Кто такой Джамаль Хашогги и почему его убили

Кто такой Джамаль Хашогги и почему его убили

Скандал вокруг исчезновения и убийства саудовского "журналиста" Джамаля Хашогги продолжает раскручиваться – усердными стараниями западного мейнстрима, в первую очередь, The Washington Post, "колумнистом" которого был покойный.

Хашогги, несомненно, кроме прочего, был и журналистом. Но он не был ни либералом, ни прогрессистом – как можно понять просто из-за количества заголовков материалов о нем, заполонивших западную прессу.

Хашогги превратился в любимца западных комментаторов Ближнего Востока. С двумя миллионами подписчиков в твиттере он был самым знаменитым политическим "экспертом" в арабском мире и регулярным гостем на важных телешоу в Британии и Соединенных Штатах.

Судьба Хашогги породила волну глобального возмущения – но по неверным причинам. Нам говорят, что он был либеральным, прогрессивным саудовским голосом, воевавшим за свободу и демократию, мучеником, заплатившим самую высокую цену за то, что говорил правду. Это не просто ложь. Это отвлекает нас от того, что реально происходит в королевстве, от расстановки сил в этот период беспрецедентных изменений. История Хашогги – это также история человека, запутавшимся в саудовской королевской семье, которая оперирует как мафия. Если вы внутри – вы навсегда, если вы вышли – от вас найдут способ избавиться.

Хашогги был другом одного из столпов палестинского, афганского и всемирного джихада, сооснователя аль-Каиды Абдуллы Аззама. Ему и прославлению афганских моджахеддинов был посвящен материал Хашогги, опубликованный в 1988 году в газете New Arab.

The New York Times попыталась откреститься от идентификации Хашогги с классическим диссидентством, выдав следующую формулировку его взглядов- "запутанная смесь службы королю и исламистских симпатий".

Однако New York Times вынуждена признать, что Хашогги в юности вступил в организацию "Братья-Мусульмане" и "оставался консервативным в ее консервативной, исламистской и анти-западной риторике, которую он мог прятать или демонстративно хвастаться – в зависимости от того, с кем ему надо было подружиться".

Предположительно, отношения Хашогги с "Братством" в последнее десятилетие были "смутными", но несколько братьев сообщили, что они "всегда ощущали, что он – с нами". Хуже того, главный жрец нового культа Хашогги, Washington Post сообщает о том, что последние дни своей жизни он провел в компании "близкого друга" Аззама Тамими.

Газета описывает Тамими в качестве "британско-палестинского лектора и ведущего телеканала al-Hiwar". New York Times проявляет несколько большую честность, и сообщает, что два деятеля познакомились в начале 90-х в Лондоне, где они активно раскручивали пропагандистскую кампанию против алжирских военных, не допустивших установления контроля "Братьями" над парламентом страны.

Тамими также – импресарио группы Харакат аль-Мувакамия аль-Исламия, более известной как ХАМАС. Он написал произведение "ХАМАС. История изнутри". Тамими рассказывает о "великих жертвах" ХАМАСа "ради истины" и о том, что "все лидеры ХАМАСа – мои друзья".

Тамими во время "дня аль-Кудс" в Лондоне призывал "стереть Израиль с лица земли", а в интервью BBC выразил свое горячее желание умереть в качестве шахида, взорвавшего израильтян.

Перед полетом из Лондона в Стамбул Хашогги отужинал с Тамими. Он также должен был появиться по возвращении на его шоу на канале al-Hiwar, который занимается исключительно пропагандой идей ХАМАСа.

В Лондоне же Хашогги выступил на конференции, организованной порталом Middle East Monitor- рупором "Братьев-Мусульман" и ХАМАСа. Редактор портала, известный мусульманин Дауд Абдулла рассказывает о том, что Хашогги"всегда подчеркивал непоколебимую поддержку саудовского народа – в отличение от его руководства – палестинскому делу" и "с ностальгией вспоминал 70-е годы, когда король Файзаль стоял в авангарде арабской и исламской поддержки палестинцев".

Приоритизируя палестинский конфликт Хашогги раздувал арабскую обсессию относительно всего, что связано с Еврейским Государством и принижал значение других конфликтов в арабском мире – таких, как война в Сирии. Выступая в Стамбуле, Хашогги обрушился на наследного принца Саудии Мухаммеда бин Салмана: "Он говорит об "умеренном исламе", но у него нет ответа на вопрос, что значит "умеренный ислам".

Хашогги подчеркнул: "Те, кто ввел в оборот термин "умеренный ислам" – современные ученые "Братьев-Мусульман" – такие как шейх Али Тантауи и шейх Юсеф Кардауи. Бин Салман сконфужен истинной мерой модерации. "Братья-Мусульмане" – настоящие умеренные, но он не хочет этого признать".

В своей статье "Палестина – оккупация и сопротивление для начинающих", опубликованной в Al Hayat Хашогги делает следующее предсказание: "Существование Израиля – за пределами контекста истории и логики. Он появился благодаря использованию силы, и он умрет в результате применения силы".

Через неделю после этого Хашогги опубликовал оду ХАМАСу, воздавая ему хвалу за "чудо" создания ракетных систем, отмечая "великолепные боевые качества его людей", и восхищаясь его "гигантской системой тоннелей, тянущихся на километры и километры под Газой, Египтом и Израилем, системой , которую он гениально использует для причинения беспрецедентных потерь врагу".

Хашогги, как и саудовские принцы, поспешил дистанцироваться от бин Ладена сразу после 9/11 Но после этого он стал советником принца Турки аль-Файзаля, посла в Лондоне и в Вашингтоне. Турки возглавлял саудовсккую разведку с 1977 году. Он внезапно покинул этот пост – за 10 дней до 9/11, без всяких внятных объяснений.

В Саудии слишком многие боялись того, что Хашоггги стал американским активом (в этом смысле его титул "комментатора" в Washington Post выглядит, по меньшей мере, подозрительно). В 2005 году по Пентагону ползали слухи о создании "Аравии без Саудов". Этот план включал в себя создание " совета лидирующих саудовских фигур", которые должны были править страной из Мекки – под надзором США. Три саудовских гражданина осуществляли связь между Пентагоном и заинтересованными саудовскими лицами. Одним из них был Хашогги.

Возможно по этой, а возможно и по другим причинам, за несколько недель до исчезновения Мухаамед бин Салман вышел на связь с Хашогги. Он сделал ему традиционное предложение племенного примирения, и выразил готовность сделать его своим советником по возвращении в королевство. Хашогги отказался "по моральным и религиозным основаниям". И это могло оказаться фатальным унижением – не в последнюю очередь и из-за того, что Хашогги только что создал в Штатах новую политическую партию - Демократия для Арабского Мира Сейчас. Цель партии – достижение исламистских целей посредством организации выборов в регионе. Кошмар бин Салмана – появление исламистской оппозиции во главе с Хашогги превращался в реальность.

Любой кто поддерживает "переоценку" "Братьев-Муслуьман" не понимает, или отказывается понимать, с чем имеет дело. Тот факт, что они хотят прийти к власти "демократическим путем" не изменяет их цели – установления исламской теократии, реальности жизни в которой мало чем будут отличаться от сегодняшней Саудовской Аравии. Власть абсолютного большинства над меньшинством не имеет никакого отношения к либеральной демократии. Когда директора зоопарка свергают демократическим путем в учреждении с 60 хищниками и 40 ослами, интересные безобразия начнутся уже при обсуждении меню ближайшего ужина.

Дело Хашогги – вызов западной дипломатии. Он не имеет никакого отношения моральности в политике. Потому что альтернативой исламской диктатур Саудов, готовой сотрудничать с Западом, является исламская диктатура, готовая воевать с Западом любыми средствами. Иногда вещи оказываются еще проще, чем они кажутся на первый взгляд.

postskriptum

P/S: 

Хашогги только что создал в Штатах новую политическую партию -Демократия для Арабского Мира Сейчас*. А вот это и было, вероятно, последней каплей. 

Семейство Хашшогги кстати не арабская, а чистокровно турецкая. И по настоящему его фамилия Кашикчи, что с турецкого означает резчик ложки. Дедушка его был личный врачом короля-основателя Сауда. А на востоке личный врач короля больше чем медик. 

Сохранил верность клану Турки. И однозначно имеет прямую связь с братьям-мусульманам.