Могила как объект поклонения

Могила как объект поклонения

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем…

Запрещённость (тахрим, харам) погребать умершего не на общем кладбище, не на кладбище людей, если только не крайняя необходимость. Потому что основой и правилом является то, что мусульманин должен быть похоронен на кладбище мусульман.

Иногда бывают крайние обстоятельства, какая-то очень большая польза в том, чтобы похоронить человека там, где он умер. Как, например, в отношении пророков — пророки хоронятся там, где они умирают. Иногда бывает необходимость похоронить не на кладбище в отношении других людей — да, это делается. Но это, как мы сказали, по каким-то очень важным причинам, и должны быть именно серьёзные обстоятельства, необходимость.

Как, например, 'Али (да будет доволен им Всевышний Аллах): он завещал похоронить себя в своей крепости, замке. Почему? Потому что он боялся, что если могила будет где-то на общем кладбище, то это приведёт к излишнему почитанию его могилы со стороны шиитов, потому что он видел, что шииты (ши'а) излишествуют и чрезмерствуют в почитании и возвеличивании его, и даже была группа, которая при жизни 'Али (да будет доволен им Всевышний Аллах), объявила божественную природу 'Али, сказала, что 'Али — Бог, 'Али — ипостась Аллаха и т. д. И, зная всё это, 'Али (да будет доволен им Всевышний Аллах) поэтому отдал такой приказ. Ибн Мас'уд (да будет доволен им Всевышний Аллах) очень боялся. Почему? Потому что жители Ирака в то время были очень известны этим своим излишеством в отношении могил праведников. И сподвижники боялись в отношении себя, что их могилы будут взяты в качестве какого-то объекта возвеличивания, и боялись подобных проявлений многобожия (ширка).

И Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

اللَّهُمَّ لَا تَجْعَلْ قَبْرِي وَثَنًا يُعْبَدُ «О Аллах, не сделай мою могилу идолом, которому поклоняются».

Хадис передали Малик в «аль-Муваттъа» (1/272) и Ибн Са'д в «ат-Тъабакъату ль-кубра» (2141), аль-Албани назвал его достоверным.