Мечеть Аль-Акса

Строительство мечети аль-Акса
Мечеть Аль-Акса является второй мечетью после мечети аль-Харам Мекки, построенной на Земле. Муслим передает от Абу Зарра, да будет доволен им Аллах: «Однажды я спросил: «О Посланник Аллаха, какая мечеть была построена на Земле первой?» Он ответил: «Запретная мечеть (Аль-Масджид aль-Харам)». Я спросил: «А после нее?» Он ответил: «Отдаленнейшая мечеть (Аль-Масджид aль-Акса)». Я спросил: «А сколько лет прошло между построением одной и другой?» Он ответил: «Сорок лет», после чего добавил: «Вся Земля является мечетью (масджид — местом для поклонения), и где бы ни застало тебя время молитвы, совершай ее».
Нет достоверных надежных текстов, в которых говорилось бы о том, кто первым построил мечеть Аль-Акса. Однако нет разногласий в том, что она была построена в тоже время, в которое была построена мечеть аль-Харам в Мекке и то, что мечеть Аль-Акса была построена Пророками (мир им).
Её имена
У мечети Аль-Акса несколько названий, а множество названий указывает на достоинство и высокое положение именуемого. У мечети Аль-Акса и Байт-уль-Макдис (Иерусалима) около 20 имен. Самые известные из них приводятся в Коране и сунне. Это Аль-Масджид аль-Акса, Байт-уль-Макдис, Илия. Некоторые говорят, что название «Аль-Акса» произошло от того, что она является отдаленнейшей мечетью от мечети Аль-Харам, которую посещают с надеждой на награду. Также говорят, что она называется «Аль-Акса», потому что за ней заканчиваются места для поклонения. Также говорят, что она так называется, потому что далека от грязи и мерзости.
Границы мечети Аль-Акса

Многие люди полагают, что мечеть Аль-Акса – это только лишь мечеть Аль-Джами аль-Кибли, находящаяся южнее от мечети Куббат-ас-Сахра, и в которой в наши дни совершают пятикратную молитву.
На самом деле «Аль-Масджид аль-Акса» — это название всей мечети, а это территория, вокруг которой построена стена и в нее входят: ворота, обширная площадь, Аль-Джами аль-Кибли, Куббат-ас-Сахра, Мусалля аль-Марвани, галереи, купола, террасы, колодцы и другие достопримечательности, а в стенах находятся минареты. Вся мечеть не имеет крыши, кроме зданий Куббат-ас-Сахра и Аль-Джами аль-Кибли, которую народ часто путает с мечетью Аль-Акса. Остальная территория, по единогласному мнению ученых и историков, является двором мечети и, исходя из этого, награда за молитву в любой части территории этой мечети, внутри стен, увеличивается.
Общая площадь мечети 144000 квадратных метров.
Аль-Джами аль-Кибли (Аль-Мусаля аль-Джамиа – место для совершения джамаат намазов)

Люди называют её Аль-Масджид аль-Акса, однако это джума-мечеть, построенная в передней части мечети Аль-Акса, и у нее есть минбар и большой михраб. В ней совершаются пятикратные и пятничные молитвы, а ряды молящихся протягиваются за пределы самой Аль-Джами аль-Кибли на открытую площадь мечети Аль-Акса. Она находится внутри стен мечети Аль-Акса. В прежние времена, когда говорили Аль-Масджид аль-Акса, то имели ввиду всю территорию, которая окружена стеной, а в настоящее время, среди людей распространено называть Аль-Аксой это большее здание, находящиеся на южной стороне территории мечети.
Строительство мечети Аль-Джами аль-Кибли началось по приказу халифа АбдульМалика бин Марвана (омейядского халифа), а завершил ее строительство его сын Аль-Валид бин АбдульМалик в 70 году по хиджре. Длина мечети составляет 80 метров, ширина 55. В наши дни она стоит на 53 мраморных столбах и 49 каменных опорах квадратной формы. В передней стене аль-Джами аль-Кибли находится кибла. У этой мечети 11 дверей: 7 из них находятся в северной стороне, средняя из которых самая высокая; одна дверь находится с восточной стороны; 2 на западной и 1 с южной.
Во время оккупации Иерусалима крестоносцами (1099 год/493 год по хиджре) здание мечети было изменено. Одну часть этой мечети крестоносцы сделали церковью, а другую стойлом для лошадей и складом для оружия. Когда Салахуддин Аль-Айюби освободил Иерусалим (1187 год/583 год по хиджре), он повелел восстановить Аль-Масджид аль-Кибли и вернуть ей прежний вид.
Он установил там великолепный минбар, который был сделан в Халябе (Алеппо) еще по приказу Нуруддина Махмуда бин Занки специально для мечети Аль-Акса, чтобы с него читались хутбы. Этот минбар находился там до 21 августа 1969 года, пока он не сгорел во время пожара в Аль-Джами аль-Кибли, который устроили иудеи.
В наши дни иудеи стараются ее разрушить путем подкопов вокруг нее и под ней, ссылаясь на то, что они совершают археологические раскопки в поисках реликвий и останков храма Соломона.
Куббат ас-Сахра («Купол скалы»)

Это древнейший памятник исламский архитектуры сохранившийся до наших дней, который был построен омейядским халифом АбдульМаликом бин Марваном и считается одной из жемчужин исламской культуры, возведенной в стенах мечети аль-Акса. Куббат ас-Сахра была построена как купол для мечети над скалой, о которой передается множество вымышленных легенд.
Эта скала представляет собой скальное образование неправильной формы полукруга размером примерно 5х7 и 3 метра высотой и является самой высокой точкой всей мечетской площади. Под скалой находится пещера. Пещера имеет почти квадратную форму: ее длина 4,5 метра глубина 1,5 м. В ее потолке имеется отверстие диаметром около метра. Эта скала не висит в воздухе и никогда не висела, как распространено среди людей, и одной стороной она лежит на земле. Все что о ней рассказывается, является вымыслом. Скала является частью земли мечети Аль-Акса, как и другие ее части.
Купол, который находится над скалой, расположен в центре восьмиугольного строения. Длина стропила ребра купола достигает 20,59 метров, а высота купола – 9,5 метров. В верхней части каждой стены находится по пять окон. В мечети четыре двери в четырех внешних стенах. Купол построен из дерева и является двухслойным, каждый из которых состоит из 32 ребер. Внешний купол покрыт листами свинца, а поверх них покрыт медными пластинами.
Ворота мечети Аль-Акса

Эти ворота находятся в стене, окружающей мечеть Аль-Акса, и они расположены с двух сторон: северной и западной. Общее количество ворот – 14, из них 4 закрыты. Оккупационные власти Израиля захватили ключи от ворот Харат-уль-Магариба в 1967 году и они решают открывать их или нет. Это ближайшие ворота к Аль-Мусалле аль-Кибли, которую евреи хотят разрушить и построить на ее месте иудейский храм.
Открытыми являются следующие ворота: Аль-Асбат, Хитта, Аль-Атам, Аль-Гаванима, Аль-Мутахара, Аль-Каттанин, Ас-Сильсиля, Аль-Магариба, Аль-Хадид, Ан-Назыр. Это древние ворота, обновленные в разные периоды исламской эпохи. Ворота Ан-Назыр являются древними и были обновлены при Айюбидском султане Аль-Малике аль-Муаззам Исе в 600 году по хиджре (1203 г.) Это огромное сооружение прекрасной архитектуры, которое закрывается створками из дерева, обшитыми медью. Все что находится у этих ворот: купола и кафедры, было передано в вакф амиром Аляуддина Айдугдий в пользу бедных, которые приходят посетить Иерусалим. Это случилось во времена правления Аз-Захира Бейбарса в 666 году по хиджре (1267 г.).
Минареты мечети Аль-Акса

Мечеть Аль-Акса это то, что окружено стеной. У нее четыре минарета, история строительства которых уходит в эпоху мамлюков. Три из них расположены в один ряд на западной стороне, четвертый минарет находится на северной стороне, недалеко от ворот «Аль-Асбат».
Минарет «Аль-Фахрийя»: Он известен также под названием «минарет Баб-уль-Магриба». Он находится в юго-западном углу мечети Аль-Акса и входит в комплекс школы Аль-Фахрия рядом с исламским музеем. Его основал судья Шарафуддин АбдурРахман бин ас-Сахиб – везирь Фахруддина Аль-Халили. Он контролировал строительство минарета будучи смотрителем исламских вакфов. Минарет построен в 677 г по хиджре (1278 г.).
Минарет «Баб-уль-Гаванима». Он был построен также кадием Шарафуддином АбдурРахманом бин ас-Сахибом в 677 г. по хиджре (1278 г.), затем перестроен наместником султана в Шаме амиром Сайфуддином Танказ Ан-Насырий в 730 г. по хиджре (1278 г.). Минарет находится в северо-западном углу мечети, и это самый величественный и искусно построенный минарет.
Минарет «Баб-ус-Сильсиля». Он находится на западной стороне Аль-Аксы в нескольких метрах от ворот Ас-Сильсиля. Этот минарет также называется «Аль-Махкама», так как в османскую эпоху в нем размещался суд. Этот минарет строил наместник султана амир Сайфуддин Танказ бин Абдуллах ан-Насирий в 730 г. Хиджры (1329 г.) в период правления султана Ан-Насира Мухаммада бин Калявуна.
Минарет «Баб-уль-Асбат». Он находится на северной стороне мечети Аль-Акса. Четвертый минарет является одним из самых красивых минаретов. Его построил амир Сайфуддиин Катлубга в 769 г. хиджры при Аль-Малике аль-Ашрафе Ша’бане II сыне султана Хасана (1363-1376 по грегорианскому календарю). Минарет также известен как «Ас-Саляхия», так как он расположен возле школы «Ас-Саляхия». Минарет был перестроен в 1346 году по хиджре после землетрясения.
Мечеть Аль-Марваний

Мечеть аль-Марваний находится в юго-восточной части мечети Аль-Акса. Ее с древности называли восточной окраиной мечети Аль-Акса. Она состоит из 16 крытых галерей, а ее площадь составляет 3775 квадратных метров, или около 4 дунумат (мера площади, равная 910 кв.м. – прим. islamcivil.ru). У нее имеется множество выходов, два из которых на южную сторону, а пять на северную.
Во времена халифа АбдулМалика бин Марвана мечеть была школой по изучению фикха – отсюда и ее название «аль-Марваний». Когда мечеть Аль-Акса была захвачена крестоносцами, они использовали ее как конюшню и хранилище для припасов и называли ее «Конюшнями Соломона».
Многие считают, что это место было построено Пророком Сулейманом, мир ему, однако это ложь, распространяемая иудеями, как аргумент для оправдания их притязаний на эту территорию, чтобы в последующем ее относили к ним и было свидетельством того, что они находились на этой территории с незапамятных времен. Достоверным является то, что она является постройкой эпохи Омейядов, как это и установлено археологами. Поэтому мусульмане проявили усердие в том, чтобы вновь открыть ее и превратить в мечеть и назвали мечеть «Аль-Марваний» в честь ее истинного основателя.
12 декабря 1996 г. состоялось открытие этой мечети для молящихся после ее реставрации, в чем принимали участие многие меценаты из Палестины и других мест.
Аль-К’ас («Чаша» – место для омовения)

Он представляет собой круглый мраморный бассейн, в центре которого имеется фонтан. Вокруг бассейна установлены краники, что позволяет совершать омовения одновременно целой группе людей, а перед кранами стоят каменные скамьи. Вода вокруг бассейна стекается под плиты мечети Аль-Акса, и попадает в большой резервуар под землей мечети.
Чаша была построена султаном Аль-Адилем Абу-Бакром бин Аюбом в 589 году по хиджре (1193 г.) в эпоху аюбитов, и перестроена (обновлена) мамлюкским амиром Танказом Насирий в 728 г. по хиджре (1327 г.). Второй раз она была отреставрирована султаном Къайтбеем.
Чаша находится между Аль-Мусалля аль-Кибли и ступеньками площади Куббат-ас-Сахра.
Стена «Аль-Бурак»

Она находится на юго-западной стороне и является частью мечети Аль-Акса. Ее длина составляет около 50 метров, а высота – около 20 метров. Эта стена принадлежит мусульманам и является неотъемлемой частью мечети Аль-Акса. Евреи необоснованно утверждают, что западная стена принадлежит им и называют ее «Стеной плача». Они утверждают, что она является оставшейся частью храма Соломона. Иудеи никогда не владели этой стеной и не имели на нее никаких прав, кроме как после того, как смогли создать свое образование в Аль-Кудсе (Иерусалиме). Раньше, когда они посещали Аль-Кудс, они молились у восточной стены, а теперь перешли на западную.
Колодцы

Дождевая и ключевая вода являются единственными источниками воды в Иерусалиме. Ключевой воды было недостаточно для жителей Иерусалима, и поэтому они собирали дождевую воду в специальных резервуарах в колодцах и прудах и использовали для своих нужд. В районе мечети имеется множество колодцев с питьевой водой – 26 колодцев, 9 из которых расположены на «площади Скалы», а остальные во дворе благословенной мечети Аль-Акса. Колодцы были вырыты внутри стен мечети аль-Акса и все они возведены на скале. И какими бы не были сильные дожди вода не уходит бесполезно, а собирается в них и люди пользуются ею.
Колодцы сделаны в прочной, твердой породе, которая не требует ремонта и реставраций, кроме редких случаев. Их верхняя часть сделана в форме печи, и каждый колодец имеет крышку из камня для защиты от попадания туда чего-либо. Колодцы в мечети Аль-Акса используются молящимися и жителями города. У каждого колодца имеется свое имя. На сегодняшний день потребность в воде увеличилась и этих колодцев стало недостаточно, поэтому воду начали получать и из других источников.
Сабиль (источники с питьевой водой)

Сабиль – это место в мечети, где желающие могли пить воду. Такое название оно получило в период правления аюбитов, а до них они назывались сикая.
Сабиль состоит из двух уровней: первый этаж представляет собой колодец, вырытый в земле для хранения дождевой воды. Что касается второго, то он находился над землей на уровне примерно метра в высоту и в нем есть кувшины для распределения воды. На площади мечети аль Акса 11 сабилей, которые отличаются своим уникальным архитектурным дизайном. Самый известный из них это – сабиль Каитбей.
Свидетельствуют, что это было нечто новое и великолепное относящееся к периоду правления мамлюков. Он находится на площади Аль-Каина между воротами Аль-Каттанин и Ас-Сильсиля. Его построил султан Сайфуддин Инал, затем он был перестроен султаном Каитбеем, и с тех пор стоит как сабил Каитбея. Он был построен из цветного камня, а пол из мрамора, его купол украшен колоннами и декоративными элементами исламской архитектуры, и у него четыре окна с четырех сторон.
Террасы

Мечеть Аль-Акса славилась кружками знаний. Из-за большого количества учеников и преподавателей учителя устроили террасы, предназначенные для того, чтобы на них сидели студенты и слушали уроки в особенности в летний период.
В мечети Аль-Акса около 30 террас, у которых имеются михрабы (ниши) в виде каменных строений продолговатой формы, и сделаны они были специально для ученых, чтобы они могли сидеть перед учениками и студентами.
Некоторые из них созданы в период правления мамлюков, но большинство были построены в период правления Османской империи. В основном террасы имеют квадратные или прямоугольные формы, и возвышаются над землей на одну или две ступеньки. Они построены из камня, и самой известной террасой из них считается восточная терраса «Аль-Басыйри» возле ворот «Ан-Назыр», которая использовалась для преподавания, и она придает мечети Аль-Акса еще большую эстетическую красоту. Говорят, что ее построили в 8 веке по хиджре. На ее южном ребре находится михраб из камня, на котором имеется табличка с надписью о том, кто его построил, и это амир Джаркас Ан-Насырий, который жил примерно в 800 году хиджры (1298 г.). Площадка состоит из каменных строений из уложенных квадратных камней. На нее ведут две каменные ступеньки. Что касается михраба, то он сделан из прямоугольного камня и на нем написано имя строители и его прозвища.
Минбар (кафедра) Бурхануддина

Это архитектурный шедевр, который называют «летним минбаром» и он находится в передней части открытого двора. В летнее время здесь читали лекции студентам. Минбар построен из камня и мрамора и украшен мамлюкским геометрическим узором. Его возвели во дворе «Купола Скалы» по приказу судьи Бурхануддина бин Джамаа в 709 по хиджре (1309 г.).
Рассказывают, что эта кафедра была построена из дерева, затем переделана в каменный, а после обновлена в период Османской империи амиром Мухаммадом Ар-Рашидом. Во время правления Абдул Маджида бин Махмуда II в верху входа была высечена надпись.
Кафедра представляет собой каменную постройку. У нее имеется вход, над которым на двух маленьких мраморных столбах имеется свод. Затем поднявшись по нескольким ступенькам доходишь до каменной скамьи, приготовленной для сидения хатыба, над которым находится небольшой тонкий купол, стоящий на красивых мраморных столбах.
Достоинства мечети аль-Акса
Первая кыбла мусульман
Аль-Масджид аль-Акса была первой кыблой, в сторону которой мусульмане обращались во время молитв, на протяжении шестнадцати или семнадцати месяцев, пока это не было отменено и мусульмане не были направлены лицом к Каабе, которая находится в Мекке.
Аль-Бухари и Муслим приводят хадис от аль-Бара бин Азиба, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я молился вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в сторону Иерусалима в течение шестнадцати или семнадцати месяцев, а затем мы повернулись к кыбле в Мекке».
Она вторая мечеть, установленная на земле
Это вторая мечеть на земле после аль-Масджид аль-Харам. Передается от Абу Зарр аль-Гифари, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Однажды я спросил: «О Посланник Аллаха, какая мечеть была построена на земле первой?» Он ответил: «Запретная мечеть (Аль-Масджид aль-Харам)». Я спросил: «А после нее?» Он ответил: «Отдаленнейшая мечеть (Аль-Масджид aль-Акса)». Я спросил: «А сколько лет прошло между построением одной и другой?» Он ответил: «Сорок лет», после чего добавил: «Где бы ни застало тебя время молитвы, совершай ее, ибо в этом благо»» (аль-Бухари).
В ней и в ее окрестностях заключено благословение Аллаха
Это мечеть, которую благословил Аллах, как об этом сказано в Коране: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение» (Коран. 17:1).
И говорится, что если бы у аль-Аксы не было никаких других достоинств, кроме этого аята, то этого было бы достаточно, по причине наличия в ней изобильной благодати, ведь если были благословенны ее окрестности, то она сама благословенна вдвойне. И из числа ее благословенности то, что она выделяется от остальных мечетей, кроме аль-Масджид аль-Харам и мечети Посланника, мир ему и благословение Аллаха.
Она является местом ночного переноса из Мекки Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха
Ночной перенос был осуществлен из мечети, которая была первой установлена на земле, во вторую, установленную на земле мечеть. Для него были объединены достоинства двух мечетей и их почет, и он воочию видел обе кыблы и познал их достоинства.
Муслим приводит от Анаса бин Малика, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ко мне привели аль-Бурак (белое животное выше осла и ниже мула, который передвигался в мгновение ока). Я оседлал его и прибыл на нем в Иерусалим, после чего привязал его к кольцу, к которому привязывали своих животных Пророки. Затем я зашел в мечеть и совершил там два ракаата молитвы, а затем вышел. Потом ко мне подошел Джибриль, мир ему, с двумя сосудами: с вином и молоком. Я выбрал молоко, и Джибриль, мир ему, сказал мне, ты выбрал фитру (то, что соответствует природе), затем мы вознеслись на небо…»
Мольба Мусы, мир ему, относительно этой земли
Возвеличивая святую землю и Иерусалим, Муса, мир ему, перед смертью обратился к Аллаху, чтобы Он приблизил его к этой земле.
Аль-Бухари приводит в своем «ас-Сахихе»: «Муса, мир ему, попросил Аллаха приблизить его к святой земле на расстояние броска камня». «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «И если бы я был там, то обязательно показал бы вам его могилу, которая находится у дороги рядом с красным холмом»».
Имам ан-Навави сказал: «Что касается просьбы Мусы, мир ему, о приближении его к святой земле, то это по причине почета этой земли и ее достоинства, так как там были похоронены Пророки и друге праведники».
Радостная весть о том, что эта земля будет взята мусульманами
Одним из знамений пророчества Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, было оповещение о взятии Иерусалима еще до того, как она была взята. Передается от Ауфа бин Малика: «Во время похода на Табук я пришел к пророку, мир ему и благословение Аллаха, находившемуся в кожаном шатре, и он сказал мне: «Сочти шесть предзнаменований приближения Часа этого: ими станут моя кончина, потом завоевание Иерусалима, потом мор, который будет косить вас, как косит овец падеж скота, потом увеличение богатства до такой степени, что если дадут кому-нибудь сто динаров, он останется недовольным, потом смута, которая не обойдет стороной ни одного дома арабов, а потом перемирие между вами и бану аль-асфар, которые проявят вероломство и явятся к вам с восьмьюдесятью знаменами, под каждым из которых будет находиться двенадцать тысяч воинов»» (аль-Бухари).
К этой мечети отправляются в путь
Ученые единогласны в желательности посещения мечети аль-Акса и молитвы в ней. И не отправляются в путь для совершения молитвы, кроме как к трем мечетям, среди которых аль-Масджид аль-Акса. Это три мечети, которые обладают достоинствами, которых нет у других мечетей. В сборниках аль-Бухари и Муслима от Абу Хурайры передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не следует отправляться в путь никуда, если не считать трех мечетей: Заповедной Мечети (аль-Масджид aль-Харам), Отдаленнейшей мечети (аль-Масджид aль-Акса) и этой моей мечети».
В ней увеличивается награда за молитву
Передается от Абу Зарра, да будет доволен им Аллах: «Однажды находясь вместе Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, мы обсуждали какая из двух мечетей более почитаема: мечеть Посланника Аллаха или иерусалимская. И Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Однако молитва в моей мечети лучше, чем четыре молитвы в Иерусалиме и как же прекрасно это место молитвы. И даже если у человека будет участок размером с уздечку, откуда виден Иерусалим, это лучше для него, чем весь этот мир целиком» или он сказал: «весь этот мир и все что в нем есть» (привел аль-Хаким, назвав его достоверным, с чем согласились аз-Захаби и аль-Альбани).
Достоинство молитвы в аль-Масджид аль-Акса
Передается от Абдуллы бин Амра бин аль-Ас, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда Сулейман бин Дауд завершил строительство Иерусалима, он попросил у Аллаха о трех вещах: правление, которое соответствует Его правлению, власть, равной которой не будет ни у кого после него, и если эту мечеть посетит человек только для того, чтобы помолиться в ней, чтобы он вышел из нее очищенным от грехов как в тот день, когда он родился». Затем Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Что касается первых двух вещей, то они были даны ему, и я надеюсь, что была дарована и третья вещь» (ан-Насаи, ибн Маджа).
Она является местом победоносной группы
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не перестанет существовать в моей умме группа, стоящая на истине и противостоящая тем, кто борется с ними. Они подобны еде в посуде перед теми, кто кушает (на которую набрасываются с разных сторон). И это будет продолжаться до тех пор, пока не придет веление Аллаха, а они при этом будут оставаться на своем» (хадис приводит ат-Табарани в «аль-Кабир» и его назвал достоверным аль-Альбани в своем «ас-Сахихе»).
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Завещаю вам Шам. Это избранная земля Аллаха, в ней живут избранные Его творения. А кто не сможет, пусть отправится в Йемен поить животных водой из речки. Поистине Аллах дал мне обещание сохранить Шам и его народ» (аль-Альбани назвал хадис достоверным).
«Если испортятся жители Шама, то в вас не будет блага. И не перестанет существовать в моей общине группа людей, которым будет оказываться помощь и не принесут им вреда те, кто оставит их без помощи, вплоть до наступления Часа» (Таяляси, Ахмад. Аль-Альбани назвал достоверным).
Место сбора и суда
Иерусалим – место, куда будут собраны рабы Аллаха в День суда, и это место Суда. Передается от Маймуны бинт Са’д, вольноотпущенницы Пророка, мир ему и благословение Аллаха, что она сказала: «О Пророк Аллаха, расскажи нам об Иерусалиме» Он, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Это место сбора и отчета» (Хадис назвал достоверным аль-Альбани).
Примечание: Шам – общее название Палестины, Сирии, Ливана.
Кто построил аль-Масджид аль-Акса?
История Иерусалима и аль-Масджид аль-Акса – это история Пророков от Адама, мир ему, до нашего Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. История Иерусалима соприкасается с жизнеописаниями праведных халифов, сподвижников-победителей, всемирным исламским движением и историей выдающегося джихада.
Первое строительство
Аль-Бухари в своем «ас-Сахихе» приводит от Абу Зарра, да будет доволен им Аллах: «Однажды я спросил: «О Посланник Аллаха, какая мечеть была построена на земле первой?» Он ответил: «Запретная мечеть (Аль-Масджид aль-Харам)». Я спросил: «А после неё?» Он ответил: «Отдалённейшая мечеть (Аль-Масджид aль-Акса)». Я спросил: «А сколько лет прошло между построением одной и другой?» Он ответил: «Сорок лет», после чего добавил: «Где бы ни застало тебя время молитвы, совершай её, ибо в этом благо»».
Однако нет шариатских текстов, говорящих о том, кто построил аль-Масджид аль-Акса, но нет никаких противоречий в том, что Иерусалим является древнейшим местом на земле после аль-Масджид аль-Харам в Благородной Мекке, познавшим единобожие и разница между их строительствами сорок лет.
Строительство Адама, мир ему
Аль-Куртуби в «Джами лиль-ахкамиль-Куран» говорит: «Ученые разошлись во мнениях, кто первым основал Иерусалим. Передается, что первым, кто построил аль-Байт аль-Харам, был Адам, мир ему. Возможно, что его сын построил Иерусалим через сорок лет после него. Также, возможно, что его построили ангелы с разрешения Аллаха после строительства аль-Байт аль-Харама. Все это возможно, а Аллах знает лучше».
Ибн Хаджар в начале книги «Китабун ахадисиль-анбия» передает: «Поистине, первым кто основал аль-Масджид аль-Акса, был Адам, мир ему. Также говорят, что это были ангелы. Также говорят, что это был Сам бин Нух, мир ему. Также говорится, что это был Якуб, мир ему». Он также сказал: «Также я нашел то, что подтверждает слова того, кто сказал: «Поистине, Адам основал обе мечети. Ибн Хишам упоминает в «Китабу-ль-тиджан»: «Когда Адам построил Каабу, Аллах повелел ему отправиться в Иерусалим, чтобы он построил его. И он построил его и поклонялся там»».
Ас-Суюти упоминает в своем комментарии к «Сунан ан-Насаи»: «Поистине, Адам сам построил аль-Масджид аль-Акса, а строительства Ибрахима и Сулеймана были обновлениями мечетей, и они не были построены ими двумя».
Строительство Ибрахима, мир ему
Ибн Хаджар аль-Аскаляни указал в «Фатх аль-Бари», что ибн аль-Джаузи упомянул, относительно слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, «сорок лет», о нестыковке, так как Ибрахим, мир ему, построил Каабу, а Сулейман, мир ему, построил Иерусалим, а между ними была разница больше, чем в тысячу лет. Затем ибн аль-Джаузи ответил на эту трудность следующим образом: «Это указывает на первое строение и основание мечети. И Ибрахим не был тем, кто первым построил Каабу, а Сулейман не был тем, кто первым построил Иерусалим». Потом ибн аль-Джаузи сказал: «Мы уже передали о том, что первым, кто построил Каабу, был Адам, мир ему, затем его дети разошлись по земле и возможно, что некоторые из них построили Иерусалим. Затем Ибрахим построил Каабу, согласно тексту Корана».
Аль-Куртуби сказал: «Поистине, хадис не указывает на то, что, когда Ибрахим и Сулейман построили эти две мечети, они начали их строительство. Однако это было обновлением, тогда как их основали другие».
Большинство толкователей упоминают о том, что Ибрахим обновил строение аль-Масджид аль-Акса и установил ее как мечеть для уммы мусульман из числа своих сыновей и своего потомства, уверовавших в его послание и призыв.
И управление аль-Масджид аль-Акса и Иерусалимом продолжало находиться в руках праведников из числа потомства Ибрахима, мир ему, как об этом упоминает ибн Касир в «аль-Бидая ва-н-Нихая»: «Во время Якуба бин Исхака, мир им обоим, она была восстановлена, так как строение Ибрахима, мир ему, обветшало».
Шихабуддин аль-Макдиси упоминает: «Это строительство было обновлением».
Строительство Сулеймана, мир ему
Шариатсткими доказательствами, которые установлены для мусульман, утверждено что Сулейман, мир ему, построил аль-Масджид аль-Акса, и что строительство Сулеймана, мир ему, было обновлением, расширением и подготовкой для поклонения, но не его основанием.
Ан-Насаи, ибн Маджа и другие передали от Абдуллы бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда Сулейман бин Дауд завершил строительство Иерусалима, он попросил у Аллаха о трех вещах: правление, которое соответствует Его правлению, царство, которое не будет дано никому после него, и кто бы ни посетил эту мечеть только для того, чтобы помолиться в ней, чтобы он вышел из нее очищенным от грехов как в тот день, когда он родился». Затем Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Что касается первых двух вещей, то они были даны ему, и я надеюсь, что была и третья вещь».
Ан-Навави в комментариях к «ас-Сахих Муслим» сказал: «Передается, что тем, кто построил обе мечети, был Адам, мир ему. И под это подпадают сложности того, что Ибрахим построил аль-Масджид аль-Харам, а Сулейман построил Иерусалим, и разница между строительствами этих двух мечетей больше сорока лет. Нет никаких сомнений, что это были обновления строений».
Аль-Куртуби в «Джами ли ахкамиль-ль-Куран» сказал: «Аят «Вот Ибрахим и Исмаил подняли основание Дома (Каабы)» и хадис (имеется ввиду хадис, приводимый ан-Насаи) не указывают на то, что Ибрахим и Сулейман, мир им обоим, начали установление этих мечетей, однако, это были обновлениями, тогда как основы были заложены другими».
Имам аль-Багави сказал в своем тафсире: «Иерусалим оставался таким, как его построил Сулейман, пока на него не напал Навахудоноср, который опустошил город и разрушил его, разрушив и мечеть, забрав то, что было в крыше и на стенах из золота, серебра, жемчуга, яхонта и других драгоценностей, и унеся все это в свое царство, которое находилось в землях Ирака».