Могут ли мусульмане продавать свинину и спиртное?

В нашем селе есть магазин, и там продается практически все. В том числе продукты, запретные для мусульман – нехаляльное мясо, пиво, водка. Мы соблюдаем предписания Ислама и не покупаем ничего из этого списка, однако я стала задумываться, разрешено ли мусульманам заниматься продажей таких товаров, пусть даже представителям других конфессий? Можно ли считать доход от такого магазина халяльным?
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
Мусульманам категорически запрещено приближаться к харамному. Это повеление содержится в многочисленных аятах. В Коране сказано: «Воистину, Он запретил вам есть мертвечину, кровь, свинину, а также то, что забито без упоминания имени Аллаха. Если же кто-либо вынужден съесть запретное, чтобы утолить смертельный голод, или как лекарство, не преступая пределы необходимого — то ведь Аллах — прощающий, милостивый». (Сура «ан-Нахль», 16 / 115).
Для верующих, живущих в немусульманских странах, подчас становится сложнее выполнять предписания Всевышнего. Так как мы должны сторониться всего харамного, то нельзя заниматься продажей свинины или спиртного. Подобный заработок, по мнению исламских ученых, не будет считаться халяльным. К тому же, мусульманам желательно воздерживаться от покупок в торговых точках, где продаются запрещенные для них вещи. Пророк Мухаммад говорил: «Несомнено, Всевышний Аллах сделал харамом продажу алкоголя, нечистых животных и идолов» (Бухари, «Бую», 102; Муслим, «Мусакат», 71; Тирмизи, «Бую», 60).
Имам Навави пояснил этот хадис следующим образом: «Причина запрета продажи спиртных напитков и свинины кроется в том, что они являются нечистыми и наносят вред человеку, и потому являются харамными».
Всевышний Аллах сообщил о том, что запретное может стать допустимым лишь в случае крайней необходимости, когда дело касается жизни или смерти. Однако всегда нужно помнить о том, что мусульманину во всём стоит остерегаться запретного.
Можно ли продавать харамные продукты?
Алкоголь, свинина, текущая кровь и использование идолов считаются харамом по шариату (сура «Маида», 3-аят, сура «Анам», 145-аят, Муснад Ахмад ибн Ханбаль, 22/378.), так и торговля ими не является халяль. Если бы не мусульманину разрешено было продавать товар, который является харамом, то Пророк (да будет доволен им Аллах и да приветствует) разрешил бы их продажу и использование.
Пророк (да будет доволен им Аллах и да приветствует) сказал: «Если Аллах запретил какой-либо общине употреблять в пищу кое-что из еды, то он запретил и торговлю им». (Сунан Абу Даут, Раздел торговли, 66-стр).
Поэтому по мнению ученых фикха, неправильно для мусульманина продавать харамный товар такому же мусульманину или не мусульманину. Потому что торговля – это двухстороннее соглашение. Вердикт не меняется от того, что использование товара для кого-то дозволено, а для кого-то нет. Для мусульманина законность (разрешение по шариату) торговли связано с тем, является ли товар халяльным или нет. («Аль-мухит аль-бурһани», Ибн Мазаһ, 6/349).
Когда Пророк (да будет доволен им Аллах и да приветствует) утвердил харамом для сахабов какую-то вещь, он предупреждал не использовать и с не мусульманами эти вещи в торговле. Пророк (да будет доволен им Аллах и да приветствует) сказал: «Поистине, Аллах сделал запретным алкоголь, мертвечину, свинину и идолов». Тогда они спросили: «О, Посланник Аллаха! Что вы скажете о жире мертвого скота? Потому что им обмазывают корабли, смазывают кожу, люди используют его чтобы зажечь лампу». Он (да будет доволен им Аллах и да приветствует) ответил: «Нет, нельзя, это – харам». (Сахих Бухари, Раздел торговли, 112-стр).
Еще в одном хадисе приводится: «Когда один человек подарил Посланнику Аллаха в качестве подарка алкоголь, он сказал: «Знаешь ли ты что это харам?». Тот человек ответил «нет» и прошептал что-то другому. Тогда Посланник Аллаха (да будет доволен им Аллах и да приветствует) спросил: «Что ты ему сказал?». Тот ответил, что поручил продать товар. И тогда Пророк (да будет доволен им Аллах и да приветствует) сказал: «Аллах запретил продажу спиртного напитка точно так же, как и запретил его употребление». (Сахих Муслим, Раздел Мусакат, 12-стр).
Ислам запрещает торговаться харамным товаром как с мусульманином, так и с не мусульманином. Прибыль от такой торговли считается харамным.