Можно ли человеку, не обладающему знаниями, в виде облегчения /рухса/, следовать определенному мазхабу?

Можно ли человеку, не обладающему знаниями, в виде облегчения /рухса/, следовать определенному мазхабу?

Хвала Аллаху Господу миров!

Ученые, да помилует их Аллах, писали, что обычный человек, который не обладает достаточными знаниями, не может в виде облегчения /рухса/ выбирать то мнение мазхаба или ученого, которое соответствует его желаниям.

Аш-Шатыби, да помилует его Аллах, сказал: «Мукаллид (человек, которые не обладает знаниями Шариата и следует определенному мазхабу или ученому – прим. пер.) не должен избирать определенное мнение, когда, например, существует два мнения ученых. И когда оба они были доведены до мукаллида. Некоторые люди считают, что два мнения были упомянуты для выбора определенного мнения из них, подобно выбору, который предоставляется между видами искупления (за нарушение поста, например, - прим. пер.). В этом случае человек следует своим желаниями своим интересам и оставляет то, что противоречит этому. И, возможно, он станет подтверждать свои действия словами некоторых современных ученых-муфтиев, усилив его сообщением, которое передается от пророка, мир ему и благословение: „Мои сподвижники словно звезды“.

По поводу этого предания уже был ответ. Если оно достоверно, то, следуя ему, мукаллиду будет прощена ошибка, если он невольно последовал какому-то мнению: обратился к сподвижнику или другому за фетвой и последовал фетве, несмотря на соответствие интересам или противоречие им. Если же мукаллиду были представлены два противоположных мнения ученых-муфтиев, то, опираясь на истину, следует сказать, что на подобную ситуацию то предание не распространяется. Так как каждый из ученых следует доказательству, которое указывает ему противоположное тому, к чему пришел другой. Они имеют противостоящие доказательства (истинности своих мнений), и если человек, следуя своим желаниям и чаяниям, изберет одно из мнений, то он станет тем, кто следует свои желаниям и чаяниям. Уже говорилось об этом. Обычному человеку не остается другого выбора, кроме как посредством выделения более знающего человека или другим способом избрать более верное мнение. А также нужно отметить, что ученые, выводящие решения /муджтахиды/, по отношению к человеку, не обладающему знаниями, подобны доказательствам, (открывшимся) перед другим муджтахидом. Муждтахид (при двух противоречащих доказательствах) обязан выделить более верное или остановится и не высказывать мнения. Также и мукаллид. И если бы ему было дозволено в решениях избирать то, что соответствует его ожиданиям и желаниям, то подобное было бы дозволенным и для судьи, правителя. Однако это неверно, и противоречит единодушному мнению ученых /иджма‘/.

На тему вопросов, в которых существуют разногласия, есть кораническое правило. Оно, в целом, не допускает следование желаниям и капризам. (Это правило) в словах Всевышнего Аллаха:

فَإِنْ تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّهِ وَالرَّسُول „Если же у вас тяжба о чем-нибудь, то возлагайте ее решение на Аллаха и Посланника“ (сура „ан-Ниса“, аят 59).

В вопросе мукаллида столкнулись два мнения ученых-муджтахидов, значит, он должен вернуть их Аллаху и Посланнику, то есть к доказательствам Шариата. Подобное отдаляет человека от следования желаниям и капризам. Выбор же одного мнения из двух, следуя желаниям и капризам, противоречит возврату к Аллаху и Посланнику.

Также выбор того мнения ученых, что соответствует желаниям человека, приведет к тому, что он станет искать и избирать облегчения /рухса/ из мазхабов, не опираясь при этом на доказательства Шариата. Ибн Хазм сообщил о том, что в соответствии с единодушным мнением ученых, подобное совершать нельзя, и это считается нечестием» (аль-Мувафакат. Т. 5. С. 79-82).

Шейху-ль-ислам Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал: Если (мы скажем), что мукаллиду дозволено следовать тому, кому он желает, то, как на это указывают слова наших сподвижников и других ученых, ему не дозволено следовать только облегченному в виде исключения /рухса/ (аль-Мустадрак ‘аля маджму‘ фатауа шейхи-ль-ислам. Т. 2. С. 258).

А Аллах знает лучше.