Критерии Хаджа мабрур - принятого хаджа

Критерии Хаджа мабрур - принятого хаджа

Когда хадж заканчивается, паломник возвращается домой духовно обновленным, грехи его прощены, и он готов начать жизнь заново, с чистого листа.

Часто семья и друзья готовят праздник, чтобы приветствовать паломника дома и поздравить его с благополучным завершением путешествия. 

Как же повезло тем, кто имеет счастье относить к себе слова Пророка (мир ему и благословение): «Тот, кто совершил хадж, и не сквернословил, и не распутствовал — тот очищается от грехов своих словно в день, когда был рожден своей матерью» (Бухари, Муслим)!

Кроме того, он сказал: «За благочестивый хадж (хадж мабрур) нет иной награды, кроме Джанны» (Бухари, Муслим).

Предполагается, что все паломники были искренни в своих намерениях, и преодолели тысячи километров только ради того, чтобы снискать довольство Аллаха, выполнив возложенную на них обязанность.

Да примет Всемогущий Аллах хадж всех паломников и дарует им возможность посетить две Священные мечети снова!

Однако паломникам следует обратить внимание на определенные моменты, которые необходимо учесть, так как они имеют огромное значение, но многие не замечают их, потому что не знают об их важности.

Во-первых. Прежде всего, даже после хаджа должна оставаться искренность намерений. Не нужно никакой помпы, никакого шоу. Не следует стремиться к тому, чтобы получить звание хаджи.

Многие люди привыкают часто вспоминать о своем путешествии, чтобы об их хадже узнало как можно больше людей. Они рассказывают о том, что им пришлось претерпеть на пути к Аллаху, как они раздавали милостыню бедным, как прилежно выполняли все действия хаджа, помогая старым и немощным, и т.п. И все это для того, чтобы прославиться. Это происходит по наущению шайтана, который уничтожает богобоязненность в человеке, а тот даже не догадывается.

Поэтому паломнику не следует рассказывать о хадже без необходимости, потому что это может привести к «рийа» - показухе, неискренности. Однако если действительно есть необходимость поведать о своем хадже, паломник волен сделать это. Но при этом он не должен вступать в подобные разговоры без нужды.

Во-вторых. По опыту многих людей известно, что по возвращении паломники часто склонны говорить только о тяготах, которые им пришлось пережить во время хаджа. От этого тоже нужно воздерживаться. Напротив, следует рассказывать о величии святынь, духовной пользе, наслаждении от выполнения ритуалов, тавафе, посещении Мечети Пророка, молитве в Запретной мечети и т.д.

Если задуматься о своем путешествии, нетрудно понять, что положительные стороны намного перевешивают отрицательные, и ничто в мире не может сравниться даже с секундой, проведенной в этих священных местах.

Хадж – это долгое путешествие. Чаще всего приходится лететь самолетом, проходить пограничный и таможенный контроль, сталкиваться с людьми, которые говорят на других языках. В этих обстоятельствах трудности естественны. А ведь даже поездки по родной стране часто сопряжены с дискомфортом и проблемами. Например, ничего не стоит на несколько часов застрять в пробке по дороге с работы.

Подумайте, ведь 3-4 миллиона паломников совершают ритуалы хаджа одновременно в одном месте, при том это люди из разных стран, разных происхождений, многие из них никогда раньше не видели того, что доступно им в Мекке. Мы считаем, что все эти затруднения не имеют значения.

Более того, паломники получают от Всемогущего Аллаха щедрое вознаграждение за любое лишение и трудность, постигшие их в этом путешествии – чего не бывает, когда мы сталкиваемся с проблемами в другого рода поездках.

Те, кто ведут подобные разговоры, приводят в замешательство людей, которые еще не имели возможности совершить хадж. Эти незадачливые паломники относятся к тем, о ком говорит сура «Хадж»: «… кто помешает (людям) на пути к Аллаху и священной мечети». Им следует остерегаться подобных вещей, потому что из-за их разговоров кто-то может отказаться от хаджа, и они будут в этом виноваты.

В-третьих. Критерием «хаджа мабрур», то есть «принятого хаджа» является тот факт, что по возвращении жизнь паломника должна измениться к лучшему. Он полностью и со всей ответственностью выполняет заповеди Всемогущего Аллаха. Его любовь и стремление к вечной жизни увеличиваются, а привязанность к миру уменьшается.

Таким образом, важно, чтобы паломник внимательно наблюдал за собой и делал все возможное, чтобы развивать в себе положительные стороны и всячески воздерживаться от греховного. Он должен приложить все усилия, чтобы выполнить обязанности, возложенные на него Аллахом, и избежать того, что Аллах ему запретил.

Признаки принятого Хаджа

Самым лучшим хаджем, совершив который паломник получает все достоинства хаджа, является безупречный хадж (хадж мабрур).

Хадж мабрур — это хадж, соответствующий 5 перечисленным условиям:

1. Искреннее совершение только ради Аллаха

2. Следование посланнику Аллаха ﷺ. Необходимо совершение хаджа таким образом, как научил нас посланник Аллаха ﷺ, в соответствии с хадисом: «Берите от меня ваши обряды Хаджа, ибо я не знаю, быть может, я не совершу больше Хаджа после этого» (Муслим 1297, ан-Насаи 3062).

3. Отстранение от махзуратов (запретов) ихрама. Паломник должен сторониться и не совершать преднамеренно махзураты (запреты) ихрама, самым великим из которых является супружеская близость с женой в состоянии ихрама.

4. Не совершать нечестие. Паломник должен сторониться совершения больших грехов и не проявлять упорство в совершении малых грехов. Также паломник должен покаяться в совершенных ранее больших и малых грехах и отправляться в хадж, желая очиститься от прошлых грехов и больше не возвращаться к ним.

5. Доброе отношение к окружающим. Выполнив все перечисленные условия, хадж человека будет безупречным (мабрур) и ему простятся все большие и малые грехи, ин шаа Аллах!

Признаки принятого Хаджа

Признаком принятого хаджа является то, что после совершения хаджа паломник меняется в лучшую сторону, если до совершения хаджа он совершал определенные грехи, покаявшись во время хаджа искренним покаянием, после хаджа он оставляет эти грехи и больше проявляет старание в отдалении от грехов и больше опасается их. Также паломник после совершённого хаджа меняется в лучшую сторону в совершении благих дел, например:

— Если до совершения хаджа он не совершал коллективные намазы в мечети, то после хаджа он старается приходить на все коллективные намазы в мечеть.

— Если до хаджа он редко соблюдал добровольный пост, то после хаджа он начинает поститься чаще.

Если паломник увидел в себе перечисленные признаки, то это радостная весть о принятом хадже.

Почему так происходит? 

Так происходит потому, что если хадж был принят, то в сердце человека увеличиваются иман (вера) и таква (богобоязненность — защита от наказания Аллаха, совершая его приказы и оставляя его запреты). Невозможно чтобы хадж человека был принят, а его иман и таква остались так же как и были и тем более невозможно чтобы иман и таква уменьшились. Поэтому у человека, чей хадж был принят, увеличиваются иман и таква, которые побуждают его к совершению благих дел.

Если же человек до хаджа был в плохом состоянии и после хаджа остался таким же, то это уже является признаком того, что его хадж не был безупречным!