Кубань без мечетей, а в Крыму их шмонают...

Кубань без мечетей, а в Крыму их шмонают...

На Кубани действует негласный запрет на строительство мечетей

Неоднократные просьбы мусульманской общины решить проблему с нехваткой мечетей в Краснодарском крае остаются без ответа, заявляют верующие. Попытка сдерживать распространение ислама ведет к обострению межконфессиональных отношений, считают опрошенные "Кавказским узлом" эксперты. Власти решают вопрос о выделении в перспективе земельного участка под строительство мечети, отмечает муфтий Адыгеи и Краснодарского края.

Очередным поводом для верующих поднять вопрос об отсутствии мечети в Краснодаре стало закрытие представительства Духовного управления мусульман Адыгеи и Краснодарского края, которое произошло в священный для мусульман месяц Рамадан.

О закрытии представительства читатели сообщили 8 августа посредством sms-сервиса. "За два-три дня до окончания Рамадана в Краснодаре было закрыто представительство ДУМ Адыгеи и Краснодарского края, под предлогом окончания аренды. Люди вынуждены искать место для праздничной молитвы", - говорилось в сообщении.

Карданов: закрытие помещения представительства ДУМ не отразится на настроениях мусульманской общины

Встреча председателя Духовного управления мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края Аскарбия Карданова с руководством города Краснодара по вопросу предоставления ДУМ нежилого помещения для проведения религиозных обрядов состоялась 14 августа. "В ходе встречи достигнута договоренность о предоставлении ДУМ на безвозмездной основе нежилого помещения для проведения религиозных обрядов по ул.Клубная, 14. Помещение больше по площади и сдается на более длительный срок, на безвозмездной основе", - рассказал Аскарбий Карданов корреспонденту "Кавказского узла".

"Никакой дискриминации здесь нет. Никаким образом это не отразится на мусульманской общине, на отправлении культа", - добавил он.

Для вышеуказанных целей в аренде у ДУМ РА и КК находилось нежилое помещение в центре Краснодара. "Однако департамент муниципальной собственности и городских земель администрации Краснодара отказал в продлении очередного срока аренды", - сообщил муфтий.

Как пояснил муфтий, договор аренды на помещение истек в прошлом (2013) году, и закрытие представительства не стало неожиданностью для духовного управления.

Проблемы с выделением помещения не повлияли на проведение Рамадана. "Во время Рамадана нам предоставили специально Дворец искусств полностью, нам предоставили это помещение во время Ураза-Байрам, где мы провели праздничное мероприятие, молитву. Мы провели все хорошо, были представители администрации города, края, наши имамы, около 1,5 тысячи прихожан было, никаких жалоб от верующих нет", - пояснил Аскарбий Карданов.

В настоящее время в Краснодаре нет мечети. Мусульмане города для отправления религиозных обрядов вынуждены выезжать в Адыгейск, поселок Яблоновский и поселок Новая Адыгея Республики Адыгея, где имеются мечети.

"Понимание у руководства края относительно сложностей для отправления религиозного культа в связи с отсутствием религиозной инфраструктуры есть", - сказал Карданов, при этом он не смог назвать примерные сроки начала строительства мечети.

Абази: в своей стране чувствуем себя чужими

Мнение о том, что закрытие представительства ДУМ в преддверии празднования Рамадана было техническим вопросом, не разделяет имам Краснодара Наджмуддин Абази. Он отметил, что представительство было закрыто, когда верующие собрались на молитву.

"Они пришли в гражданской одежде, не представляясь и не предъявив документов, проверили у всех паспорта и предложили покинуть помещение и отдать им ключи. Они ушли, а вечером того же дня, когда люди пришли на ночной таравих-намаз (коллективная молитва, которая проводится каждую ночь в месяц Рамадан. – Прим. "Кавказского узла"), обнаружили дверь закрытой на замок и опечатанной. Они не подождали даже оставшихся двух дней и не дали нам завершить священный месяц Рамадан и провести праздник", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Наджмуддин Абази.

По его оценке, предложенное в качестве альтернативы место не подходит общине, поскольку "оно очень сильно удалено, что затруднит возможность добраться туда".

Он также обратил внимание, что в городе нет мечети.

"Нам предлагают ездить в Адыгею, а почему я, житель края должен ездить в Адыгею? Я здесь прописан, мой отец, дед и все остальные своими руками строили этот город, воевали за него, и теперь мне нет места, чтобы я мог поклоняться у себя дома, в своем городе?" - задается вопросами имам Краснодара.

"Мы живем в своей стране, но чувствуем себя чужими. Все верующие возмущены таким положением дел", - заключил Наджмуддин Абази.

Мысс: власти игнорируют проблемы мусульман

Долгие годы администрация Краснодарского края накапливает проблемы мусульманской общины без намерения их решать, считает имам Тахтамукайского района Адыгеи Асфар Мысс.

"Факт, метод и способ, которым воспользовались власти при закрытии представительства, говорят сами за себя. Таким грубым способом, не представляясь имаму мечети, предложили выйти... На секунду себе представил, как в Адыгее во время Пасхи закрывают какую-то церковь. Это, наверное, фантастика. Здесь никто на это не осмелился бы, даже, если у них нет на это никаких документов", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Асфар Мысс.

Он отметил, что проблема отсутствия мечети ставится перед властями более 20 лет, однако мусульмане не проводят публичных акций протеста. "Столько лет власти могут себе позволить не выделять под мечеть землю. Мы никогда не устраиваем никаких провокаций или митингов, не идем на обострение отношений, не перекрываем трассы, как это бывает в других регионах, здесь это проходит более сдержанно, мы стараемся решать эти вопросы более мирно", - сказал религиозный деятель.

Политику властей в вопросе строительства мечетей Асфар Мысс назвал недальновидной. "Это недальновидная политика - игнорировать мнение огромного количества этнических мусульман… Проблемы надо решать, а не собирать их", - сказал он.

Представители общины понимают, что данный вопрос не зависит от духовного управления, заявил имам. "Прежний муфтий 11 лет пытался встретиться с губернатором края и все безуспешно, были десятки обращений, и ни разу губернатор Краснодарского края не соизволил инициировать такую встречу. Муфтий много раз встречался с президентами страны, а вот с губернатором региона ни разу. Это очень интересная ситуация, когда столько лет губернатор края игнорирует представителя такого огромного числа верующих", - заключил Асфар Мысс.

"Политика властей ведет к обострению межконфессиональных отношений"

"В одном только Краснодаре мусульман до 15% населения, около 150 тысяч человек. Это не говоря о трудовых мигрантах, численность которых достигает до 200 тысяч человек. Помещение, о котором идет речь, использовалось в качестве молельной комнаты, оно было выделено из жилищного фонда города, его площади крайне не хватало. Кроме того оно находилось на первом этаже жилого дома, что не могло не раздражать жителей, тем более в праздничные дни и по пятницам, когда не вмещающиеся в него люди совершали намаз на улице", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" житель Краснодара Тимур.

Верующим приходится ездить в близлежащие адыгские села, отметил мужчина.

"Это не всегда удобно, тем более пятница у многих рабочий день. Благо, такой приток жителей соседнего края не раздражает жителей этих сел, они с пониманием относятся к приезжающим в мечеть. В Краснодаре давно пора построить несколько мечетей и молельных комнат, но от властей на протяжении десятилетий слышны лишь обещания… Это консервация проблемы, очевидно, чтобы таким образом удерживать (сложившийся) межконфессиональный баланс. Но возможно ли это делать за счет ущемления прав одной из конфессий?" - задается вопросом Тимур.

"Власти опасаются распространения ислама и упрочнения позиций мусульман"

Ограничение мусульманской общины в развитии имеет целью лишь сдерживание распространения ислама, считает житель края Руслан.

"За последние годы в крае было немало случаев принятия ислама местными жителями русской национальности, армянами. Это воспринимается властью, представителями казачества, местным православным духовенством, представителями армянской диаспоры крайне враждебно. По этому поводу они проводят всевозможные заседания, выносят этот вопрос даже на обсуждение совета безопасности. Русские мусульмане испытывают колоссальное давление и в семье, и от окружающих. Было множество случаев в крае с фабрикацией уголовных дел, подбросами наркотиков и оружия", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Руслан.

Он считает, что подобная политика грозит взрывом.

"Все это давление на представителей мусульманской общины, ограничение верующих в конституционных правах, внушение людям, что в Краснодарском крае жители делятся на два сорта: на тех, которым можно все и которым нельзя ничего - до добра не доведут", - сказал собеседник.

"А когда люди выйдут на улицы тысячами, как вышли в мае месяце после убийства в одном из кафе жителя Адыгеи, тогда скажут, что это радикалы", - заключил Руслан.

"Здесь у мусульман сложности во всем, нет мечетей, нет кладбищ, девушкам запрещают в вузах ходить в платках, например, в медучилище и медакадемии с этим большие проблемы, вплоть до отчислений", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" уроженец Дагестана Расул.

"В Новой Адыгее дагестанцы построили дом, в одной из частей которого сделали мечеть – власти ее закрыли. Она не входила в состав духовного управления, но и с муфтием была в нормальных отношениях. Построили ее последователиСаида-афанди Чиркейского, потому сказать, что там были представители радикальных течений - тоже нет повода. Причина лишь в нетерпимости к мусульманам, других объяснений у меня нет", - заключил Расул.

Отметим, что многие из мусульман считают, что проблемы в связи с закрытием представительства ДУМ Адыгеи члены общины не испытали.

"Я сам живу в поселке Яблоновский, с Краснодара ездят к нам, да и вокруг в Адыгее много мечетей", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" местный житель Рустам.

"Власть опасается сращивания черкесского вопроса с исламским контекстом"

Преподаватель одного из краевых вузов, шапсуг по национальности, пожелавший не называть своего имени, считает, что ограничение строительства мусульманских храмов связано с опасениями властей сращивания черкесского вопроса с исламским контекстом.

"Довольно остро стоит вопрос о коренных национальностях края. Всем известно, сколько адыги добиваются того, чтобыбыть вписанными в Конституцию края (Устав края. - Прим. Кавказский узел") как коренные народы", - сказал собеседник корреспондента "Кавказского узла".

Он считает, что в крае действует негласный запрет на строительство мечетей. "Ведь если сегодня адыгов признать коренным народом, то завтра аргумента, что мусульмане здесь все приезжие и временные, а посему мечети им не нужны – больше не будет", - сказал преподаватель вуза.

Ярлыкапов: проблемы открытия мечетей не связаны с черкесским вопросом

Политика краевых властей в вопросе развития мусульманской общины региона ослабляет официальные духовные структуры и способствует появлению реакционных настроений, однако эта политика не связана с черкесским вопросом, считает старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАНАхмет Ярлыкапов.

"С черкесским вопросом здесь нет связи, потому что многие черкесские национальные движения очень серьезно дистанцируются от ислама… Все ограничения в Краснодарском крае начались задолго до объявления Сочи столицей Олимпиады и задолго до резкого поднятия актуальности черкесского вопроса", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Ахмет Ярлыкапов.

При этом политика запретов создает подпольные, неконтролируемые общины и способствует радикализации настроений, считает эксперт.

"Логика, наоборот, должна толкать к тому, чтобы существующие де-факто общины регистрировать, и понимать, что в них происходит. Когда власть этого не делает и толкает людей вот в эти подпольные мечети, она как раз не знает, что там происходит и больше потворствует распространению радикальных взглядов, вместо того, чтобы стараться способствовать ограничению радикальности", - сказал Ярлыкапов.

Схожая ситуация, по мнению эксперта, сложилась в Ставропольском крае.

"В Ставрополье традиционно живут мусульмане, ногайцы, туркмены, мы не можем говорить, что Ставрополье это традиционно православный регион, потому что там жили бок о бок те же мусульмане. Кстати, имперские власти это понимали, и император построил собственной волей мечеть в Ставрополе, чтобы мусульмане могли молиться, а сейчас эта мечеть оказалась "яблоком раздора", - сказал исламовед.

Дальнейшее ограничение развития мусульманской общины будет создавать достаточно значительный клубок проблем, отметил Ярлыкапов.

"Во-первых, муфтиятам, которые действительно традиционно лояльны и получают такие болезненные отказы, что будет очень серьезно отражаться на их авторитете среди верующих, во-вторых - это способствует росту радикализма среди мусульман. Не думаю, что это приведет к росту межэтнических конфликтов, но к росту протестных настроений и ко всему тому, от чего местная власть пытается, казалось бы, оградить регион - это приведет. Власть сама же себя толкает к этим проблемам, идет им навстречу", - заключил Ярлыкапов.

Симонов: приезжавшие строить олимпийские объекты собирались на праздники на стройках

В Краснодарском крае помимо местных жителей мусульманского вероисповедания проживает порядка 160 тысяч трудовых мигрантов из стран Средней Азии, около 15 тысяч, т.е. 10% въехавших, легализовались, ссылаясь на данные краевого ФМС сообщил корреспонденту "Кавказского узла" координатор сочинской приемной сети "Миграция и право"Правозащитного центра "Мемориал" Семен Симонов.

При этом, по словам координатора, проблема с религиозной инфраструктурой для мусульман существует и в Сочи. "Несмотря на то, что здесь есть несколько мусульманских общин, и сюда приезжает много мусульман, прошла Олимпиада и, казалось бы, к ней могли что-то построить, но ничего не было создано. Те строители, которые приезжали, в основном были из стран, где религией является ислам. Они на праздники собирались на стройках, где как-то оборудовали территорию", - сказал Симонов.

"Сложно сказать, почему это происходит, ссылаются на отсутствие ресурсов, говорят о загруженности инфраструктуры, что для создания такого центра просто нет места, нет площади, но что касается Краснодара, там есть такие возможности, там достаточно площадей вокруг города, где можно было бы построить", - считает Симонов.

"В крае работают шесть мечетей, и проблем подобного плана нет"

Руководитель управления по взаимодействию с религиозными организациями Краснодарского края Светлана Рубашкинане нашла времени для разговора с корреспондентом "Кавказского узла", предложив через своего секретаря пообщаться с администрацией города.

На уточнение корреспондента о том, что вопрос касается не закрытого представительства, а имеет общий характер и связан с отсутствием религиозной инфраструктуры в крае, секретарь ответила, что "в Краснодарском крае существует шесть мечетей, и проблем подобного плана у них нет".

"Ни о каком препятствовании со стороны администрации края в данном вопросе речи нет", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник пресс-службы администрации Краснодара в ответ на просьбу прокомментировать заявления опрошенных корреспондентом "Кавказского узла" представителей мусульманской общины.

"У нас есть центр национальных культур при главе города, куда входят и общины, исповедующие ислам, и такой проблемы они не озвучивают, во всяком случае, на моей памяти я такого вопроса не слышал", - ответил корреспонденту "Кавказского узла" руководитель пресс-службы горадминистрации Юрий Хаенко.

При этом он отметил, что вопрос отсутствия мечетей в городе находится вне компетенции пресс-службы и рекомендовал направить письменный запрос для получения информации.

Ялтинскую мечеть "трясли" 7 часов

Правоохранительные органы добрались с обыском и до ялтинской мечети "Дерекой". 22 сентября несколько десятков вооруженных людей провели здесь обыск. Об этом "15 минутам" сообщил заместитель председателя Духовного управления мусульман Крыма (ДУМК) Айдер Исмаилов.

По его информации, обыск длился около семи часов. Причем силовики вели себя не совсем корректно. Правоохранители, не предоставившие документы, подтверждающие право на обыск, вошли в здание во время молитвы, не сняв обувь, что у мусульман недопустимо.

"Вооруженные люди, по словам очевидцев, полностью заполнили двор. Вошли в мечеть в обуви. Закон об уважении еще никто не отменял. Тем более к святыням, мусульмане ведь молятся, они лицо прикладывают к полу", - отметил заммуфтия Крыма.

В результате обыска, по словам Исмаилова, были изъяты несколько книг, которые "ранее никто в мечети не видел".

Кроме того, на следующий день после инцидента, 23 сентября, сотрудники ФСБ, по словам Исмаилова, вызвали на допрос учителя из Турции, работающего при мечети.

"По сообщению представителя общины, его продержали там около трех часов. Основания для допроса выяснить не удалось", - сказал Исмаилов.

Напомним, на территории Крыма активно проходят обыски в мечетях, медресе и домах крымских татар. Последний обыск в мечети проводился 17 сентября в Борчокъракъ джамиси в Симферополе.

Ранее сообщалось, что исполняющий обязанности главы Крыма Сергей Аксенов пообещал муфтию разобраться в законности обысков в мечетях и заявил, что власти не позволят силовикам "нарушать уровень корректности и морали" при проведении следственных действий.

Обыски и давление на Меджлис - объявление войны крымским татарам?

Насколько изменилось положение крымских татар с присоединением полуострова к России? Можно ли считать оказываемое давление на крымскотатарских лидеров и силовые действия по отношению к Меджлису объявлением политической войны? Своим мнением по этим и другим вопросам в интервью «Актуальным комментариям» поделился российский историк, телеведущий, член Общественной палаты РФ Николай Сванидзе.

- Где крымским татарам было более комфортно – на Украине или сейчас в России, – лучше спросить у них самих. Но, судя по тому, как развиваются их отношения с нынешней крымской властью (то есть с российской властью, потому что Крым – это на сегодняшний день, по российским законам, субъект Российской Федерации), отношения у них складываются не очень.

Ничего хорошего мы не наблюдаем. С украинской властью у крымских татар (во всяком случае, у их официальных структур) отношения складывались более спокойно, они были рабочими. А сейчас отношения крымских татар с местными российскими структурами, прямо скажем, плохие.

Да, было заявление Путина о том, что крымско-татарский язык будет третьим государственным языком в Крыму, было заявление о реабилитации крымско-татарского народа, который был подвергнут репрессиям при Сталине. И здесь официальная позиция Кремля абсолютно безупречна. Но, тем не менее, значит, где-то, непонятно, на каком уровне, происходит какая-то накладка.

На самом деле, я далёк от мысли, что местные крымские власти, господин Аксёнов действуют с целым крымско-татарским народом на свой страх и риск, не спросив мнения Москвы. Это было бы очень странно. А если они спрашивают мнение Москвы и при этом действуют так, как они действуют, значит, они получают от Москвы добро. Таким образом, мы видим противоречие между официальной линией, которую заявляет президент Путин, и реальной политической линией, которую мы наблюдаем, при которой жёстко поступают с нынешним лидером Меджлиса, проводят в здании их национального парламента обыски, в жёсткой форме выселяют и закрывают их газету.

Это всё можно считать объявлением войны крымским татарам. Нельзя сказать о каждом из них, их там 300 тысяч, но в целом Меджлис – их представительство. Значит, это может быть воспринято как объявление политической войны целому народу.

С чем это связано? Не знаю. По-видимому, с тем, что не нашли общего языка, не знают, как с ними разговаривать, и предпочитают силовое давление переговорам. Ясно, что крымские татары, в общем, без энтузиазма восприняли вхождение в состав России. Многие считают, что им неплохо жилось в составе Украины. А при принятии решения относительно перехода к России с их мнением не очень считались. Их передали под юрисдикцию другого государства, толком не спросив.

Но это целый народ, в конце концов. Даже на уровне человеческих отношений ничего нельзя силком решать, если ты хочешь от человека добиться какого-то позитива, надо уметь договариваться. А на уровне межнациональных и межгосударственных отношений проявление силы тоже, прямо скажем, не лучший способ. А крымские власти, видимо, решили не париться, не заниматься долго уговорами.

А это сразу же вызывает у крымских татар ассоциации с их очень трагическим историческим прошлым, с депортацией. Некоторые из них считают, что государство снова занимается насилием. Ни к чему хорошему это не приведёт. Крымские татары — народ мирный, но, как всякий мирный народ с чувством собственного достоинства, имеющий трагические страницы своей истории, он может быть доведён и до крайности.

Аксенов утверждает, что Меджлис "не был зарегистрирован должным образом", а его авторитет среди крымских татар невелик. Я боюсь, что мнение Аксёнова здесь не самое главное. Аксёнов ведь не представляет крымских татар. Он сейчас глава как раз того субъекта, который оказывает на них давление. Относительно авторитета Меджлиса надо спросить у татар. Я думаю, что, каким бы авторитетом ни пользовался Меджлис, даже если не максимальной поддержкой (хотя у меня нет на этот счёт оснований так полагать), это не повод так с ним обходиться. Подобное обращение с Меджлисом только добавит к нему уважения. Это, в конце концов, официальный орган крымских татар.

Приведу такой пример. Сложно сказать, насколько сильным авторитетом пользуется Государственная дума РФ, но представьте себе, если кто-нибудь захочет проявить к ней такое демонстративное неуважение. Сразу авторитет Думы в народе повысится.

Что касается утверждения о неверной регистрации Меджлиса, то я не силен в таких юридических нюансах. Но знаю точно, что единственно верный шаг таков: если он зарегистрирован неверно, помогите исправить ошибку. Я повторяю ещё раз: это национальный парламент целого крымско-татарского народа. Если он не зарегистрирован, значит, нужно его выселять? Это же не пивной бар, в конце концов, и не табачная лавка.

ansar.ru

"Абсолютно по беспределу": крымских татар в Бахчисарае не предупредили о суде, на котором их лишили здания меджлиса

Выселив меджлис крымских татар в Симферополе, власти полуострова занялись решением "вопроса аренды" здания в Бахчисарае. Согласно постановлению Хозяйственного суда Крыма, региональный меджлис должен быть выселен из первого дома по улице Пушкина в Бахчисарае. Лидеры крымских татар в городе утверждают, что их не пригласили на суд. Эксперты, в свою очередь, не исключают всплеск насилия в Крыму из-за давления на крымско-татарское население.

"Абсолютно по беспределу принимаются решения, о которых мы ничего не знаем. В то же время нам декларируют придерживаться демократии и уважения прав человека", - заявил 25 сентября по поводу решения Хозяйственного суда Крыма председатель Бахчисарайского регионального Меджлиса Ахтем Чийгоз, которого цитирует "Крым.Реалии".

Заседание суда состоялось 23 сентября. Как сообщается на сайте мэрии Бахчисарая, решение о расторжении договора аренды и выселении меджлиса было принято в рамках рассмотрения иска, поданного коммунальным предприятием "РЭП ЖФ БГС" к общественной организации "Совет учителей", которая арендует помещение.

"Предпосылками подачи иска в суд послужило игнорирование общественной организацией договорных обязательств, нарушались существенные условия договора по арендной плате, страхованию арендуемого имущества, а также использование объекта по назначению", - говорится в сообщении.

В мэрии отметили, что занятое Бахчисарайским меджлисом помещение является "памятником местного значения" - старинный особняк почетного жителя города мецената Пачаджи. В мэрии пояснили, что суд первой инстанции удовлетворил исковые требования коммунального предприятия в полном объеме. После вступления решения суда в законную силу, исполнение в принудительном порядке будет осуществляться службой судебных приставов.

По словам Чийгоза, официального решения суда он пока не видел и никаких извещений не получал. Тот факт, что никаких уведомлений не поступало, порталу "Крым.Реалии" подтвердила и председатель общественной организации "Совет учителей" Диляра Сейтвелиева. В ближайшее время Бахчисарайский региональный меджлис планирует собраться для обсуждения решения суда.

Крымские татары в Бахчисарае стали не первыми, кто испытывает давление со стороны властей. Схожая ситуация сложилась в Симферополе. Меджлис административного центра Крыма 16 сентября оцепили вооруженные люди, а в самом здании прошел обыск. Во время оперативных мероприятий были изъяты протоколы некоторых заседаний меджлиса, несколько религиозных книг, компьютерная техника, а также личные вещи народного депутата Украины Мустафы Джемилева.

На следующий день, 17 сентября, в здание меджлиса пришли представители ФСБ и судебные приставы. Они зачитали судебное постановление главе благотворительной организации "Фонд "Крым" Ризе Шевкиеву о выселении. Однако к 24 сентября здание полностью покинули и представители меджлиса.

Члены парламента крымско-татарского народа расценивают происходящее, как "запугивание социально активных людей" и "как элемент психологического воздействия". Заведующий лабораторией сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ Эдуард Понарин не исключает, что давление на крымских татар может привести к всплеску насилия. Вместе с тем, в своей статье на сайте РБК он отмечает, что в настоящее время в Крыму "есть некоторые факторы, которые свидетельствуют в пользу этнического мира".

newsru.com