Котёл Ближнего Востока: невообразимые коалиции

Котёл Ближнего Востока: невообразимые коалиции

Иран переориентировался на Запад. И это уже не сенсационная новость. Отказался закупать российские танки Т-90, отверг претензии «Лукойла» на участие в иранской нефтедобыче и разведке. Ирану разморозили 100 млрд.$, открыли доступ в SWIFT. Обещают инвестиции и технологии.

Асад милее ИГ, Иран на место КСА

Тут вот Вилайати приезжал в Москву одновременно с Киссенджером. Конечно же, коснулись проблемы Сирии. Иран теперь - куратор Ближнего Востока от США. Эту роль Обама отобрал у КСА, которые стали плохо себя вести по отношению к Белому Дому. И теперь вот американцы играют у тех на нервах. Сливают в сеть информацию, что КСА может расколоться на три части. Иран активно кивает головой. Ещё бы — ведь главный геополитический враг попал в немилость к Большому Брату!

Недавно Саудовская Аравия и Иран стояли на грани прямого вооружённого конфликта из-за казни шиитского проповедника. Толпа иранцев разгромила посольство КСА в Тегеране, в ответ саудиты, а вслед за ними и другие монархии Персидского залива, разорвали дипотношения с ИРИ. Воинственная риторика набирала обороты. Но, в решающий момент, Иран пошёл на попятную. Зачинщиков погрома «поймали» и осудили. Как заявила иранская сторона, это были какие-то иностранцы.

Надо учитывать, что косвенное военное противостояние между Ираном и КСА идёт на полях сражений в Йемене и Сирии. Теперь вот якобы Анкара и Эр-Рияд собираются ввести войска на территорию Сирийской республики. Пока что это только декларации, игра на нервах, но никто не даёт гарантий того, что военный контингент двух стран, а тут ещё ОАЭ с Бахрейном готовы присоединиться, пойдёт войной на Асада, которого с воздуха прикрывают российские ВКС, а на земле — Хизбулла, иранские, афганские и иракские добровольцы, при активном участии военных советников из КСИР.

Можно предположить, что Запад выдвинул Ирану ультиматум: снимаем санкции и размораживаем счета в обмен на прекращение поддержки режима Башара Асада. Но в действительности коллективный Запад не заинтересован всерьёз свергать алавитского лидера. Говорят одно, на деле же — другое. В противном случае на смену ему придут джихадисты. Явно неприемлемый вариант, как для Вашингтона, так и для Брюсселя. Они понимают, что Асад — хромая утка, поддержать его публично, означает поставить на заведомо проигрышную фигуру. Более того, сирийский режим — часть системы, мирового порядка, пусть и в статусе нашкодившего плохиша. Понятно, что Западу милее даже такой Асад, чем внесистемные исламисты.

По-настоящему ухода Асада хочет только турецкий президент. С оговорками — саудиты. Им не остаётся ничего другого. Надо форсировать события. Так как инициатива лидера исламского мира переходит от них к Анкаре. Долгое время саудовская династия только дискредитировала себя в глазах мусульманской уммы. Одно сотрудничество с США и «Израилем» чего стоит! Отрезвило династию намерение ИГ: следующая цель после Сирии — Саудовская Аравия, освобождение двух святынь. Радикалы внутри КСА почувствовали, что их время вот-вот придёт и им удастся свергнуть прогнивший режим. Многие саудиты, уехавшие воевать в ИГ, готовы возвратиться уже в новом качестве.

Правящая верхушка КСА не может этого не знать. Они хотят влезть в Сирию, чтобы блокировать прежде всего Исламское государство, Асад, как цель, вторичен!

Может возникнуть вопрос: раз КСА рассматривает Турцию как конкурента за лидерство, зачем же они действуют сообща? Эр-Рияд в одиночку не может решить "сирийский вызов". Его армия слаба, хоть и технологически хорошо оснащена. Турки же — отлично подготовлены. Без них арабы обречены на провал, так же как в Йемене.

Тут важно знать, что российские ВКС наносят свои удары в основном по позициям оппозиционных группировок, ориентированных на Саудов и Турцию. ИГ достаётся в малой степени. Процент боестолкновений асадитов с ИГ не превышает 10 от общего числа их боёв. Большая часть приходится на противостояние с курдами, движениями Джабхат ан-Нусра, Джейш аль-Ислам, Ахрар аш-Шам и другими. Сауды понимают, что в этих условиях их креатуры будут истощены. Аль-Багдади это только на руку. Нельзя исключать и того, что иракский режим не будет препятствовать движению отрядов ИГ на юг Ирака, в сторону границы с Саудовской Аравией, если тот получит гарантии того, что Багдад и Иран не ударят в спину и вообще не будут «трепать» их тыл. Иран-то заинтересован в ударе по саудовской династии, которую он уже дёргает в Йемене.

Вот и торопятся сауды упредить удар, а заодно и усилить свои позиции.

Не можешь победить сам, попроси другого

В принципе, если бы Тегеран захотел, он бы без проблем захватил треть Ирака. Южную её часть, насёленную шиитами. Но Ирану этого не надо. У него там в Багдаде сидит марионеточный премьер. Да и портить и без того дырявый имидж «страны-изгоя» не хотят перед Западом. Теперь-то иранцы ходят в «нормальных партнёрах». Да ещё и с повстанцами в Сирии борются.

Идеологическая и политическая экспансия Ирана одобрена Вашингтоном и Брюсселем. Иран знает толк в подковерной дипломатии. Очень они гордятся тем, что опытны и искушены в дипломатии. Так и говорят: нашей дипломатии 2500 лет. Опытный лис всегда перехитрит шустрого, но молодого и неопытного. Сауды просты по своему менталитету, читаемы, а вот персы — никогда не знаешь, что у них на уме, прожжённые ребята. Иранцы не доверяют России. Никому не доверяют вообще.

Что интересно, Иран несёт существенные потери в Сирии. Хотя считается, что его армия наиболее оснащённая. Но вот оказалось не так, боевой потенциал не столь высок. Да и про сирийскую армию говорили тоже самое, дескать, сильнейшая в регионе.

Иран ведь привык воевать особым способом. Против саддамовской армии, не имея техники достаточной, они делали ставку на шахидов. Иран понёс большие потери в той восьмилетней войне с Ираком. Свыше миллиона иранцев полегли на полях сражений. Армией командовали муллы. Так как Хомейни не доверял старым офицерским кадрам, воспитанным при шахе.

Муллы, что понятно, в военном деле не понимали ровным счётом ничего. Танки решили закидывать буквально шапками, а останавливать их продвижение доверили шахидам. Иранским добровольцам, молодым парням с едва прорезавшимися усиками, муллы вешали на шею маленький ключик — как символ обретения рая и отправляли на верную смерть. Первые годы Иран, ограниченный в возможности покупки вооружений из-за санкций, нёс неисчислимые потери. В немалой степени по причине бездарного военного (клерикального) командования.

Хомейни приказал не останавливать войну до тех пор, пока ему не принесут голову Саддама. Перед самой своей кончиной Хомейни согласился на мир. Обе страны были измотаны, согласившись на холодный мир.

И вот голову Саддама Тегерану принесли американцы. Теперь Ирак (треть его части с Багдадом) под протекторатом Ирана. Вот так вот штатники сделали для Ирана то, что они сами не смогли сделать в 80-х, в годы войны с Саддамом. На востоке США потеснили враждебных Ирану талибов. С двух сторон разжав для Тегерана тиски.

Известно, что иранцы с 2001 года активно сотрудничали с ЦРУ, якобы помогая в борьбе с международным терроризмом. Выдали им немало бойцов сопротивления Афганистана.

Прошло 15 лет, взаимодействие двух стран вылезло из-под подковёрной дипломатии в белый «цивилизованный» свет. Американская «ось зла» меняет представителей.

Руслан Айсин

poistine

"Русский медведь правит бал на сирийской земле"

Российские авиаудары в Алеппо, начавшиеся вскоре после открытия женевских переговоров по Сирии и на фоне визита в Турцию канцлера ФРГ Меркель, меняют весь военно-политический ландшафт Сирии, пишет западная пресса. Дипломатия агонизирует, гуманитарная катастрофа и миграционный кризис нарастают, западные лидеры выглядят "гневно и беспомощно". "Агония Алеппо" станет для Европы "проверкой на решительность" и "поворотным моментом гражданской войны в Сирии", комментируют обозреватели. Россия использует нерешительность США и, возможно, даже склонила Обаму к некой договоренности по Сирии, чтобы избежать прямого столкновения друг с другом и распространения кризиса на весь регион.

"Канцлер Германии Ангела Меркель выразила негодование по поводу российских авиаударов на севере Сирии, которые вызвали новый отток мирного населения к турецкой границе, усугубляющий европейский беженский кризис", - сообщает Гай Чейзан в Financial Times.

"После переговоров в Анкаре с турецким премьер-министром Ахметом Давутоглу Меркель сказала, что "не только шокирована, но и возмущена страданиями десятков тысяч людей, вызванными бомбежками - главным образом, со стороны России". Она призвала Москву выполнить резолюции Совбеза ООН, требующие прекратить бомбардировки мирного населения", - говорится в статье.

Как отмечает Ульф Пошардт на страницах немецкой газеты Die Welt, российские авиаудары в Алеппо "приходятся как раз на время визита канцлера Меркель к турецкому премьер-министру Ахмету Давутоглу. Оба, кстати, выглядели на пресс-конференции гневно и беспомощно".

Таким образом Путин, комментирует Пошардт, "мстит туркам за сбитый в ноябре российский боевой самолет и немцам, которые не допустили вмешательства в свои внутренние дела после якобы произошедшего изнасилования русскоязычной девочки в Берлине. Более того, все это заново показывает, насколько хрупка и бессмысленна попытка Меркель решить миграционный кризис дипломатическими методами. Путин наглядно ей показывает, как все это мелко и бессмысленно".

"Агония Алеппо станет для Европы проверкой на решительность" - утверждает в заголовке редакция Financial Times.

"Сейчас, когда европейские лидеры наблюдают за российскими бомбардировками Алеппо, им следует понять, что стоит на кону. Путин отправляет туда свои самолеты не только для того, чтобы вновь заявить о могуществе России на Ближнем Востоке, - убеждена редакция. - Этим он одновременно подстегивает миграционный кризис, который расколол Европу, усилил позиции популистов и грозит ослабить немецкого канцлера, которая выступила против него, когда он вторгся на Украину. 28 членов ЕС должны преодолеть свои внутренние разногласия и объединиться вокруг единой миграционной политики прежде, чем Путин углубит их расхождения", - призывает Financial Times.

Падение Алеппо станет поворотным моментом гражданской войны в Сирии, считает обозреватель Le Figaro Изабель Лассер. Дипломатический процесс агонизирует; масштабное наступление сирийской армии при поддержке решительно настроенной России и бездействии США угрожает самому существованию "неджихадистской" оппозиции Башару Асаду. Ее исчезновение превратит Сирию в арену противостояния режима с ИГИЛ.

"С помощью военной операции в Сирии Москва хочет взять реванш над американским соперником-победителем в холодной войне, а также ослабить и расколоть Европу, - считает Лассер. - Возвращая Сирию под свой контроль, она укрепляет режим Асада и восстанавливает российское влияние на Ближнем Востоке. Отрезая путь к Турции, Россия лишает повстанцев поставок оружия и "показывает нос" Эрдогану, отношения с которым испортились окончательно".

"Российская огневая мощь меняет весь военно-политический ландшафт Сирии. Но следствия этого нового расклада сил коснутся и Запада, ослабление стратегического влияния которого на Ближнем Востоке с каждым днем ощущается все сильнее. Исчезновение неджихадистской оппозиции, которая, по западным расчетам, со временем должна была покончить с ИГИЛ, лишает Запад рычагов влияния в Сирии. И без того ослабленную аннексией Крыма, поставившей под сомнения устои мирового порядка и безопасности, сформировавшиеся после холодной войны, Европу сегодня сотрясает миграционный кризис, усиливающийся с каждым днем из-за российских бомбардировок, толкающих на бегство все новых беженцев", - пишет газета.

Не способствует мирному процессу и противостояние суннитской Саудовской Аравии и шиитского Ирана, однако "вызов, брошенный Москвой Турции и Саудовской Аравии, двум основным помощникам повстанцев, заставляет опасаться всеобщего возгорания", подчеркивает Лассер.

"За восемь месяцев до американских выборов вероятность того, что администрация Обамы ужесточит свою сирийскую политику, практически равна нулю. Критика, высказанная США и их европейскими союзниками, была отметена русским медведем, который продолжает править бал на сирийской земле, а также на дипломатических встречах. Кремль обещал предложить "новые идеи" на Мюнхенской конференции, открывающейся на этой неделе. Нет никаких сомнений, что речь пойдет об изменении ситуации в пользу Башара Асада", - пишет газета.

"Что касается Европы, то она никогда еще не была настолько расколота. Если ситуация продолжит ухудшаться, однажды ей, возможно, придется выбирать между Россией Путина и Турцией Эрдогана. А Турция является частью НАТО", - заключает журналистка.

Как полагает израильская газета The Jerusalem Post, "Россия и США конкурируют за союз с курдами в борьбе с ИГИЛ".

"Сирийские курды объявили в субботу, что они откроют свое первое иностранное представительство в Москве", - сообщает Ариэль бен Соломон, отмечая, что "выбор Москвы, а не Вашингтона или Западной Европы говорит о многом".

По мнению ветерана израильской разведки, дипломата Шмуэля Бара, объединение областей сирийского Курдистана при поддержке России может способствовать обретению независимости иракским Курдистаном. "Весьма вероятно, что Россия воспользуется этой тенденцией и поддержит курдов, фактически превратив американского союзника в российского", - отмечает Бар.

"...В своем курдском гамбите Россия использует нерешительность США, опасающихся разозлить Турцию полной поддержкой курдов. Это сильно осложняет жизнь Анкары, в то время как она продолжает бороться с курдским восстанием у себя дома", - рассуждает автор.

По мнению главного переговорщика со стороны сирийской оппозиции Рияда Хиджаба, нарастающая на севере Сирии гуманитарная катастрофа стала следствием "несовершенной американской стратегии". Об этом он заявил в телефонном интервью BloombergView.

"По словам Хиджаба, Москва хочет срыва мирных переговоров", - говорится в статье.

"Ситуация приняла ужасный оборот, особенно из-за тактики выжженной земли, которой придерживаются российские самолеты, и того, как они ведут бомбежки, буквально уничтожая все вокруг, - сказал Хиджаб. - Другая сторона приняла меры, чтобы сорвать любые переговоры за счет ужасающих бомбардировок".

"Провалы переговоров приводят к тому, что сирийский народ меньше доверяет умеренной оппозиции. Авторитет Соединенных Штатов падает среди населения не только Сирии, но и всего Ближневосточного региона", - заявил Хиджаб.

Le Huffington Post предполагает, что между Путиным и Обамой существует некая договоренность по Сирии.

"В последние недели стали появляться факты, которые могут свидетельствовать о существовании соглашения между Москвой и Вашингтоном. У России Путина нет проблем с осуществлением того, чего не могут себе позволить США Обамы, особенно в год выборов. Речь идет о беспощадной войне против всех противников режима Асада с целью восстановления власти режима или, быть может, его изменения", - пишет автор статьи Эрик Салерно.

"Путин и Обама обмениваются тревожными сигналами, но ни один не стремится перейти к прямому противостоянию. И, вероятно, даже к непрямому конфликту. Российская экономика ослаблена. Американская экономика в зоне риска, и Обама не хочет вовлекать свой народ в новую войну после того, как получил Нобелевскую премию за несуществующий мир. Вполне законно предположить, что лидеры двух крупнейших держав (уже более не сверхдержав) договорились о том, чтобы положить конец конфликту в Сирии и окрестностях? Москва могла бы вновь обрести важную роль на Ближнем Востоке со стратегической базой на Средиземном море. Вашингтон мог бы сказать, что одержал победу в войне и создал условия для обновления региона. Совершенно очевидно, что их провал может привести к распространению межарабского конфликта или конфликта между суннитами и шиитами на весь южный регион Средиземноморья, где в рискованной ситуации оказались режимы, например, алжирский (это относится и к Саудовской Аравии), переживающие трудности в связи с драматическим падением цены на нефть", - пишет журналист.

inopressa