Можно ли свидетельствовать, что кто-то в Раю или Аду?

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
«И нельзя свидетельствовать против или за кого-то [что он будет в Раю или Аду] на основе его благих или плохих деяний [что он закончил свою жизнь благими или хорошими деяниями]».
Мы можем свидетельствовать, что кто-то войдёт в Рай, а кто-то в Ад, только в общем на основе доводов Корана — в Коране сказано, что неверующие войдут в Ад навсегда, — мы свидетельствуем, что неверующие войдут в Ад навсегда, сказано, что верующие войдут в Рай, — мы говорим: «Верующие войдут в Рай».
А для определённого человека мы не можем свидетельствовать о Рае и Аде, только если нет на это довода из Корана и Сунны в отношении этих конкретных людей, даже если этот человек, о котором кто-то свидетельствует без довода, что он из обитателей Рая, видится праведником, потому что мы не знаем, как закончится или закончилась его жизнь. То же самое в отношении грешника или даже неверующего: мы не можем свидетельствовать, что он из обитателей Ада, если на это нет довода, потому что мы не знаем, может быть, он в последние минуты своей жизни, уверовал. Пророк (ﷺ) говорит:
إنَّ أحدَكُم ليعملُ بعملِ أَهْلِ الجنَّةِ فَلَا يَكونُ بينَهُ وبينَها إلَّا ذراعٌ فَيَسْبِقُ علَيهِ الكتابُ فَيَعْمَل بعملِ أَهْلِ النَّارِ فيدخلُها ، وإنَّ أحدَكُم ليعملُ بعملِ أَهْلِ النَّارِ حتَّى ما يَكونَ بينَهُ وبينَها إلَّا ذراعٌ ثمَّ يسبِقُ علَيهِ الكتابُ فَيَسْبِقُ علَيهِ بعملِ أَهْلِ الجنَّةِ فيَدخلُها
«Кто-то из вас может совершать деяния обитателей Рая, так что остаётся между ним и Раем [уже] только локоть [совсем чуть-чуть], и вот случается то, что предопределено ему, и он совершает деяния обитателей Ада и входит в Ад. А кто-то [наоборот] совершает деяния обитателей Ада, а когда остаётся между ним и Адом [расстояние] локтя, происходит предопределённое ему и он совершает деяния обитателей Рая и входит в Рай». Хадис передали аль-Бухари (3036) и Муслим (2643).
Аллах (пречист Он и возвышен) говорит про Ад:
أُعِدَّتْ لِلْكَافِرِينَ «...приготовлен для неверующих». (сура «Семейство 'Имрана», 3:131),
про Рай:
أُعِدَّتْ لِلْمُتَّقِينَ «...приготовлен для богобоязненных». (сура «Семейство 'Имрана», 3:133).
Но мы относимся к людям на основании того, что для нас явствует. Если есть люди и мы видим, что они внешне покорны Аллаху (пречист Он и возвышен), то обращаемся с ними так. Если видим, что это люди греха, так обращаемся с ними.
А в отношении того, кто умирает, даже если это неверующий, мы не можем свидетельствовать: мы не знаем, что произошло в последние минуты — может быть, он покаялся. Это знание сокровенного — нам туда входить не подобает. Если мы даже засвидетельствуем, что он в Аду, и он действительно из обитателей Ада, это что-то изменит в отношении него?
Кроме тех людей, о которых засвидетельствовал о Рае или Аде Аллах (пречист Он и возвышен) в Коране и Посланник Аллаха (ﷺ) в Сунне. В отношении Рая засвидетельствовано, что он в отношении десяти обрадованных Раем, о которых мы с вами говорили на прошлых занятиях, Фатъима (да будет доволен ею Всевышний Аллах), жёны Пророка (ﷺ), Хасан и Хусейн (сказано про них:
الحسنُ والحُسَينُ سيِّدا شبابِ أهلِ الجنَّةِ «Хасан и Хусейн — предводители молодёжи Рая». (хадис передали ат-Тирмизи (3768), Ахмад (11636), ан-Насаи (8113) и Ибн Хиббан (6959), аль-Албани назвал его достоверным)).
То же самое касается Ада: если в Коране сказано, что Абу Ляхаб из обитателей Ада, мы свидетельствуем об этом; если сказано в Сунне про Абу Тъалиба, то мы свидетельствуем об этом, и т. д.
«Потому что мы не знаем, что уготовано человеку перед смертью из раскаяния перед Аллахом [пречист Он и возвышен] и что Аллах [пречист Он и возвышен] сделал с ним в этот момент, когда он умер в Исламе», т. е., возможно, человек умер, покаявшись...