Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин о целях и итогах Богословской конференции в Грозном

Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин о целях и итогах Богословской конференции в Грозном

В мусульманской общине России до сих пор отдается эхо прошедшей недавно в Грозном Богословской конференции, принявшей фетву об установлении критериев определения истинного суннитского ислама «Ахлю с-сунна ва ль-джамаа» от «неистинного».

Данный документ был поддержан кавказскими муфтиятами, Центральным ДУМ Талгата Таджутдина и Духовным управлением мусульман Татарстана. Но вызвал критику у Совета муфтиев России, который увидел в нем желание ограничить истинный суннизм только рамками суфийского учения.

Оттого Совет муфтиев России, несмотря на настоятельные рекомендации Администрации президента России, отказался подписывать данный документ, ссылаясь на то, что он не соответствует духовным традициям и запросам мусульман остальных регионов России.

Мнение Совета муфтиев России в интервью нашему порталу OnKavkaz выражал сопредседатель СМР, председатель Духовного управления мусульман Саратовской области Мукаддас Бибарсов. Также, СМР делал по этому поводу официальные заявления.

Другую точку зрения на итоги нашумевшей Грозненской конференции согласился представить председатель Духовного управления мусульман Татарстана, муфтий Камиль Самигуллин, который, как известно, был одним из активных сторонников проведения данного мероприятия.

Кто являлся инициатором Богословской конференции в Грозном и ее итоговых документов?

Если говорить о формальной стороне дела, то инициатором конференции выступило ДУМ Чеченской Республики. Но если говорить по существу, то проведения такой конференции и принятой на ней фетвы добивались, прежде всего, противники истинного ислама.

Они часто обвиняли мусульманских ученых и руководителей духовных управлений мусульман в том, что их позиция, дескать, не имеет четкой формулировки. Они такую формулировку получили.

Кто непосредственно составлял и редактировал тексты итоговых документов?

Сами участники конференции, среди которых было много видных ученых исламского мира и религиозных деятелей нашей страны. Консультации по тексту документов проводились и с ДУМ РТ.

Как в итоге будет правильно называть финальный документ конференции - фетва, декларация, заявление?

Вы, видимо, спрашиваете касательно Фетвы о неотъемлемых признаках отличия истинного Ислама от заблуждений. Также на конференции были принято еще два документа: Итоговое постановление конференции и Обращение участников конференции к руководству страны.

С кем из ведущих научных центров исламского мира был согласован данный документ - Всемирный союз мусульманских учёных и другие подобные союзы и центры?

Они были представлены на самой конференции. Напомню, что в ней приняло участие более 100 крупнейших мусульманских богослов из Сирии, Ливии, Египта, Иордании, Турции, ОАЭ, ЮАР и многих других стран. 

Это и верховный имам Шейхуль-Азхар Ахмад Мухаммад аль-Таййиб, и муфтий Египта доктор Шовки Ибрагим Абдулкерим Моса Аллам, и ректор университета аль-Азхар Ибрагим аль-Худхуд, и муфтий Дамаска Мухаммед Аднан Аль-Афуни, и шейх Саид Фуда из Иордании, и Хабиб Али-Джифри из Саудовской Аравии, и Тауфик аль-Буты из Сирии и многие многие другие.

С чем связана критика этого документа со стороны Совета муфтиев России?

Правильно будет спросить об этом у них самих.

Мусульманская община России в последние годы стала предельно сложной и разнообразной - появилось большое количество образованных мусульман, которые опережают в своём исламском и светском образовании представителей муфтиятов.

Как Вы думаете, как по отношению к ним будут применяться жёсткие критерии итогового документа об определении того, принадлежат ли они к мусульманам-суннитам?

Во-первых, я не совсем согласен с общим посылом вашего вопроса, демонстрирующим определенную долю предвзятости к муфтиятам. В Духовном управлении мусульман Татарстана работают кандидаты и доктора наук, обладатели классических иджаз по разным исламским дисциплинам, Куръан-хафизы, выпускники аль-Азхара и других исламских университетов мира.

Поэтому нам с вами должно быть важно, прежде всего, содействовать единению уммы, а не противопоставлять одних мусульман, работающих в муфтиятах, другим мусульман, там не работающим. Мы – единая умма.

Во-вторых, в фетве не было сказано ничего нового. Что такое истинный ислам, ислам «Ахлю с-сунна ва ль-джамаа», исламский мир знал всегда. Данная фетва стала лишь разъяснением для людей, которые дезориентированы существующим информационным хаосом вокруг ислама.

Она поможет им сориентироваться на пути истины и веры. Ну и, в третьих, разнообразие разнообразию – рознь. У нас в России есть люди, использующие исламскую риторику и выступающие за ДАИШ или, например, считающие, что после Пророка Мухаммада был еще пророк.

Должны ли они проповедовать с минбаров наших мечетей и преподавать в исламских университетах? Сомневаюсь. Поэтому мы и должны отличать истинный ислам от тех идеологий, которые лишь внешне прикрываются им.

Если же оправдывать разнообразие, о котором вы говорите, как некую самоцель, то мы в конечном итоге можем прийти к тому, что у нас появятся мечети для людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, как это имеет место быть в некоторых западных странах.

Не думаю, что и вы согласитесь с подобной перспективой. Поэтому вопрос о том, как провести грань между истинным исламом и заблуждениями, очень актуален. Конференция в Грозном как раз и ответила на этот вопрос.

Кто будет определять в итоге, соответствует ли тот или иной мусульманин критериям суннитского ислама, установленным итоговым документом?

В России любой человек, если он не нарушает закон и не замышляет преступного, может исповедовать любые взгляды и убеждения, в т.ч. и религиозные. Это право дано ему Всевышним и отражено в Конституции нашей страны.

Но если человек собирается занять ответственный пост, то он для себя должен решить: готов ли он соответствовать требованиям той организации, которую вознамерился представлять? Данное правило справедливо ко многим сферам жизни, в т.ч. и религиозной.

Мусульмане Татарстана еще в 1998 году, создавая единое Духовное управление мусульман, решили, что наши имамы должны твердо стоять на суннитских позициях в ее ханафитском изложении, как это было испокон веков в нашем народе.

Уже тогда, т.е. в прошлом веке, данное требование вошло в Устав ДУМ РТ. Если у верующих возникают сомнения, соответствует ли их имам данному требованию, то мы собираем аттестационную комиссию и разбираем этот вопрос.

Но все это касается только официальных имамов и преподавателей Духовного управления мусульман Республики Татарстан. На частных лиц данные требования никак не распространяются. Мы живем в свободной стране.

Какие меры и санкции будут применяться властями к тем мусульманам, которые по данному итоговому документу не будут признаны истинными суннитами?

Вы меня спрашиваете о реакции властей, но я отвечаю только за Духовное управление мусульман Татарстана. Насколько я понимаю, подобная подстановка вопроса в отношении государственных органов не совсем корректна.

Если же говорить об официальных имамах ДУМ РТ и вдруг обнаружится, что кто-то из них обманывал верующих и, пользуясь их доверием, проповедовал им взгляды, не совместимые с принципами суннитского ислама и теми обязательствами, которые он взял на себя, решив стать официальным имамом, то он будет нами смещен с должности.

Вы получали исламское образование в Турции. Но там по отношению к верующим не применяют таких строгих критериев определения истинных суннитов от неистинных.

При этом в Турции огромное количество общин, джамаатов и отдельных мусульман, не согласных с позицией Управления по делам религий Турции.

Почему именно в России понадобилось принятие такого документа?

Турция – не зона моей ответственности. Но могу вам сказать вполне определенно, что там также существуют требования о соответствии официальных имамов канонам суннитского ислама.

То, что Управление по делам религий Турции не вмешивается в частную жизнь людей, на мой взгляд, это правильно. Каких-то религиозных требований к частным лицам не выдвигаем и мы.

Не грозит ли принятие этого документа расколом в среде российских мусульман из-за большого количества несогласных с критериями этого документа?

У нас в Татарстане по поводу принятой фетвы никакого раскола нет. В ней отражены те общеизвестные истины, которых и так придерживалось Духовное управление мусульман Республики Татарстан.

А если вы считаете, что разъяснение сути истинного ислама может вызвать конфликт и несогласие с чьей-то стороны, то, на мой взгляд, проблема не в исламе, а в тех, у кого он вызывает раздражение и кого выводит на чистую воду. К счастью, в российской умме таковых абсолютное меньшинство.

Даниял Исаев

onkavkaz