Кто должен призывать?

Кто должен призывать?

Призывать к Исламу обязаны все мусульмане, мужчины и женщины, или только ученые и ищущие знаний?

Хвала Аллаху Господу миров.

Если человек знает то, к чему призывает, то не имеет значения ученый он, или студент, или просто мусульманин. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: Передайте от меня хотя бы один аят. 

Поэтому, призывающий к вере должен знать то, к чему призывает, иначе он будет руководствоваться чувствами, что не является дозволенным. 

Мы можем увидеть иногда братьев призывающих к Исламу, но не владеющих необходимыми знаниями, руководствуясь чувствами, запрещают то, что не запретил Аллах и обязывают тем, чем Он не обязал. И это очень опасно, ведь запрет того что дозволил Аллах равноценен дозволению того, что Он запретил. Ведь, к примеру, если они запретят кому- либо что-то, другие могут возразить им в их запрете. 

Всевышний Аллах сказал: "Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это – дозволено, а то – запретно, и не возводите навет на Аллаха. Воистину, не преуспеют те, которые возводят навет на Аллаха." (16:116).

Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, о том, что пророк ﷺ сказал: «Передавайте [людям то, что вы услышите] от меня, даже если [дело будет касаться всего лишь одного] аята, и передавайте то, что говорили израильтяне, [ибо] нет в этом греха, а тот, кто намеренно возведёт на меня ложь, пусть [приготовится] занять своё место в Огне». — Этот хадис передал аль-Бухари 3461.

Комментируя этот хадис, хафиз Ибн Хаджар писал: «Поначалу пророк ﷺ запретил учиться у сынов Исраила и читать их книги, а потом снял некоторые ограничения. Очевидно, этот запрет действовал до того, как утвердились исламские законы и религиозные принципы, поскольку существовала опасность смуты. 

Когда же подобные опасения исчезли, было разрешено поступать так, поскольку рассказы о том, что происходило в их времена, содержат полезные уроки». Имам Малик считал, что разрешается пересказывать только хорошие из их преданий, но не заведомо лживые рассказы. 

Аш-Шафи’и сказал: «Известно, что пророк ﷺ не разрешал рассказывать лживые истории, поэтому его слова означают: рассказывайте от имени сынов Исраила предания, лживость которых вам не известна, и на вас нет греха, если вы рассказываете то, что считаете возможным».

Существует мнение, что пересказывать можно только те предания, которые соответствуют кораническим текстам и достоверным хадисам. Но среди преданий сынов Исраила есть много удивительных рассказов, которые вполне возможны, хотя и не находят подтверждения в Коране и Сунне. Согласно наиболее предпочтительному мнению, пересказывать их разрешается. 

Имам Ахмад в «Зухде», Ибн Абу Шейба в «Мусаннафе», аль-Баззар в «Муснаде» передали со слов Джабира ибн ‘Абдуллаха, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Рассказывайте от имени сынов Исраила, и в этом нет греха, потому что с ними случались удивительные истории». Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. 

В другом хадисе, переданном Ахмадом, говорится: «Если сыны Исраила рассказывают вам что-либо, то не подтверждайте и не отрицайте это».

Это значит, что мусульмане не должны верить этим историям. Они могут лишь пересказывать их для того, чтобы извлечь полезные уроки для себя.

«Фатхуль-Бари» 6/609; «ас-Сильсиля аль-ахадис ас-Сахиха» 6/1028. См. «Мир благочестивых ангелов». пер. Э. Кулиев

عن عبد الله بن عمرو بن العاص -رضي الله عنهما-: أن النبي -صلى الله عليه وسلم- قال: «بلغوا عني ولو آية، وحدثوا عن بني إسرائيل ولا حرج، ومن كذب علي متعمدا فَلْيَتَبَوَّأْ مقعده من النار»
[صحيح.] - [رواه البخاري.]

‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Передавайте от меня, пусть даже один аят, и передавайте от бану Исраиль — в этом нет ничего греховного. А тот, кто возводит на меня ложь, пусть приготовится занять своё место в Огне». [Достоверный] - [Передал аль-Бухари].

Разъяснение

Смысл хадиса таков. Передавайте людям знание, полученное от меня, будь то Коран или Сунна, даже если передаваемое вами невелико по объёму — как, например, аят Корана. Но необходимым условием этого является знание и понимание человеком того, что он передаёт. Людям велено доносить до остальных знание подобным образом лишь тогда, когда это является их обязанностью. Если же это не является для них обязанностью, как в том случае, когда в этой местности есть призывающие к Аллаху, которые обучают людей и занимаются их религиозным просвещением, то в этом случае человек не обязан доносить своё знание до других, однако ему желательно делать это. И нет ничего греховного в том, чтобы передавать от бану Исраиль рассказы о событиях, которые действительно происходили с ними. 

Пример: нисхождение с небес огня, пожирающего принесённое в жертву; история веления убить самих себя в знак раскаяния после поклонения тельцу; подробности историй, упомянутых в Коране и содержащих в себе уроки и назидание. А кто возводит на Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ложь, пусть готовится занять своё место в Огне, потому что возведение лжи на Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) несравнимо с возведением лжи на других людей. Возведение лжи на Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) — это возведение лжи на Всемогущего и Великого Аллаха и на Его Шариат, потому что передаваемое Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) откровение относится к Шариату Всевышнего Аллаха. Поэтому и наказание за это действие будет столь суровым.