Мухаммад представляет человечеству своего брата Иисуса (мир им обоим)...
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
Если ведущие рекламные агентства в Америке и Европе объединятся, чтобы в тесном сотрудничестве, используя все свои человеческие, технические и материальные ресурсы, изобразить фигуру пророка Иисуса (мир ему) и с самой привлекательной стороны показать его человечеству, что на это скажет мировое сообщество? Как отнесется к этому предприятию?
Без сомнения, оно воспримет это как возвышенное беспристрастное начинание и знак глубокой преданности Мессии – словом, охарактеризует его с самой положительной стороны. Это предположение чисто умозрительно, тогда как в этой области есть реальное свершение, которое бесконечно превосходит любые возможные попытки любых рекламных кампаний по охвату и глубине изображения, искренности и убедительности описания, и, конечно, по долговременности воздействия на аудиторию.
Дело в том, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) уже представил миру своего брата, Мессию, Иисуса, сына Марии, обрисовав его образ в самых превосходных высказываниях, и это исторический и религиозный факт огромного гуманистического и этического значения. Причем усилия Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не были политической кампанией, которая всегда грешит недосказанностью и неточностями.
Превосходный образ Иисуса (мир ему)
Представляя своего благородного брата, Пророк ислама (мир ему и благословение Аллаха) следовал безупречному и совершенному методу. Этот метод прослеживается и в тексте Корана, чуждом фальши и не зависимом от времени, и в учении Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), который, как известно, не был ведомый своими собственными прихотями.
Созданный им образ Иисуса (мир ему) живет вне времени, рассказ о нем длится не неделю, месяц или год, а простирается от начала откровения Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), то есть с VI века, до Дня Воскресения. Мессия изображен не в устаревшем документе, который пылится в какой-нибудь библиотеке или музее. Он изображен в живом Коране, который денно и нощно читается в молитвах, изучается в школах и университетах, звучит по радио и телевидению.
А теперь каждый думающий читатель и исследователь имеет право объективно и серьезно поставить под сомнение эти слова, которые можно счесть просто необоснованными заявлениями, и потребовать доказательств. Наш ответ будет таким:
Во-первых, о Мессии говорится в Коране, который рассказывает: О его чудесном рождении: «Она пришла к своим родным, неся его. Они сказали: “О Марьям (Мария)! Ты совершила тяжкий проступок. О сестра Харуна (Аарона)! Твой отец не был скверным человеком, и мать твоя не была блудницей”. Она показала на него, и они сказали: “Как мы можем говорить с младенцем в колыбели?” Он сказал: “Воистину, я – раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком. Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне совершать намаз и раздавать закят, пока я буду жив. Он сделал меня почтительным к моей матери и не сделал меня надменным и несчастным. Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в тот день, когда я буду воскрешен к жизни”» (Коран, 19:27-33).
О его уникальном предназначении: «Вот сказали ангелы: “О Марьям (Мария)! Воистину, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которому – Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии). Он будет почитаем в этом мире и в Последней жизни и будет одним из приближенных”». (Коран, 3:45).
О чудесной природе его пророчества и его миссии: «Аллах скажет: “О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Помни о милости, которую Я оказал тебе и твоей матери. Я поддержал тебя Святым Духом (Джибрилем), благодаря чему ты говорил с людьми в колыбели и будучи взрослым. Я научил тебя Писанию, мудрости, Таурату (Торе) и Инджилу (Евангелию). По Моему соизволению ты лепил изваяния птиц из глины и дул на них, и по Моему соизволению они становились птицами. По Моему соизволению ты исцелял слепого (или лишенного зрения от рождения; или обладающего слабым зрением) и прокаженного, по Моему соизволению ты выводил покойников живыми из могил. Я отвратил от тебя (защитил тебя от) сынов Исраила (Израиля), когда ты явился к ним с ясными знамениями, а неверующие из их числа сказали, что это – всего лишь очевидное колдовство”». (Коран, 5:110).
О том, что ему было явлено Евангелие: «Вслед за ними Мы отправили Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), с подтверждением истинности того, что было прежде ниспослано в Таурате (Торе). Мы даровали ему Инджил (Евангелие), в котором было верное руководство и свет, которое подтверждало то, что было прежде ниспослано в Таурате (Торе). Оно было верным руководством и назиданием для богобоязненных». (Коран, 5:46).
О его послании, приказывающем поклоняться одному Богу: «Я не говорил им ничего, кроме того, что Ты мне велел: “Поклоняйтесь Аллаху, моему Господу и вашему Господу”» (Коран, 5:117).
Его послание также учило людей мудрости и давало им ориентиры для разрешения споров: «Когда Иса (Иисус) явился с ясными знамениями, он сказал: «Я пришел к вам с мудростью и для того, чтобы разъяснить вам часть того, относительно чего вы расходитесь во мнениях. Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне!». (Коран, 43:63).
И доказательства всему этому существуют в Сунне Пророка Мухаммада (его высказываниях и поучениях). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сегодня ночью во сне я увидел себя в Каабе. Вдруг я увидел смуглого человека. Он был как будто самым красивым из смуглых людей, волосы его ниспадали на плечи, он был очень чист и (только) причесан, и с волос его капала вода. Положив руки на плечи двух других людей он совершал обхождение вокруг Священной обители. Я спросил (тех, кто был там) кто это? Они сказали: это Мессия Иса, сын Марйам». (аль-Бухари).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) также описывал своего брата, Иисуса, сына Марии, как человека среднего роста и с румяным лицом, как будто он только что из бани, что означает чистоту и свет, исходивший от него. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Из всех людей я наиболее близок сыну Марии. Что касается пророков, то они подобны братьям от одного отца и разных матерей, и не было пророка между мной и им». (аль-Бухари).
Он также сказал: «Того, кто засвидетельствует, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, что Мухаммад — Его раб и Его посланник, что Иса — раб Аллаха и Его посланник, и Его слово, с которым Он обратился к Марьям и дух от Него, что рай — истина и ад — истина, Аллах введёт того в рай через одну из восьми дверей рая, которую он пожелает». (аль-Бухари).
Известный исламский ученый Ан-Навави прокомментировал это сообщение так: «Это утверждение имеет огромную важность, оно входит в число наиболее исчерпывающих высказываний о вере».
Ученики и последователи Иисуса
В Коране также есть упоминание об учениках и последователях Мессии, который изображен как образец великого милосердия, совершенства и самых высоких духовных качеств, при этом рассказ о Мессии сопровождается рассказом о его благородных и праведных учениках:
«Когда Иса (Иисус) почувствовал их неверие, он сказал: «Кто будет моим помощником на пути к Аллаху?» Апостолы сказали: «Мы – помощники Аллаха. Мы уверовали в Аллаха. Будь же свидетелем того, что мы являемся мусульманами! Господь наш! Мы уверовали в то, что Ты ниспослал, и последовали за посланником. Запиши же нас в число свидетельствующих». (Коран, 3:52-53).
«О вы, которые уверовали! Будьте помощниками Аллаху, подобно тому как спросил у апостолов 'Иса, сын Марйам: "Кто мои помощники на пути к Аллаху?" Апостолы ответили: "Мы — помощники Аллаху"». (Коран, 61:14).
В этом аяте мусульманам предлагают следовать примеру апостолов в поддержке Пророков и приверженности истинному пути. В равной степени апостолы удостоились похвалы Аллаха за то, что они со всей искренностью следовали за Иисусом: «Потом Мы отправили по их следам Наших посланников, и отправили Ису, сына Марьям, и даровали ему Инджил (Евангелие). В сердца тех, которые последовали за ним, Мы вселили сострадание и милосердие…». (Коран, 57:27).
С вышесказанным неразрывно связан тот факт, что Коран защищает всех праведных христиан, которые были непреклонны в своей вере, понесли серьезный ущерб и пострадали, но не отказались от своей религии:
В их числе юноши, укрывшиеся в пещере, в честь которых названа сура Корана. Это были праведные христиане, которые следовали правильным курсом. Коран посвящает им такие строки: «Или же ты решил, что люди пещеры и Ракима были самым удивительным среди Наших знамений? Вот юноши укрылись в пещере и сказали: “Господь наш! Даруй нам от Себя милость и устрой наше дело наилучшим образом”. Мы запечатали их уши в пещере на много лет. Потом Мы разбудили их, чтобы узнать, какая из двух партий точнее подсчитает, какой срок они пробыли там. Мы расскажем тебе их историю правдиво. Это были юноши, которые уверовали в своего Господа, и Мы увеличили их приверженность прямому пути». (Коран, 18:9-13).
Среди них и те, кто был сожжен во рву. Коран упоминает этих христиан и сулит погибель их мучителям: «Да сгинут собравшиеся у рва огненного, поддерживаемого растопкой. Вот они уселись возле него, будучи свидетелями того, что творят с верующими. Они вымещали им только за то, что те уверовали в Аллаха Могущественного, Достохвального, Которому принадлежит власть над небесами и землей. Аллах – Cвидетель всякой вещи! Тем, которые подвергли искушению верующих мужчин и женщин и не раскаялись, уготованы мучения в Геенне, мучения от обжигающего Огня». (Коран, 85:4-10).
Мусульмане почитают Иисуса (мир ему)
Итак, мы привели немало примеров – каждый из которых лишь подкрепляет другой – тому, что ислам рисует совершенный образ Христа (мир ему) и описывает его посланническую миссию, Евангелие и апостолов в самых возвышенных выражениях. Ислам также защищает христиан, показывая сострадание и любовь к гонимым и ненависть к гонителям.
Мы с удовольствием предлагаем эти свидетельства вниманию христиан всего мира. Что к этому добавить? Разве только спросить: Как можно осуждать ислам, если он изображает Христа в таком великолепии? Разве можно осуждать свет за то, что он светит? Почему Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и его религию подвергают осуждениям, если они изображают Христа как возвышенную и достойную личность?
Мусульмане верят, что Христос – пророк и посланник Аллаха. Они любят и почитают его и следуют пути, который он осветил. Если другие не верят в Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) – ибо вера это предмет свободного выбора – пусть они, по крайней мере, уважают его. Подобное уважение не только похвально с нравственной точки зрения, но и стало бы демонстрацией взаимопонимания, ибо разумные люди ценят и уважают тех, кто ценит и уважает дорогих им людей.
Сейчас, как и в прошлом, взаимная нетерпимость и неприязнь между мусульманами и христианами выглядят абсурдом. К ней могут подстрекать лишь узколобые люди, особенно если смотреть на них в свете таких великих личностей, как Мухаммад и Иисус Христос (мир им обоим), и искренних и благородных отношений между ними.
Знают ли христиане, что вера в Мессию, Иисуса, сына Марии, как пророка и посланника является одним из ключевых элементов веры каждого мусульманина? Более того, она даже является условием прочной веры в Пророка Мухаммада в том смысле, что последняя считается неполной, если не подкрепляется верой в Иисуса, сына Марии, как пророка и посланника. Известен ли этот факт христианам?
Многим из них – да, особенно христианам арабского мира, которые говорят по-арабски, потому что их знание арабского позволяет им понять, например, этот аят Корана: «Скажите: "Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам, и что было даровано Мусе и Исе, и что было даровано пророками от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему предаемся"». (Коран, 2:136).
Некоторые христиане знают это, но большинство – нет. Вероятнее всего, что в сочетании с другими факторами это их незнание в значительной степени и определяет их отношение к исламу. Однако незнающий не может указывать тем, кто знает, – скорее, наоборот. Более того, необходимо всегда открыто говорить, что для мусульманина недопустимо не верить в пророческую миссию Иисуса, сына Марии. Нельзя замалчивать это только потому, что некоторые люди враждебны к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха).
В данном контексте возникает вопрос: почему мусульманам не следует прибегать к той же тактике, что и людям, которые принижают Пророка Мухаммада и оскорбляют его? То есть, почему нельзя в ответ ругать, хулить и бесчестить Иисуса, сына Марии? Дело в том, что ислам расценивает это как неверие. Тот, кто так делает, оказывается вне ислама. Для истинного мусульманина нет разницы между осмеянием и хулой на Христа и оскорблением или осмеянием Мухаммада, ибо разница между ними есть лишь для тех, кто не верит во всех пророков и посланников. По сути, такого человека нельзя назвать верующим в Аллаха. Коран говорит: «Воистину, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят различать между Аллахом и Его посланниками и говорят: “Мы веруем в одних и не веруем в других” – и хотят найти путь между этим, являются подлинными неверующими. Мы приготовили для неверующих унизительные мучения. А тех, которые уверовали в Аллаха и Его посланников и не делают различий между любым из них, Он одарит их наградой. Аллах – Прощающий, Милосердный». (Коран, 4:150-152).
Смысл этих аятов в том, что вера во всех пророков без исключений – это фундамент нравственной толерантности. Чем выше способность человека или народа умом, сердцем и душой принять истину во всей ее полноте, тем выше степень их толерантности. Но отдельные люди и народы продолжают обмениваться обвинениями, заявлениями, что терпимы лишь они, а остальные – нет. В большинстве случаев, занимаясь этим, обе стороны просто следуют собственным прихотям и наклонностям из-за отсутствия четких критериев суждений, которые прекратили бы споры и брань.
Так каков же критерий истинности?
Самый лучший и самый точный критерий, по которому можно судить о честности людей, правильности их убеждений, здравомыслии и высоких моральных стандартах – это степень, до которой они умом, сердцем и душой воспринимают всю полноту истины, почитают и любят сторонников истины – везде и всегда. Только на основании этого критерия одного человека можно назвать толерантным, а другого – нетерпимым.
Человек, чьи взгляды достаточно широки, чтобы вместить истину целиком, не затронуты склонностью к избирательности, тот, кто признает всех носителей истины, независимо от того, кто они, - это действительно толерантный человек. Нет необходимости говорить, что тот, кто неспособен на это, является нетерпимым. Поэтому одна из целей и принципов ислама заключается в том, что мусульмане обязаны сердцем, умом и душой воспринимать всю истину, везде и во все времена: «Он узаконил для вас в религии то, что завещал Нуху, что открыли Мы тебе и что завещали Ибрахиму и Мусе, и Исе: "Держите прямо веру и не разделяйтесь в ней!"». (Коран, 42:13).
Пять великих мужей, настоящие лидеры просвещенной мысли, о которых говорится в этом аяте, являются передатчиками несомненной истины. Они жили в разных местах и в разное время, в разных условиях, и имели разные миссии, их жизни охватывают длинный промежуток истории человечества от Ноя и Авраама, Моисея и Иисуса, до эпохи Мухаммада (мир и благословение им всем).
Несмотря на то, что между ними лежат большие временные интервалы, истина, которую они проповедовали и защищали – это одна и та же истина, и приведенный выше аят свидетельствует об этом. Таким образом, «линия истины», если можно так выразиться, неизменна, просто она соединяет различные точки во времени и пространстве. Настоящая приверженность истине и добродетели означает приверженность тем, кто ими обладает (Впрочем, это не подразумевает пренебрежения к происхождению, родине, ибо в исламе приверженность истине не исключает уважение к своим корням).
Хотя мы не видели своими глазами пророков Идриса (Еноха), Ноя, Моисея, Иисуса, его учеников, пророка Элишу, мы любим и чтим их. Почему?
Потому что они были благочестивыми и богобоязненными людьми с благородными сердцами и высокими моральными качествами, а еще потому, что истина и принципы, которые они отстаивали, делают этих великих людей образцами для потомков и стоят того, чтобы мы их придерживались.
Мы любим Иисуса (мир ему) как почитаемого пророка и посланника. Ислам – и в божественном Писании, и в сунне Пророка – восхваляет, почитает и возвеличивает фигуру Иисуса.
Пророк Ислама Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) представил Иисуса человечеству с максимальной любовью, уважением, искренностью и почтительностью. В Коране и сунне Пророка Иисусу, сыну Марии, Мессии, отведено почетное место. И почитание его является одним из неотъемлемых элементов мусульманского вероучения. Мусульманин свидетельствует, что верит в Мессию, Иисуса, сына Марии, как в пророка и посланника. Мусульманин свидетельствует, что любит Иисуса, ибо его возлюбил и избрал сам Господь, потому что он является воплощением милосердия, мира и любви, почтительным сыном и знамением для всех народов и на все времена (мир ему).
Иисус нес в мир многие ценности, заповеди, понятия и нравственные принципы. Своею проповедью он стремился, чтобы эти моральные ценности естественным путем влились в сознание человека, стали его неотъемлемой частью и руководством в социальной жизни.
Одной из главных ценностей, которым он учил людей, было милосердие, которое является главной и самой благородной чертой личности Христа и его послания: «Мы сделаем его знамением для людей и милостью от Нас. Это дело уже решено!» (Коран, 19:21).
И он осознавал свое предназначение, и был чужд любой надменности или гордыне, как противных по своей природе милосердию: «Он сделал меня почтительным к моей матери и не сделал меня надменным и несчастным». (Коран, 19:32).
Библия приводит такие его слова: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; … ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Евангелие от Матфея, 11:28-30).
Вне всяких сомнений, Иисус (мир ему) был защитником мира – и не удивительно, ибо на нем был мир с рождения до воскрешения, как сказано в Коране: «Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в тот день, когда я буду воскрешен к жизни». (Коран, 19:33).
И еще он учил истинной вере: «Мессия сказал: «О сыны Исраила (Израиля)! Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему». Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна». (Коран, 5:72).