Можно ли женщине доверять узды правления?

Можно ли женщине доверять узды правления?

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Маликитские, шафиитские, ханбалитские и некоторые ханафитские ученые сказали, что женщина не может занимать посты правления, ни местные, ни тем более общие.

Сказал Всевышний в суре «Женщины»: Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества.

В толковании этого аята имам аль-Куртуби сказал:«Они обеспечивают их и защищают их…Среди мужчин есть руководители, правители и те, кто совершает военные походы, и нет этого среди женщин».

Сказал Ибн Касир в толковании этого аята:«И поэтому пророчество несли только мужчины, а также основное правление и судейство. Это согласно словам пророка ﷺ:«Не преуспеет народ, который назначил женщину руководить их делами».Передал аль-Бухари».

Красноречивый посланник Аллаhа ﷺ сказал:

لن يفلح قوم ولوا أمرهم امرأة Не преуспеет народ, который назначил женщину руководить их делами1

Имам ан-Насаи назвал главу этого хадиса: "Глава о запрете поручения правления женщине".

Сказал имам Мухаммад ас-Сан’ани:«В этом (хадисе) доказательство на то, что женщина не является из числа управляющих. Не дозволяется ее народу поручать ей правления».

Имам аш-Шаукани в «Нейль» сказал:«В этом хадисе довод на то, что женщина не из числа тех, кто может занимать власть, и не дозволено людям избирать ее правителем, ибо избегать такого деяния, которое лишено успеха, является обязательным».

Сказал имам аль-Багъауи:«Ученые единогласны, что женщина не может быть ни имамом, ни судьей, так как имам должен руководить боевыми делами, управлять делами мусульман, а судья должен выходить на люди и вести суд между сторонами, а женщина — это ‘аурат, она не может выходить на люди, и она, в силу своей слабости, не в состоянии справиться с большинством дел, ведь женщина имеет изъян, а руководство и юриспруденция нуждается в полноценном мужчине».

Сказал имам Абу аль-Хасан ‘Али аль-Мауарди:«Если женский изъян запрещает ей в намазе быть имамом для мужчин, в то время как даже грешник может руководить (мужским джамаат намазом), тогда тем более ей запрещено занимать пост судьи, который даже грешник мужчина не может занять».

Сказал имам Ибн Къудама:«Из тех сообщений что дошли до нас: женщина не может занимать ни основное правление, ни управление городов/стран. И по этому ни пророк ﷺ, ни его халифы, ни те, кто после них, не поручали женщине юриспруденцию и правление. Если это было бы дозволенным, до это имело бы место в истории».

Сказал имам Абу аль-Уалид аль-Баджи:«И достаточно в этом примера мусульман времен пророка ﷺ. Нам не известно, что когда либо и в каком либо городе женщину выдвигали (для правления)».

Сказал имам Манауи:«Так как у них есть недостаток и слабость, а повелитель должен быть открыт чтобы повелевать своими подданными, а женщина — аурат и поэтому она не подходит для этого, и не может она управлять страной (повеливать) и быть судьей …»2

Сказал аль-Хаттабий:«В хадисе указание на то что женщина не может управлять страной, не может быть судьей, так же она не может выдавать себя замуж, так же не может выступать в виде опекуна для другой, так оно есть, и об этом говорили джумхуур (большинство ученых)».

Сказал аль-Хафиз Ибн Хаджар:«Ученые единогласны, что мужской пол является условием судьи».

Сказал Ибн аль-‘Усеймин:«К большому сожалению, в последнее время мусульмане начали подрожать и следовать врагам Аллаха в вопросе назначения женщины главой. Даже женщины стали руководить и управлять делами мужчин.
Очевидно, они заявляют, что они прогрессивнее и цивилизованнее, да будут они несчастными, а ведь посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Не преуспеет народ, который назначил женщину руководить их делами «. аль-Бухари (4425,7099). И все мы знаем, что женщины такие, как описал их посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах: «Я не видел из неполноты разума и религии, которая лишает разум благоразумного мужчины, чем одна из вас».

Развеивание сомнений

Кто-то может ссылаться на мнение имама Ибн Джарира ат-Табари, который разрешал женщине быть судьей, как это передал Ибн Хаджар, в ответ мы скажем, что имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби аль-Малики в своей книге«Ах|каму аль-Къуръан»поставил под сомнения достоверность этих слов имама ат-Табари.

А что касается мнения имама Абу Ханифы и его ученика Мухаммада аш-Шейбани, то они дозволяли женщине быть судьей лишь в конкретном вопросе, как на пример торговля, финансы и т.д. Но они же запрещали ей быть судьей в вопросах возмездия и наказаний.

В любом случае Коран и Сунна запрещает и это!

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам.


1. Аль-Бухари, ат-Тирмизи и ан-Насаи от Абу Бакрата (Нуфей’ ибн аль-Харис).

2. См. Тайсир шарх джами’ ас-сагыйр 2/589.