Люди с душами животных

Люди с душами животных

Есть люди, которые не отличаются от животных ничем, кроме того, что ходят прямо и умеют говорить.

Их единственная забота — наслаждаться всеми возможными способами. У этих людей животные души. Они не поднимаются с уровня животных до уровня человеческих, не говоря уже об ангельских. Эти люди столь ничтожны, что не заслуживают даже упоминания. Они отличаются друг от друга своим положением в соответствии с тем, на каких животных походят они своим нравом и натурой.

Бывают люди с собачьими душами. Собака создана такой, что если найдёт тушу, которой может насытиться тысяча собак, она накинется на неё, и будет бдительно охранять её от других собак, и станет лаять на каждую собаку, которая попытается приблизиться к ней, и другие собаки не подойдут к ней иначе как против воли этой собаки, то есть одолев её.

Эта собака не станет делиться с другой собакой никакой частью этой туши. Главная её забота — набить брюхо любой едой, которая попадётся, будь то мертвечина или животное, зарезанное согласно Шариату, скверная еда или благая. Она не стыдится отвратительного, и если ты напустишься на неё, она высовывает язык, и если ты оставишь её в покое, она также высовывает язык.

Если ты покормишь её, она начинает махать хвостом и кружить вокруг тебя, а если не дашь ей ничего, она начинает рычать и лаять.

Есть и обладатели ослиных душ. Осёл создан для того, чтобы только трудиться и есть, и чем больше он ест, тем больше трудится.

Это самое недалёкое и несмышлёное из животных. Поэтому именно с ним сравнил Всевышний Аллах тех, кому ниспослал Он Своё писание, а они отказались изучать его, познавать и поступать согласно ему.

С собакой сравнивается и скверный учёный, которому Аллах даровал Свои аяты, а он отдалился от них и держится за мирское и следует своим страстям.

В этих двух сравнениях заключено множество тонкостей, для упоминания которых здесь не место.

Есть люди с душой звериной, гневной. Их забота — покушаться на людей и одолевать их всеми возможными способами. Их натура побуждает их к этому подобно тому, как натура зверя побуждает его делать то, что он делает.

Бывает человек с мышиной душой, вредитель по натуре своей, портящий то, что рядом с ним, и своим поведением он будто говорит: «Пречист создавший меня для нечестия!»

Есть также люди с натурой ядовитых тварей — змеи, скорпиона и так далее. Такой человек вредит посредством сглаза, отправляя человека в могилу, а верблюда — в котёл. Сам по себе дурной глаз ничего не способен сделать. Это скверная, ядовитая душа впадает в гнев, сопряжённый с сильной завистью и самовлюблённостью, и застаёт того, кого подвергает сглазу, врасплох, когда он ни о чём не подозревает и безоружен; и жалит его подобно змее, которая высматривает на теле человека открытое место и впивается в него, и либо убивает, либо причиняет вред.

Поэтому вред, причиняемый тем, от кого исходит сглаз, не ограничивается теми случаями, когда он видит свою жертву. Даже когда ему описывают нечто отсутствующее в том месте, где он находится, он может достать своим сглазом и это. Это происходит из-за невежества жертвы, её беспечности и из-за того, что она не находится во всеоружии постоянно.

Тот, от кого исходит сглаз, не сможет ничего сделать находящемуся во всеоружии, подобно тому, как змея натыкается на плотную одежду, защищающую всё тело и не оставляющую на нём открытого места. Тот, кто желает уберечь себя, должен быть всегда в доспехах и при оружии, постоянно произнося защитные слова поминания, переданные от Пророка ﷺ, из Корана и Сунны.

Есть люди с натурой свиньи, которая проходит мимо благого равнодушно, а стоит человеку отойти от нечистот своих, как она тут же бросается к ним. Так и многие люди: они слышат и видят от тебя во много раз больше хорошего, чем плохого, но не запоминают это и не передают, ибо это не соответствует их природе, но при этом они с готовностью отлавливают каждый твой проступок или неосторожное слово, ибо это как раз соответствует их природе. Это для них словно фрукт или аппетитная закуска.

Есть люди с натурой павлина, которые только и делают, что красуются, словно павлины, и за этим нарциссизмом ничего нет.

А у некоторых натура верблюда — самого злобного и грубого животного.

Есть люди и с натурой медведя — недалёкие, скверные, и с натурой обезьяны.

Лучшая из животных натур — натура лошади, ибо это самые благородные животные. И ещё, пожалуй, овцы. Если человек много взаимодействует с каким-то видом животных, то он сам приобретает привычки, похожие на привычки этого животного, а если он ещё и питается мясом этого животного, то сходство увеличивается, ибо между питающимся и тем, чем он питается, возникает сходство. Поэтому Аллах запретил употреблять в пищу мясо хищных зверей и птиц — потому что это приводит к уподоблению им. А Аллах знает лучше».

«Мадаридж ас-саликин»; «Избранное», 2/534-537

Ибн аль Каййим