Лучшее лекарство при наущениях в намазе

Лучшее лекарство при наущениях в намазе

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Шейх Ибн 'Усаймин говорит: «Должно быть известно, что может быть невнимательность в намазе (سَهْوٌ فِي الصَّلَاةِ), а есть [ещё] невнимательность (беспечное отношение) к намазу (سَهْوٌ عَنْ الصَّلَاةِ)».

Нужно отличать эти две вещи:

▪️невнимательность в намазе (سَهْوٌ فِي الصَّلَاةِ)

▪️и невнимательное, беспечное, пренебрежительное отношение к намазу (سَهْوٌ عَنْ الصَّلَاةِ)

Пренебрежительное (беспечное, невнимательное) отношение к намазу (سَهْوٌ عَنْ الصَّلَاةِ) — это [строго] порицаемое. Аллах (пречист Он и возвышен) говорит:

فَوَيْلٌ لِّلْمُصَلِّينَ * الَّذِينَ هُمْ عَن صَلَاتِهِمْ سَاهُونَ 

«Горе молящимся, которые к своему намазу невнимательны (небрежны)». 107:4-5.

И учёные ('уляма) говорят: "Вся хвала Аллаху (аль-хамду ли-Лляh), Который не сказал:

الَّذِينَ هُمْ فِي صَلَاتِهِمْ سَاهُونَ  «[Горе тем], которые в своих намазах невнимательны», а сказал:

عَن صَلَاتِهِمْ سَاهُونَ «...к своим намазам небрежны»,

т. е. беспечны, не уделяют внимание намазу (не беспокоятся о намазе) [горе им]».

Что касается невнимательности внутри намаза (سَهْوٌ فِي الصَّلَاةِ), то это когда человек теряется (впадает в замешательство), не может вспомнить, сколько он совершил». Это невнимательность в намазе (سَهْوٌ فِي الصَّلَاةِ), в отличие от невнимательности к намазу (عَنْ الصَّلَاةِ).

Что касается полезных выводов из хадиса, то шейх Ибн 'Усаймин (да помилует его Всевышний Аллах) говорит:

«Из полезных выводов — [во-первых], какие-то наущения (васавис) в намазе [если они бывают], то они не делают намаз недействительным.

Следующий вывод, что шайтан стремится подбрасывать в [сердце] молящегося всякие наущения (васавис): приходит, прельщает его [всякими мирскими делами, отвлекает его всякими вопросами, надеждами], сеет какие-то мечты (планы на будущее), напоминает ему о вещах, которые человек забыл».

Действительно удивительно: в намазе человек вдруг вспоминает какие-то вещи, о которых уже совершенно не думал думать, которые давно вообще забыл, — и вдруг они всплывают у него в памяти.

Говорит шейх Ибн 'Усаймин: «А может быть, что шайтан открывает (может открывать) для него планы на будущее [планирование: так поступить, так поступить], и говорит человек: "Вот так я сделаю, [так сделаю, так теперь сделаю — и думает о чём-то, о планах на будущее]"».

Говорит шейх Ибн 'Усаймин: «Среди учёных ('уляма) есть разногласие по поводу того, если в намазе преобладают наущения (большая часть намаза проходит в каких-то нарушениях, посторонних мыслях), то нарушает это намаз или не нарушает.

Большинство ['уляма] говорят: "[Нет], не нарушает [т. е. намаз действительный], но он [этот намаз] теряет своё достоинство, и поэтому в хадисе сказано, что человек может выйти из намаза (закончить намаз), и ему будет записано из этого намаза только половина или треть, или четвёртая часть, или пятая часть намаза [записывается ему], или [вообще] десятая часть намаза записывается только». (Хадис передал Абу Давуд (796), аль-Албани назвал его хорошим).

Аллах Превелик (Аллаhу Акбар)! «Это всё из-за [этих] посторонних мыслей, которые возникают у человека в намазе».

Люди спрашивают: «А как же быть, как бороться, как отстранить шайтана, если он приходит и вызывает невнимательность?»

Шейх Ибн 'Усаймин говорит: «Нет лучшего лекарства (лечения), чем то, что прописал Пророк ﷺ, а он сказал поплевать налево человеку и сказать:

أَعُوذُ بِاَللَّهِ مِنْ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ / А'узу би-Лляhи мина ш-шайтъани р-раджим / «Я прибегаю к Аллаху от побиваемого шайтана». Хадис передал Муслим (2203).

То есть поплюй налево три раза и скажи: «А'узу би-Лляhи мина ш-шайтъани р-раджим». И это уйдёт. Если опять придёт, то ты отбрасывай его прибеганием к Аллаху и этими троекратными плевками налево.