Мечети фитны!

Мечети фитны!

При каких же обстоятельствах та или иная мечеть будет попадать под положение мечети фитны, посещать которые нельзя?

Хвала Аллаху Господу миров!

Приведу несколько высказываний ученых в отношении этого вопроса, а затем с позволения Аллаха сделаем вывод. Сказал ибн Кайим в отношении польз, извлекаемых из газаута на Табук: "В этом также сжигание и разрушение мест, где совершаются грехи, в которых происходит ослушание Аллаха и Его Посланника. Так как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сжег мечеть дирар (зла) и приказал разрушить ее, несмотря на то, что это была мечеть, в которой поминалось имя Аллаха, и совершались молитвы, однако в постройке этой мечети был вред и разделение среди верующих, это было прибежищем для лицемеров. И любое подобное этому месту является обязательным для имама сделать его непосещаемым, заброшенным либо через разрушение или сжигание, либо изменением его формы и изменением его первоначального состояния, в котором он был установлен". См. Зади аль-Маад 500/3.

Говорит также имам ибн Кайим: "Должна быть разрушена мечеть, построенная на могиле, также если человек будет захоронен в мечети, его могила вскрывается (и должна быть перенесена в другое место). Об этом ясно сказал имам Ахмад и другие (ученые). Поэтому не собирается в религии Ислам мечеть и могила. Однако если что-то одно, будет последующим за другим, то последующее должно быть запрещено и первоначальное положение будет закреплено за предшествующим". См. Зади аль-Маад 500/3.

Говорит ибн Хазм: "Нельзя совершать молитву в мечети, построенной для показухи или для нанесения вреда другой мечети, если посетители этой первой мечети слышат ее азан, и не является затруднительным для них ходить в нее. В этом случае вторую мечеть необходимо разрушить, а также необходимо разрушить любую мечеть, построенную для того, чтобы группа людей там уединилась как монахи или к ней направляются невежественные люди, полагая ее превосходство". См. Аль-Мухалля 44/4.

Сказал аль-Бухути: "Является запрещенным строить мечеть рядом с другой мечетью, кроме как по нужде, как теснота первой или страха перед фитной в случае соединения молящихся в одной мечети. И очевидно, что это будет запрещено, даже если нет намерения на причинение вреда". См. Шарх аль-Икна 545/1.

Сказал имам аль-Куртуби: "Сказали наши ученые (маликиты): "Любая мечеть, построенная для причинения вреда или показухи и для славы, то эта мечеть будет на положении мечети дирар (зла), в которой нельзя совершать молитву". См. Тафсир аль-Куртуби 254/8

Сказал аль-Газали: "Что касается мечети, которая построена на украденной земле или украденным из другой мечети материалом или от какого-то конкретного владельца, то туда вообще нельзя входить даже для совершения джума. Если же она была построена на деньги, владелец которых неизвестен, то предосторожность будет в том, чтобы пойти в другую мечеть, если есть. Если же нет, то нельзя оставлять молитву в джамаате и джумъа, так как есть хоть и далекое предположение, что эта мечеть построена на средства того, кто это сделал". См. Ихъя улюми ад-Дин114/2.

Сказал ибн Хаджар аль-Хайтами известный шафиитский ученый: "Является обязательным спешить в разрушении мечетей и куполов над могилами, так как это вреднее, чем мечеть дирара (зла). Таккак все это основано на ослушании Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который запретил это". См. Зауажир ан иртикаби аль-Кабаир 386/1.

Сказал имам аль-Джасас в тафсире аятов о мечети фитны: "В этом указание на то, что мечеть, построенная для причинения вреда верующим, совершения грехов. В ней нельзя совершать намаз и является обязательным разрушить ее. Так как Аллах запретил Своему пророку совершать молитву в мечети, построенной на вреде и нечестии… и это в противоположность мечети, которая была основана на богобоязненности. И это указывает на то, что некоторые места, совершать в них молитву лучше, чем в других и то, что молитва может быть запрещена в некоторых из них. И та основа, на которой мечеть была построена изначально, будет определением превосходства мечети". См. Ахкам аль-Коран.

Если это стало ясно, то мечеть становится мечетью фитны при двух основных положениях:

1. Когда становится предельно ясным намерение строящего эту мечеть, а это то, что если было сделано не ради Аллаха, однако из-за показухи или других каких-то корыстных целей.

2. Когда эта мечеть, ее деятельность, проводимая в ней будет тем, что запретил Аллах и Его Посланник, причиной раскола среди мусульман. Сюда входит призывы ко всем идеям, противоречащим правильным убеждениям и т.д. Однако следует знать о некоторых очень важных моментах. А это то, что в соответствие с той основой, которая была установлена в начале, мечети которые строятся мусульманами – то они не являются мечетями фитны, а как известно основа не оставляется кроме как по причине уверенности. К тому же если принимать (а это необходимо принимать во внимание) ситуацию в той или иной конкретной местности, например, степень вероятности принуждения администрации той или иной мечети к тому или иному действию, из-за которого эта мечеть может стать мечетью фитны, то становится ясно, что вынесение решение о том, что та или иная мечеть стала мечетью фитны, это решение нуждается в шариатских знаниях, и знании ситуации. Однако в любом случае, те или иные отдельные ошибки или те или иные действия, которые могут происходить в мечети не должны быть причиной для полного оставления этой мечети, так как имеет значение основное положение, большая и основная сторона, таким образом, что эти деятельность или действия приобретут основной и общий характер.

«Те, которые построили мечеть для нанесения вреда, поддержания неверия, внесения раскола в ряды мусульман и создания заставы для тех, кто издавна сражается против Аллаха и Его посланника, непременно будут клясться: «Мы не хотели ничего, кроме добра». Аллах свидетельствует, что они являются лжецами». Коран, сура «Покаяние», аят 107. Среди жителей местечка Куба были лицемеры, которые построили рядом с мечетью Куба еще одну мечеть. Они намеревались причинить вред правоверным мусульманам и внести раскол в их ряды. Они также обещали некоторым из неверующих, которые воспротивились Аллаху и Его посланнику, что эта мечеть при необходимости может послужить для них бастионом. Однако Всевышний Аллах опозорил этих нечестивцев и раскрыл их заговор.

Аллах сообщил, что лицемеры построили эту мечеть для того, чтобы нанести вред верующим и мечети, в которой они собираются. Они намеревались поддержать неверие, в то время как другие стремились поддержать правую веру. Они также намеревались посеять смуту и разногласия между мусульманами и помочь неверующим, воюющим против Аллаха и Его посланника и питающим к мусульманам лютую ненависть. Одним из таких неверующих был монах Абу Амир. Он был жителем Медины, и когда Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, совершил переселение в Медину, он отказался уверовать в него. Во времена невежества он был одним из тех, кто поклонялся Аллаху, но впоследствии он примкнул к многобожникам в надежде, что они окажут ему поддержку в борьбе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Убедившись, что они не способны оказать ему такой поддержки, он отправился к императору Византии, полагая, что у того хватит сил одолеть Пророка Мухаммада. В дороге этот проклятый неверующий скончался, а лицемеры, поддержкой которых он заручился, построили для него мечеть вреда. Когда Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, получил откровение по этому поводу, он велел нескольким мусульманам разрушить и спалить эту мечеть. Они выполнили его приказ, и впоследствии она превратилась в свалку для мусора.

Сообщив о дурных намерениях лицемеров, Всевышний Аллах сказал, что они станут клясться, что не хотели никому причинять зла и собирались оказывать помощь слабым, беспомощным и нуждающимся людям. Однако Аллах засвидетельствовал, что они являются лжецами, и свидетельство Аллаха правдивее их лживых клятв. «Никогда не совершай в ней намаз. Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней. В ней есть мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллах любит очищающихся». Коран, сура «Покаяние», аят 108. Никогда не совершай намаз в мечети, которая построена для того, чтобы нанести вред мусульманам. Мечеть, которая с первого дня основана на богобоязненности и благочестии, больше заслуживает того, чтобы ты совершал в ней намаз. Когда был ниспослан этот аят, в котором Аллах похвалил прихожан мечети Куба за их любовь к очищению, Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, спросил их о том, как они очищаются. Они сообщили ему, что после отправления естественной нужды они вначале очищаются камнями, а затем подмываются водой. И тогда он похвалил их за такой поступок. Воистину, Аллах любит тех, кто духовно очищается от многобожия и порочных нравов, а также очищается от нечистот и осквернения.

«Тот ли, кто заложил основание своего строения на страхе перед Аллахом и стремлении к Его довольству, лучше или же тот, кто заложил его на самом краю обрыва, готового обвалиться, так что он обвалился вместе с ним в огонь Геенны? Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей». Коран, сура «Покаяние», аят 109. Различия между мечетями заключаются в различии между намерениями их прихожан и соответствии этих намерений тому, что угодно Аллаху. Если мечеть построена с добрыми намерениями и в строгом соответствии с Его предписаниями, если ее устроители поступали искренне ради Аллаха и руководствовались дорогой Пророка Мухаммада, то она будет превосходить мечеть, которая построена на самомо краю обрыва, готового обрушиться вместе с этим строением прямо в огненную преисподнюю. Воистину, Аллах не помогает беззаконникам узнать, что может принести им пользу в мирских и религиозных вопросах.

«Строение, которое они построили, всегда будет порождать сомнения в их сердцах, пока их сердца не разорвутся. Аллах – Знающий, Мудрый». Коран, сура «Покаяние», аят 110. Строение, которое они построили, всегда будет терзать их сомнениями, если только они не пожалеют о содеянном, не раскаются перед своим Господом и не устрашатся последствий своих злодеяний. Если такое произойдет, то Аллах простит им грехи. Если же нет, то с каждым днем их строение будет усиливать их сомнение и лицемерие.

Среди прекрасных имен Аллаха – аль-Алим (Знающий), аль-Хаким (Мудрый). Он ведает обо всем явном и сокровенном, обо всем, что рабы утаивают или обнародуют. Он совершает, создает, повелевает и запрещает только то, что соответствует Его божественной мудрости. И хвала за это надлежит только Ему одному.

Из этих коранических откровений можно сделать следующие полезные выводы:

- Запрещается возводить мечеть рядом с другой мечетью с намерением причинить ей вред. И если мусульманам становится известно о подлинных намерениях устроителей мечети вреда, то она должна быть разрушена.

- Намерение отражается на любом деянии, и поэтому даже самое достойное деяние может оказаться запрещенным. Именно дурное намерение привело к тому, что для устроителей мечети вреда все закончилось так плохо.

- Любой поступок, который может внести раскол в ряды мусульман, является грехом, и правоверные обязаны избегать таких грехов и искоренять их. А любой поступок, который способствует единению мусульман, является обязательным, и правоверные должны призывать к таким поступкам и вдохновлять людей на них. Аллах сообщил, что устроители мечети вреда преследовали именно намерение посеять раздор между мусульманами, и поэтому их поступок был грехом. Также греховными являются любые поступки с намерением поддержать неверие или воспротивиться Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.

- Запрещается совершать намаз в местах, где люди ослушаются Аллаха. Мусульмане должны сторониться таких мест и не приближаться к ним.

- Грехи оказывают влияние на место, в котором они совершаются. Греховный поступок лицемеров также повлиял на построенную ими мечеть, и мусульманам было запрещено молиться в ней. Праведные деяния также оказывают влияние на места, в которых они совершаются. И поэтому Аллах сказал о мечети Куба: «Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней» (Коран, 9:108).

Мечеть Куба была отмечена особенностями, которыми не обладали многие другие мечети. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, посещал эту мечеть каждую субботу, совершал в ней намаз и призвал мусульман молиться в ней.

- Из причин, упомянутых Всевышним Аллахом, вытекают четыре важных религиозных принципа, согласно которым любой поступок, который наносит вред мусульманам, или является ослушанием Аллаха и порождением неверия, или вносит раскол в ряды правоверных, или помогает грешникам, которые враждуют с Аллахом и Его посланником, является запрещенным, и наоборот.

- Если мечеть Куба является мечетью, которая была основана на богобоязненности и благочестии, то мечеть Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, основание которой он заложил своей благородной рукой и в которой он трудился, в еще большей степени заслуживает такого эпитета.

- Любой праведный поступок зиждется на искренности перед Аллахом и строгом соответствии дороге Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Основанием таких поступков являются богобоязненность и благочестие, и они приводят человека в райские сады блаженства. Если же человек имеет дурные намерения и совершает ересь и заблуждение, то он закладывает фундамент своих поступков на самом краю обрыва, который непременно обвалится вместе с ним в огненную преисподнюю, ведь Аллах не наставляет на прямой путь несправедливых людей.

Из Тафсира Абд ар-Рахмана ас-Саади

А Аллах знает лучше

Источник