Люди будут пребывать в благополучии, пока будут приобретать знания от сподвижников и учёных
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
Передается, что великий сподвижник Абду-Ллах Ибн Мас’уд говорил: “Люди будут пребывать в благополучии, пока будут приобретать знания от сподвижников Мухаммада ﷺ и больших ученых. А когда они станут приобретать знания от малых, то впадут в противоречия из-за своих порочных желаний, а затем погибнут”. ат-Табарани 8589, ‘Абдур-Раззакъ 11/249. Достоверность подтвердил хафиз Ибн Хаджар.
В данном контексте слова Ибн Масуда: "больших ученых" приходят в итлаке (в форме абсолютного смысла), а также и слова: "малых" тоже в итлаке, а это значит, что тут имеется, что это большие ученые во всех смыслах, а не в каком-то отдельном смысле, и малые во всех их смыслах, а не в каком-то отдельном. И именно так это понял Абу Муса аль-Ашари, который был меньше Ибн Масуда.
Также приходит это и от посланника Аллаха ﷺ сказал: «Одним из признаков Судного Часа является то, что знание будут приобретать от малых». ат-Табарани, хадис достоверный, «Сахихуль-джами'» 2207.
Относительно слов в итлаке в шариате существует следующее правило, что это слово указывает на все смыслы сразу, а не на один конкретный, где ты имеешь право выбрать, который тебе нравится и отвергнуть, который тебе не нравится. Если слово "больших ученых" пришло итлаке и оно одно в предложении, то оно сразу указывает на больших в возрасте и на больших в знании, а если бы они пришли отдельно в предложении, то каждое слово имело свой отдельный смысл. И точно также и со словом "малых", если это слово пришло в итлаке одним словом в контексте, то оно сразу означает и молодых в годах и малых в знании (невежд и нововведенцев), а если бы пришло раздельно, как "молодых в годах" и "молодых в знании", то каждое слово указывало на отдельный смысл.
Некоторые современные люди из числа заблудших и неверующих сект практикуют сегодня нововведение, в котором они отбирают им угодные смыслы из слов в итлаке и оставляют неугодные. Некоторые из них заявляют, что под словами в форме итлак "Не придавайте к Аллаху сотоварищей" имеется в виду, что нельзя придание сотоварищей лишь в Господстве и сотворении творений, однако эти слова не подразумевают придания сотоварищей в поклонении — и их слова это ложь, обман, заблуждение, измышления и дезинформаци простых людей! Точно также, как и слова людей, которые говорят, что под словами: "Аллах возвысился над Троном" — они говорят: "это означает, что только властью, знанием и могуществом" — и это заблуждение, ложь и клевета, потому что тут тоже слова в форме итлак, и значит, что Аллах вознеся над Троном во всех смыслах, которые подабают Его Величию и Могуществу, а не лишь том смысле, которые отобрали для себя приверженцы своих страстей. Также и хариджиты наших дней и другие современные секты поступают со словами Ибн Масуда. Они отбирают по своим страстям лишь те смыслы, которые угодны их нововведению и отвергают всё то, что им противоречит.
Ад-Дарими (1/68) и ат-Табарани (8628) передали историю с достоверным иснадом, чью достоверность подтвердили Хафиз аль-Хайсами, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани. В этой истории передается о том, что Абу Муса аль-Ашари, который является ученым из числа сподвижников, которого даже посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сделал при жизни амиром Йемена, будучи обычным ученым не выносил решение сам, а пошел за решением к Ибн Масуду, который был большим ученый. И эта история наглядным образом показывает применение выше указанного знания на делах сподвижников.
Великий имам Ибн Кутайба вывел следующий смысл из слов Ибн Масуда: "Он хотел сказать, что люди будут пребывать в благополучии до тех пор, пока их учеными будут пожилые шейхи, а не молодые люди. Ведь шейх уже забыл об усладах молодости, о свойственной ей горячности, поспешности и неразумности, приобрел знание и опыт. В отношении его знания его не посещают сомнения, им не овладевает страсть, его не охватывают желания, и шайтан уже не может заставить его ошибиться так, как в молодости. С возрастом приходит серьезность, величавость и почтение.
Молодому же человеку свойственны все эти недостатки, от которых обезопасил себя шейх, и если они им овладеют, и он вынесет фатву, то погубит себя и других”. “Насыхату ахлиль-хадис” 93. Сказал Всевышний Аллах: «Если бы они обратились с этим к посланнику и обладающим влиянием среди них, то об этом от них узнали бы те, которые могут исследовать это». (ан-Ниса 4: 83).
Шейх ас-Саади сказал: «Из этого вытекает важная основа, согласно которой исследование любого вопроса следует поручать тем, кто способен справиться с этим». Тафсир ас-Саади 4: 83
От великого знатока Сунны из числа сподвижников, Абу Хурайры передается, что он говорил: «Знание будет вознесено (к Аллаху унесением знающих), распространится невежество и увеличится хардж». Его спросили: “А что такое хардж?” Он сказал: «Убийство!» Абу Хайсама в “Китабуль-‘ильм” 118, иснад достоверный.
И также об этом говорил другой великий сподвижник Са’ид ибн Джубайр, когда он был спрошен: “О Абу ‘Абдуллах! Когда настанет гибель для людей?!” Он сказал: “Когда исчезнут ученые”. ад-Дарими 251.
Это потому что передается от пророка ﷺ, что он сказал: ”Поистине, Аллах не забирает знание, просто лишая его (Своих) рабов, но Он забирает знание, забирая знающих, когда же Он не оставит ни одного обладающего знанием, люди станут избирать невежественных руководителей. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить решения, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других!”» аль-Бухари 100, Муслим 3/737.
А также передаётся, что посланник Аллаха ﷺ говорил: «Поистине, наступят для людей такие годы, когда будут верить лжецам и перестанут верить правдивым; когда будут доверять изменникам и подозревать в измене тех, кто заслуживает доверия; когда слово будет за жалким человеком». Его спросили: “А кто такой жалкий человек?” Он ответил: «Глупец, который будет решать всенародные дела». Ахмад 2/291, Ибн Маджа 4036. Шейх Ахмад Шакир и аль-Альбани назвали хадис хорошим.
Так и поистине в наше время, появляются те которые не являются учеными, но когда им упоминаешь о больших ученых они говорят: "Он мне не ученый".
Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Разве можно сравнивать ученых и невежд?! И поистине, знает о величии положения ученых только тот, кто из их числа”. См. “Хидаятуль-хияри”, 234.
Сказал о таком Хафиз аз-Захаби: “Джахиль не знает даже свое собственное положение, так откуда ему знать положение других?” См. “ас-Сияр” 11/321.
А о тех людях, которые следуют за малыми и оставляют больших, сказал о них посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: “Тот, кто не отдаёт должного почитания нашим ученым, тот не из нас”. См. «Сахих уль-Джами» 5443.
Только Аллах Знающий и Мудрый!