Мнения мусульман о протестах

Новосибирский муфтий высказался о несанкционированной акции
Увиденное на несанкционированной акции 23 января возмутило председателя духовного управления мусульман Новосибирской области Рафаиля Сулейманова. По мнению муфтия региона, с точки зрения ислама, перед всевышним ответят не только организаторы несанкционированной акции, которые призывали участвовать в ней детей, но и родители, допустившие это.
«Смотрел в интернете, как всё это происходило в Новосибирске. Меня возмутило, что в подобной протестной акции участвовали дети. С точки зрения ислама, это подло. Не берусь судить о политической и общественной значимости этого мероприятия. Это дело не моё. Но мужи звали участвовать в этом детей. Это абсолютно недопустимо со всех точек зрения. Вот это и есть подлость. Я понимаю, что подростков туда за руку никто не тащил. Но их явно или завуалировано, что ещё хуже, призывали туда несколько дней подряд, – утверждает Сулейманов. – И потом, есть же родители у этих детей. Мы, родители, ответственны должны быть перед ними. А если бы на росгвардейца или полицейского напал какой-то провокатор или просто нездоровый человек? У людей в форме приказ – пресекать беспорядки. И вот здесь есть большая опасность, что пострадают невинные дети, до которых их родителям нет дела.
Слава Всевышнему, у нас на этот раз всё обошлось. Но это очень опасно. Поэтому я обращаюсь к мусульманам и всем здравомыслящим людям Новосибирской области, к родителям – негоже детям участвовать в этих мероприятиях. И вообще подобные вопросы надо решать цивилизовано, во всяком случае без участия детей. В противном случае родители ответят не только перед законом, но и перед Всевышним. Ведь они в ответе за своих детей… Последует наказание от Всевышнего, – считает муфтий.
Региональные протесты и федеральное представительство мусульман
Первые протесты россиян в 2021 году прошли, и можно оценить как их показатели, так и участие в них мусульман. В целом протесты пока остаются слишком малочисленными, чтобы привести к смене власти, но на этот раз впервые за многие годы немало их участников показало, что готово бороться за это всерьез. А вот готовы ли к этому их лидеры, пока неясно. Во Владивостоке, Уфе, Петербурге штабы Навального призывали протестующих не идти на конфронтацию с полицией и расходиться. И в целом в конце 23 января команда Навального фактически призвала протестующих разойтись по домам и прийти на следующий митинг только через неделю. Но сколько за это время будет арестовано самых отчаянных ребят, которые проявили себя в этот раз? И чего можно добиться, если каждый раз давать врагу неделю, чтобы к следующей акции протеста нейтрализовать самых буйных?
Теперь что касается мусульманского участия в протестах. Его символом, конечно, стал тот отчаянный молодой кавказец, который один на кулаках дрался против целого строя полицаев под шквалом ударов дубинками. Но это действительно символ и это демонстрация того, что могло бы быть, если бы Навальный и его команда привлекали к себе таких ребят, а не отталкивали их от себя своими антиисламскими выпадами в прошлом, как они это делали.
Могло бы, но пока не произошло. И республики Кавказа в целом эти акции проигнорировали за исключением малочисленной акции в Махачкале. Тому есть множество причин, главная из которых - особое положение на Кавказе, где за конфронтацию с властью уже давно приходится платить куда большую цену, чем по остальной стране. И пока мусульмане Кавказа не видят особого смысла платить такую цену за такие протесты.
Основная протестная активность в исторически мусульманских регионах имела место в Поволжье - Казани и Уфе. Но в Казани в протестах не был выражен ни исламский, ни национально-татарский фактор. А вот в Уфе основной руководящей силой этих протестов стали башкирские активисты, включая и сознательных мусульман - те, кто ранее уже себя проявил в протестах в Куштау. Эти ребята присоединились к общегражданским выступлениям и требованиям, но наполнили их своим содержанием, и в результате недоброжелатели пишут о том, что "протесты Навального в Башкирии перехватили ваххабиты и башкирские националисты".
В общем, это именно та модель, о которой как о наиболее перспективной для возможного участия мусульман в таких протестах писали мы. Однако именно этот наш совет вызвал похожую критику со стороны людей, которые хотя и видят это совершенно по-разному, но написали примерно одно и то же - что установка на "регионализацию" мусульманского участия в российской политике неправильна и надо не бороться за "автономию меньшинств", а стремиться к "сильному консолидированному представительству на федеральном уровне" или даже "брать под свой контроль территорию и политические процессы в РФ".
Что касается второй позиции, мы бы и сами ее поддержали, но в отличие от неофитов исламской политики представляем себе потенциал ее развертывания в общероссийском масштабе. Мягко говоря, он пока невелик, поэтому ни о каком взятии мусульманами России под контроль общероссийских территории и политических процессов в обозримом будущем не может идти и речи. Поэтому те, кто предлагают влезать в эти процессы, предварительно не создав соответствующих плацдармов в виде реальных автономий, попросту предлагают сжечь ограниченный мусульманский политический потенциал в интересах тех, у кого будут возможности управлять политическими процессами. Такая тактическая близорукость простительна для неофитов, но обсуждать это всерьез смысла нет.
А вот представители первой позиции, которые называют себя "опытными исламскими политиками", пожалуй, знают, чего хотят. Это те, кто десятилетиями пытался добиться "сильного консолидированного представительства на федеральном уровне" в рамках существующего режима, но так и не понял, почему это в принципе невозможно.
А это так хотя бы потому, что задача эта по сути революционного масштаба, в то время как эти "представители мусульман на федеральном уровне" отнюдь не революционеры, а приспособленцы, думающие, что можно выторговать или выпросить то, за что нужно бороться. А так как они никогда не будут бороться и всегда будут прогибаться и пасовать под первым же нажимом, как с ними не считались раньше, так с ними и не будут считаться в будущем. И если у мусульман и дальше будут такие "консолидированные представители на федеральном уровне", то и с ними в целом не будут считаться.
Еще об одном заблуждении этих претендентов на роль "представителей" и "духовных лидеров" мусульман России, которые хотят сделать их центром Москву вместо регионов исторического преобладания мусульман.
Во-первых, как бы кто об этом ни мечтал, Москва не является мусульманским городом, в смысле города преобладания мусульман, и вряд ли таковым будет. Даже, если закрыть глаза на то, что основной контингент ее мусульманского населения составляют иностранцы или новые россияне, принадлежащие к иностранным диаспорам, все вместе они все равно будут в меньшинстве в общей структуре населения этого города. Это не значит, что в Москве мусульмане не должны быть представлены или не должны бороться за свои права - конечно, это нужно делать. Но надо быть реалистами - Москва как город, как регион не будет представлять и отстаивать интересы мусульман России просто потому, что это не мусульманский регион в отличие от мусульманских регионов Поволжья и Кавказа.
Во-вторых, если мы говорим о революционном сценарии политических изменений, то он автоматически приведет к ослаблению власти центра, которым сегодня является Москва, и усилению веса регионов - всех, а не только мусульманских. И именно в таких условиях появится возможность для представительства мусульманских интересов на федеральном уровне, но только в том случае, если мусульмане для начала вернут себе контроль над своими регионами и, опираясь на них, делегируют своих представителей в федеральную политику. Именно в федеральную в полном смысле этого слова, а не в столичную и не в "центр", как это имеют в виду те, кто говорят о "федеральном уровне" сейчас.
Ну и, конечно, этих новых представителей мусульман в федеральной политике должны выдвинуть протесты и политическая борьба, чтобы на этот раз ими оказались борцы, а не соглашатели. Вот тогда мы и получим настоящее, отобранное в борьбе "сильное консолидированное представительство на федеральном уровне", опирающееся на свою базу в регионах. И тогда оно будет в состоянии, если не "брать под контроль политические процессы" в общероссийском масштабе, то хотя бы влиять на них и быть их весомым фактором.
Мусульмане и будущие протесты
1. Мы раз за разом, год за годом доносим до наших читателей важнейшую мысль - ни одна неисламская сила никогда не решит проблем мусульман и всегда будет пытаться использовать их в своих интересах. Защита исламских интересов может исходить только от самих мусульман, а для этого они должны иметь самостоятельную политическую субъектность. Это база исламской политики, исходящая и из соответствующих коранических призывов не полагаться на внешних, здравого смысла и многократно подтвержденного опыта.
2. В нынешней России возможностей для обретения политической субъектности мусульман нет и не будет. Но и существующая российская оппозиция не хочет ее - см. п.1. В худшем случае она хочет гнобить мусульман еще больше, в лучшем представлять их интересы и решать за них, что им нужно, а что нет, навязывать им свою повестку.
3. Отличие Путина от российской оппозиции, какой бы они ни была, заключается в том, что первый обладает властью и при его власти мусульманам ничего не светит. Вторые не обладают властью. Получив ее в полном объеме, они бы тоже вели политику, противоречащую интересам мусульман. Однако конструкция власти выстроена так, что просто взять ту власть, что есть у Путина и передать в руки несистемной оппозиции невозможно. Передать власть таким образом власть может только сама себе, как сделал Ельцин с Путиным или Путин с Медведевым. Это возможный вариант и он ничего не изменит ни для мусульман, ни для России. А вот единственным шансом несистемной оппозиции является не взятие той власти, которая есть у нынешнего режима, а ее свержение и разрушение властной вертикали, после которого будет выстраиваться власть на новых принципах. Это и называется революцией.
4. Сегодня все ведущие силы российской несистемной оппозиции - Навальный, Ходорковский, Форум Свободной России, говорят о том, что целью революции должны стать передача властных полномочий от (нового) президента к (новому) парламенту, а также от центра к регионам и городам. Но совершенно правы те, кто говорят, что если эти процессы будут происходить под руководством российской оппозиции без участия в них мусульман как самостоятельных сил, новая система также не будет учитывать мусульманских интересов и не будет с ними считаться.
5. Однако в условиях революции, когда старая власть уже рухнет, а новая еще не выстроится, возникнет окно возможностей - продолжительностью от нескольких месяцев до пары лет - когда мусульмане смогут воспользоваться этим, чтобы обрести свою политическую субъектность и усилить свои позиции. Если эту возможность мусульмане проспят, смена власти не принесет им улучшений, а может даже принести ухудшения.
6. Поэтому мусульманам, живущим в своих регионах, не надо включаться в протесты под чужим руководством и без представительства в нем происламских сил. И в целом, надо дать начаться этим протестам, чтобы оценить серьезность их участников и организаторов, а также их цели - намерены ли они действительно бороться против власти, или собираются с ней торговаться.
7. К протестам имеет смысл присоединяться, если они приобретут серьезный характер. Но в мусульманских регионах это нужно делать не под Навальным и аналогичными лидерами, а начиная с создания своей силы. Необязательно позиционируя ее как исламскую, так как общество может быть к этому не готово, но при ведущей роли в ней убежденных мусульман. Национальные и республиканские движения - оптимальный для этого формат.
8. В протестные акции мусульманам в своих регионах имеет смысл заходить со своими символами и лозунгами, и обозначая свои цели и приоритеты. Если речь идет о политических заключенных, идти с портретами не Навального, а наших узников совести, и скандировать их имена. Требовать прекращения диктата и террора "федералов", свободы для религиозных и национальных организаций, самостоятельного и свободного избрания народами своих глав вместо назначения им московских ставленников.
9. Если ситуация будет развиваться по такому сценарию, самостоятельные протестные силы в мусульманских регионах должны будут вступить в диалог с аналогичными силами в других регионах и российской оппозицией, ставя их перед фактом того, что в этих республиках волю народа выражают их собственные протестные силы.
10. Только при соблюдении перечисленных условий революция может пойти на пользу мусульманам и с ними будет считаться новая власть. Кто в таком случае окажется во главе нее в Москве или новом российском центре для мусульман не так принципиально - главное, чтобы эта власть была вынуждена признать права и автономию мусульман и считаться с их голосом.
АВТОР: ИКРАМУТДИН ХАН