Моё личное мнение...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
В наши дни каждый, даже простолюдин, высказывает свое личное мнение по вопросам, относящимся к религии. Люди думают, что высказать свое мнение по религиозному вопросу — это нечто простое. Наши праведные предшественники поступали совсем не так.
Однажды Имаму Малику (да смилостивится над ним Аллах) задали религиозный вопрос, на который он ответил: — «Я не знаю».
Тогда ему сказали: — «Но ведь этот вопрос легкий и простой».
На что он рассердился и сказал: — «В знании нет ничего легкого. Разве ты не слышал слов Аллаха: «Поистине, Мы ниспошлем тебе весомые слова» (Сура «Музаммиль», аят 5). Знания — они все весомы, особенно те, за которые будет спрос в Судный День». 'Ийяд, «Тартиб аль-Мадарик», 1/147.
Прежде чем высказывать свое мнение о религии, человек должен подумать об Аде и Рае. Имам Малик сказал: — «Тот, кому задали религиозный вопрос, прежде чем ответить, должен представить перед собой и Рай, и Ад, и подумать о своей участи в загробном мире. Только после этого он должен ответить». 'Ийяд, «Тартиб аль-Мадарик», 1/144.
Высказывание своего мнения без каких-либо знаний может привести к куфру (неверию). Всевышний Аллах говорит: «Не произносите ложь, утверждая (в отношении животных, которых вы называете бахира и саиба): это — дозволено, а то — запретно. Не клевещите на Аллаха! Поистине, придумывающие ложь про Аллаха не преуспеют!» (Сура «Ан-Нахль», аят 116).
Аллах также говорит: «Скажи (Мухаммад): «Мой Господь запретил совершать дурные поступки (большие грехи, такие как прелюбодеяние и ростовщичество) — как явные, так и скрытые. Он запретил (и другие) грехи, насилие без права (воровство, грабеж и т. п.), приравнивать (кого-либо) к Аллаху — на что Он не ниспослал никакого довода — а также говорить про Аллаха то, чего вы не знаете (приписывая Ему неподобающие атрибуты и вынося по своему усмотрению от Его имени решения, касающиеся дозволенности или запретности чего-либо)»» (Сура «Аль-А’раф», аят 33).
Толкование Корана только на основе своего мнения является тяжким грехом. Для того чтобы прокомментировать аят Корана, человек должен обладать знаниями многих исламских наук, о которых говорится в книгах по «’Улюм аль-Куран». 'Абдуллах ибн 'Аббас (да будет доволен ими Аллах) передал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто скажет (что-то) о Коране без знания, тот пусть займет место в Огне». Ат-Тирмизи, №2950.
Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) однажды сказал: «Какое небо укроет меня, и какая земля будет меня носить [то есть позволит мне жить на ней], если я скажу о Книге Аллаха то, чего я не знаю (о ней)?!» Ибн 'Абд аль-Барр, «Джами' Баян аль-'Ильм», 2/833.
Джундуб ибн 'Абдуллах (да будет доволен Аллах им и его отцом) сообщил, что Посланник Аллаха ﷺсказал: «Кто скажет (что-то) о Коране в соответствии со своим мнением и окажется прав, тот уже совершил ошибку». Ат-Тирмизи, №2952.
Гораздо лучше признать и подтвердить, что мы не знаем. Так поступали наши праведные предшественники. 'Абдуллах ибн 'Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Знание бывает трех видов: Книга, которая вечно говорит (Коран), установленная Сунна и «я не знаю»». Ат-Табарани, «Аль-Аусат», 3/12.
Другой способ выразить свое незнание — это признать безграничное знание Аллаха. 'Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Для человека, который не знает, является частью знания сказать, что Аллах знает лучше». Абу Хайсам ан-Насаи, «Китаб аль-'ильм», 120.
'Абдуллах ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «О люди! Тот, кто знает о чём-то, пусть скажет об этом. А тот, кто не знает, пусть скажет: «Аллах знает лучше». Неотъемлемой частью знания является то, что человек, который чего-то не знает, должен сказать: «Аллах знает лучше». Аллах сказал Своему Пророку: «Скажи (мекканцам, Мухаммад): «Я не прошу у вас за это (призыв к истине) никакой платы, и я не выдумываю ничего»». (Сура «Сад», аят 86). Аль-Бухари, №4531.
Знания настолько обширны, что мы не можем знать всего. Имам аль-Маварди сказал: «Поскольку невозможно охватить все знания, то нет ничего постыдного в том, чтобы не обладать некоторыми из них. И поскольку нет ничего постыдного в том, чтобы не знать чего-либо из этого, то не следует стесняться говорить: «Я не знаю» в отношении того, чего вы не знаете». «Адаб ад-Дунья ва ад-Дин», 82.
Даже ангелы говорят, что они не знают. Имаму Аш-Ша'би задали один вопрос, и он ответил: — «Я не разбираюсь в этом и не знаю».
Тогда его друзья сказали ему: — «Мы почувствовали себя неловко из-за тебя» [то есть как тот, кто так много знает, мог сказать, что не разбирается в этом вопросе?]
И он ответил: — «Но ангелы не почувствовали смущения, когда сказали: «Мы знаем только то, чему Ты научил нас»» (Сура «Аль-Бакара», аят 32). Ибн 'Абд аль-Барр, «Джами' Баян аль-'Ильм», 2/834.
Признавая свое незнание, человек приобретает ранг учёного, распространяющего ‘ильм (знание). Имам аль-Газали сказал: — «Тот, кто молчит, когда не знает, — и делает это исключительно ради Аллаха, — получает не меньшую награду, чем тот, кто говорит. Это объясняется тем, что признание незнания тяжелее для души».
Имам Абу Талиб сказал: «Это потому, что красота человека, молчащего ради Аллаха из праведности, подобна красоте человека, говорящего о знании ради Аллаха по доброй воле». Аль-Газали, «Ихья», 1/69.
Имам аль-Мунави пояснил: «Напротив, то, что он говорит «я не знаю», возвышает его ранг, потому что это является доказательством его высокого положения, силы его религиозности, страха перед своим Создателем, чистоты его сердца, совершенства его осознанности [в отношении Аллаха] и благости его намерения. Человек, чья религиозность слаба, а осознанность в отношении Аллаха — незначительна, отмахнется от таких слов. Это происходит потому, что он боится падения своего статуса в глазах присутствующих, но не боится падения своего статуса перед Господом миров. Это является проявлением невежества и слабости в религии». «Файд аль-Кадир», 4/509.
Поэтому мы должны контролировать свой язык и своё эго. Религия — это не мирские вопросы, которые можно обсуждать свободно. Мы не можем говорить: «Я считаю, что это халяль, а это харам» или «решение в отношении этого масаля (вопроса) вот такое» и тому подобные фразы. Оставьте вопросы, касающиеся религии, хорошо подготовленным алимам (учёным). В каждой области есть свои эксперты, а уляма — это эксперты в вопросах вероучения.
Всевышний Аллах велел нам спрашивать ученых, если мы чего-либо не знаем, а не пытаться выяснить это самостоятельно в книгах. Никто не может стать врачом, прочитав книгу по медицине. Точно так же никто не может стать алимом, прочитав одну-две книги по хадисам и фикху. Аллах говорит: «Спросите у людей знающих, если сами не знаете». (Сура «Ан-Нахль», аят 43).
Я заканчиваю эту небольшую статью словами имама Ибн Хазма аль-Андалуси. Он сказал: — «Нет ничего более пагубного для знания и его людей, чем те, кто погружаются в него [знание], но не являются его представителями. Они невежественны, но считают себя знающими; они порождают разврат, думая, что исправляют дела». «Аль-Ахляк ва ас-Сияр», 24.
Шейх Ифран Науйок, Академия Аль-Кавсари, Маврикий