Кто не такфирит кафира, тот сам кафир

Кто не такфирит кафира, тот сам кафир

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам! А затем:

Шейхуль-Ислам Ибн Теймия аль Ханбали, да помилует его Аллах, писал: «Опровержение в адрес последователей ложных убеждений не будет полным, пока ты не последуешь Сунне со всех сторон. В противном случае, кто соблюдает Сунну с одной стороны и противоречит ей с другой, того стараются превзойти оппоненты с той стороны, в которой он нарушил Сунну, и привести против него в качестве довода те противоречащие Сунне принципы, в которых он поддержал их. Так, я поразмышлял над большей частью доводов сторонников ложных взглядов против тех, кто ближе их к истине, и нашел, что довод лжи может быть сильным из-за оставления ими истины, с которой Аллах отправил Своего Посланника и ниспослал Свою Книгу. Тем самым, то, что они оставили из истины, является самым большим доводом их оппонента». Книга “Дару ат-та‘аруд” (6/210, 211).

Тот кто не делает такфир кяфира он сам кяфир

В последнее время в исламских кругах этот вопрос является часто упоминаемым. Многие этот вопрос понимают не в правильной форме и в конечном итоге из за этого не правильного понимания появились две крайности. Одни это те которые отрицают этот принцип полностью или частично утверждая, что его придумали надждийцы. А другие это те, кто принцип признают, но применяют его без соблюдения каких либо препятствий для такфира установленных в шариате, следствием чего стал тотальный такфир всем не согласным с их мнением.

С дозволения Аллаха мы разъясним положения этого принципа. Этот принцип встречается во многих книгах исламских ученых. Вот известные формы этого принципа:

من لم يكفر المشركين أو شك في كفرهم أو صحح مذهبهم؛ كفر إجماعاً

Тот кто не делает такфир мушрикам или сомневается в их куфре или считает правильным их путь становится кяфиром единогласно.

ومن لم يكفر الكافر فهو مثله

Тот кто не делает такфир кяфиру тот подобен ему.

من لم يحكم على الكافر بالكفر فهو كافر

Тот кто не дает хукм куфра кяфиру есть кяфир.

ومن شك في كفر الكافر فهو كافر

Тот кто сомневается в куфре кяфира тот сам кяфир.

مَنْ لَم يُكفِّر الكافر فهو كافرٌ

Тот кто не делает такфир кяфира он сам кяфир.

Маликитский ученый Къади Ийад Ас-Сабти (476-544 х / 1083-1149 м), по поводу такфира на христиан и иудеев слепо следующих за своими отцами говорит:

وقائلُ هذا كلِّه كافرٌ بالإجماعِ على كُفْرِ مَن لم يُكَفِّرْ أحدًا مِن النصارى واليهود وكلّ مَن فارَق دينَ المسلمين أو وَقَفَ في تكْفيرهم أوشكَّ.

قال القاضي أبو بكرٍ : لأنَّ التوْقيفَ والإجماعَ على كفرهم, فمن وقف في ذلك فقد كذَّب النصَّ والتوقيفَ، أو شكَّ فيه . والتكذيبُ أو الشكُّ فيه لا يَقِعُ إلا مِن كافرٍ

«…Тот, кто говорит все это (не считают кяфирами кяфиров) есть кяфир по единогласному мнению (иджмаъ). И основа этого такфира, то есть, то на чем мы основываемся следующее: «Тот, кто не делает такфир кого либо из христиан, иудеев и тех которые отреклись от Ислама, или сделали вакф (остановился, не дал хукм) или засомневался в их такфире то он кяфир.

Къади Абу Бакр (аль-Бакиллани) сказал: «Иджмаъ и насс показывают на их (христиан, иудеев и тех, кто отрекся от Ислама) куфры. Кто делает вакф (остановку, не дает хукм) в этом вопросе то он этим самым делает опровержение нассам (тавкифу) или сомневается в них. Опровержение нассам или сомнения в нассе в этом, сделает только кяфир». Источник: Кади Ийад: Аш-Шифа: 2-275.

Как писали ранее братья о принципе - "Тот кто не делает такфир кяфира он сам кяфир" - есть некотрые люди которые впали в крайность тотального такфира и выносят такфиры мусульманам не соблюдая ни каких правил и препятствий и в связи с этим мы посчитали полезным ознакомить читателей форума с разъяснениями этого принципа написанного Насиром бин Хамад Аль Фахд.

О Принципе: Тот, кто ни делает такфир неверующего - неверующий

Поистине принцип, 'Тот кто ни делает такфир неверующего, является тогда неверующим', является известным принципом, и - третья нуллификация из нуллификаций Ислам, как упомянул Шейх Мухаммадом ибн 'Абдул-Ваххабом, рахимахуллаху та'ала, когда он сказал, "Третье: Тот, кто не делает такфир многобожников, сомневается относительно их неверия, или считал правильными их убеждения, не уверовал".

Но этот принцип не является абсолютным, как здесь, и в этом вопросе есть разъяснения, которое если, кто то игнорирует, попадает в большую ложь, делая такфир мусульман или, не делая такфир первоначальных неверующих (например: евреи, христиане, атеисты, и т.д.) Объяснение этого принципа следующие:

Знай, во-первых, что основа этого принципа не связано с обстоятельствами включающими действие или высказывание неверия, скорее это связано с отвержением сообщений (ахбаров) (то есть аятов, хадисов, и т.д) и считанием ложным, тот, кто оставляет неверующего, не делая такфир ему, это с его стороны опровержение ахбаров (сообщений), которые дошли до нас по поводу его (иудеев и христиан) такфира, и нужно чтоб ахбар сообщение относительно такфира ему было достоверным и согласованным всеми. Необходимо, чтоб тот, кто отказывается от такфира был опровергающим эти сообщения. Так как макафираат (те вещи, которые делают человека неверующим), - не единичны, и попадание в них также не находится на одном уровне; для объяснения этого вопроса, необходимо различать эти вещи. И это делиться на две части:

Первая Категория: Асли (первоначальный) неверующий:

Подобно еврею, христианину, маджуси (огнепоклоннику) и другим помимо них. Тот, кто не делает такфир их, сомневается относительно их неверия, или считает их убеждения правильными, тогда он - неверующий в соответствии с единогласием, как было упомянуто более чем одним из людей знания. Поскольку в этом (действии) – отклонение нассов/шариатских текстов, которые упоминают ложность всех убеждений кроме мусульманских, и хабаров о неверии того, кто не находится на религии Ислам.

Вторая Категория: Вероотступник из Ислама:

Это делится на два пункта:

I) Тот, кто объявляет о своем неверии или о переходе из Ислама в другую религию подобно иудаизму, христианству, атеизму, тогда постановление на него является подобным постановлению на кяфира асли.

II) Тот, кто совершает одно из нуллификаций Ислама, но все еще заявляет, что находится в Исламе, и что он - не стал неверующим, совершая эту нуллификацию. И это делится на две категории:

Тот, кто делает явную нуллификацию Ислама, о которой есть единогласие (что это является нуллификацией) подобно оскорблению Аллаха, Могущественного и Величественного, например, тогда он - неверующий в соответствии с единогласием; тот кто не делает такфир ему – он в одном из двух положений:

а) Тот, кто подтверждает, что оскорбление (Аллаха) – это неверие, что это действие - неверие, но он воздерживается от такфира определенного человека из-за недостатка знания или сомнения, и тому подобные причины, тогда этот человек ошибающийся, и это утверждение его – батиль, однако ему не делается такфир, потому что он не отклонил, ни отрицал никакие сообщения, так как он подтверждал те вещи которые пришли в сообщениях и единогласие, что тот, кто оскорбляет (Аллаха) - неверующий.

б) Тот, кто отрицает, что оскорбление Аллаха - неверие изначально, ему делается такфир после объяснения, потому что, он отклоняет сообщения и единогласие. Подобные им - те, кто поклоняются могилам и приписывают себя Исламу. Таким образом, тот, кто отрицает, что действие этого человека - неверие, становится - неверующим, потому что он отклонил явные тексты и единогласие, но тот, кто подтверждает, что это действие - неверие (то есть поклонение могилам), но не делает такфир человека из-за сомнения, что он видит (то есть не из за сомнения в куфре), тогда он не становится неверующим.

Тот, кто делает нуллификацию Ислама о котором есть разногласия во мнениях, подобно оставлению молитвы, даже если он неправ - то нельзя ему делать такфир, ни называть его нововведенцем или фасиком.

Нет сомнений в том, что иудеи и христиане кяфиры. Сомневаться в ихнем куфре это отрицание Книги Аллаха, то есть явный куфр. Однако, если это отрицание исходит от какого либо невежественного человека, делается ли такфир исходя из его слов? Или надо объяснить ему суть вопроса?

Примерно такой вопрос был задан известному ученику Имама Абу Ханифы и учителю Имама Аш Шафии имаму Мухаммаду бин Аль Хасан Аш Шайбани. Как мы знаем этот вопрос связан с вопросом - «сказавший слова куфра, однако незнающий, что это является куфром, в куфр не входит» - разногласия в котором известны.

Передает этот вопрос Шихабуддин Аль Хамави в книге аллямы Абу Абдиллах Аль Джурджани «Хизанатуль Акмаль»:

وفي خِزانةِ الأكْملِ رُوي أن امرأةً في زمَنِ محمدِ بنِ الحسنِ قيل لها : إنَّ اللهَ يعذِّب اليهودَ والنصارى يومَ القيامةِ قالتْ : لا يفعَل اللهُ بهم ذلك , فإنهم عبادُه , فسُئل محمدُ بنُ الحسنِ عن ذلك فقال : ما كفَرتْ فإنها جاهلةٌ ، فعلِّموها حتى علِمتْ

«Говорится в книге «Хизанатуль Акмаль»: Передается, что во времена Мухаммада бин Аль Хасана сказали одной женщине: «В Судный День Аллах накажет иудеев и христиан». Ответила женщина: «Нет, Аллах не сделает этого с ними, ведь они Его рабы».

По поводу этого вопроса спросили Мухаммада бин Аль Хасана и он ответил: "Она не стала неверной, потому что она джахилька/невежественная. Обучайте ее, пока она не поймет этого"». Шихабуддин Аль Хамави: Шарху Китабиль Ашбах ван Назаир: 3/304/ Бейрут: 1405/1985.

Шейхуль Ислам ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м) сказал:

لم يكفر من دان بغير الإسلام كالنصارى ، أو شك في تكفيرهم ، أو صحح مذهبهم ، فهو كافر

«Кто не считает неверующими христиан и приверженцев других религий [помимо Ислама] или же сомневается в их неверии, или подтверждает их путь - такой является неверующим сам!». [Ан-Навави, «Равзат ат-Талибин»; Китаб ар-Ридда].

Хафиз Абуль-Аббас ибн Таймийя аль-Ханбали (661-728 гг. по хиджре) сказал:

قول القائل: المعبود واحد وإن كانت الطرق مختلفة، ونحو ذلك من الأقوال والأفعال التي تتضمن: إما كون الشريعة النصرانية واليهودية، المبدلتين المنسوختين، موصلة إلى الله؛ وإما استحسان بعض ما فيها، مما يخالف دين الله، أو التدين بذلك، أو غير ذلك، مما هو كفر بالله وبرسوله، وبالقرآن وبالإسلام، بلا خلاف بين الأمة الوسط في ذلك

«Если скажет говорящий: «Бог один, даже если дороги к нему разные», или же если он скажет или совершит хотя бы что-то из приведённого далее: признает отменённые и заменённые религии иудеев и христиан приближающими к Аллаху, будет убеждён в правильности хотя бы каких-то их убеждений, противоречащих религии Аллаха, будет верить в это или в подобное этому – всё это является неверием в Аллаха, Его Посланника и религию Ислам, и в этом нет разногласий в Исламской Умме». [«Иктида сыраталь мустаким», 1/540].

Шейх Саид Фуда сказал в примечании к «Шарх Сугра Сугра» имама ас-Сануси:

فلا يجوز الشك في كفر اليهود والنصارى، بل في كفر كل من خالف الإسلام فلم يؤمن به من غيرهم كالهندوس والذين لم يتخذوا لهم دينا كالشيوعين والعلمانيين المنكرين للأديان، فكل هؤلاء كفار.

«Нельзя сомневаться в неверии иудеев и христиан, более того, в неверии всех, кто противоречит Исламу и не принимает его, подобно индусам и тем, кто не приемлет религию в целом, подобно отрицающим религии, коммунистам и секуляристам, все они являются неверными (куффар)».

В связи с последними событиями, происходящими в России и удивительными словами, некоторых религиозных деятелей, относительно асли кяфиров и явных муртадов, которыми сеют сомнения в их неверии или пытаются оправдать их безосновательными доводами, хотелось бы напомнить мусульманам о важности такфира на неверных, в неверии которых нет сомнения.

В общем-то, вся эта тема и посвящена важному принципу в Исламе – «тот, кто не делает такфир кяфира он сам кяфир», но, не смотря на все эти процитированные слова ученых, порою наблюдая за положением мусульман, создается такое впечатление, что предостерегая от необоснованного такфира, некоторые из них настолько увлеклись этим, что дошли до того, что начинают оправдывать явных неверных или же тех муртадов, которые не скрывают своего очевидного неверия. Но надо понимать, что вынесение такфира неверным такое же обязательное предписание Ислама, как пятикратный намаз и другие фарзы. А в случае, когда куфр очевиден, как куфр иудеев и христиан, то такфир обязан выносить даже амми, чтобы самому не впасть в куфр отвергая ясные аята книги Аллаха. И в связи с этим продолжим иншааЛлах выставлять мнения авторитетных ученых этой Уммы. И следующие слова от имама мусульман, Имама Абу Ханифы, рахимахуЛлах.

Говорит Имам Абу Ханифа (80-150 х/699-767 м) в книге «Аль Фикхуль Абсат», в которой разбираются вопросы вероубеждений мусульман:

قلت إِن قَالَ قَائِل لَا اعرف الْكَافِر كَافِرًا

قَالَ هُوَ مثله قلت فَإِن

قَالَ لَا أَدْرِي ايْنَ مصير الْكَافِر قَالَ هُوَ جَاحد لكتاب الله تَعَالَى وَهُوَ كَافِر

«(Абу Мутиъ спросил Абу Ханифу): "Если кто-то скажет: "Я не признаю кяфира, за кяфира".

Он (Абу Ханифа) ответил: "Он стал кяфиром, как и тот кяфир".

(Абу Мутиъ спросил): "Если он скажет, я не знаю, куда попадет кяфир (после смерти)".

Он (Абу Ханифа) ответил: "Он отвергнет этим книгу Аллаха Всевышнего и станет кяфиром"».

Источник: Абу Ханифа: Аль Фикхуль Абсат: 45


Тахкик Кавсари: 1368.