В Татарстане определились с празднованием Ид аль-Адха

В Татарстане определились с празднованием Ид аль-Адха

Муфтият Татарстана определил порядок празднования в текущем году одного из двух главных исламских праздников – Ид аль-Адха (Курбан-байрам). 

В соответствии с решением Совета казыев и совета улемов, день Арафа придется на 8 июля, праздничная молитва состоится на следующий день соответственно. Сельским мечетям рекомендовано проводить праздничный намаз через полчаса с момента восхода солнца, в среднем около 4 часов утра. Обряды жертвоприношения по традиции будут проводиться в специализированных местах. Мясо жертвенных животных, как известно, предназначено прежде всего для нуждающихся. Забой домашнего скота по случаю религиозной даты можно производить на протяжении всех трех праздничных дней, однако строго до захода солнца 11 июля. При этом размер нисаба для жертвоприношения определен в размере 32 тысяч рублей.

ИА IslamNews

Ситуация может повториться

Напомним, что указ о праздновании Ураза-байрама и Курбан-байрама в 2012 году президент РТ Рустам Минниханов подписал 28 июня. Как говорилось в тексте указа, «в соответствии с лунным календарем и сложившимися традициями» 19 августа 2012 года был определен днем проведения праздника Ураза-байрам, а 25 октября 2012 года - днем начала проведения праздника Курбан-байрам.

В то же время в других регионах дату проведения Курбан-байрама называть заранее не стали и определились только накануне праздника. В итоге впервые в истории России получилось, что мусульмане этот праздник будут праздновать дважды. 25 октября Курбан-байрам отметят верующие из Татарстана, Башкортостана, Перми и в общинах, которые управляются Центральным духовным управлением мусульман. Штаб-квартира последнего находится в Уфе, и возглавляет его муфтий Талгат Таджутдин. Вторая половина верующих, включая мусульман Москвы (в последний момент столичный муфтиат, возглавляемый лояльным ЦДУМ Альбиром Кргановым, также определил дату праздника - 26 октября), Северного Кавказа и общин, контролируемых советом муфтиев России Равиля Гайнутдина, отметит праздник в пятницу.

Уточним, что дату начала и окончания месяца поста, а также двух священных праздников - Ураза-байрам и Курбан-байрам - мусульмане определяют по фазам луны. Известно, что сам Курбан-байрам приходится на 10-й день месяца Зуль-Хиджа, а начало месяца определяется по появлению луны. Большая часть арабского востока зафиксировала для себя появление нового месяца 17 октября, в то время как Турецкая Республика, опираясь на наблюдения Анкаринской обсерватории и правила ханафитской богословской школы, которых, кстати, придерживается и большая часть татарских мусульман, называет другую дату – 16 октября.

Отметим, что самым щепетильным моментом для верующих является то, что 25 октября в Мекке будет проходить день стояния на горе Арафат, который считается одним из самых важных моментов хаджа. Считается, что именно этот момент особенно ценен для верующего и является одним из важнейших.

В Татарстане уже заранее объявили о Курбан-байраме не дождавшись наступления месяца Зуль-Хиджжа. Если начало месяца Зуль-Хиджжа не совпадает с Саудией, то жертвоприношение выполненное за день до праздника Курбан-байрам в день Арафат не будет считаться действительным. Такая практика уже была в Татарстане 2012 году. Будьте предельно внимательны!

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» обратились за разъяснением ситуации к представителями крупнейших духовных управлений мусульман:

Так, в ДУМ РТ свою позицию нашему изданию решили изложить через сообщение на официальном сайте. Вот как оно звучит: «На основании научных исследований астрономических обсерваторий мусульманских стран, согласно мусульманско-богословской школы ханафитского мазхаба, которого придерживается ДУМ Татарстана, советом казыев ДУМ РТ были произведены расчеты, по которым первый день месяца Зуль-Хиджа по лунному календарю приходится на 16 октября 2012 года, а первый день Курбан-байрама – 25 октября. Также Курбан-байрам в этот день будет праздноваться в Башкортостане, в большинстве регионов России, Турции и многих мусульманских странах».

Когда можно начать совершать жертвоприношение?

Следует совершать жертвоприношения примерно через час после восхода солнца. Причина этого в том, что время жертвоприношения наступает с момента восхода солнца на высоту копья над горизонтом (время ад-духа), но также к этому следует прибавить период совершения праздничной молитвы и произнесения после неё проповеди (хутба), что как раз примерно и составит один час. См. “аль-Муфассаль фи ахкам аль-Удхия” 153.

Необходимо принимать зрительную фиксацию месяца Зуль-Хидджа именно Саудовской Аравии, поскольку именно эта страна является местом совершения этих обрядов и именно там люди начинают обряды Хаджа, стоят на горе ‘Арафа, совершают молитву аль-‘Ид, жертвоприношения, и прочие обряды. Поэтому всем мусульманам следует ориентироваться в конкретизации дня жертвоприношения именно на Саудовскую Аравию, а не какие-то иные страны, даже если они будут заявлять о том, что Саудовская Аравия ошиблась в определении новолуния месяца Зуль-Хидджа!

Этому следовали все имамы мусульман

Основа этого вопроса заключается в том, что Всевышний Аллах связал положение с новолунием и месяцем. Он сказал: «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: “Они определяют промежутки времени для людей и Хаджа”» (аль-Бакъара 2: 189).

Новолуние (аль-хиляль) – это название того, что становится явным и известным, и если луна появилась на небе, но люди не узнали об этом, то это не будет хилялем. То же самое обстоит и с понятием месяц (аш-шахр), что происходит от слова «аш-шухра» (распространённое, известное). И если наступление месяца не стало известным среди людей, то это не будет наступлением месяца.

Поистине, многие люди впадают в этом вопросе в ошибку по причине своего предположения, что если на небе появилось новолуние, то значит это начало месяца, независимо от того, увидели его люди и стали вести отсчёт или нет. Но дело обстоит не так! Необходимо, чтобы новолуние явилось людям, и они начали отсчёт”. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/202.

Также шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Совершение жертвоприношения на территории Мекки (маша’ир) – это основа, а все остальные города следует в этом за Меккой. По этой причине ‘Ид жертвоприношения является самым великим ‘Идом, а день жертвоприношения – великим днём Хаджа, так как в этот день объединяются ‘Ид, связанный с местом, и ‘Ид, связанный со временем”. См. “Маджму’уль-фатауа” 24/227.

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Что касается видения новолуния месяца Зуль-Хидджа, то поистине, без сомнения, принимается в расчёт наблюдение именно того города, в котором проходят обряды. И если установлено в этом городе появление новолуния, то нет смысла в наблюдениях других стран! И суть в том, что Хадж связан с одним определённым местом, а, следовательно, когда устанавливается фиксация новолуния Зуль-Хидджа в этой местности, то утверждается и постановления, связанные с ним, даже если все остальные страны будут противоречить (в вычислении наступления месяца Зуль-Хидджа)”. Сл. “Фатауа нурун ‘аля ад-дарб” № 11.

Спросили шейха ‘Усмана ас-Салими: «Совершать ли нам праздничное жертвоприношение (аль-Удхия), следуя за Саудовской Аравией, тогда как мы проживаем в Марокко? Несмотря на то, что в этом будет противоречие нашему правителю, опережение его в совершении жертвоприношения и прочие смуты, о которых вам известно».

Шейх ответил: “Является обязательным для всех мусульман, чтобы в празднике жертвоприношения они следовали за двумя Заповедными городами (Меккой и Мединой), так как обряды Хаджа совершаются в этих городах. В расчёт берётся Хадж и день ‘Арафа. Ведь вы соблюдаете пост в день ‘Арафа, когда постится Саудовская Аравия, когда люди, паломники стоят на горе ‘Арафа.

А что касается правителя, то он не должен противоречить всей исламской общине, будь он в Марокко или иной стране. Ясно?

Но если вы опасаетесь смуты, то если вы в состоянии совершить жертвоприношение тайно в день жертвоприношения, то поступайте так, а если не в состоянии, то совершайте жертвоприношение на второй день, и нет на вас упрёка. Дней жертвоприношения – по милости Аллаха – много, это сам день жертвоприношения, а затем одиннадцатое Зуль-Хидджа, двенадцатое, а также, согласно правильному мнению, тринадцатое Зуль-Хидджа, как это говорил аш-Шафи’и и группа учёных. Ясно?

Итак, у вас есть выбор, нет на вас греха, если вы отложите жертвоприношение на следующий день, если опасаетесь смуты. Нет для вас проблем, если вы совершите его со своим городом.

Однако вы должны ощущать, что аль-‘Ид проводится вместе с Саудовской Аравией”. Сл. “Дурус байна аль-магъриб уаль-‘иша” 29.11.1431 г.х.

Шейх Хисамуддин ‘Афана передал, что доктор Мухаммад Сулейман аль-Ашкъар говорил: “Поистине, мусульмане всех уголков земли уже более десяток лет сошлись в единогласном мнении, выражающемся в поступках, в следовании за паломниками касательно установления дня праздника жертвоприношения. И не является дозволенным ни какой-либо местности, ни какой-либо группе людей противоречить этому единогласному мнению!” См. “Фатауа есъалюнак” 10/351.

Следовательно, мусульманам всего мира в конкретизации дня жертвоприношения (яум ан-нахр) следует ориентироваться только на Саудовскую Аравию и совершать жертвоприношения вместе с ними, не обращая внимания на тех, кто решил выделиться и отделиться от общины мусульман!

Ну а если речь идёт об отличии установления дня ‘Арафа и дня Жертвоприношения на основании астрономических вычислений, то тем более нельзя следовать своему городу в этом!

Спросили шейха Ибн База: «В некоторых мусульманских странах для установления времени наступления месяца Рамадан или Шауваль, а также и месяца Зуль-Хидджа, используются астрономические вычисления, а не зрительная фиксация, и объявляет об этом религиозное управление города. Можно ли опираться на астрономические вычисления, и принимаются ли объявления этих религиозных организаций? Или же следует опираться на сообщения по радио тех стран, которые опираются на зрительную фиксацию?»

Шейх Ибн Баз ответил: “Является обязательным для установления наступления месяцев Хаджа или Рамадана опираться на зрительную фиксацию! А что касается астрономических вычислений, то нельзя опираться на них. И мы уже множество раз указывали на это и множество раз писали об этом. 

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, упомянул, что учёные единогласны в том, что на астрономические вычисления не опираются в установлении месяцев, и что опираться необходимо только на зрительную фиксацию, а не на астрономические вычисления и слова астрономов. 

Так сообщил нам наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха), и на этом были праведные саляфы из числа сподвижников, да будет доволен ими Аллах, и последовавшие за ними. И иджма’ на это передал, как мы уже упомянули, Абу-ль-‘Аббас Ибн Таймия Шейхуль-Ислям, как и разъяснили это другие обладатели знания. 

А что касается наличия тех, кто пошёл этому в противоречие из числа поздних поколений, то не обращают на них внимания, даже если они – известные, даже если они – учёные, не обращают внимания на их слова в этом вопросе, так как они пошли в противоречие Сунне!” См. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” 16/78-80.

Аллах 'Алим