Льва Толстого отрекли от церкви за «оскорбления религиозных чувств»?
Многие факторы способствовали отречению культового отечественного писателя, графа Льва Толстого от церкви. Мы поэтапно разберем, при каких обстоятельствах это случилось и как это связано с толстовством.
В чем суть толстовства
В течение 1880-х гг. у Толстого выходит сразу несколько произведений, таких как «Исповедь», «В чем моя вера» и «Воскресение» в которых писатель подробно высказывает свои духовные мысли и идеи. Впоследствии складывается новое религиозное течение, получившее распространение не только в России, но и в Западной Европе, Индии и Японии ‒ Толстовство. Известным сторонником учения был Махатма Ганди, с которым писатель часто общался посредством писем.
Основные каноны толстовства были таковы: непротивление злу насилием, нравственное саморазвитие и опрощение. Жизнеучению Толстого был характерен синкретизм, поэтому вы найдете общие черты с даосизмом, буддизмом, конфуцианством и другими идейными течениями. Будучи сторонником этого религиозного течения, человек, вольно становится вегетарианцем и отказывается от употребления табака и алкоголя.
Священный синод считал толстовство религиозно-социальной сектой, вредно влияющей на верующих людей. На этой ноте отношения с церковью у писателя стали неоднозначными.
Была ли анафема?
В послании Священного синода о Льве Толстом публично заявили об отлучении русского писателя от православной церкви. Помимо отлучения, в тексте Толстого назвали «лжеучителем», отвергающим важнейшие догматы православия.
И действительно, Лев Николаевич отрицал Троичность Бога, непорочное зачатие и то, что Иисус Христос воскрес, но как таковой анафемы от церкви он не получал. Все потому, что процедура отлучения к 1901-ому году была упразднена, а последним обладателем анафемы стал гетман Мазепа в 18-ом веке.
Стоит отметить, что с началом развития толстовства ряд церковных иерархов пытались официально отлучить великого писателя от церкви, но по разным причинам сделать этого им не удалось.
Отношение людей к "анафеме" Толстого
Положение вещей было остро воспринято общественностью и графу стали приходить различные письма с критикой в адрес самого Толстого, с последующими угрозами и принуждением к покаянию. Священник Кронштадский называл писателя подобным Иуде предателем и отъявленным безбожником.
Православный философ Василий Розанов считал, что Церковь не может судить Толстого, называя Синод «формальным учреждением». Дмитрий Мережковский заявил, что если отлучают графа, то пусть отлучают и тех, кто верит в учение Толстого.
Полемика по поводу отлучения графа от Православной церкви продолжалась вплоть до гибели великого русского писателя. Неравнодушные люди стали писать письма в Синод с просьбой отлучиться от церкви, а после указа «об укреплении начал веротерпимости» 1905 года подобные письма только участились.
Реакция графа на послание
Ответила на послание в начале жена писателя Софья Андреевна. Неделями позже она отправила свое письмо в газету «Определения», в котором выразила недовольство идеями Священного синода об отказе отпевать Льва Николаевича при смерти, назвала служителей Церкви «духовными палачами».
Спустя месяц граф Толстой напишет «ответ Синоду», который напечатали лишь летом 1901 года с множественными поправками. Более 100 строк письма цензура убрала из текста из-за «оскорбления религиозных чувств», также был нанесен запрет на перепечатывание текста в другие издания.
Позднее здоровье русского писателя ухудшилось, и его жена решила попытаться примирить мужа с церковью, из-за чего возникло много конфликтов в их отношениях.
Лев Толстой гордо отвергал возврат к церкви, вплоть до конца жизни, прося в дневниковых записях похоронить его без церковных обрядов. Софья Андреевна знала о завещании мужа и похоронила его так, как он хотел.
"Прошу считать меня магометанином…"
Гениальный русский писатель, мыслитель, внесший огромный вклад в русскую литературу и историю. Он более известен нам как писатель. Менее известны его философские взгляды, трактаты, в которых излагаются его представления о Боге, душе, знании, любви, о смысле жизни и т.д.
Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм проходят через все творчество писателя. С 1870-х годов возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения.
Его совершенно неординарное мышление в большинстве случаев было непонятным для российского общества.
Он был отлучен от церкви и предан анафеме, друзья и знакомые отвернулись от него. В 1910 году, в возрасте 81 года, Лев Толстой уходит из дома и умирает по дороге, на станции Астапово.
Почему конец жизни у великого писателя оказался таким печальным и куда он направлялся, уходя из дома? Воможно, на эти вопросы проливают свет некоторые письма великого писателя.
Вот что он пишет о церкви: «Мир делал все что хотел, предоставляя церкви, как она умеет, поспевать за ним в своих объяснениях смысла жизни. Мир учреждал свою, во всем противную учению Христа жизнь, а церковь придумывала иносказания, по которым бы выходило, что люди, живя противно закону Христа, живут согласно с ним. И кончилось тем, что мир стал жить жизнью, которая стала хуже языческой жизни, и церковь стала не только оправдывать эту жизнь, но утверждать, что в этом-то состоит учение Христа».
Ясная Поляна, март 1909 года
Русская женщина, вышедшая замуж за мусульманина Е. Векилова, написала Толстому, что ее сыновья желают принять Ислам, и спрашивала совета, как быть. Вот что, в частности, ответил ей писатель:
«Что касается до самого предпочтения магометанства православию…, я могу только всей душой сочувствовать такому переходу. Как ни странно это сказать, для меня, ставящего выше христианские идеалы и христианское учение в его истинном смысле, для меня не может быть никакого сомнения в том, что магометанство по своим внешним формам стоит несравненно выше церковного православия. Так что, если человеку поставлено только два выбора: держаться церковного православия или магометанства, то для всякого разумного человека не может быть сомнения в выборе и всякий предпочтет магометанство с признанием одного догмата, единого Бога и Его Пророка, вместо того сложного и непонятного в богословии – Троицы, искупления, таинств, святых и их изображений и сложных богослужений…»
Ясная Поляна, 15 марта 1909 года
Приведем еще одно письмо писателя, которое еще более проясняет его мировоззрение, сложившееся в результате мучительных поисков.
«Я бы очень рад был, если бы вы были бы одной веры со мной. Вы вникните немножко в мою жизнь. Всякие успехи жизни – богатства, почестей, славы – всего этого у меня нет. Друзья мои, семейные даже, отворачиваются от меня.
Одни – либералы и эстеты – считают меня сумасшедшим или слабоумным вроде Гоголя; другие – революционеры и радикалы – считают меня мистиком, болтуном: правительственные люди считают меня зловредным революционером; православные считают меня дьяволом.
Признаюсь, что это тяжело мне… И потому, пожалуйста, смотрите на меня, как на доброго магометанина, тогда все будет прекрасно».
Был ли Толстой мусульманином?
С мусульманами Лев Николаевич соприкасался при учебе в Казани. Там же произошло его знакомство с мусульманской культурой, в том числе, он учил турецкий и арабский языки.
Наше стремление объявить знаменитых людей мусульманами, кажется, действительно уже является темой, достойной отдельного исследования. Че Гевара, Карл Маркс и Лев Толстой только некоторые из тех, кого мы приписали к приверженцам ислама.
То ли мы не стараемся выяснить истинную суть дела, то ли ленимся проводить исследования, то ли пытаемся приписать себе влияние, которого нет, точно не известно. Может быть и так, что наше искреннее в своей сути намерение поддерживается издательствами и журналистами с целью увеличить продажи, потому что это они распространяют новости о принятии ислама тем или иным известным человеком.
Толстой также является одним из тех, кого спустя сто лет после его смерти объявили мусульманином. Если исследовать тему подробнее, то можно заметить, что приписать к приверженцам ислама мы стремимся далеко не каждого известного человека. Как правило, для этого все же бывают какие-то основания. Кого-то мы считаем одним из нас, из мусульман, так как он был человеком добродетельным, боролся за справедливость или защищал притесняемых.
Принял ли ислам Лев Толстой, один из самых великих писателей, который, насколько известно, по происхождению был христианином и русским?
Толстой-писатель
Чтобы понять Толстого, следует узнать о семье, которая его воспитала. Семья Толстого принадлежала к богатому и знатному графскому роду. Будущий писатель не испытывал потребности в том, чтобы заботиться о хлебе насущном, поэтому занимался получением образования на свободной основе, брал частные уроки. Но его душа не находила покоя, он поступил на военную службу, участвовал в боевых действиях на Кавказе и Крыме. После отправился в путешествие по Европе, изучал западное искусство и движения мысли, но это только стало причиной его неприятия модернизма и позитивизма. Имея много досуга, Толстой обратился к литературному труду. Его произведения получили положительные отзывы известных писателей того времени.
Хотя здесь кажется все ясным, все это только одна сторона медали. Хотя семья, в частности жена, и убеждали Толстого сосредоточиться на писательстве, он, видя проблемы среды, его окружающей, не мог остаться в стороне от того, чтобы не поделиться своими критическими идеями на этот счет. Так он стал известен и как мыслитель.
Толстой-философ
Вторая, философская натура Толстого стала проявляться после душевного кризиса, пережитого им в 1874 г. Писатель, получивший известность своими произведениями, стал создавать и труды, в которых речь шла о проблемах религии, образования, нравственности, одним словом, всех сторон жизни. Например, он разработал свою педагогическую систему, которую и практиковал в открытой им в своей деревне школе. Он верил, что от рождения люди являются чистыми, и хотел вложить в души крестьянских детей, которых не коснулась цивилизация, т.е. зло, семена, которые в будущем позволили бы им стать великими мыслителями.
Ища материал для своих романов, Толстой стал изучать историю царской семьи. Найдя там немало нелицеприятных моментов, связанных с властью, политикой и государством, писатель охладел к оружию и армии, хотя в молодости сам воевал. Имея немалые возможности, он отказался от наполненной «грязью» и «испорченной» жизни в городе, предпочитая оставаться в своем имении в Ясной Поляне, среди «чистой» деревенской жизни.
В крестьянской рубахе Толстой работал в поле, он также шил одежды, изготавливал обувь. Видя, в каких условиях живет элита, а в каких – крестьяне, писатель испытывал гнев по отношению к богатству.
Вместе со своей семьей Лев Николаевич часто держал пост, практиковал разные диеты, избегал обильной еды. Он всегда помогал бедным, вместе со своими близкими и последователями организовывал сбор помощи. При этом писатель не забывал напоминать и богатым, что подобной благотворительностью они не должны успокаивать свою совесть, а следует выяснить корень проблем и пытаться ликвидировать его. Чтобы уничтожить ненависть между богатыми и бедными, нужны не благотворительные мероприятия, а воспитание взаимной любви между людьми.
Как считал Толстой, после III в. н.э. христианская церковь отошла от пути Иисуса, поэтому он вступил в конфликт с православным духовенством. Он был отлучен от церкви, его объявили нигилистом и безбожником, ряд его книг был запрещен.
Хотя идеи великого писателя и философа и кажутся радикальными, он был против того, чтобы создав какую-то организацию, начать борьбу с оружием в руках или без, так как был противником насилия. Он считал, что надо придерживаться пути Иисуса, следуя любви. В противоположность многим мыслителям той эпохи, в его жизни и философии вера занимала значительное место. Но его видение веры отличалось от видения Церковью.
Творчество же Толстой понимал так, что плоды этого творчества должны быть понятны народу. По его мнению, обвинять народ в непонимании искусства является гордыней и безнравственностью, к тому же, это просто выдумка богатых. По этому аспекту он подвергал критике многих представителей творческой интеллигенции.
Влияние идей Толстого прослеживается, в первую очередь, не в русской философии, а в философии пассивного сопротивления, проповедуемой Махатмой Ганди. Два мыслителя даже обменивались письмами.
Связь Толстого с мусульманами
С мусульманами Лев Николаевич соприкасался при учебе в Казани. Там же произошло его знакомство с мусульманской культурой, в том числе, он учил турецкий и арабский языки. Участвуя в военных действиях на Кавказе и в Крыму, писатель встречался с турками, кавказскими мусульманами, познакомился с имамом Шамилем и Хаджи Муратом.
На основе своих воспоминаний и проведя дополнительные исследования, Толстой создал повести «Казаки» и «Хаджи Мурат», связанных с кавказскими мусульманами. Опыт участия в боевых действиях настроил его категорически против всяких войн.
Когда захваченные в плен в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. турецкие военнопленные были отправлены в Тулу, Толстой прибыл туда вместе с детьми. Лев Николаевич раздал пленным деньги и сигареты, расспрашивал о том, как они живут. Увидев у каждого Коран, писатель не смог скрыть удивление.
Среди тех известных людей его времени, с которыми переписывался Толстой, был и Мухаммад Абдо. Этот мусульманский деятель в своих посланиях выражал восхищение умом и талантом Льва Николаевича, писал, что в Египте многие находятся под его влиянием. Русский писатель же в ответ сообщал о своей признательности.
Спустя примерно сто лет после смерти Толстого стали появляться утверждения о принятии им ислама. Был издан сборник высказываний пророка Мухаммада, созданный якобы писателем и скрываемый многие годы. Хотя является спорным, реально авторство Толстого или нет, известны его письма, в которых он пишет о положительном влиянии на него Мухаммада и ислама. Задумав уйти из дома от непонимающих его окружающих, церкви и учеников, писатель планировал через Болгарию перебраться в Турцию.
Все эти сведения взяты из книги Анри Труайя «Лев Толстой». Желающие узнать больше деталей могут обратиться к ней.
Хотя сейчас уже невозможно узнать, с какой целью Лев Николаевич стремился попасть в Турцию, имел ли он намерение там принять ислам, в его взглядах и образе жизни, которому он хотел следовать, прослеживается близость к исламу. Даже если мы предположим, что он не испытывал никаких симпатий к нашей религии, в его мыслях и образе жизни, подобном суфийскому, есть много такого, чему мусульмане могли бы у него поучиться.
Юсуф Тунчбилек
Перевод Гульсарии Ахметзяновой