Кто такие сподвижники /сахабы/ пророка Мухаммада (мир ему и благословения Аллаха)?

Кто такие сподвижники /сахабы/ пророка Мухаммада (мир ему и благословения Аллаха)?

Сподвижники /сахабы/ наилучшим образом донесли от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ниспосланный Аллахом свет и правильный путь, передав последующим поколениям знания. Им была дана высокая награда за помощь Пророку, мир ему и благословение, и сражение бок о бок с ним на пути Аллаха, а также за огромный вклад в распространение Ислама.

Сподвижником /по-арабски — «сахаби» или «сахиб», во множественном числе — «сахаба»/ — считается тот, кто видел Пророка ﷺ будучи мусульманином, и умер, не отвратившись от веры.

Сподвижничество подразумевает два смысла: общий и особый. Сподвижничество в общем смысле охватывает всех людей, которые видели Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, являясь верующими в него (поэтому в отношении подобных людей используются такие обороты как «сподвижничество в течение года» или «сподвижничество в течение месяца» или «непродолжительное сподвижничество»). Что касается особого сподвижничества, то оно включает только тех сподвижников, кто характеризуется особыми достоинствами, отличающими их от других сподвижников.

Многие ученые указывали на то, что всякий человек, являющийся сподвижником Пророка ﷺ безусловно лучше того, кто таковым не является, потому что посредством сподвижничества эти люди достигли такой степени, какой другие достичь не могут ни посредством знания, ни посредством деяния. Никто не может подняться на тот уровень, на который поднялись они, благодаря тому, что удостоились нахождения возле Пророка ﷺ.

Имам Бадруддин аз-Заракши, да помилует его Аллах, сказал: «Большинство учёных считают, что сподвижник /сахиб/ — это человек, который встречался с нашим господином Мухаммадом ﷺ будучи верующим, и провёл в его обществе какое-то время, пусть и недолгое, и неважно, передавал он от него что-нибудь или нет, потому что на это указывает значение этого слова в арабском языке, хотя в обычаях людей этим словом обозначают человека, который сопровождает кого-то и состоит с ним в дружбе долгое время… Большинство знатоков основ религии придерживаются такого мнения. Что же касается ахлюль-хадис, то они дают сподвижникам более широкое определение, основываясь на высоте положения Пророка ﷺ». См. «аль-Бахр аль-мухит», т. 4, с. 301, 349.

Имам ас-Субки сказал: «Сподвижник — это каждый, кто видел Пророка ﷺ будучи мусульманином. Говорят также, что это человек, который много общался с Пророком ﷺ. Однако правильной является первая версия, учитывая, что быть сподвижником — великая честь, потому что увидеть Пророка ﷺ — великое событие. Даже встреча с праведником производит на человека огромное впечатление. А что можно сказать о встрече с господином праведников? Если мусульманин хотя бы в течение нескольких мгновений видел Пророка ﷺ сердце его настраивается на следование прямым путём, потому что, будучи мусульманином, он уже внутренне готов к принятию прямого пути, а когда он видит этот великий свет, он оставляет след в его сердце и оказывает влияние на органы его тела». См. «аль-Ибтихадж фи шарх аль-минхадж», т. 1, с. 15.

Сподвижники были лучшим поколением среди всего человечества. Будучи Божьими избранниками, они были лучшими среди мусульман после Пророка ﷺ и мы обязаны поддерживать и любить их, быть довольными ими и признавать за ними то высокое место, на которое их поместил Аллах. Любить их является обязанностью каждого мусульманина. Любовь к ним — это религия, вера и близость к Милостивому Аллаху, а ненависть к ним — это неверие и беззаконие. Они были носителями этой религии, и поэтому оскорбление их равносильно оскорблению всей религии. Мы обучились религии у них, поскольку они переняли ее в первозданном виде от посланника Аллаха ﷺ и передали ее нам, честно выполнив эту миссию. Они распространили Ислам во всех уголках света за менее, чем четверть века. Аллах покорил им страны, и в результате их проповедей люди толпами обращались в Его религию.

Общее число сподвижников — сто двадцать четыре тысячи человек. Последним из них умер Абу ат-Туфейль ’Амир ибн Василя аль-Ляйси, да будет доволен им Аллах, как это утверждает имам Муслим, да смилуется над ним Всевышний. Это произошло в сотом (а по другим данным — в сто десятом) году Хиджры.

Всевышний Аллах похвалил сподвижников, остался доволен ими и обещал им наилучшее вознаграждение. Господь сказал:

وَالسَّابِقُونَ الْأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالْأَنصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُم بِإِحْسَانٍ رَّضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ وَأَعَدَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي تَحْتَهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ذَلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ

«Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это — великое преуспеяние» Сура «ат-Тауба», аят 100.

لَّقَدْ رَضِيَ اللَّهُ عَنِ الْمُؤْمِنِينَ إِذْ يُبَايِعُونَكَ تَحْتَ الشَّجَرَةِ فَعَلِمَ مَا فِي قُلُوبِهِمْ فَأَنزَلَ السَّكِينَةَ عَلَيْهِمْ وَأَثَابَهُمْ فَتْحًا قَرِيبًا 

«Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом в Худайбии» Сура «аль-Фатх», аят 18.

لِلْفُقَرَاءِ الْمُهَاجِرِينَ الَّذِينَ أُخْرِجُوا مِن دِيَارِهِمْ وَأَمْوَالِهِمْ يَبْتَغُونَ فَضْلًا مِّنَ اللَّهِ وَرِضْوَانًا وَيَنصُرُونَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ أُولَئِكَ هُمُ الصَّادِقُونَ * وَالَّذِينَ تَبَوَّءُوا الدَّارَ وَالْإِيمَانَ مِن قَبْلِهِمْ يُحِبُّونَ مَنْ هَاجَرَ إِلَيْهِمْ وَلَا يَجِدُونَ فِي صُدُورِهِمْ حَاجَةً مِّمَّا أُوتُوا وَيُؤْثِرُونَ عَلَى أَنفُسِهِمْ وَلَوْ كَانَ بِهِمْ خَصَاصَةٌ وَمَن يُوقَ شُحَّ نَفْسِهِ فَأُولَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ

«А также бедным мухаджирам, которые были изгнаны из своих жилищ и лишены своего имущества. Они стремятся к милости Аллаха и довольству и помогают Аллаху и Его Посланнику. Они являются правдивыми. А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А уберегшиеся от собственной алчности — это преуспевшие. А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты — Сострадательный, Милосердный» Сура «аль-Хашр», аяты 8-10.

Имам Науауи в толковании «Сахиха» Муслима после упоминания этих аятов из суры «Хашр» сказал: «Эти аяты имам Малик привел в качестве аргумента, что поносящим сподвижников, да будет доволен ими Аллах, не полагается доля из трофеев, которые были получены без боя /фай/, ибо Аллах узаконил их только для тех следующих поколений, которые просят прощения за сподвижников».

Ибн Касир, да помилует его Аллах, в тафсире этого аята сказал: «Как искусно имам Малик вывел из этого аята, что рафидиту, поносящему сподвижников, ничего не полагается из фая, потому что он не обладает теми качествами, которые Аллах похвалил следующим образом: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты — Сострадательный, Милосердный».

Эти прекрасные аяты свидетельствуют о превосходстве сподвижников и содержат похвалу в адрес мухаджиров, ансаров, участников битвы при Бадре, участников присяги довольства, состоявшейся под деревом в Худайбии, а также всех тех, кто был удостоен чести быть сподвижником Пророка ﷺ. Описывая тех, кто уверовал после них, Аллах подчеркнул, что они просят прощения для своих предшественников, в том числе для сподвижников, и молят Аллаха не помещать в их сердцах ненависти и зависти к тем, которые уверовали.

Ибн ‘Аллян ад-Димашкы сказал: «Тот, кто стал сподвижником, увидев Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хотя бы раз в жизни, лучше всех тех, кто придёт после него, и с достоинством сподвижничества не сравнится ни одно дело. Они сказали: „Это милость Аллаха, которую Он дарует кому пожелает"». См. Ибн ‘Аллян ад-Димашкы, «Далиль аль-фалихин иля турук рийад ас-салихин», т. 6, с. 358.

Имам аль-Куртуби в своем тафсире писал: «Это свидетельствует о том, что первые представители этой общины лучше тех, которые пришли после них. Таково мнение большинства учёных. Тот, кто стал сподвижником увидев Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хотя бы раз в жизни, лучше всех тех, кто придёт после него, и с достоинством сподвижничества не сравнится ни одно дело». См. аль-Куртуби, «ат-Тафсир», т. 4, с. 171.

Похвала в их адрес содержится и во многих хадисах посланника Аллаха ﷺ. Муслим передал со слов Джабира ибн ’Абдуллаха, что Пророк ﷺ сказал: «Не войдет в Огонь никто из тех, кто присягнул под деревом». Одни хадисы повествуют о превосходстве сподвижников в целом, другие подчеркивают превосходство участников битвы при Бадре, третьи упоминают о превосходстве некоторых из них в отдельности.

Мусульмане обязаны руководствоваться этими текстами и любить всех сподвижников без исключения. Они должны быть довольны ими, говорить о них все самое хорошее, брать с них пример и следовать их путем.

Любовь к сподвижникам — это признак веры

Из Корана и Сунны следует, что поддерживать и любить сподвижников обязательно, и что это свидетельствует об истинности веры. В Коране об этом сказано:

 وَالْمُؤْمِنُونَ وَالْمُؤْمِنَاتُ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاءُ بَعْضٍ

«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу» Сура «ат-Тауба», аят 71.

И если вера сподвижников не вызывает сомнения, более того, если они являются лучшими верующими, что подтверждается свидетельствами Аллаха и Его посланника, то любовь к ним и поддержка их являются признаком веры того, кто питает к ним такие чувства.

К доказательствам из Сунны относится хадис Анаса ибн Малика о том, что Пророк ﷺ сказал: «Любовь к ансарам — это признак веры, а ненависть к ним — это признак лицемерия». Сахих аль-Бухари 17.

Одним из благих плодов любви к ним в этом мире является преуспеяние, успех и победа, поскольку Всевышний сказал:

وَمَن يَتَوَلَّ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَالَّذِينَ آمَنُوا فَإِنَّ حِزْبَ اللَّهِ هُمُ الْغَالِبُونَ

«Если они считают Аллаха, Его Посланника и верующих своими покровителями и помощниками, то ведь поборники Аллаха непременно окажутся победителями» Сура «аль-Маида», аят 56. Ибн Касир писал: «Каждый, кто доволен близостью к Аллаху, Его посланнику и верующим, обретет успех и добьется победы как в этом мире, так и в Последней жизни».

А в будущей жизни тот, кто возлюбил сподвижников, будет собран вместе с ними, что подтверждается словами Пророка ﷺ. В хадисе ’Абдуллаха ибн Мас’уда сообщается, что однажды к посланнику Аллаха ﷺ пришел мужчина и сказал: «О посланник Аллаха, может ли быть, чтобы человек возлюбил народ, но не смог присоединиться к нему». Он сказал: «Человек будет с теми, кого он возлюбил». Сахих Муслим 6168.

Поэтому сподвижники посланника Аллаха ﷺ пытались приблизиться к Аллаху посредством своей любви к Абу Бакру и ’Умару. Они считали это одним из самых прекрасных деяний и возлагали на него большие надежды. Имам аль-Бухари передал хадис Анаса ибн Малика о том, что некий мужчина спросил Пророка ﷺ: «Когда наступит Судный час?». Он ответил: «А что ты приготовил для него?». Мужчина сказал: «Ничего, кроме того, что я люблю Аллаха и Его посланника». Тогда Пророк ﷺ сказал: «Ты будешь с теми, кого ты возлюбил». Анас же сказал: «Мы ничему не радовались так, как словам Пророка ﷺ: „Ты будешь с теми, кого ты возлюбил". Я люблю Пророка ﷺ Абу Бакра и Умара, и надеюсь, что благодаря своей любви к ним я буду вместе с ними, хотя я не совершил того, что совершили они». Сахих аль-Бухари 3688.

Все сподвижники являются справедливыми /добросовестными/

Мусульмане обязаны верить в то, что все сподвижники были справедливыми людьми. Верующие должны быть довольны ими и воздерживаться от обсуждения возникших между ними разногласий, поручая их тайны Всевышнему Аллаху. ’Умар ибн ’Абд аль-’Азиз сказал: «Аллах уберег наши руки от пролития их крови, так убережем же наши языки от покушения на их честь».

Все сподвижники Пророка ﷺ были справедливыми /добросовестными/, как об этом сообщил Аллах и как об этом свидетельствует похвала Аллаха и Его посланника ﷺ в их адрес.

Имам ан-Науауи говорил в своей книге «ат-Такриб», которой дал толкование Суюти в «Тадриб ар-Рауи»: «Абсолютно все сподвижники Пророка ﷺ являются справедливыми, даже те, кого затронула смута, согласно единодушному мнению всех тех учёных, с мнением которых считаются».

Хафиз ибн Хаджар в книге «Исаба» писал: «Учёные ахлюс-Сунны сошлись на мнении, что все сподвижники являются справедливыми. С этим не согласились лишь некоторые малочисленные нововведенцы».

Именно по этой причине неупоминание имени сподвижника не оказывает воздействия на принятие хадиса. То есть, если таби’ин /сподвижник сподвижников/ скажет: «Передаётся от одного из сподвижников…», то это никак не повлияет на достоверность этого хадиса, потому что все сподвижники являются справедливыми.

В книге «Кифая» Хатыб аль-Багдади говорит: «Следовать хадису, в иснаде которого нет обрыва между передатчиками и Пророком ﷺ, является обязательным лишь после того, как будет установлена справедливость всех передатчиков. Для этого следует тщательно изучить положение каждого из этих передатчиков, однако сподвижников данное постановление не касается (что является их исключительной привилегией), т.к. они передают его непосредственно от Пророка ﷺ, и их праведность, избранность и справедливость подтверждена самим Аллахом в Коране».

Затем он, упомянув несколько аятов и хадисов, подтверждающих их превосходство, продолжил: «И даже если допустить, что Аллах и Его посланник не отозвались бы о них так, как было указано выше, то их справедливость, честность и безупречность, а также, что они во веки веков превосходят всех остальных праведников, идущих вслед за ними, без всяких сомнений доказывают их многочисленные деяния: переселение на пути Аллаха /хиджра/, сражение на пути Аллаха /джихад/, самопожертвование, благотворительность, непоколебимая вера и убеждённость».

Пророк ﷺ сам давал тазкию /похвалу, рекомендацию/ некоторым сахабам

Пророк ﷺ часто выделял в чем-то одних сподвижников, и указывал на превосходство одних над другими.

Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Пророк ﷺ говорил: «Обучайтесь Корану у четверых: Ибн Мас’уда, Убайя ибн Ка’ба, Му’аза ибн Джабаля и Салима — вольноотпущенника Абу Хузайфы». аль-Бухари 3758, Муслим 2464.

Со слов Анаса и Ибн ‘Умара, да будет доволен ими Аллах, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Самым милосердным в моей общине по отношению к членам моей общины является Абу Бакр. Самым строгим из них в религии Аллаха является ‘Умар. Самым стеснительным является ‘Усман. Самым лучшим судьей является ‘Али ибн Аби Талиб. Лучше всех вопросы наследства знает Зайд ибн Сабит. Лучшим чтецом книги Аллаха является Убай ибн Ка’б. Лучше всех знает о запретном и дозволенном Му’аз ибн Джабаль. И поистине, у каждой общины есть свой доверенный человек (амин), а доверенным этой общины является Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах». ат-Тирмизи 3790, 3791, Ибн Маджах 154, Ибн Хиббан 2218, Абу Я’ля 5763, аль-Хаким 3/505. Достоверность хадиса подтвердили имамы Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, ад-Дыя аль-Макъдиси, Абу Бакр ибн аль-‘Араби, Ибн аль-Маууакъ, ан-Науауи, аз-Захаби, аль-Альбани . См. «аль-Мухтара» 6/226, «‘Аридатуль-ахуази» 13/201, «Тахзиб аль-асма» 2/99, «ат-Тальхыс» 3/79, «ас-Сияр» 4/474, «Сахих аль-джами’» 868.

Также посланник Аллаха ﷺ говорил: «Я доволен для своей общины тем, чем доволен для нее Ибн Умм ‘Абд (Ибн Мас’уд)». Ахмад в «Фадаиль ас-сахаба» 1536, ат-Табарани в «аль-Кабир» 8372 и «аль-Аусат» 7/70, аль-Баззар 2679, аль-Хаким 3/316. Достоверность хадиса подтвердили имам аш-Шаукани, шейх аль-Альбани. См. «Иршад аль-фухуль» 1/394, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1225.

Строгий запрет на оскорбления, ругань в адрес сподвижников, обсуждения их недостатков и умаление их достоинства

Мы уже отметили, что сподвижники посланника Аллаха ﷺ были избранными представителями мусульманской общины, лучшими после нашего Пророка ﷺ. Они опередили всех остальных в обращении в ислам, стали корифеями прямого пути и светочами во мраке ночи. Они достойно сражались на пути Аллаха и не жалели себя, защищая Ислам, пока Аллах их усилиями не утвердил эту религию на земле. Умаляют же их достоинство, оскорбляют их и плохо высказываются о них только худшие из творений, потому что подобные поступки являются посягательством на религию в целом. Кто считает, что сподвижники были неверующими или отступили от ислама, тот сам является неверующим и вероотступником. И сколько бы ни усердствовали мусульмане, которые уверовали после них, им никогда не удастся достичь их величия.

В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Саида аль-Худри о том, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не браните моих сподвижников, ибо если кто-либо из вас израсходует золото величиной с Ухуд, то это не сравнится с пригоршней того, что израсходовал кто-либо из них, или даже с ее половинкой». Сахих аль-Бухари 3673, Сахих Муслим 2540, 2541. Из этого хадиса следует, что ругать сподвижников посланника Аллаха ﷺ категорически запрещено, и что никому не удастся достичь их высокого положения, какие бы усилия он для этого ни прикладывал.

От Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, передано, что Пророк ﷺ сказал: «Кто станет поносить моих сподвижников, на том проклятие Аллаха, ангелов и всех людей!» См. ас-Суюти, «аль-Джами‘ ас-сагир». Шейх аль-Альбани назвал иснад этого хадиса хорошим в «Сахих аль-джами‘», хадис № 6285.

Передаёт Ибн Батта с достоверным иснадом, как это упоминается в книге Ибн Таймии «Минхадж ас-Сунна», слова Ибн ’Аббаса: «Не ругайте сподвижников Мухаммада ﷺ. Один час, проведённый кем-то из них рядом с Пророком ﷺ, лучше деяний любого из вас, совершённых на протяжении сорока лет». А в версии предания от Вакии’: «…лучше деяний любого из вас, совершённых за всю жизнь».

Ибн Касир сказал: «Ряд ученых считает тех, кто ругает сподвижников, неверными. В частности, передано, что это мнение разделял Малик ибн Анас, да смилуется над ним Аллах. Мухаммад ибн Сирин говорил: «Не думаю, что кто-либо может ненавидеть Абу Бакра и ‘Умара и любить при этом Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». См. Ибн Касир, «Тафсир аль-Куръан аль-’Азым», т. 1, с. 487.

Имам Харб, соратник имама Ахмада, в своей книге «Аль-Масаиль» сказал: «Говоря обо всех сподвижниках, надлежит вспоминать их прекрасные качества и воздерживаться от обсуждения их проступков, связанных с произошедшим между ними. Тот, кто поносит всех сподвижников или кого-либо из них, умаляет их достоинство, порочит их или хулит, есть мерзкий еретик, рафидит, враждебный Исламу. Аллах не примет от него никаких деяний. Напротив, любовь к сподвижникам — сунна, а молитва за них — деяние благочестия. Следование за ними — способ приблизиться к Аллаху и честь. Лучшие представители этой общины после Пророка ﷺ — Абу Бакр, затем ‘Умар, затем ‘Усман, затем ‘Али. Эти четверо являются праведными халифами, которых направлял Аллах. Лучшими людьми после них являются остальные сподвижники Посланника Аллаха ﷺ. Никому не дозволено упоминать что-либо из их недостатков или чернить кого-либо из них. Правитель обязан подвергнуть взысканию и наказанию всякого, кто посмеет совершить подобное, и не имеет права простить его. Правителю надлежит наказать преступника и потребовать у него раскаяния. Если он раскается, то следует принять его покаяние, если же нет, — вновь подвергнуть его наказанию и держать в заточении до тех пор, пока он не умрет или не раскается». Это высказывание приводится у Ибн аль-Каййима в «Хади аль-аруах», с. 294, и Абу Йа‘ля в «Табакат аль-ханабиля», т. 1, с. 24.

Имам Абу Ну‘айм, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Доискиваться до ошибок сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и их промахов и припоминать то, что было совершено ими в минуты гнева и чувственного порыва, может только отвращенный от веры». См. Абу Ну‘айм, «аль-Имама», 344.

Имам ан-Науауи сказал: «Да будет тебе известно, что поношение сподвижников запрещено и является мерзостным грехом. Не имеет значения при этом, участвовал ли тот или иной сподвижник в имевших место размолвках или нет, потому что каждый из тех, кто принял участие в произошедших военных конфликтах, руководствовался своим религиозным заключением, к которому пришел в результате искреннего и усердного поиска /иджтихад/. аль-Кады сказал: «Поношение кого-нибудь из сподвижников относится к величайшим грехам. Такой человек, согласно нашему мазхабу и, по мнению большинства ученых, должен быть подвергнут наказанию, хотя и не убивается. Некоторые же маликиты считают, что он должен быть казнен». См. «Шарх Сахих имама Муслим», т. 5, с. 400.

Шейх ‘Абдур-Раззакъ аль-Бадр, да хранит его Аллах, сказал: «Поистине, поношение сподвижников Пророка ﷺ является поношением самой религии. Как сказали ученые: «Поношение передающего это и есть поношение того, что передается». Если тех, которые довели до нас религию, а это сподвижники, порочат, плохо отзываются об их правдивости и надежности, если тех, которые донесли до нас религию, очерняют, то каково будет положение религии?! Это означает, что опорочили (саму) религию. И поэтому великий имам хафиз ан-Набиль Абу Зур’а ар-Рази, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если вы увидите человека, который умаляет достоинство какого-либо сподвижника Пророка ﷺ, то знайте, что он еретик. Это потому что Посланник ﷺ в наших глазах — истина, и Коран — истина. А Коран и Сунну до нас донесли сподвижники Посланники Аллаха ﷺ. И поэтому они хотят дискредитировать /джарх/ наших свидетелей (т.е сподвижников Пророка ﷺ — прим. пер.), дабы аннулировать Коран и Сунну. А ведь они сами, будучи еретиками, заслуживают дискредитации» См. «аль-Кифайа фи ‘Ильми ар-Риуайа» стр. 49.

Если сподвижники, да будет доволен ими Аллах, не являются правдивыми и надежными, то где тогда религия, посредством которой мы поклоняемся Аллаху? Некоторые группы людей впадают в заблуждение. Порочат всех сподвижников, за исключением небольшого их количества, которых они перечитают по пальцам. Подобным заблудшим говорится: «Если дело обстоит так, то где тогда религия? Как познать религию Аллаха? Каким образом поклоняться Аллаху? Как совершать намаз и земной поклон ради Него? Как воплощать обязанности, которые Он возложил на Своих рабов? Как совершать хадж к дому Его? Как повиноваться Ему? Как удерживаться от запрета Его, если порочить тех, кто донес Его религию, а это сподвижники благородного Пророка ﷺ?!

Поэтому является обязательным помнить, что поношение тех, кто донес религию, а это сподвижники, является порицанием самой религии. Мы должны безупречно помнить, что нашей обязанностью в отношении сподвижников — эта часть из нашей обязанности в нашей религии, поскольку они являются теми, кто донесли религию. И поэтому, если их порочат, то порочат религию» См. «Уаджибуна нахуа ас-Сахаба» стр.13-15.

Одним словом, приверженцы Сунны любят и поддерживают всех сподвижников и относятся к ним так, как они того заслуживают, по совести и справедливости, а не в угоду собственным желаниям и фанатичным убеждениям. А кто поступает иначе, тот преступает границы дозволенного.

Цель упоминания сподвижников и их превосходства над другими, а также обязанности мусульман по отношению к ним с точки зрения ахлюс-Сунна уаль-Джама’а

Появление ереси хариджитов, которые обвинили в неверии Али, Му’авию, ’Амра ибн аль-’Аса и других сподвижников, да будет доволен ими Аллах, из-за вопроса третейского суда;

Возникшая вслед за этим ересь рафидитов, которые проявляли излишество в почитании Али, его семьи и некоторых других домочадцев Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также небольшой группы сподвижников, и при этом отреклись от остальных сподвижников;

Проявление со стороны тех и других, а также прочих насибитских и излишествующих групп непочтительного отношения к сподвижникам, их поношение, оскорбление и порочение их религиозности, сеяние сомнений относительно сохранения ими приверженности той религии, которую оставил им посланник
Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует;

Формирование на этой почве отрицания достоинств сподвижников и утверждения, что они совершили нечто такое, что было несовместимо с этими достоинствами и свело их на нет;

Итог убеждений этих еретических групп, выразившийся в обвинении сподвижников в неверии, сражениях против них, объявлении дозволенным посягательства на их жизнь и имущество — все это привело имамов Ахлюс-Сунна уаль-Джама’а к осознанию необходимости, среди прочих действий, направленных на поддержку религии, осуществлять две следующие меры:

разъяснять превосходство сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, их достоинства, заслуги, положение в религии и занимаемое ими место в общине, а также их непричастность к тому, что приписали им хариджиты, рафидиты и прочие приверженцы ереси и страстей.

разъяснять обязанности мусульман в отношении сподвижников, а также тех разногласий, которые возникли между ними, опровергая домыслы всех приверженцев ереси и страстей по этому поводу.

daura