Михаил Чернышов: Крым задвинет СКФО на второй план

Известный экономист – о том, как скажется на Северном Кавказе создание Крымского федерального округа
Образование Крымского федерального округа негативно отразится на социально-экономическом положении Северного Кавказа, считает старший научный сотрудник Института проблем рынка РАН Михаил Чернышов. В интервью корреспонденту КАВПОЛИТА известный экономист пояснил, зачем понадобилось создавать девятый федеральный округ, а также предположил, что долго он не просуществует.
- Михаил Михайлович, насколько логично создание Крымского федерального округа?
- Экономической логики в образовании отдельного округа нет. Однако логика политическая здесь определенно прослеживается. Все-таки Крым — это новая территория России, как в правовом, так и в хозяйственном плане. Там предстоит уладить множество всякого рода нюансов. Поэтому, в принципе, политический шаг оправдан.
Другой вопрос: как долго просуществует новый субъект? Мне представляется, что Крымский округ — это временное явление. После того как Крым и Севастополь реально войдут в российское правовое пространство, округ объединят с Южным федеральным.
- Следует ли понимать образование нового округа в том смысле, что теперь Крым станет объектом особого экономического внимания?
- Надо сказать, вхождение Крыма в состав России меня беспокоит с точки зрения ближайшего будущего Северного Кавказа. До Олимпиады в Сочи мы (жители Северного Кавказа – прим. ред.) были главными «любимцами» в плане финансовой поддержки. За исключением ситуаций, когда в других регионах случались какие-то природные катаклизмы, Кавказ постоянно подпитывался из федерального бюджета.
К примеру, в прошлом году Дагестану удалось получить из бюджета 6-7 млрд сверх плана. Были годы, когда проблемы кавказских регионов буквально заливали деньгами. Допустим, в 2009-м в том же Дагестане дотации вырастали на 40 процентов.
Теперь наступают достаточно непростые времена. Российский бюджет ужимается из-за снижения темпов экономического роста, о чем свидетельствуют итоги прошлого года. Прибавьте к этому негативное влияние мировых санкций. Вне зависимости от их масштабов инвестиционные рейтинги пойдут на убыль. Возникнут и другие препятствия. Так что рассчитывать на то, что доходов в бюджете будет больше, не приходится. И в этих условиях появляется еще один «любимый» регион, куда пойдут все возможные ресурсы.
Если раньше все ждали, что закончится Олимпиада и деньги снова потекут в республики СКФО, то теперь у нас вместо Сочи появляется Крым. Ожидания «золотого дождя» оказались напрасными. В частности, это касается заявлений президента Дагестана о том, что на развитие республики потребуются 200 млрд рублей, отдельная федеральная целевая программа и т.д.
Эти планы изначально казались, мягко говоря, не очевидными. В конце концов, даже республиканские власти признали их чересчур амбициозными. Теперь они выглядят и вовсе фантастичными. Никаких масштабных вливаний в экономику Северного Кавказа не предвидится.
- Ожидаете ли вы в связи с этим каких-то серьезных преобразований в экономической политике на Кавказе?
- Скорее всего, Москве сейчас будет не до Кавказа. Вряд ли стоит рассчитывать на какое-то планомерное развитие региона. Если ситуация останется стабильной — стабильно-нейтральной или стабильно-плохой — ее просто постараются не нарушить.
Но, к сожалению, вполне вероятно, что начнется резкое ухудшение. Не секрет, что в регионах Северного Кавказа далеко не все благополучно. Более того, положение в некоторых республиках близко к кризисному. И если ситуация там начнет выходить из-под контроля, естественно, придется принимать какие-то решения.
Впрочем, есть основания предполагать, что до осени ситуация останется стабильной. Так что, надеюсь, по крайней мере в ближайшие несколько месяцев ничего критичного не произойдет.