Мифы и легенды гробницы Тамерлана

Мифы и легенды гробницы Тамерлана

Одним из главных исторических памятников Самарканда является гробница Гур-Эмир, в которой покоятся останки великого правителя и завоевателя Амира Тимура, известного у нас как Тамерлан, а также многих членов его семьи. О гробнице ходит много легенд и мистических вымыслов, многие из которых можно услышать от местных гидов. Однако это место даже без таинственных историй вызывает восхищение и интерес.

Строительство мавзолея было начато в 1403 году по приказу Тимура. Изначально здесь планировалось создать центр исламского образования, ансамбль включал в себя две постройки: медресе (духовное мусульманское училище) и хонако, в котором останавливались приезжавшие в Самарканд купцы и путешественники, но позднее в этом месте был построен погребальный комплекс. В конце 1404 года Тимур пошел в поход на Китай и в феврале 1405 года на территории нынешнего Казахстана скончался в возрасте 69 лет. Его тело перевезли в Самарканд и захоронили в этом мавзолее. С этого времени мавзолей стал называться Гур-Эмир - могила Эмира. В последствие здесь начали хоронить сыновей, внуков, правнуков Тимура.

Перед входом в мавзолей находятся остатки каменного трона Тамерлана и каменная чаша, из которой его воины перед походом пили гранатовый сок. По легенде, он наделял их сказочной силой.

Всех посетителей мавзолея у входа встречала красивая плита с надписью, говорившей о том, что здесь похоронен Тимур. Сейчас эта плита находится в Эрмитаже. Там же и одна створка двери, украшенная искусной резьбой, слоновой костью и серебром.

Войдя в мавзолей, мы увидим портрет Тимура и карту его завоеваний. В течение 35 лет под его предводительством в результате беспрерывных войн и походов была создана огромная империя от Волги до Ганга. Тимур создал одну из самых огромных империй в истории человечества и стремился возродить империю Чингисхана, утверждая, что «всё пространство населённой части мира не заслуживает того, чтобы иметь больше одного царя». Перед одним именем Железного Хромца трепетала не только Средняя Азия, но и далекие Китай и Индия, а слава о его могуществе и сказочных богатствах доходила до Европы.

Это портрет Тимура, образ лица которого был воссоздан скульптором Герасимовым по костям лежащего в мавзолее Тамерлана в Самарканде. Герасимов известен, в частности, тем, что разработал методику восстановления скульптурного портрета по черепу. Реконструкция скульптурного облика Тамерлана - это одно из его наиболее известных достижений. Существует миф, что Сталин не верил в эту науку и чтобы доказать суждения Герасимова, попросил восстановить образ по черепу одного из своих надсмотрщиков времен, когда тот находился в ссылке. Это лицо мог знать и помнить только сам Сталин, поэтому когда Герасимов сделал портрет по черепу и показал его Сталину, тот сразу же узнал в нем своего надсмотрщика, поэтому разрешил работу над черепом Тамерлана. Обратите внимание на европейские черты его лица, хотя всем было известно, что «Тимур — монгол», в том смысле, пришел из далекой Монголии. Этот факт вызвал много вопросов и недоумений в научной среде, также возникли и сомнения, а та ли эта на самом деле могила.

Внутреннее оформление гробницы очень впечатляет. Стены мавзолея облицованы плиткой с письменами и сине–золотым покрытием. Свет внутрь помещения попадает через резные окна, освещая позолоченный купол.

Надгробие могилы Тамерлана располагается в самом центре, выполнено из темно-зеленого нефритового камня и сразу бросается в глаза посетителям, помимо него в гробнице располагаются саркофаги двух его сыновей, двух внуков, а также духовного наставника.

Легенда гласит, что на гробницу было наложено заклятие, в ней заточен злой дух войны, а тот, кто посмеет вскрыть могилу развяжет большую войну. Поэтому нельзя было тревожить захоронение. Но, как мы знаем, в советской стране правил атеизм, поэтому никто в эти легенды не верил, и в марте 1941 года была организована научная экспедиция, которая должна была установить достоверность принадлежности захоронений Гур Эмира Тамерлану и его потомкам.

Раскопки начались 16 июня, сначала были извлечены останки сыновей Тамерлана, 18 июня - его внуков, а 19 июня стали вскрывать гробницу Тамерлана. Как вы знаете, через 2 дня после этого фашистская Германия напала на СССР и началась самая кровопролитная война в мировой истории. Вскрытие мавзолея тоже сопровождалось целым рядом странностей: сначала в подземелье хлынула вода вода из соседнего арыка и могилы затопило, почти сразу же вышла из строя лебедка, а мраморные плиты пришлось из могилы вручную, при этом регулярно гасло все освещение, а люди ощущали нехватку воздуха.

Во время раскопок к руководителям экспедиции обращались трое старцев, которые принесли с собой древнюю книгу на фарси и показали ее археологам. Книга содержала пророчество о страшной войне, которая последует после вскрытия могилы Тамерлана. После разговора с руководителями экспедиции старики исчезли, а найти их не удалось. Оператор Ташкентской киностудии Малика Каюмова, принимавший участие в этой экспедиции, в октябре 1942 года встретился с маршалом Жуковым, которому он и рассказал о проклятии могилы Тамерлана и о просьбах местных жителей вернуть прах на прежнее место. Останки Тамерлана были привезены в Самарканд 19 ноября 1942 года и перезахоронены по мусульманскому обряду в Гур-Эмире 20 ноября. Именно в эти дни Советская Армия одержала победу в Сталинградской битве, ставшей переломной в Великой Отечественной войне.

Правда ли все эти истории или вымысел, а война - результат вскрытия гробницы великого завоевателя или просто совпадение, судить сложно, но в любом случае в любой культуре никогда не рекомендуют трогать останки захоронений и тревожить умерших.

zen.yandex

К 675-ЛЕТИЮ АМИРА ТЕМУРА: ОТНОШЕНИЕ К АРМИИ И НАРОДУ, УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВОМ, БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

"…Он следил за тем, чтобы справедливость была для всех, без различия в рангах, богатстве, расе, религии…" [1](французский ученый, проф. Люсьен Керен об Амире Темуре, автор ряда исторических исследований об эпохе Тимуридов).

09 апреля 2011 г. исполнилось 675 лет со дня рождения одного из выдающихся полководцев всех времен и народов и великого государственного деятеля АМИРА ТЕМУРА, который опорой могущества государства считал (сегодня, в ряде случаев – во многом девальвированные сегодня) духовно-нравственные принципы, законность, справедливость, которым следовал сам, и что завещал потомкам.

В этой связи, не акцентируя внимание на (крайне неоднозначных и полюсных) оценках деятельности АМИРА ТЕМУРА, представляется возможным привести выдержки из знаменитого "Уложения Тимура", которые, в контексте управления государством и отношения к национальной армии, не потеряли злободневности и в настоящее время.

На наш взгляд, следование многим правилам, изложенным в "Уложениях…" позволило бы "вершить государственные дела", на всех уровнях управления, достаточно эффективно и намного успешнее, по сравнению "действующим положением дел".

"Уложения…" начинаются словами: "Пусть эти правила послужат им (детям и потомкам ТЕМУРА– A.Z.K.) руководством, как в их поведении, так и в управлении государством, дабы они могли сохранить то государство, которое я им оставляю"

Сохранить империю АМИРА ТЕМУРА его детям и потомкам не удалось…

"Уложение Тимура…" [2]

(1) Из 12 Правил, которыми, как указывается в "Уложениях… " от имени АМИРА ТЕМУРА "…я руководствовался сам":

1. "3) …В управлении я руководствовался кротостью, человеколюбием и терпением; …был одинаково благосклонен как к врагам, так и к друзьям".

2. "4) Надлежащий порядок и соблюдение законов… так укрепили мою власть, что визири, эмиры, солдаты и народ не домогались повышения, а каждый довольствовался своим местом".

3. "5) Чтобы воодушевить офицеров и солдат, я не щадил ни золота, ни драгоценных камней; …Оказывая им милости и входя в их нужды, я обеспечил за собой их привязанность…"

4. "6) Справедливостью и беспристрастием я приобрел благосклонность созданий Божьих…. …мое великодушие обеспечило мне место в сердцах людей; правосудие управляло моими решениями. ... Я освобождал угнетенного из рук гонителя и, раз убедившись во вреде, причиненном лицу или имуществу, я произносил приговор по закону и никогда не подвергал невинного наказанию, заслуженному виновным".

5. "7) …Храбрые люди были моими друзьями, потому что Всевышний любит храбрых. …Те, которые дурно отзывались о других, были удаляемы от моего двора. Их толкам не придавалось значения, и я никогда не слушал их клеветы".

6. "8) ….Поступки мои не противоречили моим словам, и я не поступал сурово. Я никому не досаждал из опасения, чтобы Всемогущий не поступил со мною сурово и не подавил меня тяжестью собственных моих деяний. …Я воздерживался от лихоимства и притеснений…"

7. "9) Я знал состояние народа. Я смотрел на знатных, как на братьев, а на простых людей, как на детей. …Я знал состояние населения каждой отдельной области. Я посадил в каждой стране моего царства человека испытанной честности…. Как только я узнавал о каком-нибудь случае притеснения или жестокости правителя, солдат или народа, то я давал виновным чувствовать всю строгость правосудия".

8. "10) …я добром воздавал добрым, а злых предоставлял собственной участи. Кто бы ни заключил со мной дружеский союз, был уверен, что не будет раскаиваться. …Даже мой враг, когда он чувствовал свою вину и приходил просить моего покровительства, получал прощение и находил во мне благодетеля и друга".

9. "12) Я всегда с уважением относился к солдатам, сражались ли они за или против меня. … Неприятельский воин, неизменно преданный своему повелителю, мог рассчитывать на мою дружбу. Когда он становился под мои знамена, я награждал его заслуги и верность, принимая его в число своих союзников. Но тот воин, который в момент сражения оставил своего полководца, чтобы перейти ко мне, был в моих глазах самым мерзким человеком".

(2) В "Уложениях ТЕМУРА подчеркивается, что "по восстановлении религии и божественного закона я издал для гражданского управления моего государства законы и постановления", которые имели, в частности, следующие положения:

10. "1) …Мои приказания и правила имели такую силу, что я не имел себе соперника в управлении".

11. "2) …Полный внимания и осторожности к своим врагам и друзьям, я держался мудрой политики переносить терпеливо их речи и поступки. …Я почитал ничтожным то зло, которое мне было причинено, и я провел пером забвения по записям дурных поступков, которые были мне оказаны".

12. "3) Я никогда не поддавался мстительности. …В моем обществе были приняты знатные, потомки пророка, ученые и богословы, но злых изменников и трусов я исключал из своего сообщества".

13. "4) …я, друг правосудия, приходил в ужас от притеснений и жестокости".

14. "Мой духовный советник (пир) написал…: "…управление государством есть не что иное, как подобие управления Всевышнего. …Назначай для каждого класса народа справедливые границы, чтобы правота и разум господствовали в твоем государстве…"

15. "Войско и народ были одинаково дороги мне. …Армия всегда была наготове и получала содержание даже раньше требований. …...Если простой солдат выказывал благоразумность и неустрашимость, то я всегда соразмерял повышение его с его талантами и заслугами".

16. "Сын солдата, храбрость которого была признана, к какой бы нации он ни принадлежал, получал жалованье и повышался в службе по заслугам".

(3) Из Постановления для расширения могущества, в частности (как указано в "Уложениях "двенадцать принципов, от которых я никогда не уклонялся"):

17. "1) Действия и слова лица повелевающего должны вполне принадлежать ему, т.е. народ и войско должны быть уверены, что все, что ни делает и ни говорит государь, он делает и говорит от себя и что никто не руководит им".

18. "2) Неизбежно необходимо для монарха соблюдать во всем справедливость; он должен избрать визиря (первого министра) неподкупного…".

19. "6) Безопасность требует, чтобы правители не полагались на других в государственных делах и не вверяли бразды власти в руки посторонние, потому что свет подобен красавице, у которой масса поклонников…".

20. "8) ….в делах, касающихся армии и народа, государь не должен руководствоваться поведением и речами кого бы то ни было. Если министры и генералы говорят хорошо или дурно о ком-нибудь, то они заслуживают, чтобы их выслушали; но поступать необходимо с большой осмотрительностью до тех пор, пока не убедишься в истине".

(4) Из Правил для формирования армии, в частности:

21. В каждой роте из десяти отборных воинов ИЗБИРАЛСЯ один, соединявший в себе мудрость и храбрость, и, после согласия девяти других, он был утверждаем….".

22. Из десяти унбашей также избирался достойнейший по уму и деятельности, он становился начальником своих сотоварищей и имел название юзбаши (т.е. начальник сотни, сотник). Десять юзбашей имели начальником мирзу, опытного, искусного в военном деле и известного своею храбростью. Этого начальника называли минбаши (или тысяцкий, начальник тысячи).

(5) Из Правил о жалованье армии, офицерам и солдатам, в частности:

23. "Жалованье простого солдата, …равнялось стоимости его лошади; оклад отборного воина простирался от стоимости двух до стоимости четырех лошадей. Унбаши получал в десять раз более простого солдата. Жалованье юзбаши было двойным окладом против жалованья унбаши, а минбаши (тысяцкий) получал тройной оклад жалованья юзбаши.

24. "Жалованье главнокомандующего в десять раз превосходило жалованье простого офицера. Начальник дивана и визири получали десять офицерских окладов. Жалованье различных орд калькачи и есаула могло простираться от стоимости 1000 до стоимости 10000 лошадей. ...Жалованье пехотинцам, слугам и людям, которые занимались размещением палаток, простиралось от стоимости ста до тысячи лошадей".

(6) Из Правил "О наказаниях моих сыновей, родственников, эмиров и визирей":

25. "Начальники - опора государства. Если в момент действия они забывали исполнить должное, я лишал их власти и почестей. Если они предпринимали что-либо, могущее произвести замешательство в государстве, я смещал их на низшие должности. В случае небрежности к своей службе, они смещались на должности писцов, если же и здесь они выказывали полнейшую беззаботность и непослушание, то их выгоняли со службы безвозвратно".

(7) Из Постановления для министров, в частности:

26. "…нередко случается, что злые люди и завистники, побуждаемые своими дурными наклонностями, искусно придают лжи вид истины. …Часто силою своих происков они подрывают спокойствие государства".

27. "Если министр, в ведении которого состоит государственная казна, провинится в присвоении ее, ему следует оставить похищенную сумму, если она не превышает его жалованья; если она вдвое больше, то у министра нужно отнять его доходы, если же она втрое больше жалованья, то следует конфисковать имущество провинившегося. Я старался не высказывать никакого пристрастия к лицам, …и я соблюдал строжайшую справедливость, чтобы избежать злоупотреблений, могущих послужить в ущерб государству".

28. "Если простой солдат, нарушая свои обязанности, позволит себе поднять руку на слабого, пусть он будет отдан своей жертве, чтобы испытать такое же обращение, какое он позволял себе относительно нее".

29. "Вельможа, который дурно обращался с народом, должен заплатить штраф сообразно с важностью преступления. Одинаково строго будет наказан правитель, которого признают за взяточника".

(8) Качества, которые должен иметь визирь или министр:

30. "Я требовал от визиря 4-х необходимых качеств:

1) благородство мыслей и возвышенность души;

2) тонкий и проницательный ум:

3) опыт и привычку жить с солдатом и гражданином;

4) терпимость и способность примирить".

31. "В полном смысле министр есть тот, который умеет водворить порядок…и соединяет в себе умеренность и доброту. В таком же смысле визирем можно назвать того, кто в исполнении своих обязанностей и во всех делах, касающихся правления государственными и денежными делами, ведет себя с ровной добротой, неподкупностью и умеренностью..."

32. "Министр, который сам злословит… или выслушивает дурное о других, возбуждает распри, стремится разорить честного человека…. мстительные люди должны быть старательно исключаемы из министерства: их участие в управлении делами поведет за собою только разрушение могущества государства".

33. "Визирь должен быть одарен высшими качествами... Как только визирь без всякой разборчивости начнет пускаться в дурные средства, так начнет падать могущество державы. …Если сердце его открыто для мести и вероломства, то можно ожидать неприятных последствий, можно опасаться тайных сношений с врагами государства, разорения армии и расхищения финансов".

34. "Целью моей жизни я поставил благо народное…"

35. "Министр, портрет которого я старался нарисовать, вполне заслуживает быть товарищем в управлении государством…. Такой министр, даже и при монархе-притеснителе, может исправить все несправедливости; если же министр сам разбойник, то он поможет государству впасть в неустройство (беспорядок)".

(9) Из Правил производства в офицеры и в начальники, в частности:

36. "Мною было строго запрещено лишать солдат должной награды. Поседевшие на военной службе не теряли ни жалованья, ни чина; их служба не была забываема…. Умалчивать о заслугах, отказывать ему в награде было бы возмутительной несправедливостью".

37. "…Старые воины были глубоко почитаемы, речи их выслушивались, потому что все, что они ни говорили, было основано на опыте; они составляли славу моего государства…".

38. "Я запрещал предавать смерти пленных, предоставлял им право для выбора: вступить ко мне на службу или получить свободу…".

39. "Если неприятельский солдат по окончании битвы, по исполнении законов соли по отношению к господину, искал у меня убежища по необходимости или по доброй воле, то его принимал с почетом; ему следовало оказывать большое внимание, так как он был верен своему государю и долгу".

(10) Из "Правил, которыми должны руководствоваться в своих отношениях начальник к подчиненному и подчиненный к начальнику", в частности:

40. "Подданный, который оставляет своего господина в опасности и ищет дружбы других, не заслуживает никакого доверия…".

41. "Офицер, верность которого непоколебима в минуту неудачи, среди всех случайностей, поистине достоин имени брата".

(11) Из "Постановления для управления государством", в частности:

42. "В государстве, вновь подчиненном моей власти, я оказывал почет тем, которые были того достойны…. вельможи этой страны становились как бы моими братьями, а сироты и бедные - моими детьми. …я старался привлечь любовь народа". …к какой бы национальности они ни принадлежали, я обходился с добротою…Врата справедливости были открыты во всех подвластных мне странах, в то же время я заботился, чтобы все пути к грабежу и разбою были закрыты".

43. "Правитель покоренной провинции оставался при своей должности…Я приказал наказывать по закону "Ясса" разбойников и грабителей больших дорог и изгонять из моих владений бунтовщиков и изменников…На больших дорогах была расставлена стража… Путешественники и купцы имели право требовать, чтобы их вещи и богатства были конвоированы этою стражею, которая отвечала за каждую пропавшую вещь".

44. "Не позволялось взимать ни подушного сбора, ни пошлины в городах и предместьях. Ни один солдат не имел права занять постоем дома частного лица или присвоить себе стадо и имущество гражданина".

45. "Во всех делах, касавшихся народа какой-либо провинции, правителям было приказано строго держаться в пределах справедливости. Для уничтожения нищенства я основал приюты, где бедные получали содержание".

(12) Из "Постановления для поддержания сношений и получения сведений о состоянии государств, областей, народа и армии", в частности:

46. "Я желал, чтобы на всякой границе, во всякой провинции, в каждом городе и при армии был корреспондент. …Этот корреспондент при помощи своих сношений знал все действия ханов, имел сведения…. От таких докладов я требовал самой строгой правдивости…"

(13) Из "Постановления для сбора доходов…; порядок и благоустройство государства; …безопасность и полиция в провинциях", в частности:

47. "При сборе податей нужно остерегаться обременять народ податями или опустошать провинции, …что в свою очередь ведет к ослаблению власти".

48. "Если народ желал оставить прежний порядок управления, то согласовывались с его желанием, в противном же случае подати собирались по установленным мною правилам. Подати определялись производительностью земель…. Строго воспрещалось брать подати раньше уборки хлеба…".

49. "Земледелец, который разработал и оросил невозделанную землю, сделал на ней насаждения или сделал годными для посева заброшенные земли, освобождался от податей первый год; второй год он мог внести столько, сколько ему заблагорассудится; в третий же год он подчинялся общему постановлению о налогах. Если богатый землевладелец или человек могущественный притеснял бедного или причинял ему какой-нибудь убыток, то притеснитель отвечал за это своим имуществом…".

50. "Что касалось земель заброшенных и никому не принадлежащих, то я предложил серьезно заботиться о том, чтобы их возделывали. Если же земля оставалась без обработки по причине бедности ее владельца, то ему давались необходимые земледельческие орудия…"

В заключение – соображения выдающейся личности, бывшего Премьер-министра Великобритании, "железной леди" М.Тэтчер, относительно управления государством и его граждан, взаимоотношений между руководителем и его подчиненными [3]:

"Государства… устанавливают правовые рамки, а разумная правовая основа имеет колоссальное значение, как для общества, так и для экономики. Лишь государства обладают монопольным правом на принуждение, т. е. правом подавления преступности на собственной территории и защиты от внешней угрозы. Функцию принуждения государство не должно отдавать никогда…"

"Есть только один способ быть руководителем: это когда руководитель идет в добровольное рабство к руководимым, а не наоборот. Если же в его поведении появляется даже одна сотая претензий на какое-либо преимущество перед ними или привилегии, то рано или поздно эти 0,01 трансформируются в неправомерные действия".

"Государство…, в конечном счете, - слуга, а не хозяин людей…"

Если каждый, на своем уровне (должностное лицо или зависимый от его действий гражданин), будет обладать соответствующими качествами и следовать требованиям права, то он правильно воспримет упомянутые выше "функцию принуждения" государства, и что оно (должностное лицо) – "слуга, а не хозяин".

О Тамерлане больше знают, с одной стороны, как о великом полководце, меньше – как о мудром государственном деятеле, с другой - как о тиране. Приведенные выше выдержки из его исторических "Уложений…", в достоверности которых нет сомнений, дают некоторое представление и об "обустройстве" государства ТЕМУРА.

При управлении государством во главу угла ставился Закон, который был одинаковым для всех (соблюдение справедливости) и запрещал неправомерные действия под угрозой наказания, - в этом и заключается "функция принуждения" государства.

М.Тэтчер правила государством не менее твердой рукой и также ставит вопрос о верховенстве Закона при защите национальных интересов, которая включает, как известно, защиту интересов личности, общества и государства от посягательств.

Подчеркнутое во фразе М.Тэтчер "добровольное рабство" руководителя есть не что иное, как равенство Закона для всех, а не его избирательное действие.

Конечно, АМИР ТЕМУР, как олицетворение своего государства, не был "слугой" народа и в "добровольном рабстве". Но от этого его место в истории не меняется.

И бросать камень в сторону руководителей государства, успешно выполнивших свою историческую миссию на определенном этапе развития цивилизации, имеет право, как говорится, разве что тот "кто сам без греха".

Использованные источники:

[1] АХМЕДОВ А: АМИР ТЕМУР БЫЛ ДОСТОЙНЫМ СЫНОМ СВОЕЙ ЭПОХИ // www.press-uz.info

[2] 1.Уложение Тимура // http://www.centre.smr.ru/win/books/timur_1.htm; 2. Уложение Тимура Моим детям, …. моим потомкам… Постановления // http://www.centre.smr.ru/win/books/timur_2.htm; 3. Уложение Тимура Служебные обязанности визирей // http://www.centre.smr.ru/win/books/timur_3.htm

[3] Тэтчер Маргарет Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира - Alpine Business Book, 2005 - 468 с // http://society.polbu.ru/thatcher_government/ch01_i.html

ЦентрАзия