Краткое напоминание о закяте аль-Фитр и основных положениях, связанных с ним...

Краткое напоминание о закяте аль-Фитр и основных положениях, связанных с ним...

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад — раб Аллаха и Посланник Его. А затем:

Уаки’ ибн аль-Джаррах говорил: “Закят аль-Фитр в месяце Рамадан можно сравнить с двумя земными поклонами в конце молитвы, совершаемые за допущенную ошибку (саджда саху). Закят аль-Фитр искупляет упущения поста так же, как саджда саху искупляет недостатки в молитве”. аль-Хатыб в “Тариху Багъдад” (11/576).

Абу-ль-‘Алия говорил: “Жители Медины считали, что нет такой садакъи, которая была бы лучше, чем закят аль-Фитр и обязательный закят с имущества”. Ибн Занджауейх в “аль-Амуаль” (2368).

Закят аль-Фитр, без разногласий среди учёных, является обязательным для каждого мусульманина, имеющего возможность его выплатить.

Хозяин семьи выплачивает закят аль-Фитр за членов своей семьи, которых он обязан содержать, будь это стар или млад.

Платить за младенца, находящегося в чреве матери, является похвальным деянием, но не обязательным.

Закят аль-Фитр должен выплачиваться именно нуждающимся, а не восьми категориям лиц, которым полагается обычный закят с имущества.

Закят аль-Фитр лучше выплачивать нуждающимся своей местности, поскольку они имеют больше прав на него, чем другие. А оправлять аль-Фитр в другой город следует только при необходимости или превышающей пользе, как отсутствие нуждающихся мусульман в своей местности, большая нужда в иной местности, и т.п.

Закят аль-Фитр предназначен именно для мусульман, несмотря на разногласие в этом вопросе среди имамов, и нельзя его отдавать не мусульманам в отличие от добровольного пожертвования (садакъа).

Размер закята аль-Фитр составляет 1 Са’ – это мера объема продуктов питания, максимум равная 2.50 – 3.00 кг.

Относительно дозволенности выплаты закята аль-Фитр деньгами есть известное разногласие среди учёных с давних пор.

Но лучше всего выплачивать закят аль-Фитр продуктами питания, как об этом говорится в пророческих хадисах, ибо так поступали сподвижники, и это было мнением большинства саляфов и имамов после них.

Закят аль-Фитр можно выплачивать различными продуктами питания, будь то рис, гречка, фасоль, макароны, пшёнка, мука и т.п., если данные продукты являются основными в той или иной местности.

Нельзя платить аль-Фитр испорченными продуктами, а также не следует давать его приготовленной едой или быстро-портящейся, которую нельзя хранить. Как и нельзя давать аль-Фитр сахаром, солью и т.п. поскольку всё это считается приправой, а не едой. Также учёные считали, что аль-Фитр не выплачивается овощами и фруктами, поскольку они быстро портятся. Исключением из фруктов являются только финики и изюм, если только эти продукты питания являются ходовыми в той или иной местности.

Что касается выплаты аль-Фитра картошкой, то некоторые шейхи дозволили это, говоря, что хоть картошку и не отмерить подобно сыпучим продуктам питания, всё же она взвешивается и долго хранится.

Что касается дозволенности выплаты аль-Фитра мясом, то учёные разногласили в этом вопросе. Имамы Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, а также некоторые маликиты считали это дозволенным, если мясо является распространённой едой в той или иной местности. Однако большинство учёных это не дозволяло.

Человек не обязан выплачивать аль-Фитр самым дорогим продуктом питания, он может выплатить его средним из того, чем он питается сам.

Не следует собирать один аль-Фитр за одного человека из различных видов продуктов, так как в хадисах говорится: «выплачивать одним Са’ ячменя; одним Са’ фиников; одним Са’ творога; одним Са’ изюма». Конкретизация одного конкретного вида продуктов питания полноценным Са’ не случайность, а, следовательно, один Са’ не следует делать из различных видов продуктов, как скажем, половина одного Са’ будет из риса, а другая половина из гречки, и это запрещал имам аш-Шафи’и, Ибн Хазм, и др.

Однако, если семья, скажем, состоит из четырёх человек, то нет проблем в том, чтобы разнообразить аль-Фитр, например, сделав 2 Са’ за двоих человек рисом, а два других Са’ – гречкой или мукой, и т.п.

Закят аль-Фитр не выплачивается родным, которых человек итак обязан содержать.

Одному нуждающемуся можно давать больше, чем 1 аль-Фитр.

Один Са’ продуктов можно разделить между двумя нуждающимися.

Закят аль-Фитр необходимо выплатить ДО совершения праздничной молитвы (аль-‘Ид).

Лучше всего выплачивать аль-Фитр непосредственно в день ‘Ида перед праздничной молитвой. Но если человек опасается, что не успеет его выплатить в это время или найти нуждающегося, то можно отдать его и раньше, например, вечером после завершения месяца Рамадан, или даже за 1 или 2 дня до аль-‘Ида.

Не следует выплачивать аль-Фитр за много дней до наступления ‘Ида поскольку смысл закята аль-Фитр состоит в том, чтобы избавить нуждающихся от просьб в день праздника. А если выплатить аль-Фитр задолго до него, то нет сомнения в том, что нуждающийся не продержит это продовольствие до праздника.

Если человек не успел или забыл выплатить закят аль-Фитр до праздничной молитвы, он становится для него долгом, выплата которой всё равно остается обязательной.

Аллах Алим!

Отцу, выплачивающему закят аль-фитр за свою семью, следует усердствовать в том, чтобы весь этот процесс проходил на глазах его детей и чтобы они принимали в этом участие.

Следует объяснять детям достоинства этого вида поклонения и то, что он является одним из известных исламских обрядов.

Следует разъяснять детям количество выплачиваемого закята, виды продуктов и т.д.

К большому сожалению, большинство отцов выплачивают закят аль-фитр за себя и за свою семью, без наличия у детей знания об этом.

Большинство детей вырастает без какой-либо информации об этом обряде и, следовательно, отсутствует в их сердцах проявление величия к этому виду закята, в то время как Всевышний Аллах в Коране сказал:

"О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено". (66:6).