Может ли верующий плохо думать о своём брате?

Может ли верующий плохо думать о своём брате?

Наверное, может, если тот своими прежними поступками дал ему повод думать так. Ведь подумал же пророк Якуб плохо о своих сыновьях, когда они вернулись из Египта и сообщили ему, что его сын украл. Он не поверил им, потому что прежде они уже обманывали его, когда согрешили против Юсуфа. Но если нет оснований думать о человеке плохо, то даже тем его поступкам, которые вызывают сомнение, нужно находить оправдание. Разве не упрекнул Всевышний тех, которые распространяли слухи о матери верующих Аише? Разве не должны были они отвергнуть эти слухи как неподобающие, едва они услышали их?

Поэтому, когда наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, услышал, как люди обсуждали между собой недостатки мусульман, он укорил их и сказал: «О вы, которые уверовали языком и не впустили веру в ваши сердца. Не злословьте за спиной мусульман и не выискивайте их недостатков, ибо если кто-то станет выискивать их недостатки, то Аллах станет выискивать его недостатки, а тот, чьи недостатки ищет Аллах, будет опозорен у себя дома» (Абу Давуд 4880, Ахмад 19791), то есть даже если он совершил постыдный поступок дома, вдали от посторонних глаз.

Аллах любит покрывать грехи Своих рабов и не любит, когда они сами сдёргивают с себя покрывало стыда, и Он ещё больше не любит, когда это покрывало с Его рабов срывают другие. Поэтому порочить верующего за его спиной, даже если он совершил то, что было упомянуто, считается злословием. Как-то раз Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Знаете ли вы, что значит злословить за спиной? Это когда ты говоришь о твоём брате то, что ему не нравится». Его спросили: «А если я говорю о моём брате то, что есть на самом деле?» Он ответил: «Если ты сказал то, что есть на самом деле, то ты злословил за его спиной, а если этого нет, то ты оклеветал его» (Муслим 2589).

Злословие за спиной — низкий и отвратительный поступок, характерный для лицемеров и маловеров, и относится это не только к словам, но и к жестам, киванию головой, насмешке или какому-другому другому осуждающему или язвительному действию за спиной мусульманина. Как сказано в Коране, поступающий так будто поедает мясо своего умершего брата. Любой здравомыслящий человек испытывает отвращение к самой мысли о том, чтобы вырвать кусок плоти из тела умершего брата и жадно съесть его. Но именно так оскверняются те, которые сплетничают за спиной верующих. Они говорят о них с презрением, считая себя более достойными и благородными, но они суть нечестивцы. Ни их богатые одежды, ни их ухоженные руки не отмоются от этой скверны, пока они не покаются и не вернутся на прямой путь.

Продолжая наш разговор об отношениях между братьями, вспомнил хадис нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Пусть никто из моих сподвижников не рассказывает мне друг о друге плохое, потому что мне хочется выходить к вам с чистым сердцем» [Абу Давуд 4860, ат-Тирмизи 3896, Ахмад 3759]. Вдумайтесь в эти слова. Они были сказаны лучшим из сынов Адама, чьё сердце было трижды омыто ангелами. Но даже он, чтобы сохранить своё сердце в чистоте, избегал разговоров о чужих недостатках. Что же тогда говорить о нас, простых смертных? Сможем ли мы любить своих близких искренней и чистой любовью, если будем знать о них то, чего лучше не знать?

С любым из нас случалось и будет случаться многое такое, что должно остаться под покрывалом, которым нас накрывает Всевышний. Ни заглядывать под него, ни сдёргивать его не позволительно никому. Напротив, мы должны заботиться друг о друге и помогать друг другу каяться, совершать праведные дела и становиться лучше. И даже когда человек известен нам не с лучшей стороны, сказать о нём хорошее лучше и чище. Быть может, он услышит о себе доброе мнение и сам захочет покаяться. Или же Аллах, услышав заботу верующего о его брате, захочет простить их обоих.

Думать о верующем хорошо, отзываться о нём хорошо, находить оправдание его недостаткам и скрывать их, когда нет необходимости говорить о них, — это меньшее, что мы можем сделать друг для друга. И в этом огромная польза для нас самих, потому что тому, кто не обременён дурными мыслями, проще поминать Аллаха и замечать благое, что случается с ним. Он меньше болеет и чаще пребывает в хорошем настроении, ему проще ладить с людьми и отдалять от себя вред, который они могут причинить. К этим очевидным преимуществам можно добавить ещё одно, подмеченное имамом аш-Шафии. Он говорил: «Кто хочет, чтобы Аллах сделал его конец благим, пусть думает о людях хорошее» [Маджму 1/31].

Вроде бы всё так легко и просто. И решается без каких-либо материальных затрат, а одним лишь усилием, сделанным над собой. Но какое трудное это усилие даже для человека сознательного, и прилагать его нужно не раз и не два, а всю жизнь, потому что нафс не меняется, и шайтан не оставляет тебя в покое, и люди вокруг всегда дают повод для разного рода сомнений. Но какой смысл обсуждать их, если от этого мы не приобретём ничего, кроме убытка и разочарования? Никакого смысла. А если нафс всё равно не унимается, то спасение от него — в поминании Аллаха. Как сказал об этом Абдаллах ибн Аун: «Говорить о людях — это болезнь, а лекарство от неё — это поминание Аллаха» [Сияр 6/369].