Мазхабы

Мазхабы

Под мазхабом, как правило, понимается богословско-правовая школа в исламе. Это понятие в переводе с арабского языка означает «следование определённому пути».

За 1400-летнюю историю в среде мусульманских богословов было основано немало школ, которые придерживались собственных подходов в изучении Священного Корана и сунны Пророка Мухаммада (Мир ему и благословения Аллаха). Причиной существования различных правовых воззрений является то богатое наследие, которое оставил после себя Посланник Аллаха (Мир ему и благословения Аллаха). 

До наших дней сохранились лишь те правовые школы, которые вобрали в себя всё многообразие исламского богословия. На сегодняшний день в мусульманском мире мы можем выделить пять наиболее крупных и влиятельных мазхабов, четыре из которых относятся к исламу суннитского толка, а один – к шиитскому исламу.

Несмотря на то, что в мазхабах имеются незначительные разногласия в рассмотрении сунны Посланника Аллаха (Мир ему и благословения Аллаха), всё же основным их отличием является признание тех или иных источников шариата авторитетными.

1. Ханафитский мазхаб

Наиболее крупным по числу приверженцев в исламском мире является ханафитский мазхаб, основоположник которого – великий мусульманский учёный и правовед Абу Ханифа (699 – 767 гг. по григорианскому летоисчислению). На сегодняшний день подавляющее большинство мусульман-суннитов являются приверженцами именно этого мазхаба. Мусульмане-ханафиты проживают во многих странах как мусульманского мира, так и в других государствах.

Ханафитский мазхаб изначально развивался по пути логических и рациональных рассуждений, что, в свою очередь, и оказало влияние на само учение. Особенностью данной правовой школы является то, что в качестве второстепенных источников исламского права ханафиты признают истихсан и урф.

Истихсан – предпочтение одного доказательства другому в качестве исключения. Данный метод является отличительной особенностью именно ханафитского мазхаба, так как представители других правовых школ в основном его отвергали. При принятии решений Абу Ханифа в спорных ситуациях руководствовался тем аргументом, который, несмотря на более низкое расположение в иерархии источников, является более подходящим в данной ситуации. Истихсан применялся также для оспаривания решения кияса (суждения по аналогии), которое по каким-либо причинам оказалось впоследствии нецелесообразным. Следует отметить, что нередко в ситуациях, когда возможно было применение и кияса, и истихсана, приоритет отдавался именно истихсану.

Урф – местный обычай, традиция, которые не противоречат Корану и сунне. В ханафитском мазхабе местные обычаи, которые отражают культуру данного народа, также признаются в качестве источников исламского права.

2. Маликитский мазхаб

Вторым по распространённости в суннитском исламе считается маликитский мазхаб, основоположником которого является современник Абу Ханифы – Малик ибн Анас (711-795 гг.). На сегодняшний день приверженцы данной правовой школы в основной своей массе проживают в государствах Северной Африки.

Маликитский мазхаб в суждениях исходит прежде всего из правила: «Всё, что ведёт к греховному – запретно, а всё, что ведёт к разрешённому и одобряемому – дозволено». Большое внимание уделяется мединским учёным, за которыми в данном мазхабе закреплено исключительное право о вынесении иджмы (единогласного мнения авторитетных богословов по тем или иным вопросам, в исламе считается третьим источником Шариата после Корана и сунны Пророка (Мир ему и благословения Аллаха).

Отличительной особенностью данного мазхаба является вынесение решений на основе метода истислях (метод вынесения решения из соображений общественной пользы в тех случаях, когда это затруднительно сделать из основных источников исламского права). По мнению некоторых учёных, истислах является разновидностью истихсана.

В основе данного метода лежит стремление к коллективному благу мусульман, которое в данном случае превалирует над индивидуальным. В случае, если какое-либо действие способно принести определённую пользу мусульманской умме, то оно, согласно маликитскому мазхабу, является дозволенным. Аналогичным образом дело обстоит и с деяниями греховными, то есть если какое-либо действие влечёт за собой или толкает верующего к совершению греха, то оно запретно.

3. Шафиитский мазхаб

Третьим по числу приверженцев в суннитском исламе идёт шафиитский мазхаб, основателем которого был ученик Малика ибн Анаса имам Мухаммад аш-Шафии (767-820 гг.). На сегодняшний день представители этого мазхаба проживают на Ближнем Востоке, в Северной Африке, на Северном Кавказе и некоторых мусульманских государствах Азии.

Шафиитский мазхаб сформировался под влиянием ханафитского и маликитского, в связи с чем вобрал в себя некоторые их элементы. Шафииты в своём учении уделяют большое внимание комментариям сподвижников Пророка (Мир ему и благословения Аллаха) по тем или иным вопросам. Кроме того, данная правовая школа базируется на мнении мединских учёных, но в гораздо меньшей степени, чем маликиты. Также шафииты признают местные традиции в качестве источников права, но в меньшей степени, нежели ханафиты. В шафиитском мазхабе, за редким исключением, не прибегают к применению методов истихсан и истислях.

4. Ханбалитский мазхаб

Основоположник четвёртого суннитского мазхаба – Ахмад ибн Ханбал (780-855 гг.), ученик имама аш-Шафии. Ханбалиты являются наиболее малочисленной суннитской группой и в основной своей массе проживают в странах Персидского залива, таких как Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Оман, Катар.

Данный мазхаб считается наиболее консервативным по сравнению с остальными. В частности, Ахмад ибн Ханбал был принципиальным противников каких-либо нововведений, так как считал их проявлением ереси. Кроме того, он считал необходимым возврат к порядкам, которые имели место при жизни Пророка Мухаммада (Мир ему и благословения Аллаха), а также в эпоху правления праведных халифов. К тому же ханбалитский мазхаб не признаёт каких-либо суждений, основанных исключительно на личном мнении богословов, базируясь на которое он выносит то или иное решение.

5. Джафаритский мазхаб

В шиитском исламе наиболее крупной и многочисленной правовой школой стал джафаритский мазхаб. Основу вероучения заложил Джафар ас-Садык (702-765 гг.), которого шииты почитают как шестого непорочного имама.

Данная правовая школа, будучи шиитским мазхабом, имеет существенные разногласия с мазхабами суннитского толка. Во-первых, джафариты, как и другие шиитские течения, придерживаются собственного подхода по отношению к сунне Пророка Мухаммада (Мир ему и благословения Аллаха). В частности, они выдвигают собственные требования к признанию достоверности тех или иных хадисов, в связи с чем, в отличие от суннитских мазхабов, признают достоверными хадисы, включённые в так называемое «четверокнижие» («Аль-Кафи», «Ман ля йахдурухуль-факих», «Тахзиб аль-ахкам», «Аль-Истибсар»), в то время как сунниты признают сборники хадисов шести имамов: аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Абу Дауда, Ибн Маджи, ан-Насаи.

Во-вторых, согласно джафаритскому мазхабу, правом принятия иджмы обладают лишь представители рода Пророка Мухаммада (Мир ему и благословения Аллаха), в то время как суннитские мазхабы не выдвигают требований родства с Посланником Аллаха (Мир ему и благословения Аллаха).

В-третьих, отличительной особенностью джафаритского мазхаба является признание в качестве одного из основополагающих источников исламского права акль (использование методик на основании разума в процессе вывода предписаний из Корана и сунны). Следует отметить, что Джафар ас-Садык осуждал такой метод, как кияс, называя его нововведением. Его место в джафаритском мазхабе занял акль. Джафариты уверены, что в Коране и сунне заложены предпосылки для ответа на любые вопросы, в связи с чем отпадает необходимость в субъективных суждениях богословов.

Несмотря на существование мазхабов, отнюдь не все учёные считают, что необходимо придерживаться одного из них. Вопрос о необходимости следования мазхабам является актуальным и по сей день.

Сторонники полагают, что приверженность тому или иному мазхабу означает следование Корану и сунне, так как каждая правовая школа вобрала в себя богатое наследие ислама, тем самым человек может уберечься от каких-либо заблуждений в вопросах религии. В понимании Корана и сунны верующие, по мнению сторонников мазхабов, должны следовать за мнением авторитетных учёных, так как они обладают большим объёмом знаний, а не заниматься трактовкой аятов Священной Корана и хадисов самостоятельно.

Противники следования мазхабам уверены, что правовые школы несут в себе больше негативного для мусульманской уммы, так как разобщают мусульман на отдельные группы, в то время как мусульманская община должна быть единой. Кроме того, они считают, что мазхабы могут нести в себе как достоверную информацию, так и ложную, поскольку представляют собой субъективное мнение того или иного богослова, которое может иметь не только положительные, но и отрицательные свойства. Кроме того, противники утверждают, что в более поздние века в мазхабы были добавлены посторонние идеи и суждения, которые представляли из себя нововведения и являлись ошибочными.

islam.global

Мазхабы … для чего они нам?

Мой близкий родственник решил вооружиться «однозначным критерием ваххабизма». Для этого он спросил о нём у одного из известных религиозных деятелей республики и получил следующий ответ: «Все те, кто уходит после пятничного намаза, не совершая обеденный, – это ваххабиты».

Как надо разногласить?

О том, что во всех вопросах обязательно нужно следовать только одному мазхабу или имаму, сегодня мало от кого услышишь. По крайней мере, в прямой форме. Однако идеи, подобные озвученной выше, прочно сидят в головах многих людей, и тому доказательство – некоторые «однозначные критерии ваххабизма», которые зачастую представляют собой мнения авторитетнейших исламских учёных.

Хвала Аллаху, пик данной проблемы далеко в прошлом, когда некоторые невежды доходили до того, что выдумывали хадисы в пользу истинности своего мазхаба или порочности «чужого» (см. «Нузхату ан-назр», «Тадрибу р-рави»).

Наши праведные предшественники, начиная со сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), часто разногласили друг с другом в фетвах, но это не приводило к разногласиям в их сердцах…

Как это было?

Халиф Харун ар-Рашид руководил молитвой после того, как совершил кровопускание. Молившийся за ним Абу Юсуф (один из самых авторитетных учёных ханафитского мазхаба) не восполнил свою молитву, хотя, по его мнению, кровопускание портит омовение. Ахмад ибн Ханбал также считал, что кровопускание и кровотечение из носа нарушают омовение, однако, когда спросили, будет ли он совершать молитву за тем, кто не сделал омовения после кровотечения, он ответил: «А как я могу не молиться за Маликом или Саидом ибн аль Мусайибом?!»

Имам аш-Шафии совершал утреннюю молитву неподалёку от могилы Абу Ханифы. При этом он не прочитал мольбу «кунут» из уважения к покойному, после чего сказал: «Возможно, мы склонились к мнению мазхаба жителей Ирака» (то есть к мнению Абу Ханифы). Абу Юсуф, искупавшись в бане, руководил пятничной молитвой. После её завершения, когда люди уже разошлись, ему сообщили о том, что в водоёме бани была обнаружена мёртвая мышь. Абу Юсуф сказал: «В таком случае мы возьмём мнение наших братьев из Медины: если объём воды достиг двух куллят, то она не оскверняется».

Мнение о том, что всегда и во всём необходимо следовать только одному мазхабу, – это фанатизм, который ни на чём не основан. Даже если человек избрал какой-то крайний взгляд в фикхе, следуя за известными учёными и считая, что это наиболее верно в свете Шариата и этого требует религия, обвинять его в экстремизме несправедливо.

Мусульманину в этих случаях достаточно основываться на положениях одного мазхаба или правильном иджтихаде (формировании мнения на основе Корана и Сунны) учёного, построенном на шариатских доказательствах. И если основатели мазхабов считали, что отращивать бороду обязательно и брить её запрещено, то как можно называть экстремистом или ваххабитом того, кто им последовал? Только потому,что это противоречит взглядам Арсена и Рината? Неужели вопрос обеденной молитвы после пятничной настолько однозначен, чтобы судить по нему, кто ваххабит, а кто – нет?

Зачем нужны учёные, когда есть Коран и Сунна?

Проблема, описанная выше, не такая острая, как та, что появилась ей в противовес. Каждый юнец сегодня спешит отбросить учёных и «последовать» за Кораном, порой не зная даже, с какой стороны его открывать. «Зачем нужны мазхабы, если у нас есть Коран и Сунна?» – популярность этого глупого выражения прямо пропорциональна нашему невежеству. Удивительно, почему подобные невежды, когда их постигает болезнь, вместо того чтобы обратиться к первоисточникам по медицине, идут к врачу?

Думают ли такие люди, что вообще собой представляет хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)? Это слова или действия, сказанные или совершённые Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)  при определённых обстоятельствах, в определённое время, с определённым умыслом, в определённом контексте. Они могли носить частный и общий характер. Быть категоричными и не очень. Его действия и слова могли быть жёстко привязаны к обстоятельствам или индивидуально направленными, а могли быть и общими. Неоднозначный характер могли носить и сами обстоятельства. Другими своими словами или действиями, совершёнными позже, Пророк  (да благословит его Аллах и приветствует) мог отменить или смягчить то, что говорил или делал раньше. И, в конце концов, Коран и Сунна – это источники права, а не сам фикх. Количество аятов Корана и хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , в отличие от количества жизненных обстоятельств, ограничено. И все они должны рассматриваться в контексте друг друга. Невежда, не знающий арабского языка, не способен вывести даже одну правовую норму. И если бы он знал, сколько нюансов необходимо учесть, чтобы вынести верное решение хотя бы по одному вопросу, по которому нет однозначных указаний в Коране и Сунне, он бы никогда не повторил этих глупых слов.

Речь, безусловно, не идёт о том, что нельзя напрямую следовать хадисам Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует) или аятам Корана. Это другая крайность. Речь о том, что, если неграмотный человек решил, будто хадис, который он прочитал, противоречит мнению учёного, за которым он следует, это не обязательно так на самом деле. Невежда, который предлагает отбросить имамов и следовать Корану и Сунне, на самом деле предлагает либо следовать ему самому, либо тому, кто в своё время его в этом убедил.

Это не называется следованием Корану и Сунне. Это называется поменять мазхаб имама аш-Шафии на мазхаб «дяди Курбана». И это в то время, когда имаму аш-Шафии, как и любому другому муджтахиду (учёному, достигшему степени извлечения норм из Корана и Сунны), следовать дозволено и похвально, а «дяде Курбану» – запрещено. Всевышний Аллах сказал: «Спрашивайте обладателей знания, если вы сами не знаете» (сура «ан-Нахль», аят 43). Учёные единогласны в том, что этот аят велит людям, не знающим норм Шариата и его аргументов, следовать за знающими их. Учёные-правоведы выбрали этот аят в качестве основополагающего доказательства правильности следования несведущих за учёным-муджтахидом.

«Поистине знаток Шариата тот, за словами которого следуют и решениям которого подчиняются. За ним следуют лишь потому, что он знает Шариат и выносит решения на его основе, а не по какой-либо другой причине. Учёный доводит от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) доведённое им от Аллаха. Таким образом, неграмотный получает от учёного то, что последний довёл от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и следует за ним не потому, что учёный сам по себе имеет право на вынесение решений. Это право в своей сути не закреплено ни за кем. Это право относится к Шариату, ниспосланному Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и оно закреплено только за ним, поскольку он непогрешим» (имам Аш-Шатыби, аль-Итисам, том 3, стр. 250) – это лучший ответ, к которому нам нечего добавить, фанатикам, считающим мазхабы имамов альтернативой мазхабу Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

В этой же книге (том 2, стр. 173) Аш-Шатыби пишет, что первой причиной ереси и раскольничества является убеждение человека в том, что он учёный, который может делать иджтихад, хотя он ещё не достиг необходимого уровня.Такой человек, считая своё «исследование» научным, выводит мнения о сложнейших вопросах, не понимая до конца их сути. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах  не забирает знания, вырывая их из (голов) людей, но забирает знания, забирая учёных, – до тех пор, пока не останется ни одного учёного, и люди изберут предводителями невежд, которых будут спрашивать; и будут они давать фетвы без знания. Заблудятся они и собьют с пути (других)».

Однажды имам Малик рыдал четверть дня. Его спросили: «Постигло ли тебя несчастье?» Он ответил: «Нет… была спрошена фетва у того, кто не имеет знаний».

Когда следование мазхабу будет фанатизмом?

Мазхаб – это правовая школа, ставшая результатом многовековой работы исламских правоведов в последовательном, подробном и доступном разъяснении Корана и Сунны со всеми взаимодополнениями и взаимоисключениями на научной основе. Нет никакой проблемы в том, чтобы следовать одному мазхабу, как нет проблемы и в том, чтобы следовать разным признанным учёным (достигшим степени иджтихада, ссылаясь на своё относительное понимание в определённом вопросе). Ибо нет никакой разницы, от одного учёного к тебе приходит истина или от многих. А иджтихад муджтахида является истиной для неграмотного, пока не будет доказано обратное.

Следование мазхабу действительно будет фанатизмом в случаях:

1) когда следующий убеждён, что только его мазхаб является истиной, а все остальные находятся в заблуждении;

2) когда следующий сам достиг степени иджтихада, разобрал конкретный вопрос и пришёл к мнению, отличающемуся от того, за которым он следовал, но при этом продолжает следовать тому, на чём он был;

3) когда следующий однозначно узнал со слов других учёных об объективной причине ошибки учёного в мазхабе в конкретном вопросе – например, о том, что он основывался на вымышленном хадисе или не знал достоверного, относящегося к данной теме, – и продолжает следовать за этим ошибочным мнением.

Смысл слов имама аш-Шафии: «Если хадис достоверный, то это мой мазхаб»

Что же касается тех, кто пропагандирует беспорядочный отказ от учёных в пользу читаемых хадисов и кто приводит в качестве довода слова имама аш-Шафии и других учёных, утверждавших, что достоверный хадис и есть их мазхаб, то более чем ясно на это ответил имам ан-Навави: «Сказанное имамом аш-Шафии не означает, что каждый, кто увидит достоверный хадис, может сказать: «Это мазхаб аш-Шафии» – и следовать за явным смыслом хадиса. Эти слова относятся лишь к тому, кто достиг степени иджтихада в мазхабе согласно тому, что было выше упомянуто из его качеств, или же приблизившийся к такой степени. Условием этого является веское предположение, что имам аш-Шафии не знал этого хадиса, или же не знал, что хадис достоверный, а этого можно достичь после изучения всех книг имама аш-Шафии и книг его сподвижников, получивших знание у него и из аналогичных трудов. Это очень труднодостижимое условие, которому редко кто соответствует, и оно поставлено потому, что аш-Шафии часто не действовал в соответствии с явным смыслом многих хадисов, которые он знал и видел, однако у него был аргумент, указывающий на непринятие этого хадиса либо на то, что хадис отменён, относится к частному случаю, имеет переносный смысл и т. п.» («Аль-Маджму’», том 1, стр. 64).

Закария Исрапилов [islamcivil.ru]

Эльмир Кулиев про призыв к сектантской партийности под видом призыва к саляфии. О мазхабах имамов и множественных мазхабах современников

Эльмир Кулиев: Сектантский посыл в призыве современных якобы саляфитских проповедников и создание новых мазхабов, называя это саляфией

Очень смелая и глубокая речь Эльмира Кулиева. Вполне можно ожидать, что после этих слов в его адрес полетят обвинения со стороны аудитории, которая ниже «заявленного уровня». При том, что в вопросах веры в Аллаха и Его качества, насколько известно, Эльмир убеждения не менял, и многие сами узнали эти убеждения именно из переведенных им книг. Впрочем, это будет хорошим индикатором того, действительно ли люди готовы объединяться на одних убеждениях, или это только красивые слова. Действительно ли для них важна суть следования пути праведных предшественников или важна приверженность внешним признакам и названиям каких-то современных групп.

И если присмотреться в действительность происходящего в среде, индивиды которой включают себя в общность под названием «саляфиты», то сказанное Эльмиром окажется вполне очевидным.

Во-первых, на самом деле все поделено на фанатичные группировки, каждая из которых претендует на свою исключительность в приверженности истине в отличие от остальных. Об этом еще было в общем расписано здесь: https://muntaqa.info/manhaj-hizbiya и здесь: https://muntaqa.info/ching и здесь: https://muntaqa.info/total и еще в ряде переводов и статей. Если бы была польза, то можно было бы упомянуть многие «саляфитские» имена/прозвища, вокруг которых сейчас с их ведома и под влиянием их призыва организованы воинственно настроенные партии.

Во-вторых, сейчас от каждого мало-мальски активного мусульманина негласно требуется, чтобы он примкнул к какой-нибудь из этих группировок и был враждебно настроен против остальных. Кто не примкнул к какой-либо одной и свободен в следовании тому, что к нему доходит от религиозных авторитетов Ислама, тот находится под угрозой обвинения в заблуждении и вражды со стороны всех групп вместе взятых.

Важно отметить, что далеко не все поддаются подобным тенденциям и есть ученые, есть шейхи, есть призывающие, и есть много простых мусульман, которые дистанцируются от различных форм пагубной партийности, призыва к ним и служат в этом плане хорошим примером. Вспомнить хотя бы шейха Ибн Усаймина: если посмотреть на его ответы и наставления об отношении к противоречащим (https://muntaqa.info/usaimin-imtihan-tahazzub, https://muntaqa.info/manh), о формировании «саляфитских» группировок (https://www.youtube.com/watch?v=7iYS6bOA3LE, https://www.youtube.com/watch?v=9wc-y6AFsl8), то его позиция будет прекрасно видна. И, скорее всего, для многих, кто издавна внимал словам шейха, она будет неожиданностью, поскольку на эти его слова не принято обращать внимание.

В-третьих, сейчас действительно происходит множество попыток отменить мазхабы великих имамов прошлого и заменить их новыми мазхабами современников, порой даже мазхабами начинающих студентов. И не просто заменить новыми, а обязать ими. Как об этом было расписано здесь: https://muntaqa.info/pmath и здесь: https://muntaqa.info/tahrif и здесь: https://muntaqa.info/shalaf и еще в нескольких статьях и переводах.

В-четвертых, в Саудовской Аравии на самом деле сейчас поддерживается не ханбалитский мазхаб, а свой мазхаб, который в большей части взят из ханбалитского фикха с заменой постановлений мазхаба на мнения шейх уль-Ислама Ибн Таймии в тех вопросах, в которых его мнения известны. И все это с ориентацией на мнения недждийских шейхов трех последних веков. При этом с течением времени акцент все больше смещается со следования за недждийскими шейхами на следование за имамом Ибн Таймией. Хотя в судах до сих пор опираются первым делом на ханбалитские книги.

В общем, если кто-то все же не понял: Эльмир раскритиковал не следование за праведными предшественниками (саляфами), не саляфию как понятие, не какое-то вероубеждение, а такое явление как «муасырия» — современные господствующие пропагандистские направления, деятельность современных течений и групп, приписывающих себя к следованию за саляфами, но дающих толкование Ислама в вопросах взаимоотношений и фикха, оторванное от унаследованного учеными из поколения в поколение. И объяснил, что считает вредным призыв к отказу от четырех мазхабов и созданию новых.

Эльмир Кулиев о мазхабах четырех имамов ахлю ас-сунна и важность мазхабов четырех имамов. «Кто вас такому исламу научил?!»

muntaqa

Ханафи́тский мазха́б (араб. حنفية‎‎ — ханафия) — одна из четырёх правовых школ в суннитском исламе. Основателем является Абу Ханифа и его ученики Мухаммад аш-Шайбани, Абу Юсуф и Зуфар ибн аль-Хузайл.

Ханафитский мазхаб является самым распространённым среди всех правовых школ.

Почти все наследие Абу Ханифы было передано им в устной форме ученикам, которые зафиксировали и систематизировали положения его мазхаба. В сохранении, систематизации и распространении школы Абу Ханифы выдающуюся роль сыграли два его наиболее известных ученика (сахибайн) — Абу Юсуф и Мухаммад аш-Шайбани.

Абу Юсуф (735—795) родился в бедной семье в Куфе. Он широко изучал Хадисы до тех пор, пока не стал заметным ученым в науке Хадисов, а затем девять лет изучал Фикх в Куфе у Имама Ибн Аби Лайла (ум. в 765 г. н. э.), отец которого был знаменитым Сахаби из Медины. Позже Абу Юсуф учился у Абу Ханифы в течение девяти лет, а когда Абу Ханифа умер, он отправился в Медину и некоторое время учился у Имама Малика. Абу Юсуф назначался главным государственным судьей Халифами Аббасидов: Аль Мади (775—785 гг. н. э.), Аль Хади (785—786 гг. н. э.) и Харуном Ар-Рашидом (786—809 гг. н. э.). Будучи главным судьей, он назначал судей в различные города и все его протеже были последователями Мазхаба Ханафитов. Это явилось одним из факторов содействия распространению этой школы мысли по всему Арабскому халифату Мусульманской империи[4].

Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани (749—805) родился в Васите, но вырос в Куфе. Как и у Абу Юсуфа, его первые исследования касались Хадисов. Некоторое время он учился у Абу Ханифы до смерти последнего, затем продолжил учёбу у Абу Юсуфа и позже отправился в Медину, где в течение трех лет учился у имама Малика. В этот период он стал одним из основных рассказчиков хадисов по книге Малика «Аль-Муатта». Имам аш-Шафи’и был одним из многих, кто впоследствии учился у Мухаммада ибн аль-Хасана в Багдаде. Мухаммад ибн аль-Хасан принял также назначение на пост Кадия в период правления Халифа Харуна Ар-Рашида, но вскоре отказался от него, поскольку этот пост требовал множества компромиссов (уступок), и вернулся на должность преподавателя в Багдад.

Зуфар ибн аль-Хузайл (732—774) был одним из тех, кто последовал примеру Абу Ханифы и отказался принять назначение на пост кадия, несмотря на то, что ему делалось много привлекательных и заманчивых предложений. Он предпочитал преподавать, чем и занимался до самой своей смерти в Басре.

Ханафитский мазхаб. Краткие сведения

Имам, великий учёный, факих уммы, муджтахид Абу Ханифа Нуман бин Сабит родился в 80-м году по Хиджре в иракском городе Куфа, во времена младшего поколения сподвижников. Абу Ханифа является основоположником одного из четырёх самых распространённых суннитских мазхабов и одним из первых, чей мазхаб стали записывать и распространять.

С детства Абу Ханифа начал изучать фикх, собирать предания салафов (это первые три поколение мусульман: сподвижники, табиины и следующее поколение за табиитнами. – Прим. авт.), совершая путешествия в разные места в целях учёбы. Как говорит имам аз-Захаби, «что касается науки фикх, скрупулёзности и точности в выведении решений и изучения его скрытых смыслов и тайн, то не было ему равных, и все люди до сих пор ссылаются на него».

Его ученик Зуфар передаёт, что слышал от Абу Ханифы, как он говорил: «Я изучал науку о вероубеждении, пока не постиг его и стал из числа тех, на кого указывали пальцем в этой науке. Обычно мы сидели недалеко от круга Хаммада бин Абу Сулеймана, и однажды пришла женщина и задала мне вопрос: «У человека есть рабыня, с которой он хочет развестись по сунне. Как это сделать?» Я ответил, что не знаю, указал ей на Хаммада и попросил потом рассказать мне о его ответе. Хаммад ей ответил, что мужчина разводится с ней в период её очищения и без приближения к ней и оставит её на время идды, два цикла, после чего она может выходить за другого. Женщина вернулась и рассказала мне ответ, после чего я сказал, что нет мне необходимости изучать «калям», взял свою обувь и сел в кругу Хаммада. Я запоминал все его вопросы и то, что он отвечал, и, когда он на следующий день повторял сказанное, я всё мог пересказать по памяти, тогда как другие ошибались. (Потом Хаммад уже говорил: «Не сядет никто напротив меня в моём кругу, кроме Абу Ханифы».) И я учился у него, сопровождал его в течение 10 лет. Через несколько лет учёбы мне показалось, что я сам смогу обучать других и уже мне нет нужды учиться у него, однако я не осмелился ему об этом сказать. И вот однажды Хаммаду пришло известие, что умер его родственник из другого города. Он поехал туда, оставив меня вместо себя вести уроки и выносить фетвы (исходя из Корана и хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) ). Ко мне приходило множество вопросов, на которые я отвечал и записывал свои ответы. После возвращения Хаммада я показал ему свои ответы, которых собралось 60. В сорока из них он согласился с моим решением, а в 20 – нет. Тогда я сказал про себя, что не перестану учиться у него, пока он не умрёт».

Известно, что Абу Ханифа встретился в Куфе с Анасом бин Маликом, а во время хаджа, когда ему было 16 лет, он встретился с Абдуллахом бин Харис бин Джуз Забиди, что подтверждает его принадлежность к числу табиинов. Среди шейхов Абу Ханифы, количество которых из числа табиинов более 90, от которых он передал и у которых получал знания, есть и такие, как Ата бин Аби Рабах, Шаби, Адий бин Сабит, Амру бин Динар, Нафи мавла Ибн Умар, Хаммад бин Аби Сулейман, Абу Джафар Бакир, Мухаммад бин Мункадир, Хишам бин Урва, а также многие другие учёные того времени. Некоторые биографы говорят, что число его шейхов достигало четырёх тысяч. О его встрече со сподвижниками свидетельствует и предание от Абу Бакра бин Халляла, что Абу Ханифа застал Абдуллаха бин Абу Авфа и Абу Туфейля Амира бин Васла, и они оба сподвижники.

Про него рассказывают, что он был красив лицом, приятной внешности, среднего роста. Обладал мягким приятным голосом, умел говорить красноречиво. Он всегда надевал чистую опрятную одежду, умащался благовониями. Когда он выходил к людям, они по запаху могли определить, что это Абу Ханифа, до того как увидят его. Он отличался кротостью, терпением, добротой, набожностью. Один из его учеников рассказывал, что слышал, как Абдуллах бин Мубарак говорил Суфьяну Саври: «О Абдуллах, как же Ханифа далёк от хулы! Я никогда не слышал, чтобы он отозвался плохо даже о своём враге!», на что Суфьян сказал: «Абу Ханифа, поистине, не настолько глуп, чтобы свои благие деяния обменять на грехи».

Мазхаб

Абу Ханифа являлся предводителем «школы «мнения» (мадрасату раъй). В своём мазхабе имам опирался на аналогию, истихсан (предпочтение более уместного и полезного решения), на обычаи (урф) и был больше всех склонен к иджтихаду. Эту методологию он перенял у своего учителя Хаммада (умер в 120-м г. поХиджре), который учился у Ибрахима Нахаи (умер в 95-м г. по Хиджре), который учился у Алкама бин Кайс (умер в 62-м г. по Хиджре), ученика Ибн Масуда (умер в 32-м г. по Хиджре) – сподвижника Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Его научная методология ясна из его слов, которые приводят Ибн Абдуль Барр и Хатыб Багдади: «Я беру (своё суждение) из книги Аллаха, когда нахожу в ней решение, а затем из Сунны Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Если не нахожу в Коране или Сунне Посланника Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует), то обращаюсь к словам сподвижников. Беру у некоторых из них (то, что считаю соответствующим или близким к истине) и оставляю слова других . И не предпочитаю их словам слова других (то есть слова сподвижников ставлю выше слов поздних поколений мусульман). А когда дело доходит до слов Ибрахима, Шаби, Ибн Сирина, Атаа, Саид бин Мусайиба, то я проявляю усердие в вынесении решений (иджтихад) так же, как сделали они». От Абу Юсуфа передаётся, что он слышал, как Абу Ханифа сказал: «Если дойдёт до меня хадис от Посланника Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует), переданный от надёжных людей, то я беру его, а если это слова сподвижников, то мы не выйдем из сказанного ими, а когда дело касается слов табиинов, то я могу соперничать с ними».

Эти слова ясно дают понять, что его методология была основана на Книге Аллаха в первую очередь, а затем на Сунне Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует), словах сподвижников и иджтихаде. А что касается тех вопросов, которые не разъяснены в Коране и Сунне, то в них он руководствовался аналогией, истихсаном и урфом. Имам был известен своими жёсткими условиями для принятия хадиса и тщательным отбором преданий, что вовсе не означало его слабость в этой науке. Поэтому слова некоторых, что он мало обращался к хадисам и выносил решения в основном посредством сравнения, не имеют под собой никакой почвы. Абу Ханифа известен ещё и тем, что не останавливался на решении возникших проблем и давал ответы и на предположительные вопросы, вынося им решение на случай, если возникнут. В последующем благодаря усилиям учеников положения мазхаба были систематизированы и зафиксированы, были составлены труды, способные решить практически любые возникавшие в то время задачи, особенно в разделе торговых отношений.

Мазхаб Абу Ханифы распространился в Куфе, Багдаде, Египте, Сирии, Тунисе, Алжире, Йемене,Индии, Китае, Бухаре, Самарканде, Афганистане, Туркистане, а на территории России – в Поволжье, Татарстане, Башкирии и некоторых республиках Кавказа.

Труды

Передаётся, что Абу Ханифа записал очень много вопросов по фикху, однако не все его сочинения дошли до нас. Историки пишут, что он написал много книг, среди которых «Наука и её изучение», «Ответ кадаритам», «Важный фикх» («Фикх акбар») и другие. Также известно, что от него в отдельности передано 215 хадисов, не считая тех, которые он передал совместно с другими учёными. В число произведений Абу Ханифы также входит «Муснад», где автор приводит 118 хадисов из раздела молитв. А учёный Абуль Муайяд Мухаммад бин Махмуд Ховарезми собрал все переданные от Абу Ханифы хадисы в одном сборнике, достигшем 800 страниц, который был издан в Египте в 1326-м году по Хиджре. Большинство учёных считают, что труды Абу Ханифы запечатлены в книгах, написанных его учениками, такими как Абу Юсуф и Мухаммад Шайбани.

Ученики

От него передали хадисы очень много людей, например Ибрахим бин Тахман, учёный Хорасана, Асад бин Амру аль Баджили, Исмаил бин Яхья Сайрафи, Хасан аль Каззаз, Хафс бин Абдурахман аль-Кади, его сын Хаммад, Дауд Ттаи, Зуфар бин Хузейль, Саад бин Сильт, Сулейман бин Амру аль-Нахаи, Абдуллах бин аль-Мубарак, Мухаммад бин Хасан Шайбани, Яхья бин Аюб Мисри, Кади Абу Юсуф и десятки других учеников и современников. Количество учеников Абу Ханифы – имамов, записавших его труды в мазхабе, – достигает 40 человек. А самыми известными его учениками были Абу Юсуф Якуб бин Ибрахим Ансари (112–183 гг. по Хиджре), Мухаммад бин Хасан Шайбани (умер в 189-м г. по Хиджре) и Зуфар бин Хузайль.

Случаи из жизни

Абу Ханифа прожил свою жизнь в поисках знаний и вместе с этим считал, что самой сладкой пищей является пища, заработанная своими руками. В свободное время он занимался торговлей – ему принадлежала лавка по продаже ткани. Среди населения имам был известен честностью, благородством, надёжностью. Его непосредственное участие в торговом деле оставило отпечаток в нормах фикха, связанных с торговой сферой и взаимоотношениями.

Абу Ханифа известен тем, что часто постился, много читал Коран, проводил много времени в восхвалении Аллаха. Однажды, когда он шёл по улице с друзьями, он услышал, как вслед ему кто-то сказал: «Это Абу Ханифа, который не спит по ночам (имеется в виду – поклоняется всю ночь)». Услышав это, Абу Ханифа сказал: «Клянусь Аллахом, я не хочу, чтобы люди говорили обо мне то, чего я не делаю». И стал после этого проводить ночи в поклонении и мольбах, пока не постигла его смерть.

Во времена Абу Ханифы правители старались приблизить к себе учёных, поощряя их материальными вознаграждениями и назначая на различные государственные службы. Абу Ханифу часто вызывали к халифу и требовали от него принять пост судьи, но имам отказывался, и по этой причине часто подвергался наказаниям и тюремному заключению. Известно много случаев его отказа, в частности рассказывается, что халиф Мансур потребовал от него стать судьёй, а он сказал, что не подходит для этой работы. Мансур сказал: «Ты врёшь», – и Абу Ханифа ответил: «Как ты можешь назначать судьёй того, кто врёт?»

Он был известен среди людей своей честностью в торговых делах, что приносило ему хороший доход. Каждый раз по истечении года он вычислял прибыль за год, оставлял себе на пропитание какое-то количество и раздавал остальное учёным хадиса и Корана, а также требующим знания. Раздавая им деньги, он говорил: «Это прибыль от вашего товара (изучения наук), которую Аллах вам предопределил посредством меня. Я вам ничего не раздаю из своего имущества. Это всё – милость Аллаха, оказанная вам через меня. Ведь никто не может оспорить Аллаха в Его дарах».

Известен случай из его жизни, когда имам встретил группу атеистов-безбожников, отрицавших существование Творца. Абу Ханифа спросил их: «Что вы скажете о корабле, загруженном вещами и товаром, который плывёт среди высоких волн и ураганов по одному курсу, не сбиваясь с него, пока не достигнет своей цели и доставит весь груз в целости? И к тому же этот корабль не управляется никем, а плывёт сам по себе. Разве разум допускает такое?» Они ответили: «Нет! Такое не принимается разумом и не допускается даже в мыслях». Тогда Абу Ханифа сказал: «Свят Аллах, вы не допускаете существование корабля, плавающего по курсу, без капитана, который бы управлял им, и утверждаете, что вся вселенная, включая моря, небеса, звёзды, птиц и животных, существует без Творца, сотворившего их в гармонии и совершенстве?! Пропадите вы и ваша ложь».

Ибрахима бин Саид Джавхари от Мусанна бин Раджаа сказал, что Абу Ханифа обязал себя выплачивать по одному динару каждый раз, когда он поклянётся, говоря правду.

От Язида бин Камита передано, как один человек сказал Абу Ханифе: «Побойся Аллаха», на что Абу Ханифа изменился в лице, опустил голову и сказал: «Да поблагодарит тебя Аллах».

Похвала учёных

Али бин Асим говорил: «Если взвесить знания Абу Ханифы и знания его современников, то его знания перевесили бы».

Ибн Мубарак говорил: «Абу Ханифа – самый знаю-щий из людей».

Имам Шафии говорил: «Все люди в фикхе вынуждены обратиться (иялун – являются детьми, потомством) к Абу Ханифе».

Харби говорил: «Об Абу Ханифе плохо отзовётся только завистник или невежда».

Яхья бин Саид Каттан говорил: «Мы не врём, но мы не слышали ничего лучше мнения Абу Ханифы, поэтому приняли большинство из его слов».

Мухаммад бин Саад аль Уфи говорил: «Абу Ханифа был «сика» (этот термин означает, что он был надёжным человеком, от которого принимаются свидетельства и знания, например в хадисах), надёжным, доверенным, он передавал из хадиса только то, что знал наизусть».

От Салих бин Мухаммада передаётся: «Я слышал, как Яхья бин Маин говорил, что Абу Ханифа был надёжным в хадисе».

Передаётся от Ахмада бин Сабаха, что он слышал, как имам аш-Шафии спросил Малика: видел ли он Абу Ханифу? Малик сказал: «Да, я видел человека, который, если захочет тебе доказать, что этот столб из золота, приведёт доказательства и докажет это».

От Ибн Мубарака передаётся: «Я не видел человека более уважаемого в своём кругу, более почтенного и кроткого, чем Абу Ханифа».

Муавия бин Дарир говорил: «Любить Абу Ханифу – из сунны».

Передал Наср бин Али: «Мы были рядом с Шубой, когда ему сообщили, что умер Абу Ханифа. Когда прозвучали эти слова, он сказал: "Все мы принадлежим Аллаху и все к Нему вернёмся", – и добавил: "Над Куфой погас свет знаний, которого они больше никогда не увидят"».

Юсуф бин Амр Дараварди передал, что видел, как Малик и Абу Ханифа сидели в мечети Посланника Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует) после ночного намаза, изучая и обсуждая научные вопросы. И когда они не сходились во мнении, то один из них не спорил с другим, они не обвиняли друг друга в ошибке и не были черствы. Когда наступило время утренней молитвы, они встали вместе на намаз. Рассказывается, что после одной из таких встреч к Малику зашёл Лейс бин Саад и застал Малика вытирающим пот, хотя это был зимний холодный день. Когда Лейс бин Саад спросил о причине пота, Малик сказал: «Я вспотел, пока сидел с Абу Ханифой. Он поистине факих, о египтянин (имеется в виду Лейс бин Саад)».

Передаётся от Мухаммада бин Мусанна, что он слышал, как Ибн Уяйна говорил: «Учёных четверо: Ибн Аббас в своё время, Шаби в своё время, Абу Ханифа в своё время и Саври в своё время».

Заключение

В этой короткой статье, конечно, невозможно передать все достоинства Абу Ханифы, привести мнения о нём всех учёных или разобрать его мазхаб должным образом. Но не вызывает сомнений, что он был выдающимся человеком, признанным всеми муджтахидом, и то, что его мазхаб дошёл до наших дней и принят всей уммой, является свидетельством его высокого положения среди учёных и имамов. Пусть Создатель вознаградит его за труды и вклад в мусульманскую науку! Да смилуется над ним Аллах!

Магомед Магомедов [islamcivil.ru]

Маликитский мазхаб. Краткие сведения

Истоки мазхаба

Маликитский мазхаб берет свое название и истоки от его основателя — имама Малика, да будет доволен им Аллах. Его полное имя: Абу АбдиЛлах Малик бин Анас бин Абу Амир бин Амр бин аль-Харис бин Гайман ибн Хусайль ибн Амр ибн аль-Харис аль Асбахий аль Маданий, родившегося в Медине в 93 году по хиджре. Имам «даруль хиджра» (Медины), имам одного из четырех распространенных мазхабов и последователь табиинов, все это сказано об имаме Малике.

Малик ибн Анас, да будет доволен им Аллах, слышал и брал знания от великих ученых своего времени и табиинов, таких как: Нафиъ (бывший раб сподвижника Посланника Аллаха, мир ему и благословение, Ибн Умара, да будет доволен им Аллах), Абу аз-Зубайр, Ибн Шихаб аз-Зухрий (первый, кто начал записывать хадисы по повелению халифа Умара ибн АбдульАзиза, да будет доволен им Аллах), АбдуЛлах ибн Динар, Абу Хазим и многие другие табиины.

В свою очередь от него переняли знания и передавали их, так ученые как: Яхья аль-Ансарий, Аз-Зухрий (оба они были его шейхами и, вместе с этим, сами передавали от него знания), Ибн Джурайдж, Язид ибн АбдиЛлах ибн аль-Хади, имам аль-Аузаий, имам Ас-Саурий, Ибн Уяйна, Шуааба ибн аль-Хаджадж, имам Ляйс ибн Саад, Ибн Аль-Мубарак, имам Аш-Шафии, Ибн Вахб и многие другие великие ученые Ислама, да будет доволен Аллах всеми ими.

В общем, имам Малик взял свои знания у 900 шейхов, среди которых 300 были табиинами, а остальные 600 были их последователями.

Все ученые во все времена признавали авторитет, знания и величие имама Малика.

Имам Бухари сказал: «Самой достоверной цепочкой передатчиков (иснад) считается цепочка – Малик от Нафиа от Ибн Умара».

Имам Аш-Шафии сказал: «Если бы не Малик и Суфьян Ибн Уяйна, то знания ушли бы из Хиджаза». Также он сказал: «Малик мой учитель и от него мы взяли знания».

Имам Малик ибн Анас прожил свою жизнь, посвятив его поиску и передачи знаний религии Аллах. Он обладал хорошим нравом и точностью, богобоязненностью и аскетизмом. Он покинул этот мир в месяце сафар в 179 году хиджры.

Основы мазхаба

Основными доводами, на которых имам Малик построил свой мазхаб, были: Коран, Сунна, Иджма, Кыяс, практика жителей Медины (амалю ахли-ль Мадина), кауль ас-сахабий (мнение или слово сподвижника Пророка, мир ему и благословение), истихсан, садд аз-зараиъ и истисхаб. Мы не будем подробно объяснять каждый вид довода. Для этого вы можете обратиться к книгам по усуль аль фикху.

Передатчики маликитского мазхаба и ученики имама Малика

Люди, перенявшие у имама Малика его знания и основы его школы, распространили маликитский мазхаб во многих странах мусульманского халифата. Среди них: Египет, Ирак, Андалусия, страны Магриба и многие африканские страны. Выделить из главных распространителей мазхаба и учеников Малика можно следующих:

Жители Хиджаза:

Абу Хазим Саляма ибн Динар (умер в 185 г.), Абдуллах ибн Нафиъ (умер в 186 г.), Аль-Мугира ибн Абд ар-Рахман аль-Махзумий (умер в 188 г.), Маън ибн Иса аль-Каззаз (умер в 198 г.), Аль-Аъмаш (умер в 202 г.), Аль-Каънабий (умер в 221 г.), Абу Мусъаб Ахмад ибн аль-Касим, передатчик книги «Муватта» (умер в 242 г.) и другие.

Иракцы:

Сулейман ибн Биляль аль-Кады (умер в 176 г.), шейхуль Ислям Абдуллах ибн аль-Мубарак (умер в 181 г.), Ибн Махдий (умер в 198 г.), Аль Валид ибн Муслим, передатчик книги «Муватта» (умер в 199 г.), Яхья ибн Яхья Ан-Найсабурий (умер в 226 г.) и другие.

Египтяне:

Абд ар-Рахман ибн аль-Касим аль-‘Иткий, ближайший сторонник имама Малика, который провел рядом с ним двадцать лет (умер в 191 г.), АбдуЛлах ибн Вахб аль-Къураший, также является одним из ближайших сторонников имама Малика, который провел с ним двадцать лет (умер в 197 г.), Ашхаб ибн Абдуль Азиз ибн Дауд (умер в 204 г.), Ибн АбдульХакам (умер в 214 г.) и другие.

Африканцы:

Шак’ран ибн Али аль-Кайрауаний (умер в 186 г.), Ибн Фарух (умер в 176 г.), Али ибн Зияд ат-Тунисий (умер в 183 г.), Аль-Бахлюль ибн Рашид аль-Кайрауаний (умер в 183 г.), Ибн Ганим (умер в 172 г.), Асад ибн аль-Фурат (умер в 213 г.) и другие.

Жители Андалусии:

Зияд ибн Абд ар-Рахман аль-Куртубий (умер в 193 г.), Аль-Гази ибн Кайс аль-Куртубий (умер в 195 г.), Яхья ибн Яхья аль-Куртубий, передатчик книги «Муватта» (умер в 234 г.), Иса ибн Динар аль-Куртубий (умер в 212 г.) и другие.

Выдающиеся ученые мазхаба

Если говорить об ученых маликитского мазхаба, то кроме вышеперечисленных можно также добавить имена таких выдающихся ученых как: Аль-Абхарий, Абу Бакр ат-Тартуший, Абу Бакр ибн аль-Арабий, Абу Зарр аль-Харавий, Ибн аль-Хадж, Ибн аль-Хаджиб, Ибн Заяйат, Ибн Батталь, Ибн Хальдун, Ибн Дакик аль-‘Ид, Ибн абдуль-Барр, Ас-Саалибий, имам Шатыбий, Аш-Шариф ат-Тальмасаний, аль-Каттаний и многие другие.

Книги маликитского мазхаба

Ученые маликитского мазхаба написали огромное количество книг по фикху. В этой статье мы постараемся перечислить основные книги мазхаба, среди которых есть древние и поздние. Это: 1. «Муваттаъ» автор — имам Малик. 2. «Аль-Мудауана» автор – имам Сахнун ибн Саид ат-Таннухий. 3. «Ар-Рисалятуль фикхийя» автор — Ибн Аби Зайд аль-Кайрауаний. 4. «Китабу ттафриъ» автор – Абу-ль Касим аль Басрий. 5. «Аль баян уа т-тахсыль» автор – Ибн Рушд «старший». 6. «Джамиуль уммахат» автор – Ибн аль Хаджиб. 7. «Бидаятуль муджтахид уа нихаятуль мукътасыд» автор – Ибн Рушд (Аверроэс). Эта книга также включает в себя мнения и других мазхабов. 8. «Ат-Тавдых» автор – аль-Халиль ибн Исхак аль-Джундий. 9. «Ахкамуль Къуран» автор – Абу Мухаммад ибн аль Фурс. 10. «Аз-Захира филь фикх аль маликий» автор – Абуль Аббас ибн Ахмад аль-Къурафий.

Распространенность мазхаба

Как уже было сказано, ученики имама Малика распространили маликитский мазхаб в странах северной и западной Африки, а также Ираке, Хиджазе и Андалусии. Кроме этого маликитский мазхаб нашел своих последователей и в странах Шама. Что касается сегодняшнего дня, то в Медине, где зародился мазхаб, его последователей не так уж и много, так как жители Саудовской Аравии в основном ханбалиты. В Ираке и странах Шама его последователей также не много. В настоящее время маликитский мазхаб распространен в северной и западной Африке, а также маликиты есть в Кувейте и Бахрейне.

Умар Бутаев [islamcivil.ru]

Шафиитский мазхаб. Краткие сведения

Истоки мазхаба

Свое начало шафиитский мазхаб берет от его основателя – имама Мухаммада ибн Идриса ибн аль-Аббаса ибн Усмана ибн Шафи’а ибн Ас-Саиба ибн ‘Убайда ибн Абду-язида ибн Хашима ибн Абдуль-Мутталиба ибн Абдуманафа. Таким образом имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, был представителем племени Курайш, к которому относился посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

Имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, родился в 150 году по хиджре в секторе Газа. В малолетнем возрасте мать забрала его в Мекку, где он вырос и начал изучать азы исламской науки. В семилетнем возрасте он уже знал наизусть Коран, а достигнув четырнадцатилетнего возраста – получил разрешение на вынесение фетв. Будучи еще юношей, имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, приобретал знания и посещал уроки ведущих ученых своего времени. Уже в тринадцатилетнем возрасте он отправился в Медину, чтобы стать учеником одного из светил исламских наук того времени – имама Малика, да будет доволен им Аллах. Он учился у имама шестнадцать лет (с 163 по 179 г.х), до тех пор, пока Малик, да будет доволен им Аллах, не покинул этот мир. После смерти своего учителя он не покинул Медины, пока не обучился у других ученых этого почтенного города и вобрал в себя их знания.

Когда имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, постиг всего, что мог, из исламских наук в Медине, Всевышний Аллах предрешил, чтобы он попал в другой научный центр того времени – Ирак. Впервые он прибыл в Багдад в 184 году, куда он был доставлен по приказу Халифа из Йемена по причине несправедливых обвинений. После разрешения некоторых проблем Аш-Шафии стал обучаться у великих ученых этого города. Пожалуй, самым выдающимся из них был имам Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани, да будет доволен им Аллах, который был учеником имама Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах. Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, изучил все его произведения и стал расширенно изучать ханафитский мазхаб. После обучения у этого великого ученого имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, стал набираться знаний у остальных выдающихся ученых Багдада, которые в основном были блестящими знатоками хадисов посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Среди них были такие хафизы, как: Ваки’ ибн аль-Джаррах, Абдуль-Ваххаб ас-Сакафи, Абу Усама Хаммад аль-Куфи и другие.

После длительного промежутка времени он вновь отправился на свою Родину в Мекку, где провел уже свой первый урок в качестве ученого. В 195 году, в 45-летнем возрасте имам Аш-Шафии, отправляется в Багдад, но на этот раз он уже был состоявшимся имамом, основавшим свой полноценный мазхаб. Проведя там немного времени и внеся в научную жизнь Ирака существенный вклад, имам Аш-Шафии возвращается в Мекку, чтобы в 198 году вновь вернуться в Багдад со своим последним визитом, в течение которого он проведет там всего лишь несколько месяцев, так как будет готовиться к поездке в Египет.

Имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, покинул Ирак, распространив в нем свой мазхаб и оставив огромное количество учеников, которых впоследствии будут называть представителями «иракской ветви».

После прибытия в Египет, где на тот момент были распространены два мазхаба: ханафитский и маликисткий, — имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, дал мусульманам новый мазхаб, который они с удовольствием приняли. Однако, стоит заметить, что встретившись с учеными Египта и ознакомившись с новыми хадисами, имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, поменял свое мнение относительно некоторых вопросов фикха. Обновленный египетский мазхаб имама Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, в последствии так и назовут – «джадид» (новый), а мазхаб, на котором имам был в Ираке, будет назван – «к’адим» (старый).

Проведя огромный труд в распространении знаний Ислама, образовав новый мазхаб, оставив после себя гигантское научное наследие и огромное количество последователей, имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, покинул этот мир. Это произошло в 204 году по хиджре. На момент смерти имама ему было всего 54 года. Да будет доволен им Всевышний Аллах и воздаст ему благом от Ислама и всех мусульман!

Начальное распространение мазхаба

Как уже было сказано, имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, оставил после себя множество учеников, среди которых особенно можно выделить двух великих имамов – имама Аль-Бувайты и имама Аль-Музани, да будет доволен Аллах ими обоими. Однако, кроме двух самых сильных учеников у него были и другие, которые после него начали усердно распространять шафиитский мазхаб. Так получилось, что наибольшее распространение мазхаб получил в Ираке и Хорасане. Два этих направления в дальнейшем получили названия: «Иракская ветвь» и «Хорасанская ветвь». Обе эти мини-школы шафиитского мазхаба имели небольшие разногласия между собой, но все они завершились в эпоху имама Ар-Рафии, да помилует его Аллах.

Авторитетные ученые шафиитского мазхаба

Ученые шафиитского мазхаба получили широкую известность по причине своих огромных знаний. Многие из них были известны всем мусульманам, а их труды стали книгами, которые заучивали наизусть представители всех мазхабов. Также следует отметить, что среди шафиитских ученых больше всего муджтахидов-мутляк, муджтахидов мазхаба, ученых усуль аль-фикх и так далее. 

Выделим некоторых из них, не углубляясь в их биографии:

имам Аль-Бувайты(ум. 231),

имам Аль-Музани (ум. 264),

Раби’ ибн Сулейман аль-Муради (ум. 270),

Абуль-Аббас ибн Сурайдж (ум. 306),
Ибн Хузейма (ум. 311),
Абу бакр аль-Исмаили (ум. 371),
Абу Исхак аль-Исфарайини (ум. 418),
Абу Усман ас-Сабуни (ум. 449),
Абуль-Хасан аль-Маварди (ум. 450),
Аль-Байхаки (ум. 458),
Аль-Хатыб аль-Багдади (ум. 463),
Абу Исхак аш-Ширази (ум. 476),
имамуль-харамейн Аль-Джувайни (ум. 478),
Ас-Сам’ани (ум. 489),
Абуль Махасин Ар-Рувьяни (ум. 502),
Абу Хамид аль-Газали (ум. 505),
Аль-Багави (ум. 516),
Абуль-Хусайн Аль-‘Имрани (ум. 558),

Ар-Рафии (623),
Ибн ас-Салях (ум. 643),
Иззу-д-Дин ибн Абду-с-Салям (ум. 660),
Абу Шама аль-Макдиси (ум. 665),
имам Ан-Навави (ум. 676),
Ибн Дакик аль-‘Ид (ум. 702),
Ибн ар-Риф’а (ум. 710),

Шамсу д-Дин аз-Захаби (ум. 748),
Такию-д-дин Ас-Субки (ум. 756),
Джамалю-д-Дин аль-Иснави (ум. 772),
Исмаиль ибн Умар ибн Касир (ум. 774),
Шихабу-д-Дин Аль-Азра’и (ум. 783),
Бадру-д-Дин Аз-Заркаши (ум. 794),
Сираджу-д-Дин Аль-Бульк’ини (ум. 805),

Ахмад ибн Али аль-Макризи (ум. 845),
Ибн Хаджар аль-‘Аскалляни (ум. 852),
Шамсу-д-Дин Ас-Сахави (ум. 902),
Джалалу-Дин Ас-Суюты (ум. 911).

Без сомнений, большинство этих имен известно не только студентам, приобретающим шариатские знания, но и простым мусульманам, читающим исламскую литературу. Все они оставили весомый вклад в развитии исламской уммы в общем и исламского права (фикх) в частности.

Некоторые ученые, перешедшие в шафиитский мазхаб

1. Умар ибн Абдуль-Азиз ибн Имран ибн Микляс аль-Хуза’и (ум. 234). Он был одним из больших ученых маликитского мазхаба, но когда имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, переселился в Египет, он встретился с ним, и аль-Хуза’и стал его учеником и перешел в шафиитский мазхаб.

2. Имам Абу Савр Ибрахим ибн Халид аль-Багдади (ум. 240). Вначале был ханафитом, но перешел в шафиитский мазхаб после того, как встретился с имамом Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, в Багдаде.

3. Аль-Хатыб аль-Багдади (ум. 463). Известный ученый, который вначале был представителем ханбалитского мазхаба, но потом перешел в шафиитский.

4. Абуль-Музаффар Мансур ибн Мухаммад ас-Сам’ани (ум. 489). Перешел в шафиитский мазхаб из ханафитского.

5. Сайфуд-Дин аль-Амиди (ум. 631). Перешел в шафиитский мазхаб из ханбалитского.

Авторитетные книги шафиитского мазхаба

Череда книг по шафиитскому мазхабу началась с самого имама Аш-Шафии, написавшего свой главный труд по исламскому праву – книгу «Аль-Умм». Развивая его мазхаб, книги составили и два его главных ученика, но говорить о полноценном завершении мазхаба на их книгах, конечно, нельзя.
Если разбить формирование мазхаба по книгам его ученых, то можно привести следующую цепь произведений, которая в конечном итоге завершила формирование и систематизацию шафиитского мазхаба:

• «Нихаятуль матляб». Это книга, написанная имамом Аль-Джувайни, да помилует его Аллах, которая вобрала в себя главную мысль четырех базовых книг шафиитского мазхаба на тот момент.

• Далее его ученик имам Аль Газали, да помилует его Аллах, сократил книгу «Нихаятуль матляб» в книгу «Аль-Басыт», потом сократил ее в книгу «Аль-Васыт», а её – сократил в книгу «Аль-Ваджиз», которую впоследствии сократил в книгу «Аль-Хуляса».

• Позднее имам Ар-Рафии, да помилует его Аллах, сократил книгу «Аль-Ваджиз» и назвал свой труд «Аль-Мухаррар».

• Книгу «Аль-Мухаррар» позднее сократил имам Ан-Навави, да помилует его Аллах, составив свое великолепное произведение «Минхаджу т-талибин».

• Далее Закарийа аль-Ансари сократил книгу «Минхадж» и составил свою книгу, назвав ее «Аль-Манхадж», которую в свою очередь сократил Аль-Джаухарий и составил книгу «Ан-Нахдж».

• Также известным сокращением на книгу «Минхаджу т-талибин» является книга «Умдату с-салик» Ибн Накиба.

• Перу имама Ар-Рафии также принадлежат два толкования (шарх) книги «Аль-Ваджиз». Это малый сборник, которому он не дал названия, и большой сборник, который он назвал «Аль-Азиз». Эту книгу имам Ан-Навави сократил и назвал свое произведение «Ар-Рауда», ставшее одним из известнейших книг в шафиитском мазхабе.

• Несмотря на обилие произведений и книг, составленных великими учеными шафиитского мазхаба, основным стержнем мазхаба стали книги Имама Ан-Навави, в частности книги «Минхадж», «Ар-Рауда», «Аль-Маджму’» и толкования книги «Минхадж», которые были составлены позже.

• Основными шархами (разъяснениями) книги «Минхадж» стали произведения Ар-Рамли «Нихаятуль мухтадж», Ибн Хаджара Аль-Хайтами «Тухфатуль мухтадж», Хатыба Аш-Ширбини «Мугниль мухтадж».

• Также важными книгами по фикху шафиитского мазхаба являются: «Аль-Хави», Аль-Маварди; «Кифаяту н-набих шарху т-танбих», Ибн ар-Риф’а; «Бахру ль-мазхаб», Ар-Рувьяни; «Аль-Баян», Аль-Имрани; «Аль-Мухаззаб», Аш-Ширази;

• Среди современных книг по шафиитскому фикху можно выделить «Аль-Фикху ль-манхаджи», Мустафа аль-Хин, Мустафа аль-Буга, Али аш-Шурбаджи и «Аль-Му’тамад», Мухаммад аз-Зухейли.

Некоторые термины имама Ан-Навави в книге «Минхадж»

«Аль-азхар» и «аль-машхур». Два этих термина указывают на более достоверное мнение из слов имама Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах. Если разногласие будет сильное, и второе мнение тоже будет иметь вес, то будет упоминаться термин «аль-азхар». Если же разногласие будет слабым, то будет упоминаться термин «аль-машхур».

«Аль-асахх» и «ас-сахих». Эти термины употребляются для указания на более достоверное мнение из слов ученых мазхаба. Если разногласие будет сильным, то употребляется термин «аль-асахх», а если разногласие будет слабым, то термин «ас-сахих».

«Аль-мазхаб». Данный термин указывает на более достоверное мнение из передач учеными мазхаба слов имама Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах.

«Ан-насс». Данный термин обозначает цитату (слова) имама Аш-Шафии.

«Аль-джадид». Указывает на новое мнение имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, которое он взял в Египте.

«Аль-к’адим». Это термин, противоположный «аль-джадид», указывающий на старое мнение имама Аш-Шафии, которого он придерживался в Ираке.

«К’иля каза…». Слабое мнение, которому противоположно «ас-сахих» или «аль-асахх».

«К’ульту». Мнение самого имама Ан-Навави в рассматриваемом вопросе.

Распространенность шафиитского мазхаба

На сегодняшний день шафиитский мазхаб распространен во всех странах, где проживают мусульмане, и занимает второе место по численности последователей после ханафитского. Он распространен в таких странах как Сирия, Палестина, Ливан, Иордания, Египет, Малайзия, Индонезия, а также на Кавказе и многих других уголках исламского мира.

Умар Бутаев [islamcivil.ru]

Ханбалитский мазхаб. Краткие сведения

Истоки мазхаба

Свои истоки «мазхабуль ханабиля», как его называют арабы, берет от основателя этого мазхаба, великого мухаддиса и факиха, имама Ахмада ибн Мухаммада ибн Ханбаля аш-Шайбани, родившегося в городе Багдад в месяце рибиуль аваль 164 года по хиджре.

Имам Ахмад ибн Ханбаль посвятил всю свою жизнь приобретению знаний. С детства он начал заучивать Коран наизусть и заниматься науками арабского языка, а в пятнадцатилетнем возрасте взялся за науку хадиса. В двадцать лет Ахмад ибн Ханбаль стал странствовать и набираться знаний по всему исламскому государству, объехав Мекку, Медину, Шам, Йемен, Куфу, Басру и другие центры исламской науки в те времена. Его учителями были такие известные ученые как: Суфьян ибн Уейна, Ибрахим ибн Саад, Яхья аль-Каттан, Вакиъ, имам Аш-Шафии, ибн Махди и другие.

В свою очередь от него брали знания и передали их такие ученые как: Яхья ибн Адам, Али ибн аль-Мадиний, имам Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, Абу Зуръа Ар-Рази и многие другие.

Он не переставал получать знания, пока не стал муджтахидом, имамом мазхаба, имамом мухаддисов и ученых своего времени.

Имам Аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) сказал о нем: «Выходя из Багдада, я не оставил там более осведомлённого в фикхе, более богобоязненного, более аскетичного и более знающего, чем Ахмад ибн Ханбаль».

Во времена имама халиф Аль-Маъмун подвергся мнению заблудшей секты и стал распространять учение о сотворенности Корана, но он умер до того, как встретился с имамом Ахмадом. После того как халифом стал аль-Муътасим, имам Ахмад подвергся серьезным испытаниям. Он был заключен под стражу на восемнадцать месяцев за то, что отверг мнение о сотворенности Корана. Он также был неоднократно высечен до потери сознания, но все равно держался на своем, так как понимал, что мусульмане будут следовать за его мнением, и если он скажет что-либо, противоречащее Корану и Сунне, то введет в заблуждение тысячи и тысячи людей. В 220 году он вышел из тюрьмы, и во времена халифа Аль-Васыка би-Ллях имама Ахмада не постигло зло. А когда халифом стал Аль-Мутаваккиль, он почитал имама Ахмада и всегда советовался с ним.

Умер имам ахлю с-сунны (как его назвали ученые после него, за то, что он сохранил сунну Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и боролся за нее), имам Ахмад ибн Ханбаль, в пятницу 12 числа месяца рибиуль аваль 241 года по хиджре. Да воздаст ему Аллах благом от Ислама и всех мусульман! Амин!

Ученые, распространившие мазхаб

Имам Ахмад написал много трудов по хадису, как, например, его известный труд «Муснад», истории, а также о достоинстве сподвижников, по тафсиру, акыде и другим наукам. Но, к сожалению, трудов по фикху имам не составил, так же, как не повелевал своим ученикам составлять книги по этой науке. Это было связано с тем, что имам больше уделял внимание науке хадиса, на что указывает его книга «Муснад», и хотел, чтобы и его ученики тоже уделяли больше внимания хадисам и асарам, нежели фикху.

Распространять же его мазхаб и составлять книги по фикху, основанные на словах имама Ахмада, стали его ученики после его смерти. Это его сын Салих (умер в 266 г.), его сын АбдуЛлах (умер в 290 г.), Ахмад ибн Ханиъ аль-Асрам (умер в 273 году), Харб инб Исмаиль аль-Караманий (умер в 280 г.), Ибрахим ибн Исхак аль-Харбий (умер в 285 г.) Самыми значимыми распространителями ханбалитского фикха стали Абу Бакр Ахмад аль-Халляль (умер в 311 г.), Умар ибн аль-Хусайн аль-Хиракъий (умер в 334 г.) и Абдуль-Азиз ибн Джаафар (умер в 363 г.)

Самые авторитетные ученые (муджтахиды) ханбалитского мазхаба

Одним из первых, кто составил книгу по ханбалитскому фикху, названную впоследствии «Мухтасаруль Хиракъий» был Абу аль-Касым Умар ибн Аль-Хусайн аль-Хиракъий (умер в 334 г.) Он приложил много усилий, чтобы собрать все переданные мнения имама Ахмада и, определив более верные из них, составить книгу по фикху. После чего многие ученые стали продолжать его дело.

Также одним из тех, кто собрал предания (риваяты) от имама Ахмада, был Абу Бакр ибн Абдуль-Азиз ибн Джаафар (умер в 363 г.) Далее пришел Кадий Абу Яъла Мухаммад ибн Фарраъ (умер 458 г.) и составил шарх на книгу «Мухтасаруль Хиракъий». Он является одним из самых известных муджтахидов ханбалитского мазхаба и «шейхом ханбалитов».

Также из муджтахидов мазхаба: Ибн Аби Яъла аш-Шахид Абу аль-Хусайн — автор книги «Табакатул ханабиля», (умер в 526 г.), также Абу Яъла Ас-Сагир (младший), Ибн аль-Джаузи (умер в 597 г.), Абу Хаттаб аль-Кальуазаний (умер в 510 г.), Абуль Вафа ибн Акъиль (умер в 513 г.), Аль Муваффакъ ибн Къудама — автор книги «Аль-Мугъни» (умер в 620 г.), Маджду-Ддин ибн Таймия (умер в 652), Такъию-Ддин ибн Таймия (умер в 728 г.) и другие.

Книги ханбалитского мазхаба

Перечислить все книги ханбалитского мазхаба в одной статье, наверное, невозможно, так как их очень много. Мы постараемся перечислить некоторые произведения ученых мазхаба, на которых, можно сказать, зиждется ханбалитский фикх.

Это: «Аль-Икнаъ ли талибиль интифаъ» — автор Муса ибн Ахмад аль Макдисий, «Аль-Хауи» — автор Абду-Ррахман инб Умар Аль-Басрий, «Руусуль масаиль» — автор Абдуль Халикъ ибн Иса аль-Хашимий, «Гъаятуль мунтаха» — автор Шейх Маръа аль-Карамий, «Аль-Гъунья» — автор шейх Абдуль Кадир Джиляний, «Аль-Къаваид» автор Ибн Раджаб Ханбалий, «Аль-Мугъни» — автор Ибн Кудама аль-Макъдисий, «Шархуль кабир» — автор Шамсу ддин ибн Кудама, «Аль-Инсаф» — автор Аляу ддин Аль-Мардави, «Аль-мубди’ шархуль мукни’» — автор Бурхану ддин ибн Муфлих, «Умдату Ррагъиб»,«Кашафуль кина’», «Шархуль мунтахаль ирадат», «Ар-равдуль мурби’» — автор Шейх Мансур аль-Бахутий и многие другие.

Распространенность мазхаба

Ханабалитский мазхаб является самым малочисленным с точки зрения последователей по сравнению с мазхабами Абу Ханифы, Малика и Аш-Шафии (да будет доволен ими Аллах). Во время самого имама Ахмада и его учеников мазхаб был распространен в основном в Ираке и близлежащих регионах. Но со временем он перенесся на аравийский полуостров. Так и в наши дни ханбалитский мазхаб распространен, в основном, в Саудовской Аравии и соседних государствах, в то время как в других государствах последователей данной богословско-правовой школы очень мало, а в некоторых мусульманских государствах их нет совсем. Но, несмотря на это, мазхаб имама Ахмада считается одной из классических школ фикха в Исламе, на истинность и достоверность которого указывали многочисленные ученые во все времена.

Умар Бутаев [islamcivil.ru]

Проблема мазхабного фанатизма. Прочитать полностью...

Следование мазхабам и таклид во время сподвижников, да будет доволен ими Аллах. Прочитать полностью...

Пример того, как ученый мазхаба воспитывает учащихся в любви к своему мазхабу и уважении к другим. Прочитать полностью...