Кто такой банкрот Судного Дня?

Кто такой банкрот Судного Дня?

Никто из сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не догадался спросить Его о значении слова "банкрот". Хотя они (да будет доволен ими Всевышний Аллах) всегда стремились спрашивать Пророка о малом и большом в религии. Поэтому, как в Кур'ане, так и в хадисах очень много вопросов и ответов на них. Что же касается банкрота, то здесь, напротив, вопрос задаёт Пророк сподвижникам. Это указывает на важность вопроса и ответа на него. Потому что только правильный ответ сформулирует правильное понятие "банкрот перед Аллахом" и каким образом он предстанет перед Ним в День суда, от которого не убежать, в этот день не спасут человека ни влияние его, ни сила, ни богатство, ни сыновья.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к своим сподвижникам:

- Знаете ли вы кто такой банкрот?

Они ответили:

- Банкрот тот, у кого нет ни денег, ни товара.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

- Воистину, банкрот уммы моей прибудет в День суда с молитвами, постами и закятами. Но откроется то, как одного он оскорбил, другого обвинил, чьё-то имущество присвоил, кровь невинного пролил, кого-то избил. Всем обиженным на него, он будет отдавать свои воздаяния, но, когда они закончатся, а грехи его при этом останутся, будут возложены на него грехи и тех, кого он притеснял в мирской жизни и брошен он будет в Ад.

Имам Ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал: "Неимущего или человека с небольшим достатком люди называют банкротом, но, в действительности, это не так. Потому что ситуация может измениться при его жизни в лучшую сторону или совсем прекратиться с его смертью. Настоящий банкрот — это человек упомянутый в хадисе, ибо он окончательно «погибший», «казнённый смертной казнью». Его воздаяния будут отняты в счёт его «кредиторов», но, когда они закончатся, а грехи его останутся, грехи, притесненных им людей будут возложены на него и брошен он будет в Ад. Это абсолютная потеря, гибель и банкротство". Толкование Ан-навави к "Сахих Муслим", 16/136.

Воистину, враждебность к рабам Божьим, ущемление их прав, поношение и оскорбление или возведение на них напраслины, даже если они не мусульмане, является страшным прегрешением перед Всевышним Аллахом. Ибо это несправедливость, которая наносит душевную рану обиженному и поэтому Всевышний Аллах становится на его сторону, дабы вернуть отнятое обидчиком. Возможно, обидчик в этой жизни и не получит никакого наказания Аллаха, но это всего лишь отсрочка, а не упущение. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Воистину, Аллах, Велик Он и Могуч, откладывает обидчику ...", даёт ему отсрочку. "... а когда схватит его, уже не отпустит", то есть не освободит. Затем Пророк прочёл: "Таково было наказание Господа твоего, когда карал Он селения неправедные. Воистину, наказание Его мучительное, ужасное". Сура "Худ", 102 аят.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Мольба обиженного принимается, даже если он грешник, но грехи его на нём"... ему отвечать за них, но обижать его нельзя, мольба его будет принята. Причина несправедливости - жестокосердие, приносящее зависть, неприязнь и злобу. С такими качествами можно войти в Рай только после очищения огнём Ада.

Если ты кого-то обидел, поторопись избавиться от этого долга, поспеши раскаяться и попросить прощения у обиженного тобой человека. В противном случае, награда твоих молитв, постов, закята и других твоих благодеяний будет отдана обделённому тобой, а грехи его будут возложены на тебя. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Остерегайтесь несправедливости, ибо несправедливость - мрак Дня Судного". Всевышний Аллах изрёк: "В тот день воздастся каждой душе за приобретённое ею и не будет там несправедливости. Воистину, Аллах быстр в расчёте". Сура "Прощающий", 17 аят.

Банкрот - лишённый своих воздаяний и накопивший прегрешения, но не теряющий динары и дирхамы. Так опомнись же о, раб Божий!

Шейх Абдурраззак