Крах банков в США. Обвал в Европе. Началось? И чем это все в итоге грозит России?

Крах банков в США. Обвал в Европе. Началось? И чем это все в итоге грозит России?

Понедельник должен был стать черным. Публику активно к этому готовили с вечера пятницы, когда появились новости о банкротстве Silicon Valley Bank.

Помните, как у нас в 90-х народ деньги из лопающихся банков забирал? То же самое было в и в Штатах — за сутки клиенты 16-го по величине американского банка вынесли из него 42 миллиарда долларов.

Банкротство Силикона интересно двумя моментами:

Долларовые стейблкоины USDC и DAI утратили связь с долларом, поскольку их операторы часть активов держали именно в этом банке. Уже восстановилась связь, можно не переживать, но… осадочек остался.

На долю именно этого банка приходилось около 60% финансирования «зеленой энергетики» США, написал мне мой американский коллега. Выходит, все не просто так? Битва недровиков с зелеными приобретает новые очертания? Особенно на фоне заявления Байдена о том, что компенсировать убытки инвесторам никто не будет. Простите, детки, ничего личного. Это капитализм.

Вслед за Силиконом пошел Signature Bank — некрупная по американским меркам контора с активами на 110 млрд долларов.

Активно подогреваемая истерика должна была вылиться во что-то крупное.

Началось?

В понедельник и англоязычный, и русскоязычный сегменты сети заполонили сообщения о катастрофическом обвале «крупнейших американских банков». Вот с такими скриншотиками:

Крах банков в США, истерика

А теперь показываю крупнейшие американские банки, найдите 10 отличий:


Вывод прост: обвал банков третьего эшелона почему-то решили медийно раскрутить в мировой финансовый коллапс. Я посмеялся у себя в телеге и предупредил читателей не вестись на кликбейт, но…

К ночи пошли новости уже из Европы

И если в США падали третьесортные финансовые организации, то в ЕС полетел крупняк:

  • Credit Suisse -14%,
  • UniCredit -9%,
  • Deutsche bank, Raiffaisen -7%,
  • KbW -12%,
  • Commerzbank -11%,
  • Sabadell -10%,
  • Santander -8%.

Никаких объективных предпосылок для обвала не было. Европа слишком медленно топала в рецессию, нужно было ее подтолкнуть, что Штаты и сделали — именно так все выглядит.

Если в течение недели-двух ситуация не нормализуется, можно констатировать начало кризиса, сопоставимого по масштабам разве что с Великой Депрессией столетней давности. Только тогда преобладали дефляционные риски, а сейчас инфляционные, что как минимум утраивает удар по уровню жизни населения.

Что нам в России с этого?

Это ж у них там рецессия и инфляция, нам то что? Нас же мир огородил санкциями. И доллар у нас в полузапрете. А Европа нам теперь и не друг, и не партнер, а так. Запасемся попкорном, посмотрим по телеку на немцев, штурмующих отделения Дойчебанка, поржем или посочувствуем, кого как воспитали.

В истории экономики пока не было рецессий, которые бы сопровождались ростом спроса на сырье и цен на углеводороды. Не было и быть не может. А поскольку бюджет наш все еще зависит от нефти-матушки и газа-батюшки, то от мирового рынка зависит и каждый из нас. В нашем случае бюджет сверстан исходя из 70 долларов за баррель. Снижение стоимости барреля на 10 долларов дает 1 триллион рублей дефицита вдобавок к уже имеющемуся. И это без учета прочего сырья, которым мы торгуем!

Снижение цен на сырьевые товары усугубит проблему дефицита бюджета. Если нефть упадет до 20-30 долларов за баррель, как в прошлых рецессиях, рубль придется девальвировать процентов на 50, а то и больше, чтобы бюджетники получили свои зарплаты.

А ведь мы могли бы очень хорошо заработать на этом кризисе. Выступить спасительной гаванью для иностранцев и компенсировать потери от углеводородов бурным ростом инвестиционной активности в экономике высокого передела. Но выбрали воевать вместо торговать.

krizis-kopilka

Третий срок китайского председателя и генсека Си Цзиньпина — это, безусловно, не-норма для современного Китая и свидетельство тяжелого кризиса. Вопрос только — какого? Я не китаист, поэтому на этот вопрос даже не стану пытаться отвечать. Однако как человек, изучающий кризисы и катастрофы, могу точно предположить, что перед нам именно кризис, причем в достаточно тяжелой, запущенной и (возможно) уже в необратимой форме.

Кстати, даже Мао Цзедун, хотя и был руководителем партии более 30 лет, государственный пост председателя занимал два срока в общей сложности ровно 10 лет. Останься Си Цзиньпин руководителем партии, но не руководителем Китая — ситуация была бы вполне «в норме», но имеем, что имеем.

Безусловно, нет единых норм и правил, и совершенно нет никакого смысла выводить закономерности, однако слом традиций и ритуалов есть маркер, который демонстрирует качественное изменение ситуации.

С точки зрения управления даже на тренде развития руководство подлежит ротации, так как в ходе развития накапливаются противоречия, которые необходимо разрешать по мере их накопления, что крайне сложно делать тем, кто их и создал. Но уж на нисходящих трендах смена управляющего контура — это вообще непреложное правило. А Китай находится на нисходящем тренде, как бы это ни показалось удивительным, глядя на его формальные показатели. При этом большая часть периода накопления кризисных явлений как раз и пришлась на председательство Си Цзиньпина, что делает его третий срок совершенно удивительным и угрожающим для устойчивости Китая.

Повторю, что писал ранее, и что совершенно не является секретом: китайская модель развития экономики образца «до 2008 года» в ходе тогдашнего кризиса показала свою не самодостаточность, и поэтому поиск нового источника развития и новой модели была совершенно оправданной. И даже то, что утраченные экспортные возможности было решено восполнить за счет опоры на внутренний рынок, выглядит вполне разумным, так как будем откровенны — в условиях жесточайшего цейтнота придумать что-либо иное в 2008 году было просто невозможно.

Однако уже тогда было известно и понятно, что ускоренное развитие внутреннего рынка не могло не привести (и привело) к лавинообразному нарастанию долговой нагрузки, так как никак иначе, чем через наращивание долга, обеспечить опережающий спрос на внутреннем рынке было нечем. Это и привело к противоречию: для обслуживания столь быстро увеличивающегося долга рост экономики должен был составлять колоссальные значения, а выдержать такие темпы на длинной дистанции не способна никакая экономика.

Поэтому буквально через пять лет после 2008 года стратегию «общества среднего достатка» дополнили стратегией «социального кредита». То, что мы сегодня называем «цифровой концлагерь», однако это не совсем верно. «Цифровой мир» — это всего лишь инструмент перехода к совершенно иной экономике. Экономике, которая строится на принципах тотального планирования — планирования производства, общего потребления и потребления индивидуального. Ранее такая задача была ограничена технологическими пределами, сегодня они достигнуты. Однако здесь возникла проблема совершенно иного уровня — психическая. В некотором смысле мы подошли к тому же пределу, к которому подошел Древний Рим: уровень производительных сил вплотную приблизился к мануфактурному производству, однако производственные отношения встали перед неразрешимой для античной психики задачей невозможности совмещения коллективного труда и индивидуальной свободы. Древний Рим эту задачу не решил и рухнул. Потребовалась тысяча лет Средневековья, чтобы к эпохе Возрождения эта задача в целом была решена, была создана основа для возникновения протестантской этики, которая и запустила заново цикл, сделав возможным зарождение и развития свободного рынка и капитализма. Сегодня капитализм исчерпал себя, цикличность повторяющихся долговых кризисов в соответствии с теорией Митчелла Фейгенбаума подошла к своему пределу к точке сингулярности, за которой следует либо прорыв к новому уровню, либо падение в новое Средневековье. Остаться на месте невозможно.

Инструмент для прорыва найден, но нет объекта применения этого инструмента: нет социума, способного на новый психический прорыв. Ускоренное строительство такого социума и пытаются вести через совершенно людоедские проекты «новой нормальности» или «общества социального кредита». Гуманистических проектов нет даже на горизонте, хотя они, в общем-то, понятны: ускоренное воспитание нового человека при сохранении условий «дожития» поколений, неспособных на переход. Но времени нет, ресурсов для такого гуманного подхода нет, да и желания у управляющих страт для решения такой задачи не просматривается.

Но мы о Китае.

Китай очевидно нащупал проект прорыва и перехода. В рамках прежней системы шансов у него нет никаких. Долговой кризис нарастает, для его разрешения китайская экономика должна расти ежегодно на десятки процентов в течение огромного по длительности срока, измеряемого поколениями. Что абсолютно нереально. Альтернатива — сместить США с позиций мировой сверхдержавы и превратить юань в мировую валюту (или хотя бы создать пул мировых валют, где юань займет место наряду с долларом). Этот путь возможен только через глобальную войну, которую нужно еще выиграть. При том, что у Китая вообще нет ни опыта, ни традиций победы в войнах. То есть — в рамках существующей системы Китай ожидает катастрофа в любом из сценариев.

Остается лишь один путь — ускоренный переход к новой системе, на пути чего стоит очевидный психический спазм общества, неспособного на такой переход.

Отсюда вполне очевидный вопрос: человек, который не сумел отрефлексировать и сформулировать задачу по разрешению возникшей системы противоречий, остался у руля чтобы что?

krizis-kopilka

Индия и Турция решили соблюдать антироссийские санкции

Правительство Турции решило последовать западным санкциям и остановило транзит товаров в Россию 1 марта, сообщил Bloomberg со ссылкой на высокопоставленного турецкого чиновника. Это произошло на фоне давления Вашингтона.

Блокировку экспорта санкционных товаров в Россию подтвердил агентству главный исполнительный директор базирующейся в Стамбуле таможенной компании Subasi Мустафа Бояджиоглу. По его словам, раньше не было проблем с продукцией, которую сначала импортировали в Турцию, а затем переправляли в Россию. Теперь же ограничения ввели на основе страны происхождения товара, сказал он.

«Система оформления грузов в Турции просто перестала работать», — рассказала агентству совладелица компании Vendor Cargo Екатерина Лазуткина. По ее словам, таможенная платформа блокирует продукцию, предназначенную для отправки в РФ.

За 2022 год Турция, которая не присоединилась к западным санкциям, стала одним из крупнейших поставщиков товаров в Россию: экспорт в РФ вырос с $5,8 млрд до $9,3 млрд.

Индия присоединилась к санкциям на нефть из РФ

Индия не станет нарушать западные санкции против России, включая потолок цен на российскую нефть на уровне $60. Как сообщают источники Bloomberg, власти страны уже неофициально попросили банки и трейдеров придерживаться ограничений.

В рамках встречи министров стран G-20 в Дели индийские власти обсудили этот вопрос с коллегами из США и других стран G-7. По словам собеседников агентства, представители западных стран остались довольны результатами переговоров. С начала СВО Индия и Китай стали крупнейшими покупателями российской нефти.

При этом еще за год до того Индия практически не покупала российскую нефть, а сегодня этот рынок стал одним из ключевых для Москвы. За неделю с 17 по 24 февраля страна импортировала 0,81 млн баррелей нефти в день из России, писал Bloomberg. Больше закупал только Китай — 1,1 млн баррель в день. В целом спустя год после начала боевых действий морской экспорт сырой нефти из России оказался близок к рекорду с 24 февраля 2022 года.

krizis-kopilka