Можно ли говорить Рамадан - Карим?

Можно ли говорить Рамадан - Карим?

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили о дозволенности произнесения слов: «Рамадан карим» (Рамадан щедр), он ответил: “Суждение таково, что это выражение «Рамадан карим» неправильное. Следует говорить: «Рамадан мубарак» и тому подобные выражения. Рамадан не является тем, кто даёт и наделяет чем-либо, чтобы быть щедрым (карим). Но Всевышний Аллах наделил этот месяц достоинством и превосходством, а также сделал его временем, в котором выполняется один из столпов Ислама”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” (20/93).

Спросили шейха Салиха аль-Фаузана: «На счёт выражения: «Рамадан карим», разве аль-Карим – это не Аллах?»

Шейх ответил: “У этого нет основы. Их слова: «Рамадан карим» не имеют основы. А что касается слов: «Рамадан шариф», «Рамадан мубарак», «Рамадан а’зым», то подобные описания упоминаются в хадисах, нет в этом проблем. А что касается слова «карим», то я не знаю этому основы”.

Однако другие учёные считали, что нет проблем в выражении «Рамадан карим», потому что описание чего-либо щедростью не означает, что она сама наделяет чем-либо помимо Аллаха. И в выражение «Рамадан карим» люди вкладывают значение, что Аллах наделил этот месяц великим благом, сделал Свою щедрость в этот период безграничной, и т.п. К тому же слово «карим» несёт в себе не только значение «щедрость», но и такие значения, как красота, почёт, великодушие, величавость. И Всевышний Аллах описывал этим словом различные вещи, как например, землю, сказав: «Неужели они не видят землю, сколько Мы взрастили на ней всяких прекрасных пар растений?» (26: 7).

Также Он описал этим словом райские врата, сказав: «Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния и введем вас в почтенный вход» (4: 31).

Что касается месяца Рамадан, то каримом его именовали многие учёные.

Так, имам Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб во время своей проповеди в месяц Рамадан сказал: “Знайте, что на вас снизошёл месяц карим и великий период”. См. “Фатауа Ибн ‘Абдиль-Уаххаб” (2/193).

Шейх Мухаммад ибн Ибрахим сказал: “Человеку необходимо также чаще делать садакъа в этот месяц карим и великий период”. См. “Фатауа Ибн Ибрахим” (4/14).

Также и учёные Постоянного комитета употребляли это выражение в отношении месяца Рамадан. См. “Фатауа аль-Ляджна” (2/224, 5/393).

И сам шейх Ибн ‘Усаймин упоминал это выражение не раз. См. “ад-Дыяъ аль-лями’» (167, 174, 176), «Маджалис шахр Рамадан» (14), «Фатауа Ибн ‘Усаймин» (19/17).