История репрессированных и раскулаченных на примере одной семьи

История репрессированных и раскулаченных на примере одной семьи

История населения Кунашакского района, в первую очередь татарского, неразрывно связана с историей как России, так и Евразии. 

«Ради истины, а не ради псевдонаучной, политической или какой-то другой конъюнктуры я, русский человек, всю жизнь защищаю татар от клеветы. Они — в нашей крови, в нашей истории, в нашем языке, в нашем мироощущении… какими бы ни были реальные различия с русскими, татары — это народ не вне, а внутри нас», — писал выдающийся писатель, историк и этнолог Лев Гумилев.

Род Фазыловых

Фазылов Мухаммадсафа 1876 года рождения Кунашакский район село Кунашак. В 1931 году раскулачен и выслан в Кемеровскую область, г. Прокопьевск, умер в 1964 году. Вместе с ним были высланы: - его жена Бибисафа 1891 года рождения, умерла в 1982 году; - дочь Асма 1922 года рождения, умерла в 2002 году; - сын Насибулла 1924 года рождения, умер в 1946 году; - дочь Гульсум 1927 года рождения, умерла в 2011 году; - сын Гарифулла 1929 года рождения, умер в 2008 году; - сын Мутигулла 1929 года рождения, умер в 2009 году.

В Кунашаке семья считалась зажиточной, занимались коневодством, сельским хозяйством. У них в Кунашаке был каменный дом, в котором в дальнейшем располагался Госбанк. Семья с 5 детьми была выслана в Сибирь, в Прокопьевск. Обосновалась она в Прокопьевске в так называемом Башпоселке, на улице Халтурина. Сначала построили шалаши, затем к зиме вырыли землянку, на следующий год переселились в барак, который был построен совместно с другими родственниками.

 
Семья Фазыловых. Прокопьевск 1949-50 гг. Сверху Гарифулла. В середине, глава семейства Мухаммадсафа и его супруга Бибисафа. Снизу дочери, слева на право: Фарида, Гульсум, Мафурза.

В Прокопьевске у Мухаммадсафы и Бибисафы родились еще трое детей - это дочери Нафиса 1934 года рождения, Мафурза 1939 года рождения, которая проживала в Зеленодольске Татарстан, умерла в 2020 году там-же и Фарида 1944 года рождения. Нафиса и Фарида проживают ныне в городе Прокопьевске, Кемеровской области. 

На примере семьи Фазыловых попытаемся проследить судьбу раскулаченных из Кунашакского района

Глава семейства Фазыловых Мухаммадсафа, был по натуре деятельным человеком. Вот он и здесь проявил смекалку, чтобы хоть сколько-нибудь заработать денег для пропитания семьи, начал собирать утиль-сырье и сдавать его в приемные пункты. Также занялся забоем и продажей халяльного мяса, за что был репрессирован и отсидел 4 года за спекуляцию. 

Это было самые трудные времена в жизни семьи. Все заботы легли на плечи Бибисафы и её потомство, дети вынуждены были познавать с раннего детства тяготы непосильного труда. 

Старшая дочь Асма, прожив какое-то время в Прокопьевске, в районе Чёрной горы возвращается на родину, в город Челябинск. Вместе с мужем работают в мечети.

Старший сын Насибулла после того как посадили главу семьи, был главным кормильцем рода Фазыловых. Можно сказать хозяйство держалось на нём. Но в 1946 году он внезапно скоропостижно уходит из этого мира. До сих пор никто не может сказать что с ним случилось, но догодаться не сложно что могло произойти.

Дочь Гульсум выходит за муж и воспитывает двух детей. Работает в основном в сфере торговли города Прокопьевска.

Гарифулла Мухаммадсафиевич (Сафич) уже с 12 лет работал конюхом при школе, а по окончании 7 классов работал на одном из оборонных предприятий Прокопьевска, потом учился в вечерней школе и работал на шахте имени «Калинина». После окончания вечерней школы поступил в Московский финансово-экономический институт. На шахте «Калинина» работал в расчетном отделе бухгалтерии. В 60-70 годы работал одним из заместителей управляющего треста «Прокопьевскшахтострой», потом управляющим этого треста. В 80-90 годы возглавил «Кузбасспромбанк». Был авторитетным и уважаемым человеком в городе и области. В 1950 году создал семью с Накиёй Хаснутдиновной, которая в 1986 году стала «Заслуженным врачом РСФСР». Совместно воспитали дочь Наилю, которая пошла по стопам матери. Выучилась на врача, и ныне является заведующей отделением МУЗ «Инфекционная больница», инфекционист высшей квалификации. 

Третий сын Мухаммадсафы - Мутигулла окончил татарскую школу в Прокопьевске, затем поступил в горный техникум, на специальность мастера-взрывника и работал на шахте «Калинина» и "Прокопьевская". Имеет правительственные награды и поощрения. С супругой Сарби воспитали двоих детей.

Дочь Нафиса после окончания 7-летней татарской школы поступила в Томское педучилище, после окончания которой по совету брата Гарифуллы поступает в Московский финансово-экономический институт. После окончания института в связи с тем, что в Прокопьевске были затруднения с работой по специальности, обратилась в Челябинский совнархоз с просьбой о трудоустройстве. Ее направили на Златоустовский металлургический завод экономистом. В поледующие годы она работала на Кусинском, Магнитогорском и Челябинском металлургических заводах. 

В 1966 году по работе уехала в Таджикскую ССР. В столице, городе Душанбе проработала в нескольких министерствах, Газовой, Пищевой и Минпромстройматериалы. Работала в должности главного экономиста и замещала министра Лёгкой промышленности. Имеет награды и поощрения за добросовестный труд. В начале 90-х годов Таджикистане началась гражданская война и Нафиса с сестрёнкой Фаридой возвращаются в Прокопьевск, ставшим для них родным городом. 

Предпоследняя дочь Мафурза прожив в Прокопьевске обзаведясь семьёй переселяются в Таджикскую ССР. Во время гражданской войны в 90 годах покидают эту республику и переезжают в Татарстан. Вместе с супругом воспитали 4 сыновей. Старший сын Наиль религиозный и общественный деятель города Зеленодольска.

Дочь Фарида, самая младшая из детей семьи Фазыловых. После окончания 10 классов работала воспитателем в детском саду города Прокопьевска. В 1966 году уехала в город Регар (ныне Турсунзаде) с сестрой Нафисой. В 1967 году вышла замуж и 1968 - 1970 годах родила сыновей. В Душанбе Фарида окончила два училища, педагогический и медицинский. Впоследствии ей пришлось работать в Душанбе и педагогом и медиком. В период обострения в Таджикистане политической обстановки переходящим в гражданскйю войну, Фарида вместе с сестрой вернулась в Прокопьевск. Ведет большую общественную работу. Старший сын, Темуров Равшан Мустафаевич возглавляет мусульманскую организацию являясь её имамом.

На примере семьи раскулаченного Фазылова Мухаммадсафы можно проследить, что раскулачивали самую активную, работоспособную часть крестьянства и что они в последуюшие самые трудные годы смогли подняться, воспитать детей, дать им образование, которые верно служили Родине и до конца были верноподданными своей Великой Родины.

Волна репрессий на этот род не прекращались ещё долгое время

Вол­на за­селе­ния ре­ги­она му­суль­ма­нами приш­лась на 20-30-40 го­ды и бы­ла свя­зана с пе­ресе­лен­ческим дви­жени­ем в ре­зуль­та­те го­лода в По­волжье и ссыл­ка­ми с Урала на шах­ты и руд­ни­ки в го­ды ста­лин­ских реп­рессий. В этот пе­ри­од воз­никли по­селе­ния та­тар и баш­кир, как Ак­таш, Чер­ная го­ра, Баш­по­селок вбли­зи про­мыш­ленных го­родов Ки­селевск, Про­копь­евск.

Среди сосланных были представители татарского и башкирского народов, среди которых были имамы и преподаватели медресе. Прибыв на шахтёрскую землю мусульмане не переставали исполнять свои религиозные обязанности, собирались на пятничные намазы и ифтары. Проводили праздники Ураза и Курбан байрам.

Прокопьевск – самый «татарский» город Кузбасса. Здесь больше выходцев из Поволжья и Урала чем во всех других городах региона. Первое крупное переселение татар и башкир в Прокопьевск, происходило принудительно в 30-е годы в период красного террора. Ссыльных татар и башкир было настолько много, что они образовали в Прокопьевске два поселения – Черная гора и Башпоселок. В первой жили преимущественно татары, во второй – башкиры.

В военное время наступило некоторое послабление в отношений верующих, и, пользуясь этим, мусульмане Прокопьевска приобрели в 1946-1947 годы одноэтажный дом по ул. Деловая для организации мечети. Установили на здании минарет с полумесяцем. В будни мечеть не работала, собирались только на Джума и в религиозные праздники. В 1949 году в ре­зуль­та­те но­вого вит­ка ан­ти­рели­ги­оз­ной пропаганды, под давлением партийных органов первая мечеть была закрыта. Здание ее сохранилось до наших дней, сегодня в бывшей мечети размещается двухквартирный дом.

Среди депортированных во время репрессии прокопчан есть сыновья и внуки прихожан мечети города Прокопьевска. У председателя духовного управления ЦРО «Объединение Мусульманских Организаций Кемеровской Области» и имама хатыба мусульманской общины «Рамазан» родители и родственники являются жертвами политических репрессий. Получается что в наше время дух 30-40-х годов витает вокруг этой официальной религиозной организации.

Дядя имама Равшана Темурова, ныне покойный Фазылов Гарифулла Сафиевич в своё время возглавлял компанию «Прокопьевск шахтострой» и «Кузбасспромбанк». Вместе со своими родителями и родными Фазыловы были депортированы из Кунашакского района Челябинской области в район «Башпосёлка» города Прокопьевска. В 40-е годы у деда и бабушки Темурова Равшана родились ещё дети, в том числе и его мама. 

Первая официальная мусульманская организация в Прокопьевске появилась в 1994-м. 13 марта общество мусульман «Рамазан» под руководством бывшего мастера шахты «Северный Маганак» Фаиля Ахмедшина получила официальную регистрацию. В 1996 году администрация города предоставила общине в аренду сроком на 23 года заброшенное здание бывшего детского дома по улице Береговая, 32. Силами мусульман города здание отремонтировали и переоборудовали под мечеть и учебные классы, установили минарет. В 1998 году на пост имама избирается Равшан Темуров и до сегодняшнего дня, при поддержки мусульманской общины он является законно избранным лидером.

Начиная с 2000 года, Прокопьевск был центром регионального Казыятского управления мусульман под руководством Равшана Темурова. В сос­тав пер­вой цен­тра­лизо­ван­ной струк­ту­ры ре­ги­она вош­ли об­щи­ны му­суль­ман го­родов Ке­меро­во («Нур»), Про­копь­евск, Ки­селёвск, Бе­лово, Меж­ду­реченск, Но­вокуз­нецк, Осин­ни­ки. К се­реди­не ну­левых го­дов Кузбас­ский ка­зы­ят ДУ­МАЧР объ­еди­нил боль­шую часть му­суль­ман­ских об­щин ре­ги­она. Ос­лабле­ние Ка­зы­ят­ско­го уп­равле­ния в об­ласти в пос­ле­ду­ющие го­ды про­ис­хо­дило не без вли­яния ор­га­нов мес­тной влас­ти.

В течении всего времени как образовалась централизованное объединение мусульман местные чиновники активно вмешивается во внутренние установления религиозных организаций. Прокопьевских мусульман несколько раз вызывали в милицию, прокуратуру в ФСБ. Сотрудники правоохранительных органов всерьёз обеспокоены: а вдруг прихожане местной мечети маленького шахтерского городка имеют прямое отношение к террористам запрещённых структур в РФ «Аль-Каиды» и «ИГ»?

«В июне 2008 года меня вызвали на допрос в прокопьевскую прокуратуру, – рассказывает руководитель Казыятского управления мусульман Кемеровской области ДУМАЧР Равшан Темуров. – Следователь сказал, что в отношении меня возбуждено уголовное дело по статье 282 УКРФ (Экстремизм). На какие факты они при этом опирались – непонятно! Свидетели от своих показаний отказались. Дело пришлось закрыть».

Со стороны правоохранительных органов было ещё несколько попыток дискредитировать лидеров религиозных общин в глазах общественности. Их обвиняли в разжигании межнациональной розни и связях с террористами. В начале ноября 2008 года десять мусульман из Кемеровской области в составе российской делегации прибыли в Москву на встречу с ливийским лидером Муаммаром Каддафи. Официальная встреча под названием «Мусульмане России» проходила в «Президент-отеле». Рабочая командировка длилась четыре дня.

Пока кузбасские мусульмане обсуждали с лидером ливийской революции вопросы веротерпимости и мирного сосуществования, их квартиры обследовала милиция. После возвращения из командировки мусульман вызвали на доверительную беседу с Валерием Князевым – представителем правоохранительных органов при администрации Кемеровской области.

Прокопьевским мусульманам запретили преподавать уроки Ислама и Арабского языка в ДК «Ясная поляна», после коллективных ифтаров во время Рамадана в силовые структуры вызывают участников этих мероприятий. Прихожан мечети вызывают на всевозможные беседы в разные структуры, предупреждая их не посещать пятничные проповеди, этим самым отвращая мусульман от обязанностей поклонения Всевышнему.

Прекрасно понимая, что искать справедливости в надзорных органах Кемеровской области – дело бесполезное, лидеры местных религиозных общин обращались и снова будут обращаться к президенту, премьеру, генеральному прокурору и правозащитные организации.

Против мусульман из общины «Рамазан» развёртывается целая медиа-кампания. Статья к.и.н. доцента Кемеровского госуниверситета Вадима Шиллера опубликована 15 мая 2016г. под устрашающим названием «Прокопьевские мусульмане на службе ИГИЛу». Затем, опираясь на этот «авторитетный источник», выходит программа на телевидении Кузбасса «События недели» с Андреем Андреевым за 21 мая 2016 г. Заметим сразу, что эти СМИ по-прежнему не слышат призыв Межрелигиозного совета России не употреблять словосочетание ИГИЛ, но использовать ДАИШ, чтобы не потакать лингвистической провокации, оскорбляющей оба понятия – и Ислам и Государство. Не слышат они и призывы многих своих коллег из центральных СМИ, которые говорят о том же.

Действия чиновников областной и местной администрации нарушают Российскую Конституцию и федеральный закон ФЗ-125 «О свободе совести и о религиозных объединениях», гласящий: «Должностные лица органов государственной власти не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии».

Мусульмане не прочь жить в самодостаточной стране, с одинаковыми правами, в многоконфессиональной России, с уважением, толерантностью к обычаям и обрядам всех религиозных меньшинств - только все вместе мы сможем сделать Россию сильной, благополучной, богатой и уважаемой. Только все вместе. Надо объединять, а не устраивать охоты на ведьм, пополняя ряды недовольных. Надо проводить справедливость и понимание в народ. Надо лоббировать значимость каждого человека для нашей страны. Пока же мы видим раздор и разделения.