Куда потратить харамные деньги?

Начиная с того момента, как Аллах Всевышний низвел Адама (алейхи салям) на землю, Он сотворил для всех живых существ, источники их удела и благ. Важно использовать эти блага без расточительства и делить их по-братски. Если же человек будет действовать исходя из принципа «главное, чтобы я был сыт, а остальные пусть умирают с голоду», то мы придем к тому, свидетелями чего мы являемся сегодня, когда жители западного полушария страдают от ожирения, а например, жители Африки умирают с голода.
Ислам, разъяснил не только то, как нужно поклоняться Аллаху Всевышнему, но и установил определенные рамки использования мирских благ. Прибыль, полученная законным путем, соответствующим установлениям религии, именуется «халялем». Что же касается прибыли, полученной путями, не соответствующими предписаниям религии, то она именуется «харамом».
Религия Ислам приказывает мусульманам заниматься только законными видами деятельности, и зарабатывать средства существования, только чистым и дозволенным путем. Если же не смотря на это повеление, в руки человека попали средства, являющиеся харамом, то, по мнению наших алимов, необходимо как можно скорее избавиться от этих средств. Но если эти средства были получены путем совершения греха или посредством попрания прав других людей, то недостаточно будет просто избавиться от этих средств. Поскольку прибыль, являющаяся харамом, не является собственностью того человека, у которого она находится в руках, то из них невозможно выплачивать садака или закят.
Исходя из хадиса «Аллах – благой, и принимает только благое и чистое», средства, являющиеся харамом, запрещено расходовать на благие цели. Более того, было высказано мнение о том, что тому, кто станет расходовать средства, являющиеся харамом, на благие дела, будет записан грех. Поэтому нельзя загрязнять харамом пожертвования, собираемые на строительство мечетей или на создание благотворительных организаций. Если человек хочет избавиться от средств, являющихся харамом, то необходимо вернуть их тому человеку, которыми они принадлежали, при условии, что их собственник известен. Если же эти запретные средства принадлежали государственной казне, или являлись общественными средствами, то их необходимо вернуть в государственную казну, или потратить на пользу общества. Если же собственники этих средств неизвестны, то в этом случае, поскольку данные средства считаются «хабис» (нечистыми), их тратят на нужды общества. Например, на строительство общественных туалетов или бань. Так же эти средства могут быть потрачены на оплату счетов-фактур мечетей или иных благотворительных учреждений и организаций. Если же подобные пути расходования недоступны, то в этом случае их можно раздать бедным и нуждающимся, но не как садака.
Islam-Today
Можно ли строить мечеть на деньги, полученные запретным способом?
Для приближения ко Всевышнему Аллаху посредством имущества ставится условие, чтобы это имущество было благим и дозволенным с точки зрения Шариата. На этот счет в хадисе, который приводят имамы Муслим и ат-Тирмизи, сказано следующее: «Поистине, Всевышний Аллах — благой и принимает только благое».
В другом хадисе говорится: «Тот, кто собрал запретное имущество и раздал его в виде милостыни, не получит за это награды, но будет ему за это грех».
Данный хадис приводит имам ат-Табарани, да будет милостив к нему Всевышний Аллах, со следующей формулировкой: «Если кто-то приобрел имущество запретным путем, затем отпустил раба (который являлся частью этого запретного имущества) и поддерживал посредством него (имущества) родственные связи, то это ложится грехом на этого человека».
Также имам ат-Табарани передает этот хадис в другой форме: «Если кто-то приобрел имущество незаконным путем, потом поддерживал посредством него родственные связи, или раздал его в виде милостыни, или отдал его на пути Всевышнего Аллаха, то оно (имущество) будет собрано и брошено в Джаханнам (Ад)».
Есть также другая группа хадисов, которые порицают приобретение денег незаконным путем и указывают на то, что трата их на пути Всевышнего Аллаха оборачивается для человека грехом, а не наградой. Нет сомнения в том, что строительство мечетей относится к трате на пути Всевышнего Аллаха. Следовательно, если мечеть была построена на халяльные (дозволенные) деньги, то и ее возведение является халялем, а отдавшему свое имущество на данное благое дело полагается награда. Соответственно, если мечеть была возведена на харамные (запретные) деньги, то ее строительство — харам и его не примет Всевышний Аллах. При этом на человека, построившего мечеть, ложится грех, и нет ему за это никакой награды.
Кроме того, совершение солята (молитвы) в мечети, возведенной на харамные деньги, является макрухом-тахрим, и на молящемся лежит обязанность переделать молитву в любом случае, вне зависимости от того, вышло время молитвы или не вышло, согласно верному мнению в мазхабе имама Абу Ханифы. Такая молитва подобна всякой молитве, хукм которой — макрух-тахрим. Наши факихи, да будет доволен ими Всевышний Аллах, ясно указали в своих книгах на то, что молитва, совершенная на незаконно приобретенной земле, имеет хукм макрух-тахрим. Равным образом, молитва, совершенная в мечети, построенной на незаконные средства, имеет тот же хукм, так как суть одинакова. Нет никакой разницы между такими двумя молитвами, и различия между ними не подкрепляет никакой довод Шариата. Поэтому пусть всякий желающий построить мечеть ищет для этой цели дозволенные средства, отвергая харам. Ведь нет никакого сомнения в том, что Всевышний Аллах не примет от него это дело. Посланник Аллаха сказал: «От всего, что сделал я для вас запретным, удаляйтесь, всё, что повелел делать Вам, совершайте по мере силы».
Кроме того, одно из правил фикха гласит: «Отстранение от вреда должно преобладать над стремлением к получению пользы и блага».
Нет сомнения в том, что свобода от греха — это главный капитал человека. Кроме того, цель не оправдывает средства, если средства не являются законными с точки зрения Шариата.