Муфтий Ризаэтдин Фахретдин: кто такие ваххабиты. Перевод статьи известного богослова Поволжья и Урала

Муфтий Ризаэтдин Фахретдин: кто такие ваххабиты. Перевод статьи известного богослова Поволжья и Урала

Прочитавший заголовок данной статьи, может задать вопрос: “зачем нужно знать, кто такие ваххабиты – разве у нас нет других вещей, заслуживающих внимания?”

Когда один из моих сыновей, учащийся Реального училища, спросил: “отец, кто такие ваххабиты?”, я подумал, что он просит дать пояснения о том, что его не касается. Когда же я узнал, чем вызван был вопрос сына, данная тема привлекла к себе мое внимание.

Как известно, представители других религий много пишут о вероубеждении мусульман, о мнениях, мазхабах и манхаджах. И своим учащимся из числа и взрослых, и детей они по этим вопросам также дают много информации. Поэтому многое из того, о чем не знают воспитывающиеся и обучающиеся долгое время в исламских медресе, очень хорошо понимают даже дети, обучающиеся в их (немусульман, – ред.) школах.

Я спросил у сына, для чего он хочет узнать, кто такие “ваххабиты”. Оказывается, термин «ваххабиты» был упомянут на днях на одном из уроков в связи с какой-то темой, и учитель рассказал о некоторых моментах, связанных с “ваххабитами”. Также мне бросилось в глаза, что в книге, используемой в качестве учебника, о ваххабитском мазхабе было сказано: “секта, не признающая Магомеда”. Услышав об этом, я вынужден был скорректировать некоторые части урока, полученного моем ребенком. На этом основании я представил следующую информацию:

“Ваххабитами” называют людей, следующих за основавшим в начале 12-го столетия в Йемене “Ваххабитский джамаат/общество” шейхом Мухаммадом ибн Абдельваххабом ибн Сулейманом ан-Нежд ат-Тамим аль-Ханбали. Его последователей следовало бы называть “Мухаммадиты” по причине того, что собственное имя этого человека было Мухаммад. Но враги не сочли подходящим назвать их таким благословенным именем и начали называть этих людей по имени отца Мухаммада – то есть Абдульваххаба.

Вышеупомянутый Мухаммад ибн Абдельваххаб родился в 1115 году (по мусульманскому летоисчислению – хиджре, – ред.), прожил долгую жизнь и умер в 1204-м году в возрасте 91 года. После получения образования у себя на Родине (центральной части Аравии – Неджде, – ред.), путешествовал в Басру, Хиджаз (районы Аравийского полуострова), Шам (земли Сирии, Иордании), встречался с великими учеными того времени, получив от многих из них иджазу (свидетельство о праве на обучение знаниям других людей). После этого он вернулся в родные места, в Нежд, где создал течение по очищению Ислама от бидгатов (нововведений) и стал к этому призывать людей. Благодаря его красноречию и необычайной смелости, его учение получило очень широкое распространение. В это время появившийся в Йемене Абдельазиз ибн Сауд счел его учение подходящим для своих политических целей и под (устоявшимся к тому моменту) названием “ваххабиты” завоевал несколько районов. 

В месяце Шаваль 1218-го года (ибн Сауд) взял под контроль Мекку. Какое-то время он сражался с турецкими и египетскими войсками, но потерпел поражение. Несмотря на то, что султан ибн Сауд был взят в плен и отправлен в Стамбул, ваххабизм не был побежден, а, возможно, наоборот распространился во все стороны света. В это время мусульмане Нежда, Бахрейна, Асира и в большинстве своем мусульмане Йемена были ваххабитами. Также говорится о том, что многие люди в Египте и Хиндистане (нынешние Индия и Пакистан, – ред.) также последовали за этим течением. Ваххабизм не был новым течением как (шиитская) секта “бабизма”, а характеризовался стремлением вернуть Ислам к простоте и природному состоянию – к тому, каким Ислам был во времена Пророка и сахабов. Таким образом, в вероубеждении ваххабитов нет ничего, противоречащего вероубеждению салафов, а их мазхаб в фикхе есть мазхаб Ахмада ибн Ханбаля (да будет доволен им Аллаh). Поэтому говорить применительно к ним: “отрицающие Мухаммада (да благословит его Аллаh и приветствует)”, является самой большой ложью и самым большим бухтаном (наветом, – ред). Они, напротив, желают принятия и распространения исламского шариата в чистом виде, проявляют необычайное усердие в совершении деяний в соответствии с переданными от Пророка хадисами. Согласно их словам: ехать к умершим и там просить у Аллаhа удовлетворения своих нужд, давать обеты умершим, резать им жертвенных животных; желать помощи от умерших, выезжать в путешествие специально с целью посещения могил, возводить здания на могилах, делать минареты на мечетях – все это считается запрещенными деяниями. Уровень их (богобоязненности) и основа их пути характеризуется именно этим. Учитывая, что этих актов поклонения не было во времена Пророка, опираясь на некоторые аяты и хадисы в качестве доводов, они совершающих вышеупомянутые запрещенные деяния называли мушриками (поклоняющимися кому то еще, наряду с Аллаhом). Поклоняться кому то, помимо Аллаhа, ошибочно: поскольку лишь один Аллаh удовлетворяет нужды людей, спасает от всех бед и несчастий, господствует над мирами, то просить помощи у кого-либо еще было определено как ширк.

Тем, кто в случае постигшего несчастья говорит: “о, шейх Абделькадыйр!» или «о, мой шейх Мадад!”, а также: “если такое-то мое желание сбудется, то я даю назер (обет) умершему господину Бахаветдину”, ваххабиты дают разъяснение: “Даже когда Абделькадыйр и господин Бахаветдин были еще живы, то не в их власти было даже сдвинуть с места пылинку, а что уж могут сделать их кости! Тот шейх может вообще оказаться одним из отвергнутых Аллаhом. Таким образом, вместо того, чтобы просить у них помощи, искренне душой обратись только к самому Аллаhу, только Его моли о помощи! Врата Милости Аллаhа Субхана уа Та’аля открыты даже для самых грешных людей и Милосердие Его огромно”.

Во-первых, ваххабиты стремятся вернуть прежнюю чистоту, простоту и открытость Ислама, проявляют необычайное усердие на пути распространения знаний Корана и Сунны. Во-вторых, чрезмерно отвергая такие вещи, как обеты, испрошение помощи, поездки для посещения могил, они выводят из Ислама совершающих эти деяния. Принимая во внимание лишь одну из двух вышеупомянутых сторон, одни будут любить их, хвалить их деяния, а вторые – считать их за врагов и ругать их деяния. В действительности, запрещено поспешно называть мусульман заблудшими. Также не из благих деяний называть их кафирами за совершенные по легкомыслию или небрежности деяния. Говорится, что вероубеждение ваххабитов изложено в труде основателя данного течения Мухаммада ибн Абдульваххаба под названием “Китаб ат-Таухид”.

Помимо этого египетская пресса упоминает выход и распространение книг “Тәзкирәту улиләлбәб фи тарикати әшшәех Мөхәммәд ибн Габделваһһаб” и “Тәудиху тәүхиди әлХалләкъ”. В книге “Гаҗәеб әл-әсәр фи әттәраҗуми вә әл-әхбәр” (әл-Җәбәрути, 4 том, стр. 140) передаются слова одного человека из египетской армии, воевавшей против ваххабитов в 1227-1229-м годах по хиджре: “Как мы можем победить ваххабитов? Многие из нас не имеют знаний в религии, и даже имеющие знания не следуют предписаниям Ислама. Мы перевозим с собой сундуки с алкоголем, в наших войсках не слышно азана, читающих намаз людей не видно. А ваххабиты же говорят азан громким голосом; всегда выстраиваются за одним имамом и с полноценным хушугом и худугом (осознавая свою ничтожность перед Величием Аллаhа, с любовью к Аллаhу и с мыслями только о Нем) совершают намаз. О том, что такое “Хауф намаз” (намаз, читаемый во время боевых действий, разделяясь на две группы, пока одна из которых молится, вторая ведет боевые действия, – прим. ред.), нашим войскам неизвестно, а ваххабиты во время боевых действий совершают хауф-намаз. Наши войска смотрят на них с удивлением и не понимая, что они делают”. 

Вывод: ваххабиты – часть Уммы нашего Пророка, они являющиеся нашими единоверцами мусульманами. Но несмотря на это, в вопросах вероубеждения и деяний есть только один путь, за которым можно следовать – это путь султана Пророков Мухаммада ибн Абдуллы аль Хашими аль Курайши аль Мекки аль Медини. Следование его путем или, по крайней мере, стремление следовать – для каждого из нас является обязательным. Если люди хотят, пусть будут ваххабитами. Если хотят, пусть гордятся, хвалятся тем, что они следуют мазхабам аль-Ашари или аль-Матуриди. Истина, правда же – только в Пути, которому нас обучил наш Пророк (мир ему и благословения Аллаха). 

Вот такой была информация, данная мной моему сына. И я решил, что необходимо эту статью опубликовать, выпустить в свет с надеждой, что это поможет исправить мнение тех, кто услышав, про ваххабитов, неправильно понял их путь, либо же прочитав о них только в русскоязычных книгах, подумал, что они вышедшие из Ислама люди. 

Журнал «Әл-Гасыр әл-җәдид». – 1906., № 2., – стр. 91-93.

Ризаэтдин Фахретдин

ИА IslamNews