

Для психолога Джехангира (Шахрукх Хан в «Дорогой Зиндаги», 2016) религия вряд ли имеет значение.

То же самое с Ализе Ханом и поэтессой Сабой Талияр Хан (Анушка Шарма и Айшвария Рай Баччан в к/ф «Дела сердечные», 2016). Эти современные женщины не извиняются за свой выбор или свою жизнь, даже если это означает оставить своих мужчин – бывшего мужа Сабы Тахира Талияра Хана и бывшего мужа Ализе, DJ Ali (Фавад Хан).

Светский мусульманин

Здесь индийская пресса выделяет королевский роман повелителя Моголов Акбара и принцессы Раджпут Джодхи (Айшвария Рай Баччан и Ритик Рошан в «Джодха и Акбар», 2008). Это историческая драма, основанная на справедливых, но в то же время светских верованиях Акбара Великого.

Это напряжение продолжается в другом историческом фильме, основанном на страстной истории любви Маратхи Пешвы Баджирао и его мусульманской жены Мастани (Ранвир Сингх и Дипика Падуконе в «Баджирао и Мастани», 2015).

В исключительно индийском фильме «Баджрани-муравей» (2015) демонстрируется решимость Мунни (Джереми Реннер) спасти мусульманскую девушку и помочь ей добраться до Пакистана. Связь между людьми двух религий и двух враждующих стран была встречена оглушительным успехом в прокате, а также завоевала множество наград.

Стереотипы

В то время как вышеупомянутые герои пробиваются, чтобы вернуть утраченную славу мусульманских персонажей в фильмах на хинди, стереотипы также набирают обороты. Они выражаются в экранизациях книг, направленных против терроризма в Кашмире («Хайдер», 2014 и «Одержимость», 2016), а также повествующих о преступном мире («Богатей», 2017; «Parkar Haseena», 2017 и «Банды Вассейпура», 2012).

Исламосфера

Дхармендра, Шармила Тагор и другие звёзды Болливуда, принявшие ислам

Дхармендра (урожденный Дхарам Сингх Деол) — один из самых харизматичных актеров Болливуда. Сообщается, что он принял ислам в 44 года, когда женился на Хеме Малини.

Дело в том, что Дхармендра уже был женат и супруга не хотела давать ему развод, чтобы он мог снова жениться в соответствии с Законом об индуистском браке. Поэтому он обратился в ислам и женился на Хеме. С тех пор он содержал две отдельные семьи.

Общество, конечно, критически восприняло его новые отношения, поэтому у актёра не было другого выбора, кроме как изменить свою религию, чтобы узаконить союз с Хемой Малини.

Лауреат правительственной премии Падма Шри, великолепная Шармила Тагор, также приняла ислам. Она влюбилась в игрока в крикет Мансура Али Кхана из Патауди и сменила религию, прежде, чем выйти за него замуж. После чего взяла себе имя Аиша Бегум. У пары родилось трое детей — актер Саиф Али Кхан, ювелирный дизайнер Саба Али Кхн и актриса Соха Али Кхан.

Актриса Амрита Сингх родилась в сикхско-мусульманской семье и исповедовала сикхизм с рождения. В 1983 году Амрита дебютировала в Болливуде с фильмом «Сила любви», после чего выпустила несколько хитов.

В начале 1990-х годов она познакомилась с Саифом Али Кханом и незадолго до свадьбы с ним приняла ислам. К сожалению, через 13 лет супружеской жизни они развелись. Интересно, что нынешняя жена Саифа, актриса Карина Капур Кхан, ислам принимать не стала и осталась верна индуизму.

Индийский кинорежиссер и продюсер Махеш Бхатт, отец Алии Бхатт, принял ислам, чтобы жениться на Сони Раздан, не разводясь со своей первой женой Киран Бхатт. Однако по традициям ислама он не живет и его не исповедует.

Известная актриса 90-х Мамта Кулкарни, сыгравшая в хитах «Лучший игрок» (1995) и «Каран и Арджун» (1995) приняла ислам в 2013 году. Ее возлюбленный Вики Госвами был пойман в аэропорту Саудовской Аравии и осужден на 25 лет, но освободился в начале 2012 года.

Говорят, что срок ему сократили, так как он обратился в ислам. Позже Мамта Кулкарни тоже приняла ислам, чтобы выйти замуж за него замуж. В настоящее время пара живет в Найроби, Кения.

Милая и жизнерадостная актриса из Болливуда, Айеша Такия, приняла ислам, чтобы выйти замуж за своего возлюбленного, ресторатора Фархана Азми. Церемония бракосочетания была типично исламской, также проводился обряд никах. Айеша никогда публично не признавала, что сменила религию, однако различные СМИ утверждают, что это так.

Любовь важнее религии: 9 индийских актёров, женившихся на мусульманках

В такой стране, как Индия, люди десять раз думают, прежде чем связать свою судьбу с представителем другой религии. Однако в Болливуде есть несколько актёров-хинду, которые не раздумывая женились на мусульманках. Любовь для них оказалась важнее.

Наргис была впечатлена храбростью Сунила Датта, когда на съемочной площадке фильма «Мать Индия» вспыхнул пожар, и он ее спас. Выйдя замуж за Сунила, она обратилась в индуизм и сменила имя на Нирмала Датт. Настоящее имя Наргис — Фатима Рашид.

Маньята, настоящее имя которой Дильнаваз Шейх, вошла в жизнь Санджая в 2006 году. Она покорила его сердце, и вскоре они поженились, несмотря на разное религиозное происхождение и колоссальную разницу в возрасте — 19 лет.

Пара познакомилась на съемках фильма «Kalank Ka Tika» и поженилась в 1986 году. Зарина — мусульманка и на шесть лет старше Адитьи, индуса по религии. Однако это никогда не было для них проблемой. Фактически, даже их семьи поддерживали эти отношения, и они до сих пор вместе, несмотря на пережитые разногласия.

Все знают жену Сунила как Ману Шетти. Но на самом деле ее настоящее имя — Мониша Кадри. Он познакомился с ней, когда девушке было всего 17 лет. Мана — мусульманка, а Сунил — индус из южной Индии. В 1991 году после 9 лет знакомства они, наконец, поженились и не так давно отметили 29 лет совместной жизни.

Надира Захир познакомилась с Раджем Баббаром в 1975 году в Национальной школе драмы. На тот момент она уже была состоявшейся актрисой-режиссёром, а он был еще студентом. Их роман, который расцвел во время спектакля «Jasma Odan», перерос в брак всего через 5 месяцев после знакомства.

Несмотря на то, что пара рассталась, когда-то они были примером настоящей любви и преданности. Ритик Рошан женился на дочери Санджая Кхана, Сюзанне, в 2000 году. Спустя 13 лет они развелись, однако остались в хороших отношениях и вместе воспитывают сыновей.

В 2006 году Манодж Баджпаи женился на девушке по имени Неха. Однако ее настоящее имя — Шабана Раза. Так получилось, что в своем первом фильме «Рядом с тобой / Kareeb» (1998) Шабана сыграла роль девушки по имени Неха и с тех пор все стали называть ее этим именем.

Болливудский актер Кунал Кхему женился на младшей сестре Саифа Али Кхана, Сохе, несмотря на то, что происходил из индуистской семьи. При этом хочется добавить, что мать Сохи, актриса Шармила Тагор исповедовала индуизм, но после замужества приняла ислам и стала Айешей Бегум, так как ее супруг был мусульманином.

Родившийся в семье пенджабских браминов, Атул Агнихотри, женился на Альвире Кхан — сестре Салмана Кхана.