Минниханов и Самигуллин сделали заявления в связи с кончиной митрополита Феофана

Смерть митрополита Казанского и Татарстанского Феофана является тяжелой утратой для всей общественности Татарстана, заявил муфтий республики Камиль Самигуллин.
Он выразил соболезнования родным, близким, коллегам покойного и всем жителям республики, исповедующим православие, пожелав терпения и сил справиться с болью утраты.
Глава ДУМ отметил, что татарстанские имамы потрясены произошедшим, учитывая неоценимый вклад православного владыки в укрепление межконфессионального согласия и мира в обществе.
«Его выступления и призывы сближали народы Татарстана! Невероятной энергией, открытостью, настойчивостью в достижении поставленной цели и огромным опытом работы он снискал авторитет, глубокое уважение широкой общественности республики. Он был человеком блестящего ума, с богатым духовным миром, отзывчивым и милосердным», – приводит слова Самигуллина пресс-служба муфтията.
Самигуллин поблагодарил Всевышнего за встречу с митрополитом и выразил благодарность владыке за совместную работу в «деле защиты и укрепления общечеловеческих ценностей».
Президент Татарстана Рустам Минниханов в своем заявлении отметил неоценимый вклад митрополита «в дело духовного возрождения общества, укрепления традиционных ценностей, восстановления исторической справедливости, развития межрелигиозного и межнационального сотрудничества и государственно-религиозного взаимодействия».
«Многонациональный Татарстан, где владыка служил последние пять лет, стал для него поистине родным домом. Здесь в полной мере проявились его редкие пастырские и организаторские качества, способствовавшие проведению курса на созидание, соработничество и укрепление единства проживающих в республике представителей разных народов и вероисповеданий», – говорится в заявлении Минниханова.
О смерти митрополита Казанского и Татарстанского Феофана стало известно в пятницу утром. Священнослужителю было 73 года. Причиной смерти явились осложнения, спровоцированные COVID-19.
Митрополит Феофан был неординарной личностью, а его деятельность можно расценивать по разному - от уважения до недоумения
Вспомним некоторые эпизоды из его трудовой деятельности.
Будучи митрополитом Челябинским, Феофан во время визита верховного муфтия РФ Талгата Таджуддина подписал с местным представителем ДУМ договор о социальном партнерстве — это был первый подобный документ в России. Его основной задачей было «укрепление мира между представителями разных конфессий». В эти же времена, с 2006 по 2010 годы, он был членом Общественной Палаты РФ.
В заслугу Феофану ставят массовые крещения жителей Северной Осетии, которые он проводил с 2005 года. Кроме того, он основал первый в послереволюционной Осетии женский монастырь
На встрече с православной молодежью Татарстана он призвал ее "без страха защищать и пропагандировать среди своих знакомых православную веру".
Кроме того, он призвал православных добиваться главенства своей религии в смешанных семьях. Отвечая на вопрос о смешанных браках, Феофан сказал: "Если уж полюбили, делать нечего, однако, еще до брака, если ваш избранник согласен - договоритесь, чтобы дети были обязательно православными. В этом случае ладно, смешанный брак если будет, пусть будет, но в вопросе выбора веры последнее слово пусть будет за вами".
Митрополит призвал мусульманских учениц снимать хиджаб в школе "чтобы не вызывать раздражение в обществе":
«Но все же мусульманские платки, хиджабы, если говорить честно, сейчас их не носят просто так, только если с религиозной подоплекой. И это у некоторых вызывает, скажем так, смущение — сегодня платок, а завтра — паранджа. Здесь есть важный момент: если женщина носит платок дома, на улице, ей никто ничего не скажет, никто не будет ругать. Но если в школе — это сразу ассоциируется с какими-то крайними течениями. Может быть, это уже повод задуматься о том, стоит ли его надевать там? Поскольку мы живем, как принято сейчас говорить, в светском государстве, все же надо учитывать этот аспект. Если ношение платка вызывает такой общественный резонанс, а суть религии заключается не в том, чтобы спровоцировать скандал, то, наверное, стоит задуматься. Мир в душе в первую очередь. Мы же на внешние формы обращаем внимание, а внутренний мир у нас разбалансирован. Если отстаивание своей религиозной идентичности вызывает напряжение в обществе, повторю, надо задуматься: а стоит ли нарушать мир ради того, чтобы только носить платок? Может, можно чем-то поступиться? И какой сделать выбор? Что дороже — платок или мир? Если он вызовет раздор в обществе, то насколько это хорошо с точки зрения этой религии?»
Проявления религиозного экстремизма, считал Феофан, среди прочего являются результатом отсутствия теологического образования, примером чего может служить недавнее убийство учителя в пригороде Парижа.
«Последний дикий случай: когда во Франции убивают учителя. Ответьте мне на вопрос: где же корень этой беды экстремизма? В голове этого юноши или, может быть, иной? А тот учитель, который провоцировал как раз на уроках юные умы, жестоко, выставляя карикатурно высшие ценности духовной жизни… Они к чему приводили? К просвещению или к возбуждению злобы, ненависти и обиды? Это тоже наша с вами забота».
mullaiz