Многожёнство в России на примере "свадьбы тысячелетия"

Многожёнство в России на примере

«Свадьба тысячелетия», как глава Чечни Рамзан Кадыров назвал бракосочетание 17-летней Хеды Гойлабиевой и 46-летнего начальника РОВД Ножай-Юртовского района республики Нажуда Гучигова, стала на несколько дней темой номер один в стране.

И млад, и стар, и либерал, и консерватор взахлеб обсуждали это событие. Либералы и феминистки разоблачали феодальные порядки «кадыровской Чечни», взывали к идеям просвещения, эмансипации, равноправия и тому подобному набору определений «прогрессивного ХХI века».

Что интересно: провластные эксперты и журналисты, различные говорящие головы, не слезающие с экранов ТВ, будь то по теме Украины или выступления сборной России по хоккею на чемпионате мира, встали на сторону брачующихся. Впрочем, удивляться этому вряд ли стоит.

Если отбросить в сторону эмоции и развести руками информационную пыль, которая поднялась стараниями медиа, то перед нами складывается следующая картина.

С точки зрения российского законодательства налицо явное нарушение: невеста несовершеннолетняя, жених имеет законную супругу и вторую жену он не может брать, так как это запрещено все тем же законодательством (если только он не успел развестись).

Известно, что в Чеченской Республике предпочтение отдается также адатам или прихоти правящей элиты, которая в большинстве случаев и есть закон. Хотя справедливости ради надо сказать, что в чеченском пространстве весомое место занимает шариат — мусульманский свод правил и законов.

Именно на шариат и уповал новоиспеченный жених и глава Чечни, который стал главным промоутером этой «свадьбы тысячелетия». Как я могу судить, для него этот вопрос стал делом собственного реноме, попыткой ещё раз продемонстрировать либерально-светской общественности своё исключительное положение в российской политико-бюрократической системе координат.

Так что же шариат говорит относительно многоженства? Во-первых, Всевышний Аллах в Святом Коране говорит: «...женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной» (Сура «Женщины», аят 3). Это главное указание в Исламе на то, что мужчина имеет право брать нескольких жен.

Но здесь есть один ключевой тезис: «Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной». Что это означает? В первую очередь муж должен предоставить каждой жене равное обеспечение в еде, питье, одежде, жилье и т.д.

Понятие «равное» не означает, что каждой супруге все должно быть предоставлено в одинаковом количестве. Зачастую это просто невозможно: у каждой свои вкусы, интересы, приоритеты. «Равное» — значит обеспечить каждую тем, что ей необходимо.

Вопрос любви, который поднимается противниками полигамных браков, также проработан в Исламе. Шариат не обязывает испытывать ее в равной степени к каждой из супруг, так как это невозможно.

Во многом это чувство эфемерно, преходяще, поэтому оно не может выступать краеугольным камнем брака, часто любовь приходит с годами, наполняясь чувствами взаимоуважения, ответственности за семью, детей. Аллах в Коране говорит: «Вы не сможете относиться к женам одинаково справедливо даже при сильном желании», так как это выше способностей человека, и такое чувство, как любовь, ему не подвластно.

Тут даже упертые материалисты-скептики не могут поспорить. Обратимся вновь к Корану: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (Корова, 286).

Даже сам Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, имея в виду справедливость между женами, сказал: «О Аллах, это мое деление, в том, что мне подвластно. Не порицай меня в том, что мне не подвластно».

Существует известное заблуждение, что Ислам притесняет женщину, лишает ее какого-либо права, достоинства и т.д. Это не так. Так, как защищена женщина в Исламе, она не защищена более нигде.

По Шариату она может потребовать от мужа даже платы за то, что воспитывает ребенка, готовит еду. Все заработанные деньги принадлежат только ей, даже в случае развода он гарантирует ей полное обеспечение и содержание их детей.

Что касается согласия/несогласия невесты на замужество, то здесь тоже есть нюансы. Без согласия девушки ее могут выдать замуж отец или дед, но только за равного ей.

Так постулирует Шариат относительно многоженства и бракосочетания. В случае «свадьбы тысячелетия» явных запретов на брак с точки зрения Ислама не существует. Здесь ровно тот случай, когда Шариат входит в противоречие с действующим российским законодательством.

Но это уже совсем другая история — далеко не «амурная», как в вышеописанном случае.

Руслан Айсин

poistine