Лучше всего следует прямым путём тот, кто больше всех усердствует ради Аллаха...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:
"Всевышний Аллах поставил следование прямым путём в зависимость от усердия, и лучше всего следует прямым путём тот, кто больше всех усердствует ради Него. Самое обязательное усердие — борьба с собственной душой, борьба со страстями, борьба с шайтаном и борьба с миром этим. Кто усердствует против этих четырёх, того Аллах ведёт путями Своего довольства, которые ведут в Его Рай. А тот, кто отказывается от усердия, отклоняется от прямого пути в соответствии с тем, от какой части усердия он отказывается. Не сможет сражаться с внешним врагом тот, кто не сражается с этими внутренними врагами. Победивший их победит и внешнего врага, а тот, кого они победят, будет побеждён и внешним врагом". Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах).
Это наставление, глубоко укорененное в исламской духовности, акцентирует важность внутренней борьбы (джихада ан-нафс) как ключа к духовному росту и достижению довольства Аллаха. Давайте разберем его по частям:
"Всевышний Аллах поставил следование прямым путём в зависимость от усердия..."
Прямой путь (Сират аль-Мустаким): В Исламе это путь, ведущий к довольству Аллаха и вечному блаженству. Это путь поклонения, добродетели, благочестия и соблюдения заповедей Аллаха. Усердие (джихад, муджахада) - это не просто пассивное следование, но активное, целенаправленное усилие, направленное на достижение и поддержание этого пути. Это борьба с собственными слабостями и пороками ради Аллаха. Следование прямым путём не дается автоматически. Это требует постоянного труда и самосовершенствования. Чем больше усердия человек проявляет, тем ближе он становится к Аллаху и Его довольству.
"...и лучше всего следует прямым путём тот, кто больше всех усердствует ради Него."
Это утверждение показывает, что духовное развитие не имеет границ. Нет предела тому, как много человек может стремиться к совершенству в поклонении и благочестии. Здесь подчеркивается, что усердие должно быть искренним и совершаться только ради довольства Аллаха, а не ради мирской выгоды или похвалы. Чем больше человек прилагает усилий в борьбе со своими слабостями ради Аллаха, тем ближе он будет к прямому пути и тем сильнее будет его связь с Творцом.
"Самое обязательное усердие — борьба с собственной душой, борьба со страстями, борьба с шайтаном и борьба с миром этим."
Здесь наставление переходит к конкретным формам внутренней борьбы - борьба с собственной душой (нафс). Нафс - это эго, которое склонно к дурным желаниям и страстям. Это борьба с гордыней, эгоизмом, завистью, гневом, ленью и другими негативными качествами. Это борьба с похотью, жадностью, чрезмерной привязанностью к мирским удовольствиям и другими страстями, которые могут увести человека от пути Аллаха. Борьба с шайтаном, он (сатана) является главным врагом человека и постоянно пытается сбить его с прямого пути. Это борьба с его наущениями, искушениями и подстрекательствами. Борьба с миром этим (дунья). Мир этот, с его соблазнами и отвлекающими факторами, может заставить человека забыть о своей цели в жизни - поклонении Аллаху. Это борьба с чрезмерной привязанностью к материальным благам, погоней за мирскими удовольствиями и забывчивостью о вечном.
"Кто усердствует против этих четырёх, того Аллах ведёт путями Своего довольства, которые ведут в Его Рай."
Успешная борьба с этими четырьмя врагами является ключом к достижению довольства Аллаха и вечного блаженства в Раю. Аллах обещает вести тех, кто усердствует на Его пути, по путям, которые приводят к Его довольству. Это означает, что Он будет направлять их, помогать им преодолевать трудности и давать им мудрость и понимание.
"А тот, кто отказывается от усердия, отклоняется от прямого пути в соответствии с тем, от какой части усердия он отказывается."
Это утверждение подчеркивает, что отказ от внутренней борьбы имеет негативные последствия. Чем меньше человек прилагает усилий, тем дальше он отклоняется от прямого пути. Каждый человек несет ответственность за свою духовную жизнь. Никто не может достичь успеха на духовном пути без усердия.
"Не сможет сражаться с внешним врагом тот, кто не сражается с этими внутренними врагами. Победивший их победит и внешнего врага, а тот, кого они победят, будет побеждён и внешним врагом..."
Это заключительное утверждение показывает, что внутренняя борьба является фундаментом для внешней победы. Человек, который не может справиться со своими слабостями, не сможет противостоять внешним трудностям и врагам, победивший своих внутренних врагов, обретает силу, мудрость и уверенность, которые помогают ему преодолевать любые внешние препятствия. Тот, кого победили внутренние враги, становится уязвимым к внешним угрозам и легко поддается влиянию негативных сил. Внутренняя борьба важнее внешней. Самым важным и первостепенным видом джихада является борьба с самим собой и своими пороками. Духовное развитие требует постоянных усилий и самосовершенствования.
Внутренняя сила - залог внешней победы. Человек, победивший себя, способен побеждать любые внешние трудности, а отказ от борьбы ведет к поражению. Без внутренней борьбы человек уязвим и далек от довольства Аллаха.
Это наставление призывает каждого мусульманина к постоянному самоанализу, работе над собой и усердию на пути Аллаха. Это нелегкий путь, но именно на нем лежит истинное счастье и успех как в этом мире, так и в Вечности. Оно напоминает, что истинная сила и свобода заключаются в победе над своими внутренними врагами, что достигается через искреннее стремление к довольству Аллаха.