Курбан-байрам в Москве снова пройдет в онлайн-формате, а в регионах по усмотрению имамов

Курбан-байрам в Москве снова пройдет в онлайн-формате, а в регионах по усмотрению имамов

Из-за пандемии коронавируса в Москве в 2021 году будут праздновать Курбан-байрам онлайн, все мечети города будут закрыты для прихожан. Как передает »Интерфакс», такое решение принял Совет улемов Духовного управления мусульман России.

«Праздничная молитва в Москве будет проводиться только в Соборной мечети с участием имамов, муэдзинов и заместителей муфтия. В других мечетях, а также местных религиозных организациях мусульман (МРОМ) праздничный намаз проводить не рекомендуется. Всем мусульманам следует создать праздничную атмосферу в своих домах, в кругу своей семьи», — сообщил сайт муфтията.

Региональные духовные управления мусульман, входящие в состав ДУМ, сами будут принимать решение о порядке проведения праздничной молитвы с учетом эпидемиологической ситуации на местах, говорится в сообщении.

В 2021 году Курбан-байрам будут отмечать 20 июля. В 2020 году из-за коронавируса прихожане мечетей Москвы также не были допущены к коллективным молитвам.

fergana

Совет улемов Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Российской федерации (ДУМ РФ) в ходе заочного заседания, состоявшегося 30-го числа месяца Зуль-ка‘да 1442 года по лунному календарю, что соответствует 10-му июля 2021 г. по григорианскому календарю,

постановил:

1. Согласно лунному календарю, первый день месяца Зуль-хиджа 1442 года по хиджре наступил с заходом солнца 10 июля 2021 г. по григорианскому летоисчислению. Девятый день месяца Зуль-хиджа, являющийся днем ‘Арафа, наступит 19 июля. Десятый день месяца Зуль-хиджа и праздник Курбан-байрам наступят 20 июля. Одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый дни месяца Зуль-хиджа, дни ат-Ташрик, приходятся на 21, 22, 23 июля.

2. Региональные Духовные управления мусульман, входящие в состав ДУМ РФ, самостоятельно принимают решение о порядке проведения праздничной молитвы Курбан-байрам с учетом сложившейся эпидемиологической ситуации в своих регионах.

3. Согласно рекомендациям Роспотребнадзора, а также постановлению Правительства Москвы (приложение № 1), в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) праздничная молитва в Москве будет проводиться только в Соборной мечети с участием имамов, муэдзинов и заместителей муфтия. В других мечетях, а также местных религиозных организациях мусульман (МРОМ) праздничный намаз проводить не рекомендуется. Всем мусульманам следует создать праздничную атмосферу в своих домах, в кругу своей семьи, послушать в онлайн-режиме праздничную проповедь муфтия и по завершении хутбы самостоятельно совершить дополнительный намаз (нафиля) в два или четыре ракяата. Традиционно на федеральном канале «Россия 1» будет вестись трансляция праздничной проповеди председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина. Призываем всех прослушать данную проповедь, чтобы укрепить и усилить единство мусульманского сообщества Российской Федерации и СНГ.

Совершение праздничной молитвы в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации

Богословы ханафитского мазхаба больше склонялись к мнению, что праздничная молитва по степени приоритетности расценивается как "ваджиб" для совершеннолетних, разумных мужчин. Для женщин, детей, путников и физически немощных выполнение данной молитвы не является необходимым. А богословы-шафииты расценивали ее как "сунна-муаккяда".

По мнению ученых ханафитского мазхаба данная молитва совершается только коллективно. В одиночку, считала данная группа ученых, праздничная молитва не совершается, так как не относится к обязательным фард-молитвам. Однако теологи шафиитского мазхаба допускали восполнение (када’) праздничной молитвы для опоздавшего на нее. Это можно сделать в любое время, но лучше — в этот же день. Они считали, в отличие от богословов-ханафитов, что данная праздничная молитва может быть выполнена и одним человеком.

В случае, если в стране сохранится сложная эпидемиологическая ситуация и будет введен запрет на проведение массовых собраний, то праздничный намаз будет проводиться только в Соборной мечети города с участием минимального количества человек (по ханафитскому мазхабу), а именно: имама, муэдзина и служащего мечети. Всем остальным мусульманам рекомендуется создать праздничную атмосферу в своих домах, в кругу своей семьи, послушать в онлайн-режиме праздничную проповедь имама местной соборной мечети и по завершении хутбы самостоятельно совершить дополнительный намаз (нафиля) в два или четыре ракяата. Упоминание о совершении молитвы в два ракяата есть в трудах ученых шафиитского мазхаба, а в четыре ракяата – в трудах ученых ханафитского мазхаба.

1 См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. В 7 т. Бейрут: аль-Фикр, 1996. Т. 1. С. 408; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 563.

2 Ханафиты говорят о необходимости для данной молитвы кворума подобно тому, как это требуется при пятничной молитве — трое совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мусульман-мужчин. Напомню, что совершеннолетие с точки зрения мусульманских канонов определяется началом периода полового созревания.

3 См.: аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. В 7 т. Т. 1. С. 414.

4 См.: аль-Мавсу‘а аль-фикхия аль-кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Т. 27. С. 244.

5 Основным мнением ученых шафиитского мазхаба является желательность (мустахаб) восполнения пропущенной праздничной молитвы в обычной ее форме, так же, как совершал ее имам со всеми такбирами. См., например: ан-Навави Я. Китаб аль-маджму‘ [Пояснения к книге имама аш-Ширази]. Бейрут: аль-Фикр, [б. г.]. Т. 5. С. 27, 28; Ибн Кудама М. Аль-мугни [Обогащающий]. В 10 т. Каир, 1968. Т. 2. С. 289, 290. Обоснованием этому является лишь действие сподвижника Анаса ибн Малика. Сообщается, что когда он [по уважительной причине] пропускал праздничную молитву с имамом, то совершал ее вместе со своей семьей, как совершал ее имам [в мечети].

6 См.: аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах [Ступени успеха с помощью Открывающего все Господа]. Дамаск: ад-Даккак, 2014. С. 440; аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. В 7 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1986. Т. 1. С. 279. Обоснованием этому являются слова сподвижника Ибн Масʻуда: "Кто пропустит праздничную молитву, тот пусть совершит [дополнительную молитву], состоящую из четырех ракяатов. В первом ракяате [кто может, тот пусть] читает [87-ю] суру [Корана] "аль-А‘ля", во втором ракяате [кто может, тот пусть] читает [91-ю] суру [Корана] "аш-Шамс", в третьем ракяате [кто может, тот пусть] читает [92-ю] суру [Корана] "аль-Лейль", а в четвертом ракяате [кто может, тот пусть] читает [93-ю] суру [Корана] "ад-Духа".