Максим Шевченко: «Сегодня русские должны бороться за татарский язык»
Журналист Максим Шевченко в эфире радиостанции «Эхо Москвы» высказался в поддержку татарского языка и призвал депутатов Госдумы поддержать коллег из Татарстана.
М.Шевченко
― Фракция ЛДПР предложила этот проект закона, который просто вообще упраздняет преподавание на национальных языках. Это чудовищно. Мне кажется, что любой человек левых взглядов… я пока даже не обсуждаю Госсовет Татарстана: они просто потрясены.
Но любой человек, который стоит на левой позиции, не может это поддержать. Это фашистский закон абсолютно. Потому что, во-первых, это противоречит позиции Ленина. Ленин совершенно ясно говорил, что «мы, марксисты, не нуждаемся в том, чтобы навязывать русский язык как государственный народам России, чтобы не вызывать у них отвращения к языку Толстого, Чехова, — Ленин так писал, — великому языку русской культуры, — чтобы он не стал языком империалистического угнетения народа. Наоборот, — писал Ленин, — русский язык будет развиваться по мере развития капитализма, по мере развития общественных отношений».
А вот развивать национальные языки вплоть до преподавания их – это марксистская задача, задача левых. Почему? Потому что на родном языке человек лучше овладеет современной политологией, современным марксизмом (тогда). Я не помню, по-моему, в 14-м году писал эту работу.
О.Журавлева
― Но с тех пор много времени прошло, ситуация изменилась?
М.Шевченко
― Ничего не изменилось. Вот Россия вернулась туда, власть… вот Россия, которую потерял Говорухин, и которую, очевидно, обрел Путин и все его окружение. То есть они воссоздают парадигму Российской империи, они уничтожают сам принцип гражданства. А национальность – это составляющая часть гражданства Российской Федерации, это завоевание наших народов на протяжении XX: право говорить на родных языках, учить за счет государства на родных языках. Вот эта полифония, на это положены огромные силы и пролиты моря крови, честно скажу, чтобы эти гражданские права были.
Современная власть, которая представляет Россию как корпорацию по продаже на Запад энергоресурсов и всего остального и выкачивания денег, она ни в каком гражданстве не нуждается: ни в либеральном, ни в социалистическом, ни в консервативном. Ей надо восстановить сословие: бюрократия, силовики, то есть жандармы, там казачество, военные, условно говоря, как их называть… мусульмане как сословие (они до революции тоже были в правах ограничены), может, старообрядцев восстановят еще. Мы не знаем, что будет.
Но при этом экономика либеральная с вторжением в мировую экономика, с IPO на западных рынках и так далее. То есть такой модернизированный вариант Российской империи эпохи Александра III. Осталось только еще людей… Говорили, что в эпоху Александр III было частично восстановлено крепостное право, потому что люди совсем обнищали, крестьяне, после воли 61-го года, когда у них откупа… выкуп за землю превышал их урожай годовой, и государство взяло над ними опеку в эпоху Александра III, Крестьянский банк был создан и всё такое прочее. Чтобы как-то эту ситуацию сгладить, когда в богатейшей стране мира по производству зерна был голод в самых плодородных губерниях, как известно.
Вот они хотят это восстановить, такое либерал-корпоративное государство. Слово «фашистское» я пока не употребляю, но признаки либерал-фашистского такого классического дискурса, конечно, имеются, причем слово «фашистский» тут главное, а «либерал» — это тут экономика. Кто говорит, что либерал-фашизм – это оксюморон, что это не существует, есть такая книга американского политолога «Либерал-фашизм». Она, правда, больше посвящена либералам (это республиканец написал), которых обвиняют в том, что либерализм уже стал тоталитарен и стал напоминать фашизм. Но для меня именно корпоративное государство с элементами либеральной экономика и либерального сознания тех, кто работает с деньгами, то вот… хорошо, фашистко-либеральное назовем. Так будет точнее.