Месяц Раби уль-Ауваль

Месяц Раби-уль-ауваль. Что мы знаем о нем? В своей статье мне хотелось бы привести вам важные и интересные факты произошедшие в этом месяце.
Все последующие события, так или иначе, тесно связаны с мусульманами и их историей. Не удивляйтесь тому, что все известные даты я буду привязывать к смерти той или иной личности. Обычно в мусульманских энциклопедиях указывая данные человека, в скобках обязательно пишут дату смерти, а не дату рождения. Связано это со словами пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, Аллах не забирает знание, просто лишая его Своих рабов, но Он забирает знание, забирая знающих, когда же Он не оставит в живых ни одного ученого, люди станут избирать для себя невежественных руководителей. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить фетвы, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других!»
В истории Ислама были тысячи сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах) и ученых, теперь их нет с нами рядом. Смерть обычного верующего является горем для семьи и родных. Но смерть ученого-богослова, верующего отдавшего себя целиком религии и народу – трагедия для всей Уммы. Давайте поближе узнаем имена достойных верующих, которых Создатель забрал к себе в месяц Раби-уль-авваль. Очень сложно написать обо всех ученых, приведу имена всего лишь десятерых рабов Аллаха, чьи знания принесли пользу всем разумеющим людям. Во главе списка стоит наш благословенный пророк (алейхиссалям).
1. Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует)
В 11 году по хиджре (г.х.) 12-го числа месяца Раби-уль-авваль, в Лучезарной Медине скончался наилучший из творений Всевышнего Аллаха – пророк Мухаммед (алейхиссалям).
Посланник Аллаха (алейхиссалям) родился в Мекке, сиротой, т.к. его отца Абдуллаха уже не было в живых. Согласно большинству мнению ученых, Амина, - мать пророка (алейхиссалям) родила будущего увещевателя 12-го числа месяца Раби-уль-авваль, т.е. в тот же день, в котором он умер. Опекуном младенца стал его дедушка по имени Абд уль-Муталлиб. После смерти дедушки, на воспитание пророка (алейхиссалям) взял родной дядя Абу Талиб – сын Абд уль-Муталлиба. Он был для Мухаммада (алейхиссалям) опорой во всех мирских делах.
Пророк (алейхиссалям) впервые получил Откровение в сорокалетнем возрасте. Через тринадцать лет после первого Откровения, Он (алейхиссалям) совершил переселение Хиджру из Мекки в Медину. Только так верующие могли основать первую полноценную исламскую общину в мире и сохранить веру. 20 числа месяца Рамадан, в восьмом году после Хиджры мусульмане смогли вернуться в Мекку и подчинить ее себе. Пророк (алейхиссалям) простил многим своим врагам и собственноручно разрушил каменные идолы. С тех пор, Ислам стал стремительно распространяться по всем уголкам света.
Все дети Пророка (алейхиссалям), кроме дочери Фатимы (да будет доволен ею Аллах) умерли при его жизни. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прожил 62 года и умер в том же месяце, в котором родился, в месяц Рабиу аль-Авваль. Он захоронен в своем доме в Медине.
Ислам положил конец неравенству между богатыми и бедными, мужчинами и женщинами. Ислам поставил точку межплеменным воинам, он объединил все народы и племена, все мусульмане стали братьями и сестрами по вере.
Ислам озарил средневековый мир светом справедливости и знаний. В мусульманских странах открывались университеты, ученые мужи совершали открытия в области химии, астрономии, медицины и математики. Христианские и иудейские общины проживающие в мусульманских странах могли свободно исповедовать свои религии, заниматься торговлей и участвовать общественной жизни.
Пришествие пророка Мухаммеда (алейхиссалям) изменило мир в сторону прогресса и взаимоуважения. Все мусульмане любят Посланника Аллаха больше всего, они стремятся следовать его созидательному учению. Ислам – это прежде всего мир, мир по отношению к себе, близким и окружающим.
2. Аль-Хасан ибн Али (да будет доволен им Аллах)
В 49 г.х. в месяце Раби-уль-авваль скончался глава правоверных аль-Хасан ибн Али – внук пророка Мухаммеда (алейхиссалям). Он (да будет доволен им Аллах) был сыном дочери Посланника (алейхиссалям) Фатимы. Верующие присягнули ему в верности в день, когда умер его отец Али (да будет доволен им Аллах). В целях примирения между мусульманами он отказался от правления. После смерти, Хасана похоронили на кладбище «аль-Бакыйг» в Медине, рядом с его матерью Фатимой (да будет доволен ею Аллах).
3. Сулейман аль-Агмаш
В 148 г.х. в месяце Раби-уль-авваль скончался Абу Мухаммад Сулейман ибн Михран аль-Кахили аль-Асади аль-Куфи. Из-за слабого зрения и постоянно слезящиеся глаза, он получил прозвище аль-Агмаш. С детства он обладал лучшей памятью и был надежным передатчиком хадисов, так им передано более 1300 хадисов. Абу Мухаммад встречался со сподвижником Анасом ибн Маликом (да будет доволен им Аллах) и известными табиинами (те кто видели пророка,алейхиссалям и скончались будучи мусульманами). От него пересказывали хадисы Абу Ханифа, Суфьян ас-Саури, Суфьян ибн Уйайна Шуба ибн ал-Хаджжадж и многие другие.
- Абу Мухаммад в течение 70 лет в течение семидесяти лет не опаздывал к началу обязательной молитвы в мечети!
4. Абдуррахман аль - Аузаи
4. В 157 г.х. в месяце Раби-уль-авваль скончался имам Абу Амр Абдуррахман ибн Амр аль-Аузаи. Этот ученый был известным мусульманским факихом и богословом. В ту пору на территории Шама не было более знающего человека чем Абу Амр. Говорят, что он смог дать аргументированные ответы на 70 000 богословских вопросов. Аль-Аузаи обучался у Аты ибн Абу Рабаха, Абу Джафара аль-Бакира, Амра ибн Шуайба, Макхула, Катады, аз-Зухри и многих других табиинов. От его имени знания передавали следующие улемы: Абдуллах ибн аль-Мубарак, Суфьян ас-Саури, Шугба ибн ал-Хаджадж, Малик ибн Анас, Абу Исхак аль-Фазари и Исмаил ибн Айяш и др.
Аль-Аузаи был настолько богобоязненным верующим, что ежедневно до молитвы «Зухр» совершал несколько сот ракаатов дополнительных намазов. Незадолго до своей смерти он раздал личное имущество бедным. Аль-Аузаи умер недалеко от Бейрута, его похоронили в районе под названием «Хантус». На похоронах учёного собралось несколько тысяч верующих. В знак признательности проводить его в последний путь также вышли христиане, иудеи и копты Бейрута.
5. Малик ибн Анас
В 179 г.х. в месяце Раби-уль-авваль скончался основатель «Маликитской» богословской школы Абу Абдуллах Малик ибн Анас аль-Асбахи.Малик с детства обучался религиозным знаниям. Его родной дядя Абу Сухайль Нафи считался знатоком Священного Корана, а дедушка передатчиком хадисов. Учителей у Малик было множество, известные из них Рабиг ибн Абд ар-Рахман, Абу Хазим и Ибн Шихаб аз-Зухри. Он также обучался у Джафара ас-Садика. Вскоре он превратился в крупнейшего улема в Лучезарной Медине. В мечети Посланника Аллаха он проводил лекции для сотен учеников, имамы Аш-Шафии и Мухаммад аш-Шайбани относятся к их числу.
Малик ибн Анас автор более десяти книг. На составление и структурирование сборника с хадисами «аль-Муватта» он потратил около 40 лет. Маликитский мазхаб распространился в Андалусии и Северной Африке. Имам похоронен в Медине.
6. Абу Юсуф аль-Куфи
В 182 г.х. в месяце Раби-уль-авваль скончался известнейший имам и «кади» Абу Юсуф Якуб ибн Ибрахим ибн Хабиб аль-Ансари аль-Куфи. Абу Юсуф в течении 15 лет обучался религии у основателя богословской школы Абу Ханифы. Этот ученый был верховным судьей в Багдаде при трех халифах: аль-Махди, аль-Хади и Харун ар-Рашиде. Абу Юсуф известен своими богословскими трудами по мусульманскому праву (фикху) и основам фикха (усуль аль-Фикх). Из всех четырех школ ханафитская школа нашла большее распространение, во многом благодаря трудам Абу Юсуфа. Его блестящая книга по мусульманской экономике и налогам «Китаб аль-Харрадж» признан всеми улемами и изучается во многих исламских учебных заведениях. Абу Юсуф умер в Багдаде.
7. Аббас ибн Сурайдж аль-Багдади
В 235 г.х. Раби-уль-авваль скончался ученый шафиитской школы Абуль Аббас Ахмад ибн Умар ибн Сурайдж аль-Багдади. Его еще называют обновителем третьего столетия «мужаддидом». Он являлся судьей Шираза и написал более 400 трудов по богословию. Абуль Аббас похоронен в Багдаде.
8. Ахмад ибн Ханбаль
В 241 г.х. в месяце Раби-уль-авваль в возрасте 77 лет скончался основатель «Ханбалитской» богословской школы Абу Абдалла Ахмад ибн Ханбаль. Еще в детстве у него умер отец, его воспитанием занималась мать. Несмотря на материальные лишения, она побуждала ребенка проявлять усердие в учебе. Он с детства изучал фикх и хадисы, встречался с кадием Абу Юсуфом и имамом Аш-Шафии. Через несколько лет его авторитет вырос настолько, что ученые-хадисоведы того времени стали говорить: «Хадис, который не знает имам Ахмед, не является хадисом». Халиф аль-Мамун вместе с придворными улемами стал насильно насаждать в государстве ложные мугтазилитские идеи, например догмат о сотворенности Корана. Ахмад ибн Ханбал выступил против еретических взглядов халифа, за что в дальнейшем оказался в тюрьме. Вскоре у власти оказался другой халиф - аль-Мугтасым. Именно он дал добро на бичевание Ахмада. В течении двух лет его избивали и уговаривали отказаться от вероубеждений. Имам проявлял терпение и не отказывался от своих слов. Затем имама выпустили на свободу. Халиф запретил ему покидать пределы дома и преподавать хадисы. Наконец к власти пришел халиф аль-Мутаваккиль, он стал искоренять идеи мугтазилизма.
Ахмад ибн Ханбаль автор известного и многотомного сборника изречений пророка (алейхиссалям). Сборник носит название «Муснад» и включает в себя более 30 000 хадисов. Известный мухаддис аль-Бухари является его учеником.
Имам Ахмад похоронен в Багдаде.
9. Абдул – Карим аль-Кушари
В 376 г.х. в месяце Раби-уль-авваль скончался ученый, один из классиков суфизма Абуль-Касим Абдул-Карим ибн Хавазан аль-Кушайри. Он обучался у известных богословов, среди которых были Абу Исхак аль-Исфараини, Абу Бакр ат-Туси, Аби Бакра бин Фурак итд. Преподавал фикх, тафсир и хадис. Написал около тридцати трудов по богословию, его трактат «ар-Рисала фи ильм ат-тасаввуф» до сих пор служит пособием для суфиев. Он скончался 465 году в Нишапуре.
10. Хамд ибн Мухаммад аль-Хаттаби
В 388 г.х. в месяце Рабиу аль-Авваль скончался Абу Сулейман Хамд ибн Мухаммад ибн Ибрахим ибн Хаттаб аль-Хаттаби. С раннего детства Хамд стремился к богословским знаниям. Он учился в Багдаде, в Басре и в Мекке, уделял большое внимание хадисам и арабскому языку, написал множество трудов. К известным его трудам можно перечислить книги: «Аглямуль хадис» – толкование сборника достоверных хадисов имам аль-Бухари, «Маалиму ссунан фи сунани Аби Дауд» – книга толкования сборника хадисов Абу Дауда. Имам аз-Захаби перечислил Хамда к хафизам. Ученый умер в городе Буст.
Мои размышления
Раби-уль-авваль месяц, в котором родился и умер пророк Мухаммед (алейхиссалям). Лично меня одолевает грусть, ибо пророк (алейхиссалям) умер именно в Раби-уль-аввале. Вспоминаю слова одного устаза: - «Если было бы возможным сейчас оказаться рядом с пророком, за это мы отдали бы все богатство!». Хвала Аллаху, Он не оставил нас беспомощными! У нас много книг, которые содержать тысячи назиданий и наставлений пророка (алейхиссалям)! Когда читаете его слова – хадисы, представьте, что он сидит рядом с вами! Мы имеем достоверные знания от пророка (алейхиссалям), их нужно изучать и радоваться! Я помню, как 10 летний мальчик, - сын моего учителя по фикху выучил наизусть сборник хадисов имама Муслима. Отец в честь этого события устроил меджлис, накрыл трапезный стол, собрал родных и близких. Вот она настоящая, искренняя любовь по отношению к пророку Мухаммеду (алейхиссалям)! Пусть Всевышний Аллах сделает нас из числа тех, кто любит Его пророка (алейхиссалям)!
В конце воздаю всю хвалу Всемогущему Аллаху, воистину Он - знающий, мудрый!
Мунир Беюсов
Люди по-разному понимают слово «маулид» и вкладывают в него разный смысл. Тот «маулид», о котором пойдет речь, означает совершение особенных религиозных обрядов в течение ночи на 12 число лунного месяца Раби-аль-авваль. Среди этих обрядов наиболее распространено поверье, что нужно собраться после ночного намаза в мечети или в доме одного из мусульман, затем всю ночь совершать молитвы, всем вместе читать специальные мольбы или избранные аяты из Корана, слушать песни, стихи и салаваты, посвященные Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха.
Действительно, ничего из указанных мероприятий мусульмане не должны совершать ни в 12-ую, ни в любую другую ночь месяца Раби аль-авваль. Объясним, почему.
Во-первых, о праздновании маулида ничего не сказано в Коране и ничего в Сунне. Кроме того, ни от одного сподвижника, а также их учеников-табиев не рассказывается ничего, что указывало бы на то, что они праздновали в месяце Раби-аль-авваль день рождения Пророка, мир ему и благословение Аллаха, или каким-либо образом отмечали этот месяц. И здесь нужно вспомнить все то, что мы говорили ранее о необходимости следования Корану и Сунне, сверяя это с практикой ранних мусульман. Разве их религия не была права? Как могли они не знать о том, что маулид, оказывается, это величайший мусульманский праздник? Если бы в праздновании маулида действительно была награда-саваб, разве они не стремились бы участвовать в этом празднике? И если мы ответим на эти вопросы, что религия ранних мусульман была абсолютно права, что они лучше нас знали, когда и какие религиозные праздники нужно проводить, и если бы они знали о том, что в Исламе существует праздник под названием «Маулид», то опередили бы нас в стремлении заработать награду-саваб за его совершение, тогда мы должны сказать, что и у поздних мусульман не должно быть таких мероприятий. Правильно сказал имам Малик (основатель маликитского мазхаба): «Все, что для ранних мусульман не являлось частью религии, не должно считаться таковым и сегодня» («Аль-Игтисам», 1/64).
Во-вторых, что известно о празднике маулид в традиционном для России ханафитском мазхабе? Ответ прост: ничего. Ни имам Абу Ханифа, ни его ближайшие ученики ничего не сказали, что мусульманам следует проводить маулид. В наше время большинство книг ранних ханафитских имамов переизданы, а некоторые даже переведены на русский язык. В частности, в вопросах вероучения это книги «аль-Фикх аль-Акбар» и «Акида ат-Тахавийя», а в области религиозной практики это «Подарок факыхам» и работа нашего современника «Ханафитский фикх в новом обличье». В этих книгах, а также остальных источниках ханафитского мазхаба, мы узнаем, что в Исламе существует праздник Разговения (Ийд аль-Фитр), праздник Жертвоприношения (Ийд аль-Адха), то, что пятничную молитву иногда называют Праздником. Но ничего не говорится о том, что в Исламе есть праздник под названием Маулид.
В-третьих, откуда же повелось празднование дня рождения Пророка, мир ему и благословение Аллаха? Мусульманские историки единогласно утверждают, что первыми поступать так начали шииты во времена существования Убайдитского (Фатимидского) государства. В частности аль-Макризи в «Аль-Хутат» сказал: «Фатимидские правители ввели множество праздников, среди которых были и день рождения Пророка, и день рождения Али ибн Абу Талиба. Помимо них также отмечались дни Хасана и Хусейна, день Фатымы и т.д.». Затем, когда султан Салахуддин аль-Айюби (герой сражений с крестоносцами) разгромил фатимидов и изгнал их из Египта, все те праздники были отменены. Однако спустя некоторое время султан аль-Музаффар Абу Саид Кукабри, бывший наместником города Эрбиль (на территории Ирака), увидев, что некоторые люди продолжают тайно проводить этот праздник в своих домах, решил отменить запрет и сделать его общим праздником. Он велел поставить шатры, в которых в течение всего месяца Раби аль-авваль раздавали продукты и подарки. Так этот праздник стал отмечаться ежегодно, о чем свидетельствуют такие историки, как Ибн Касир (сконч. в 774 г.х.), аль-Калякшанди (821 г.х.), аль-Макризи (845 г.х.). Стоит отметить, что события эти произошли в 6-ом веке по хиджре, то есть через шесть столетий после Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Вот по этой причине мы не находим упоминания о маулиде ни в Коране, ни в Сунне, ни в практике ранних мусульман из числа сподвижников и имамов-основателей мазхабов.
В-четвертых, как отреагировали мусульманские ученые на появление этого ежегодного праздника? Нужно сказать, что некоторые великие ученые (среди которых Ибн Хаджар (852 г.х.), ас-Сахави (902 г.х.), ас-Суюти (911 г.х.)) одобрили это празднование. Однако их решение было основано на убеждении о том, что новшества в религии бывают двух видов – одобряемые и порицаемые. Эти ученые прямо указывали, что маулид – это новшество, которого не было у праведных предшественников, однако это новшество они по своему рассуждению считали одобряемым и потому разрешали его. Так, Ибн Хаджар сказал: «В основе мавлида Пророка — нововведение, так как в первые три века Ислама саляфы не праздновали его. Однако этот праздник вбирает в себя столь много позитивного, что мы относим его к одобряемому нововведению (бида хасана)».
И здесь следует несколько слов сказать о том, что является порицаемым новшеством. Таковым считается новшество, касающееся религии, ее вероучения или религиозных обрядов. Иными словами, такие современные новинки, как телефоны, автомобили и т.п. не считается по Исламу осуждаемым новшеством, потому что никак не затрагивает основ нашей религии. Все эти новинки считаются разрешенными. Но совсем другое дело – новшества, «покушающиеся» на целостность Ислама, его неизменность, пытающиеся исказить учение Ислама. К таким порицаемым новшествам относятся, к примеру, отрицание того, что Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, является последним пророком или вера в то, что Коран был искажен после смерти Пророка и т.д.
Увидев, что маулид все сильнее стал укореняться в религиозной обрядности мусульман, то есть, стал напрямую затрагивать религию и вероучение, а помимо позитивного на нем стало происходить и много негативного, некоторые ученые отказались считать его «одобряемым новшеством».
Так, например, Ибн аль-Хадж (737 г.х.), ученый из маликитского мазхаба, сказал: «В числе того, что было привнесено в религию из новшеств – это мероприятия маулида в месяце Раби аль-авваль, хотя его сторонники считают эти мероприятия наилучшим поклонением. На самом же деле, в них присутствует много нововведений и совершается много запретного» (Мадхаль, 1/480).
А вот что сказал по поводу маулида известный в свое время ученый из ханафитского мазхаба Мухаммад Анвар-шах аль-Кашмири (1352 г.х.) из Индии: «Упомянутый нами хафиз Ибн Дихья – это автор книги «Ат-Танвир…», написанной им в поддержку маулида. Но нужно сказать, что маулид распространился только около 600-го года в эпоху султана города Эрбиль. Однако этот маулид не имеет никакого основания в пречистом Шариате! Так что не гоже такому ученому, хафизу, знатоку хадисов писать книги об этом новшестве (бид’а)» (Аль-Урф аш-шазий шарх сунан ат-тирмизи, 2/37).
Обратите внимание, что ханафитский ученый оценил маулид как новшество (бид’а)
Кроме того, возвеличивать Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и проявлять свою любовь к нему можно и другими способами, а именно – изучать его Сунну и жизненный путь, знать его религию, как он поклонялся, как жил и т.д. То же самое касается и произнесения салаватов для Пророка, мир ему и благословение Аллаха, не следует ограничиваться только одной ночью, а нужно ежедневно совершать все положенные намазы, ведь в каждом намазе мы читаем салават для Пророка. Поэтому все мы знаем, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, родился в месяце Раби аль-авваль, однако радоваться его рождению мы должны не лишь один день в году, а ежедневно. Очевидно, что последнее является более сильным доказательством нашей любви к Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха.