Можно ли использовать термин "ваххабит"?

Можно ли использовать термин

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

Одна из тем, которая вызывает много споров, можно ли называть «ваххабитов» термином «ваххабит»? Противники этого обвиняют тех, кто их так называет в том, что якобы они искажают одно из 99-ти имен Всевышнего «аль-Ваххаб», и тем самым совершают порицаемое действие. Так ли это на самом деле? Посмотрим, что говорил об этом авторитетный ученый для ваххабитов, покойный муфтий Саудовской Аравии Абдул-Азиз ибн Баз.

Спросили муфтия Ибн База:

يقول السائل: فضيلة الشيخ، يسمي بعض الناس عندنا العلماءَ في المملكة العربية السعودية بالوهابية فهل ترضون بهذه التسمية؟ وما هو الرد على من يسميكم بهذا الاسم؟

Уважаемый шейх! Некоторые люди у нас называют учёных Королевства Саудовской Аравии ваххабитами, вы согласны с таким названием? И каков ваш ответ тем, кто называет вас так?

Он ответил:

فصار أتباع هذه الدعوة ومن يدعون إلى توحيد الله من علماء التوحيد من علماء نجد وغيرهم يلقَّبون بالوهابية، فهو لقب معروف شريف وليس بمستنكر، فهو لقب أهل التوحيد والإيمان، من أهل الدعوة إلى الله عز وجل

«Следование за призывом и теми, кто призывают к тавхиду, то есть учёными таухида из Неджда и других мест, стало называться ваххабизмом. Это известное, благородное прозвище, оно не является порицаемым. Это прозвище людей таухида и имана, призывающих ко Всевышнему».
[Ибн Баз, «Фатава Нур аля ад-Дарб», стр. 18. Дар аль-Ватан].

binbaz

Кто они «ваххабиты», и к чему они призывают?

Обязанностью каждого мусульманина является следование за Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), придерживаясь пути наших праведных предков, которые следовали руководству Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), которыми являются сподвижники и те, кто последовал их путем (да будет доволен всеми ими Аллах). И этих людей называют Ахлю ас-Сунна ва аль-Джамаат.

И каждый, кто последовал тому пути, на котором был Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), тот является приверженцем этой группы людей. И Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует), поистине пришел с призывом к единобожию и опровержением многобожия, с побуждением к поклонению одному лишь Аллаху, и ни к чему-либо помимо Него.

А что касается слова ваххабиты, то это прозвище некоторые люди адресуют к призыву Шейха, Имама Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба ибн Сулаймана ат-Тамими аль-Ханбали (да смилуется над ним Аллах). Называют его и последователей его, ваххабитами. Каждый, у кого есть хоть какая-то доля знания о движении Шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба и его призыве, знает, что он начал с распространения призыва к истинному единобожию и с предостережения от многобожия во всех его проявлениях. В таких проявлениях, как привязанность к мертвым, деревьям, камням и т.д. И он (да смилуется над ним Аллах) в своем вероубеждении следует пути праведных предков и их последователей, доказательством чего являются его книги и фетвы (шариатское постановление), а также книги его последователей из числа его сыновей, внуков и др. Все эти книги уже изданы и распространены среди людей. И его призыв соответствовал Книге Аллаха и Сунне (пути) Его Посланника (да благословит его Аллах и да приветствует).

Ваххабизм не является сектой или определенным направлением в религии, а поистине является призывом к единобожию и обновлению, восстановлению того, что было утрачено из религии. И твоей обязанностью является остерегаться тех, кто побуждал тебя сторониться этих людей. Так как они советовали тебе, удалятся от следования за истинной и праведными предками этой общины. Придавать прозвище ваххабит тем, кто придерживается правильного вероубеждения, и предостерегать людей от них, поистине это метод, способ невежд и преследующих корыстные цели.
Мы просим у Аллаха благополучия.

Источник: Шейх Мухаммад Салих Аль Мунаджид

Определение слова "ваххабит"

Сегодня понятие "ваххабит" слишком расширилось. Каждая секта из числа заблудших вкладывает свой смысл в это слово. У кафиров ваххабит обычно ассоциируется со словом террорист, взрыватель убийца и т.д. У невежд ваххабитом может быть тот кто просто отпустил бороду, или бреет усы. У суфистов ваххабит это тот кто не взывает к мертвым трупам, и запрещает это делать. У так называемых последователей "традиционного Ислама", ваххабит это тот кто противоречит татарским или дагестанским или каким то другим традициям их народа и их понимания Ислама. 

В общим "ваххабит" можно заключить, это человек который противоречит тому на чем устоялось то или иное общество людей. Так вахабитом могут назвать как последователя Сунны, так и последователя партии ихвануль муслимин или хизбу тахрир. То есть по сути слова "ваххабит", это как ругательство. Это как в детстве говорят ребенку бойся бабайки. А потом на какого-то человека говорят он бабайка. И ребенок понимает из этого, что этот человек плохой. 

А четкого определения кто такой ваххабит, никто не знает. Так как не может быть такого что одним словом ваххабит можно назвать, и того кто придерживается Сунны, и того кто коренным образом противоречит ей. Поэтому вопрос кто такие вахабиты и на истине они или на лжи. На такой вопрос изначально нет ответа. Потому что вопрос не корректный. Потому что в обществе под словом вахабит подразумевают кого угодно. Так в обществе где распространен ханафитский мазхаб, вахабитом может определен тот кто подымает руки в намазе перед руку (поясным поклоном) и после него. Хотя это по сути Сунна и ни как не может относится к сыфатам ваххабитов. Также как и бритье усов, которое узаконено в мазхабе ханафитов и дозволено. Тогда получается тот кто бреет и усы и бороду супер ваххабит? 

Каждый невежда по своему представляет себе термин ваххабит. Поэтому когда тебя спрашивают кто такие вахабиты. Надо спросить у него самого кто такие ваххабиты? Например секта хариджитов, известны описания их из Сунны, и слов ученых и их поступки. То есть например нельзя назвать хариджитом кто подымает руки или не подымает, двигает пальцем или не двигает. Потому что нет такого описания из признаков хариджитов. Также как секта мурджиитов описывается своими признаками. И нельзя назвать мурджиитом того человека который не подпадает под описания мурджиита. 

Что касается термин ваххабит то нет ни каких описаний на этот термин ни из Корана ни из Сунны ни из слов ученых. Есть какой то бред из сказок суфистов. Как ваххабиты закапывают своих матерей в навозе, женятся на своих родных сестрах, заставляют бриться своих женщин на лысо. И прочие бредни и сказки которые они выдумывают не понятно откуда. Либо они подтягивают хадисы о хариджитах под термин ваххабит. 

Зачем это делать? Назовите сразу их хариджиатами. Нет так не пойдет потому что государство в котором они живут не знают кто такие хариджиты. А вот термин вахабит им знаком поэтому суфистам и традиционалистам, надо подтягивает все под термин вахабит. Чтобы государство сразу реагировала и нейтрализовала не угодных им ваххабитов. Ага вот этого называют ваххабитом, а у государства ваххабит кто? Тот кто занимается подрывной деятельностью, или хочет захватить власть. 

Смотрите какая вещь выходит, когда под одним термином люди вкладывают разные понятия. Так мусульманин выбривший усы, зайдя в мечеть традиционалистов, в итоге может попасть в отдел полиции по подозрению в захвате власти! Потому что суфист имам мечети доблестный гражданин России сделал звонок в отдел полиции, что к ним в мечеть зашел вахабит. У суфиста свое понимание ваххабит термина, а у полиции свое.

Вот так и клеймят мусульман. Очень удачный метод врагов Ислама. Очень долго можно говорить о термине ваххабит который удачно внедрили неверующие и лицемеры для своих мерзких целей. Однако суть в том что бы указать. Что термин ваххабит, это очень уникальный термин. Такой же как и враг народа во времена Сталина. А чтобы врагом народа стать во времена Сталина много не надо было. Книга "Гулаг" Солженицына, там он описывает события начала 20 века, как сажали в тюрьмы ни за что. Как выбивали показания из простых людей, чтобы они признались что занимались против государственной деятельность или преступными мыслями. Тогда миллионами сажали в тюрьму по выбитым признаниям. Вот термин ваххабит можно сравнить с термином враг народа в то время, по одному звонку своего соседа стукача, ты мог угодить в тюрьму на четверть века, только по тому что ты что то не так сказал, или просто сосед на тебя злобу держит. 

В те времена по территориям КГБ или как там оно называлось тогда было задание, например в городе Москва надо посадить 5 тысяч человек мысли преступников, и эту норму надо выполнить за месяц например. И вот так пачками сажали невинных людей, чтобы выполнить норму. Сейчас размах кончено куда меньше, но методы видать остались те же. По этому о невежда когда ты называешь кого то ваххабитом при людях, ты фактически как тот сосед стукач звонишь КГБ, сообщая что твой сосед мысли преступник что то замышляет. Так как термин вахабит у кафиров это террорист который хочет свергнуть власть. Вот так становятся вахабитами. 

Поэтому нельзя охарактеризовать термин вахабит ни истину ни ложь. Так как под этот термин и в его смысл могут понимать как элементы истины, как например призыв к таухиду (единобожию), так и элементы лжи и заблуждения как такфир за то за что не делал такфир ни Аллах ни Его посланник. Хотя изначально этим термином называли тех кто следовал истине из числа потомков Мухаммада ибн Абдуль Ваххаба который не принес абсолютно ни чего нового. Поэтому вы не найдете ни у суфистов ни у прочих сект опровержения на книги Мухаммада ибн Абдуль Ваххаба, кроме как надуманного бреда.

То есть, по сути эти люди борются и опровергают выдуманные сами собой заблуждения. А по сути именно по известным книгам шейха они не могут ни чего сказать потому что его книги состоят в основном из аятов и хадисов. А кто сможет опровергать Коран и Сунну кроме глупца? Поэтому если мы и согласимся что тогда может в его времена может и было актуальным называть ваххабитами именно группу мусульман которые придерживались того с чем пришел шейх Мухаммад ибн Абдуль Ваххаба. То сегодня этот термин так расширился, что не является актуальным и правильным назвать призыв шейха ваххабизмом, или приписывать к шейху какую то современную группу которую называют ваххабитами. Как называют ваххабитами секту ихвануль муслимин которая чуть ли не по каждому вопросу вероубеждения противоречит тому с чем пришел этот шейх. Поэтому этот термин это просто ругательство и не более того. И под этим термином каждая секта или чуть ли не каждый человек понимает что то свое. Поэтому надо называть вещи своими именами. 

Если человек придерживается идеологии ихвануль муслимин его называют ихваном, если идеологии хариджитов то его называют хариджитом, если идеологии террористов то называют террористом, если идеологии мурджиитов то называют мурджиитов. Должны быть четкие грани и четкие определения той или иной секты. А не расплывчатый термин под которым понимают кого угодно, и записать в который могут кого угодно. 

Есть местности где ваххабитом называют на гладко выбритого, который просто совершает намаз. То есть до того достигло это оскорбление словом ваххабит, человека который просто совершает намаз у невежд уже ваххабит. А если он еще ходит в мечеть, то это уже все профессиональный ваххабит- террорист-подрывник. Вот такие дела. 

Поэтому термин ваххабит и его определение даже колеблется и меняется от местности к местности. Не то что от секты к секте. Есть местности например в которой власть держит какая то секта например суфистов. И каждый мусульманин который не на суфизме у них автоматически становится ваххабитом. Почему? Потому что термин ваххабит это уже натасканный термин. И суфисты имамы своим прихожан годами рассказывают о этом термине ваххабит и какие они ужасные. И по этому когда какую то личность надо списать, они просто говорят ваххабит и все. И не надо ни чего объяснять потому что они уже годами рассказывали о ужасах ваххабитов. 

Поэтому когда имам мечети говорит на кого то ваххабит, то все значит в этом человеке собрались все признаки о которых годами говорил этот суфист имам. И ни каких вопросов возникать больше по поводу это личности не должны. Поэтому сегодня нет четкого определения кто такой ваххабит какие у него признаки, нет ни каких четких границ и определений. Уже дошло до того что даже суфистов называют ваххабитами...

О ваххабизме написано достаточно много, напомним еще раз, что ваххабитская идеология разработана Мухаммадом ибн-Абд-аль-Ваххабом из Неджда (1703-1791 гг.), проповедовавшим строжайшее соблюдение принципа единобожия (таухид), отказ от поклонения святым (вали) и святым местам, очищение ислама от поздних наслоений и нововведений (бидаа) и возврат к его первоначальной чистоте.

В области догматики и права ваххабизм является развитием воззрений Ибн Таймийи (Таки ад-дин ибн Таймийя, 1263-1328 гг., сторонник крайнего ханбализма. Резко осуждал любые новшества, ратовал за восстановление норм раннего ислама времен пророка и четырех праведных халифов. Боролся против распространения культа святых, паломничества к гробнице пророка в Медине как несовместимого с духом ислама. Отстаивал чистоту ислама, в том числе от влияния суфизма, подвергал критике учение аль-Газали) и крайним выражением принципов ханбалитов. 

Основатель ханбалистского мазхаба - имам Ахмад ибн Ханбаль, уроженец Персии - Мерва, умер в Багдаде около 783-860 гг. В отличие от других мазхабов, ханбалитский возник как религиозно-политическое движение и уже затем оформился в правовую школу. В теории и практике это движение выразило взгляды наиболее консервативных сторонников традиционализма и систематизировало соответствующую концепцию вероучения. В нем отвергаются как буквальное, так и аллегорическое толкование текстов Корана и хадисов, отрицаются возможности любого рационалистического истолкования догматов веры. 

Признавая безусловность божественного предопределения, ханбалиты тем не менее считают, что иман - вера человека - зависит от совершаемых им благих поступков, чем обусловливается их социальная активность. Ханбалиты отрицают любые нововведения - бидаа - в области вероучения и права, не имеющие прямого обоснования в Коране и хадисах. Вместе с тем, отличаясь фанатической строгостью в соблюдении обрядовых и правовых норм шариата, они решительно выступают против любых крайностей как в вероучении, так и в жизни общины; взяв на себя роль носителей ортодоксального суннитского правоверия, на протяжении средневековья неоднократно становились во главе массовых движений. 

Ханбалитский мазхаб ныне официально принят в Саудовской Аравии. В общественно-политической сфере проповедуются братство и единство всех мусульман, социальная гармония, важное место отводится идее джихада. Для ранних ваххабитов были характерены крайний фанатизм и экстремизм. Знаменем борьбы за независимость стало политическое объединение Аравии. В 20-е годы XX в. ими была основана "Лига охраны веры и нравственности", которая в 1928 г. издала обязательные правила, из которых видно, как, борясь против обожествления пророка и ряда обрядовых церемоний, ваххабиты заботятся об укреплении и приспособлении ислама к условиям нового времени. В настоящее время ваххабизм является государственной идеологией Саудовской Аравии, имеет серьезное влияние в странах Персидского залива, в ряде государств Азии и Африки, охватывая в целом около 100 млн верующих-мусульман, подавляющее большинство которых далеко от экстремизма и радикализма.

Сам термин "ваххабизм" некорректен, что Мухаммад ибн-Абд-аль-Ваххаб не был муджтахидом, не мог основать и не основывал новый мазхаб. На том основании, что еще в Х в. ведущими суннитскими богословами всего мира было решено канонизировать известные четыре мазхаба, признать муджтахидами только их основателей и не допустить дальнейшего раздробления в толкованиях Корана и Сунны. Он, будучи представителем мазхаба Ахмада ибн-Ханбаля - ханбалитом, призывал к возврату к чистому исламу на основе Корана и Сунны. Как имам Шамиль на Кавказе, Абд-аль Кадир в Алжире и многие другие, он использовал соответствующую духу времени идеологию и добивался объединения и независимости Саудовской Аравии. В ваххабизме, по сути, сегодня мы имеем идеологию, ориентированную и рассчитанную на этнических арабов и не подходящую для всех остальных мусульман - не арабов. Таким образом, самое большее, в чем можно обвинить истинных ваххабитов, это в том, что по существу они призывают следовать ханбалитскому мазхабу, в достаточной степени приспособленному к сегодняшним мировым реалиям...